Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Письменная проповедь: Треблаженное Древо

Γραπτὸ Κήρυγμα: Τό τρισμακάριστο Ξύλο

 

Иерофей, митрополит Навпактский и Святовласиевский

 

 

 

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (

Ин. 3, 14).

 

 

 

 

Дорогие братья,

 

Хорошо известна история медного змия, к которому относится сегодняшнее евангельское чтение. Из-за возмущения неблагодарного еврейского народа Бог послал змей, несущих смерть. Однако Бог снова сжалился над людьми и приказал Моисею сделать бронзового змея, который, увидев его, иудеи исцелились от змеиных укусов (Числ. 8-9). Это историческое событие двояко приспосабливается к случаю Христа, согласно двум церковным интерпретациям.

 

 

Согласно первому устоявшемуся толкованию, бронзовый змей — это прообраз Распятого Христа. Как тот имел вид змеи, но не имел яда, так и Христос имел человеческое тело, но не имел греха. Евреи взирали на медного змея и исцелялись от укусов настоящих змей. Христиане взирают на Распятого Христа, получают Его Благодать и исцеляются от укусов мысленных змей, злых духов. Распятый дарует нам духовное здоровье, очищение души, вечную жизнь, неизреченный покой.

 

 

Медный змий, художник Ф, А. Бруни, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Согласно второму толкованию, бронзовый змей — это не прообраз Христа, а  образ противоположного (ἀντίτυπός) Ему. Так истолковывает этот случай святитель Григорий Богослов в своей пасхальной проповеди. Иными словами, бронзовый змей есть образ смерти мысленного, умного дьявола, который был умерщвлен крестной жертвой Господа Христа. «И взирающих на него спасает не через уверенность, что он жив, но потому, что низложенный (чего и достоин был) сам умерщвлен и умерщвляет с собой подчинившиеся ему силы…». Другими словами, христианин, который верит, что дьявол умерщвлен и потерял свою силу от великой силы Христа, он спасается и движется вперед в своей духовной жизни.

 

Оба эти толкования, то есть бронзовый змей -, это прообраз Распятого Христа или Его подобие, показывают, что Крест Христов является великой силой, он убил державу дьявола и его силой мы побеждаем все силы зла..

Многие события Ветхого Завета предизображают Крест Христов, как, например, жезл Моисеев, открывший и затворивший Красное море, древо, которое усладило горькие воды Мерры и т.д. Однако следует отметить, что эти события не являются простыми прообразами Креста, но переживанием тайны Креста. Крест, по учению святых отцов, есть превечная энергия Божия, которая спасала людей до Закона, после Закона, до воплощения, во время воплощения и после него.

Святитель Григорий Палама в одной из проповедей раскрывает истину Церкви о том, что Крест один, а друзей его много. Есть друзья Креста еще до его появления. Его тайна и Его благодать также действовали в Праотцах. Повеление Божие Аврааму выйти из его отечества и и оставить сродников своих, голос, призвавший Моисея на гору Синай, - это все переживание тайны Креста.

Энергия-действование Креста тройственна. Первое — это наше удаление от греха, второе — это удаление греха от нас, а третье — созерцание славы Божией через тайну Креста. Историческое событие Распятия примиряет человека, потому что человеческая природа через ипостасное соединение с божественной природой стала по природе источником нетварной Благодати. Поэтому речь идет не о простом прообразе Креста в Ветхом Завете, а о переживании тайны Креста.

 

Все это показывает, что знамение Креста Господня не простая форма, а то, что передает действия-энергии Божии. Великая сила Креста обусловлена не самой его формой, Христом, Который был на нем Распят. От Него он черпает силу и благодать.

 

Поэтому Крест – не магический инструмент, а «живительная сила божественных энергий». Так объясняется то, что запечатление Крестом является необходимым признаком всех таинственных церемоний Церкви. Например, вода Купели Крещения освящается сошествием Всесвятого Духа, через знамение Креста. То же самое происходит и в таинстве Евхаристии. В «преложи Духом Твоим Святым» священник запечатывает хлеб и вино, и они превращаются, прелагаются в Тело и Кровь Христовы. В Таинстве брака с произнесением «венчается раб Божий... раб Божий...» священник знаменует Крестом. Вот почему святитель Григорий Палама подчеркивает, что «не только слово о кресте это таинство, но и образ божественнен и почитаем, потому что он есть печать уважения и завершенности всех чудесных и неизреченных благ, исходящих от Бога» .

Много раз мы крестим себя. Причин, по которым это делается, много. Ограничимся перечислением основных. Во-первых, мы выражаем благодарность Христу, возлюбившему нас даже до Креста и спасшему нас. Во-вторых, просим Его благодати и благословения на победу над страстями и изгнание многоизобретательного врага. В-третьих, мы знаменуем на себе Крест, чтобы распинать злые помыслы, злые желания и лукавые устремления и извращенную волю, уводящую нас с пути Божия. В-четвертых, изображением Креста нашей рукой мы исповедуем догмат о Святой Троице и учение о неслитном и нераздельном соединении в Лице Христа. То есть тремя соединенными перстами мы исповедуем Святую Троицу, а двумя другими — Богомужность, то есть Богочкеловечество Христа. В-пятых, исповедуем, что будем жить крестной жизнью, будем любить подвиг, принесем в жертву нашу жизнь,  если Господь позволит, как это делали святые мученики и вообще, как жили все святые. Вот почему, когда мы лобызаем иконы святых, мы крестимся.

 

Наша сила, наша слава и надежда нашего спасения - это Святой Крест Господень, черпающий силу от Распятого Христа. Посему, распиная тело наше, помолимся всею силою души: «Кресте Христов, спаси нас силою Твоею».

 

Митрополит

Навпакта и святого Власия

Ὁ Μητροπολίτης

+ Ὁ Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱερόθεος

 

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2022г.

 

 

http://parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-313/7443-2022-09-10



Подписка на новости

Последние обновления

События