Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

26 октября, воскресенье. Память VII Вселенского собора

 

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(продолжение)

 

Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?

Ф. М. Достоевский.

 

Опасность потерять наших детей

Известный русский философ Бердяев в одном из своих комментариев на «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского писал: «Атеистическая революция неизбежно совершает отцеубийство, она отрицает отечество, порывает связь сына с отцом». Семья, наверно для человека является также чем-то священным. Для христианина семья – это малая церковь, отражение в маленькой ячейке, состоящей из трех и более людей принципов христианской любви и самопожертвования. Эти принципы свято хранились в России, в основном в среде простого народа, который на уровне природном ощущал глубокую внутреннюю связь межу родителями и детьми. Дети воспитывались на евангельских принципах послушания родительской воле, благоговейного отношения к родителям и старшим. И это потому, что в христианстве воля родителя воспринималась как святыня, как проявление и воли Божией. Атеизм, активно насаждавшийся в России сломал священные семейные узы. Наше время является, как это не странно, продолжением и развитием тех «гуманистических идей» разложения семьи, которые начались вскоре после 1917г.

Основная особенность воспитания наших детей сегодня часто заключается в том, чтобы потакать их пожеланиям. Но это приводит к тому, что дети вырастают безграничными эгоистами и хамами. Кроме своего я, своей личной выгоды они ничего не способны видеть и слышать. Этому развитию больного самолюбия и эгоцентризма активно помогают компьютерные игры. Они же, как мы уже ранее говорили, убивают у ребенка интеллект, снижают память, разрушают иммунную систему, развивают в ребенке властное и самодостаточное существо не способное жить в реальном мире.

Но в наших школах существует еще одна серьезная опасность для детей – активное введение уроков по «сексуальному просвещению». Еще в древние времена хорошо знали о том, что половое растление является лучшим способом вырождения нации и уничтожения народов. То же самое сегодня происходит и в наших школах, когда под предлогом «надо знать и испробовать все», несозревший ребенок вводится в ту область человеческой жизни, которая всегда именовалась «интимной». Т.е. личные отношения между полами исторически были сакральной сферой, на публичную демонстрацию которой никогда не посягали. Рассекречивание тайны, прилюдное муссирование анатомических и физиологических подробностей совсем не так безобидно, как это усиленно доказывают теоретики «сексуального просвещения» последователи «валеологии». Введение же в школах уроков «полового воспитания», которые удается вкрапливать в «уроки здоровья» приводят к тому, что дети в подавляющем числе теряют благоговение, страх, стыд, уважение к взрослым и родителям, становятся дерзкими и неуправляемыми. Вульгаризм и цинизм – такими словами называлось поведение людей выходившее за рамки общественной этики. При современном подходе к проблеме полов эта этика исчезла. Но с ней, как констатируют многочисленные факты, исчезает тот поведенческий ориентир, который определяет человека как не животное, а как разумное существо. «Стыдливость, - как замечают современные известные психологи И. Медведева и Т. Шишова, - это здоровая охранительная реакция психики. И, наоборот, отсутствие стыда свидетельствует об очень серьезных психических нарушениях». («Безобразия в образовании)

Но нет ничего невозможного для русского человека; появляются различные настоящие методики физического и психического оздоровления детей. Одна из них была разработана доктором мед.наук В. Ф. Базаровым и активно применяется во многих школах республики Коми. Несомненно, необходимы уроки и духовного просвещения, чтобы с детства ребенок знал, что он не кусок ходячего мяса, а разумное существо, что смысл жизни ни в том, чтобы «поесть и поспать», а быть созидателем и строителем своей души по вечным и нетленным ценностям Евангелия. Безусловно, этой цели служат и уроки «православной культуры».

Об этом говорил еще и Ф. М. Достоевский. В своём известном «Дневнике писателя» пишет: «...если с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм (а это касается и школы, как места общественного воспитания), высокомерие и равнодушное отрицание; если слово «Отечество» произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывавшие их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях «общечеловеческих»; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читатели «Богородицу», - то скажите, что можно требовать от этих детей?» «Совесть без Бога, - писал он же, - есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». И об этом ужасе, как известном законе бытия души, выведенным Достоевским, важно помнить. Ведь в совести без Бога известный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников и преступил ту невидимую черту, став убийцей.

 

Феномен

современного религиозного безразличия и пошлости

 

Данный раздел мы хотели бы начать со слов Ф. М. Достоевского, которые он записал в своих подготовительных заметках к своему известному роману «Идиот»: «Многие думают, что достаточно веровать в мораль Христову, чтобы быть христианином. Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно в то, что что Слово плоть бысть. Вера эта не одно умственное признание превосходства Его учения, а непосредственное влечение. надо именно верить, что это окончательный идеал человека, все воплощенное Слово, Бог воплотившийся. Потому что при этой только вере мы достигаем обожания, того восторга, который наиболее приковывает нас к Нему непосредственно, и имеет силу не совратить человека в сторону».

Сам Ф. М. Достоевский писал об этой опытной и безусловной вере в истинность личности Христа как Богочеловека, пройдя, как известно тернистый путь тяжелой ссылки. И то, о чем в данном случае говорит известный наш «русский пророк» - это не философствование о каком-то «боге», а глубинный опыт переживания личного и живого Бога в себе, своей жизни. А такая вера дается многими жизненными испытаниями. И христианская вера – это не сухой морализм, а живое общение с живым Богом.

Великий Инквизитор Ф.М. Достоевского подметил у человека наличие одной важной особености, которая в качестве духовного инстинкта заложена в любом человеке – поиск «перед кем поклониться». О человеческое общество, как несовершенное и в нравственном плане изъеденное многочисленными пороками и страстишками проявляет это поклонение в изобретении всемозможных форм и методов «поклонения перед кем-то». В этом кроется одна из наиважненйших причин появления в человечестве многочисленных богов и идолов для поклонения. Эти виды и формы поклонения часто приводили к взаимной ненависти и розни, пролитию крови. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» объяснял причину этой человеконенавистнической розни в существенном отвержении людьми Христа. «Отвергнув Христа, - говорит он, - кончат тем, что зальют мир кровью». Но чтобы познать истину, отвергнуть ложь, для этого человеку требуется обладать необычайной сердечной чуткостью и сердечной чистотой, искренним стремлением к вечной правде. Часто эта правда является человеку сама, внезапно, как тонкое дуновение ветерка, просвещающая человеческий ум и сердце, открывающая подлинные черты и признаки лжи и правды. Тогда человек понимает, что при наличии многочисленный религиозных систем, только одна действительно соединяет с Богом, извечной правдой и источником истины, всякой жизни. И как справедливыми оказываются слова царя Соломона, в которых вещает сама Божественная истина: «Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличает безумных. В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенной греху. Ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды». (Прем. 1, 3-5)

Вся история Православной Церкви представляет собой если не сплошную цепь, то по крайней мере, почти непрерывную борьбу с неправыми мнениями, искажавшими Истину. Потеря ее ощущалась как потеря жизни во временной и вечной перспективе, как потеря смысла жизни. В этом одна из главных причин борьбы за догмат. Это борьба не за философскую формулу, а за богооткровенную истину. И за нее страдали даже до крови. Ради нее собирались целые Вселенские соборы.

Соборное решение вероучительных вопросов – это правило и норма жизни в «Духе истины». Ибо непостижимая Истина является не одному человеку, а только собору, ищущему Истину и вопрошающему о ней Самого Творца. Таких соборов в жизни Церкви было семь. Последний, утвердивший догмат о почитании священных изображений – икон, состоялся в Никее в 787г.

Сегодня многие из нас этого не знают, этим не интересуются и легко поддаются «басням о поклонении православных идолам». Причиной такой легкой усвояемости и доверия лживым домыслам разного рода проповедникам – религиозная индифферентность и пошлость.

«И не трудно убедиться, - как говорит И. Ильин, - что пошлый уклад души ведет не к религиозности, а к суеверию, к магии, психозу страха, попыткам связать богов договорным соглашением или задарить их дарами и застраховаться от их силы и вражды».

Эта же пошлость порождает в человеке легкомысленное отношение и к своей жизни, которая расценивается не как дар Божий, а как время для различного рода увеселений и развлечений. Пошлость становится предметом обожания и поклонения. Общества, где религиозная пошлость находит себе оправдание и приобретает доминирующее положение русский поэт Аполлон Григорьев описал так:

Где обманчивым и близким

Чувством мерить все дано,

Где зовут свято низким,

Где высокое -смешно.

В таком обществе, замечает И. Ильин, «все измеряется ценой денег: и любовь (проституция), и покаяние (индульгенция), и правосознание (наемные софисты, адвокаты и политики), и искусство (рынок эстрады и выставок), и свободное слово (продажная пресса). Здесь все решается мнением толпы, одобрением улицы: предрассудком, поговоркой, модой, массовым психозом, рекламой, пропагандой, фельетоном, карикатурой, большинством голосов». Такая жизнь, говорит он далее, «Взятая не из главного, вводит светскую суету и мещанскую пошлость – узкие воззрения, мелкие масштабы, ничтожные побуждения, море лжи и фальши, привычное лицемерие, продажность и разврат». И привычка так жить и мыслить сопровождается у человека не просто религиозной индифферентностью и нечувствием к святыне. Она становиться не предметом благоговейного почитания, а средством приобретения личной выгоды.

 

В свою очередь такое болезнненое состояние души часто подталкивает человека к религиозному синкретизму. Не чувствуя Истины и не познав ее на опыте, человек совершенно бездумно и безосновательно внедряясь своим рацио в сферу религиозную начинает диктовать свои идеи и взгляды. Одной из главных таких идей является пропаганда религиозного синкретизма, нивелирование Истины до своих неправильных понятий, и утверждение идеи равнозначности всех религиозных систем. Об ошибочности этой идеи, ее неоправданности – наша следующая беседа.

(Продолжение следует)




 



Подписка на новости

Последние обновления

События