Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Диктатура совести: Монархическая идеология

  • Диктатура совести: Монархическая идеология

Фото: www.globallookpress.com

Монархическая «диалектика» неограниченности и самоограниченности. Значение религиозного начала

Автор:
Смолин Михаил

Для такого большого государства, как Россия, с таким немалым количеством народов, имеющих разные культурные традиции, необходима авторитетная и сильная власть. Личность во власти критически важна для консолидации разных частных стремлений в нашем обществе.

Всякое ослабление института власти в нашем обществе или даже потеря авторитета у конкретного представителя властной пирамиды вызывает в нашей стране повсеместный кризис государственности.

Читайте также:

Есть ли у государства и закона воля? Монархическая идеологияСуществует ли верховенство государства и закона? И можно ли обойтись без личности в управлении человеческими...

Общество

У нас нет ни одного коллективного органа, обслуживающего государственные интересы. Власть у нас всегда персонифицирована и индивидуально зависит от личности, воплощающей её.

Значение религиозного начала

Единоличное правление, Монархия, автократия возможна только в обществе, в котором существует религиозное чувство, религиозное мировоззрение.

Власть одного человека над огромными людскими массами не может быть реальностью без внутреннего ощущения у людей особой избранности правителя. Поскольку власть над миллионами не может держаться объяснением только чисто человеческими способностями правителя. Подчинение такой власти не может не иметь религиозных корней.

Посмотрите, как недолговечны республиканские «любимцы» толпы. Они возводятся массой в ранг властвующих на пике народного восторга, только силой количественной, и буквально через несколько лет уже почитаются этой же толпой как «враги», ненавидимые всеми.

Фото: Rob Crandall / Shutterstock.com

И как долго могут править цари и короли, взошедшие на престолы своих царственных предков в юности и умирающие в глубокой старости? А династии, правящие столетиями, разве они могут держаться многомятежной любовью масс? Их власть покоится на совершенно другом основании.

Читайте также:

Государство как союз власти и нации: Монархическая идеологияКакую роль играют отношения власти и народа? О важности нравственной адекватности власти и добровольности...

Общество

Можно как угодно относиться к религиозному началу в человеческой истории. Но именно оно даёт самую стабильную и глубокую основу Верховной власти. Если, конечно, народ разделяет те же религиозно-мировоззренческие установки, что и автократор.

Ни один республиканский лидер не способен продержаться у власти сколько-нибудь долго без формирования особого «культа личности», хотя бы отчасти говорящего о его особой избранности. Но чаще всего многолетний республиканский лидер становится диктатором (что, кстати, далеко не всегда плохо для населения), так как демократическая власть не предполагает «небесной санкции», а исходит лишь из воли «народного избранничества» или узурпации.

Различия монархий от истинности религиозного идеала

Религиозный монотеизм лучше всего способствует появлению Монархии. Многобожные языческие культы, за исключением культа предков, этому мало благоприятствуют. Впрочем, язычество вообще плохой религиозный драйвер для развития общества и появления государства.

Но главное отличие монархий друг от друга — в нравственном их содержании. Эти различия происходят от степени религиозной истинности их нравственного идеала.

Так, исламские монархии, в силу принципиальной отдельности небесного и земного миров, имеют весьма смутное представление о неведомой, не общающейся с людьми небесной силе. В результате и властные исламские режимы чаще носят деспотический, произвольный характер.

Читайте также:

Власть и государство как политические аксиомы: Монархическая идеологияПоследние сто лет сильно затуманили в нашей стране идею государства. Чтобы двигаться дальше, необходимо...

Общество

Нравственные установки христианства сформировали наиболее чистую форму Монархии. Христианский характер власти проявлялся прежде всего в том, что сама верховная власть по доброй воле проникалась христианскими нравственными идеями и пропитывала ими своё законодательство и государственное устройство. Обязав саму себя быть христианской властью, царская власть добровольно стала и покровительницей Православной Церкви, помогая ей в её мировой миссии проповеди христианства по всему миру и свидетельствуя о Христе вплоть до смерти.

Фото: akedesign / Shutterstock.com

Связь Монархии с социальным строем

Любая монархия наряду с религиозным мировоззрением связана с социальными слоями того общества, в котором она осуществляет своё властное служение. Социум, вырастая из монархических патриархальных, родовых рамок и становясь гражданским обществом, испытывает такую же потребность в согласовании массы частных и межсословных интересов, как и патриархальное общество.

Верховная объединяющая власть становится тем важнее в гражданском обществе, чем разнообразнее социальные силы развиваются в социуме. И эти разные силы можно соединять в единое государство только нравственным содержанием самой власти, диктатурой совести.

Наряду с культивированием нравственного идеала Монархия всегда заботилась об эффективной системе управления, соединяющей единство действия с высокопрофессиональной специализацией своей бюрократической машины.

Читайте также:

Двадцать причин уважать Русскую МонархиюНадо ли оставить Царскую Россию на помойке истории? Или без Монархии нет русского будущего?

История

Этого уровня специализации всегда не хватает демократии, которая пускает в такие специфически профессиональные области, как, например, законодательство, людей практически «с улицы». В законодатели в палаты Федерального собрания через выборы попадают люди по принципу верности партиям, а не исходя из своих специальных знаний, необходимых для законотворчества. Потому в демократии законы получаются и слишком многочисленны, и слишком запутанны для простых граждан.

Демократия всегда стремится к упрощению и уравнению, всякое культивирование интеллектуальности, служения, аристократичности ей не свойственно.

Монархическая «диалектика» неограниченности и самоограниченности

Одно из самых сложно понимаемых, мыслимых и оказывающихся при ближайшем рассмотрении мнимых «противоречий» — это триединство Бога, Государя и народа.

Власть Государя истинна, только когда она исходит, даруется от Бога, и возможна только тогда, когда народ искренне принимает власть Государя как свою, народную, представляющую его интересы.

И здесь нет никакой уступки идее народовластия или «народной воли». Любая власть становится возможной только тогда, когда её добровольно принимают подвластные граждане. И весь вопрос выбора принципа Верховной власти состоит в том, считает ли народ себя автономным от Бога или нет. Надеется он на Бога (монархический принцип), на лучших людей (аристократический принцип) или только на численное большинство (демократический принцип).

Читайте также:

Русские: Монархисты или республиканцы?У каждого народа своя форма государственности и свои предпочтения в принципе власти

Общество

Монархия может существовать, только если, с одной стороны, есть Воля Божия на дарование этой власти народу своему, а с другой, народной стороны, если есть воля на добровольное принятие, признание происхождения этой Верховной власти свыше, Волей Божией.

Монархия — государственно-организованный религиозный земной путь к спасению в вечности. Монархия — религиозно мотивированный государственный строй, земное подножие Царства Небесного, а потому не может существовать без верующих граждан.

В этом смысле Монархия представляет не столько народ, сколько тот религиозный идеал, который разделяется народным сознанием, но является представителем высших небесных сил на земле.

Монархия — властная делегация Божией Милостью, а не многомятежным человеческим хотением, как говорил Царь Иоанн Грозный. Не источник количественной мощи нации, а божественного Вседержительства.

И этой делегацией Власть Монарха становится Верховной по отношению и к государству, и к объединённому ею народу.

Монархия имеет тем более чистый монархический нравственный идеал, чем более правильной, истинной верой она является представителем.

При Монархии весь народ есть слуги Божии. Все — от Царя до последнего гражданина — несут свою службу Божию. В этом единении в Боге и есть единство Царя и народа. И только в этом единстве и есть мощь добровольного подчинения народа власти Царской и одновременно самодержавная мощь и неограниченность власти Государей.

Читайте также:

Монархи - лучшие дипломатыНеобходимость соблюдения тайны, быстроты принятия решений, обладания властью и всей информацией делали лучшими...

Царский год

Царской власти характерна неограниченность, независимость в отношении народных желаний и одновременная самоограниченность общим с народом религиозным идеалом.

Какая власть по-настоящему абсолютистская?

Монархическую власть часто называют абсолютистской, ничем не ограниченной, самовластной. При более глубоком взгляде власть Монарха идеократически ограничена религиозным идеалом и степенью народного подчинения.

Напротив, властью, имеющей абсолютистский образ, скорее можно назвать демократию. Власть народа жёстко зависит только от большинства народа, берет своё начало, истекает из самого народа и ничем не ограничена в своих желаниях. Власть эта практически сливается с государством, то есть эта власть неизбежно склонна к тоталитарности, к контролю всех сфер жизни в обществе.

Монарх не может быть сильнее массы народной, как единица не может быть сильнее некоего множества. Народ же обладает силой количественной, которая легко может становиться Верховной властью. Но именно когда народ подчиняется высшей силе, воле Божией, тогда и может возникать Монархия.

Фото: Sergey Zuenok / Shutterstock.com

Монархия и республика: Божье дело и человеческое дело

По сути, реальными источниками Верховной власти являются только два властных источника: Бог и народ (масса).

Читайте также:

Монархия — идеал правильного государстваМонархия была воспитана, выкована в русской истории как "власть правды", как идеал правильного православного...

Общество

Аристократия по-своему есть либо узурпация количественной власти массы, либо временный период управления лучших, хитрых или богатейших. При аристократическом образе правления масса убедилась — или была принуждена к тому, что «лучшие», аристократически избранные стали властвовать над народом, гражданами. Не поэтому ли аристократии редки в истории и чаще всего носят торгово-финансовый характер?

Более распространённой в истории является властная дихотомия — Монархия и Республика, Божье монархическое дело и человеческое республиканское дело.

Присущая в большей или меньшей степени всем республикам идея автономности человека от Бога — это то, за что люди были изгнаны из рая. Это та же непослушная гордыня — «будем как Боги», тот же бесовский соблазн.

Демократия — это попытка автономии от воли Божией. Монархия — это автономия от воли народа.

В России конца XIX — начала XX столетий Верховная власть религиозно-нравственно просветлялась, а народ (особенно интеллигенция и правящий слой), напротив, регрессировали в своём религиозно-нравственном состоянии. Произошло разновекторное движение, приведшее к психологическому разнонаправленному конфликту целеполаганий в деятельности Верховной власти и общественности. Борьба революционной общественности с Верховной властью в конце концов привела к смене политической веры с монархической на республиканскую.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События