Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

       Обращение Первого Церковного канала к Его Высокопреосвященству Дионисию (Порубаю)

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему

 Дионисию (Порубаю),

митрополиту Воскресенскому,

Первому Викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси,

Управляющему делами Московской Патриархии,

Наместнику Новоспасского ставропигиального мужского монастыря 

115172, г. Москва, Крестьянская пл., д. 10

 

Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий!

 

31 января 2020 года Правительство России Постановлением № 66 дополнило Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, добавив туда, коронавирусную инфекцию (2019-nCov). 

01 августа 2020 года были завершены фаза 1 и фаза 2 клинических испытаний вакцины против коронавирусной инфекции «Спутник V».  

18 января 2021 года по поручению Президента в России стартовала массовая вакцинация от коронавируса.

По состоянию на 17.06.2021 г. в некоторых регионах России, в том числе в Москве и Московской области, объявлена обязательная вакцинация для отдельных категорий граждан.

Таким образом,  как минимум, 12 месяцев, с августа 2020 года по август 2021 года, в обществе активно обсуждается тема вакцин от коронавируса.

20 мая 2021 г. Вы, возглавили круглый стол  «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», который был проведен по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла[1]. По итогам этого круглого стола был принят Итоговый документ, который был направлен в Священный Синод для дальнейшего рассмотрения и формирования официального мнения Церкви.

Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», в составлении которого Вы принимали непосредственное участие как руководитель этого мероприятия, был направлен в Священный Синод и будет использован для формирования официальной позиции Церкви.

В связи со всем вышесказанным, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, позвольте задать Вам вопрос.

По какой причине, будучи руководителем круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения» и одним из ключевых создателей Итогового документа этого круглого стола, Вы умолчали в тексте этого документа об официальной позиции Церкви, запрещающей создание и применение лекарств (в том числе вакцин), созданных с использованием человеческих эмбрионов, и включили в текст документа следующую фразу: «…православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура.»?

 Обращаю Ваше внимание, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, что эта фраза Итогового документа круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения» является чудовищной, прямо греховной и откровенно противоречит решениям двух архиерейских соборов Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2000 г. и 2008 г.) и одного поместного собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2009 г.).

Приведу Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий официальную позицию Русской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросу вакцин, созданных с использованием эмбриональных клеточных линий.

Официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата состоит в категорическом запрете на создание и применение вакцин, сделанных с использованием эмбриональных клеточных линий. В первую очередь, этот запрет Церкви распространяется на вакцину против коронавируса «Спутник V», которая создавалась с использованием эмбриональной клеточной линии HEK293[2].

Эта официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата формировалась не один год и оформлялась не случайными документами, а решениями Архиерейских соборов 2000 г., 2008 г. и Поместного собора 2009 года.

В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г. утверждается безусловная недопустимость использования тканей и органов человеческих зародышей:

 «Безусловно недопустимым Церковь считает употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер» (Основы социальной концепции РПЦ, раздел XII.7)[3].

В документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом Архиерейским Собором 26 июня 2008 г. еще раз подчеркивается недопустимость использования человеческих эмбрионов в медицине:

«...недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного.» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, раздел III.3)[4].

Пояснение Пресс-службы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.:

«Документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» был принят Архиерейским Собором 2008 года в развитие основ ее социальной концепции. Каноническим структурам, священнослужителям и мирянам нашей Церкви надлежит руководствоваться данным документом в своих общественно значимых выступлениях и действиях; он подлежит изучению в духовных школах Московского Патриархата. Документ предлагается братскому вниманию Поместных Православных Церквей с надеждой на то, что он послужит возрастанию в единомыслии и поможет координации практических действий.»[5].

При этом обращаю Ваше внимание, на то, что использование тканей и органов человеческого эмбриона не может считаться законной и нравственно приемлемой трансплантологией в соответствии с учением Церкви. В Разделе XII.7 «Трансплантология»  Основ социальной концепции Русской Православной Церкви указано следующее:

«Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека

Таким образом, существует  критерий нравственной приемлемости пересадки органов от человека к человеку, который установлен Русской Православной Церковью и в зависимости от наличия которого, трансплантология может быть нравственно приемлемой или нравственно недопустимой (греховной). 

Очевидно, что в случае изъятия органов у убиваемого в утробе матери ребенка, в соответствии с учением Православной Церкви, выраженным в Решении Архиерейского Собора 2000 г. в этом случае невозможно выполнить критерий нравственной приемлемости такой трансплантологии. Убиваемый в утробе матери младенец не может дать добровольное прижизненное согласие донора на посмертную трансплантологию своих органов.

Поместный Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата 2009 года одобрил определения Архиерейских Соборов 2000 и 2008 годов о недопустимости использования человеческих эмбрионов. Это было сделано Определением Поместного Собора Русской Православной Церкви от 28 января 2009 года «О жизни и трудах Русской Православной Церкви». Пункт 4 указанного Определения содержит следующее решение Поместного Собора:

«4. Участники Собора одобряют деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными Соборами» (Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года)[6].  

Прошу Вас обратить внимание на то, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, что выше указанная официальная позиция Русской Православной Церкви Московского Патриархата по вопросу недопустимости таких вакцин, как вакцина «Спутник V», оформленная решениями Архиерейских соборов 2000 г. и 2008 г. одобрена Поместным собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 2009 году и поэтому не может быть изменена ни Патриархом, ни Архиерейским собором с формальной точки зрения.

При этом, конечно, главную причину невозможности изменения официальной позиции Русской Православной Церкви Московского Патриархата по этому вопросу составляет не формальная необходимость созыва Поместного собора по этому вопросу, а противоречие такого рода препаратов как вакцина «Спутник V» требованиям Евангелия и Преданию Православной Церкви.

Также важным моментом работы вышеуказанного круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», на мой взгляд, является то, что не были опубликованы особые мнения отдельных участников круглого стола к Итоговому документу круглого стола, которые не совпадают с главной идеей этого Итогового документа.

Так, Сергей Чесноков, Координатор Общероссийского движения «За жизнь!» после окончания круглого стола, вынужден был 15.06.2021 г. на своей страничке «В контакте» опубликовать свою личную точку зрения на проблемы, обсуждавшиеся на круглом столе. В частности, он написал следующее:

«Считаю для себя абсолютно неприемлемым с точки зрения этики и совести любое участие в производстве, распространении, рекламе и лечении теми вакцинами, при изготовлении которых доказано используется клеточная линия на основе абортивного материала (плода эмбриона человека). Считаю это соучастием в грехе убийства ребенка до рождения и оправданием такого греха в будущем ради общего блага (отвечая на возражение, что в вакцинах используется давно абортированный ребенок)»[7].

Кроме того, известна личная позиция митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, которая была опубликована 19 мая 2021 г., за день до круглого стола. Митрополит Лука заявил, в том числе, следующее:  « Что касается использования эмбриональных клеточных линий при производстве вакцины, то независимо от того, каким образом и в какой период времени был использован абортивный материал для изготовления вакцин, это не снимает с нас причастности к данному греху. Формулировка «О связи с абортивным материалом можно говорить лишь в историческом плане» с точки зрения православной традиции является ложной. Грех не имеет срока давности и со временем он в добродетель не превращается. Мы до сих пор несем в себе грех Адама и Евы и, несмотря на его «давность», он доставляет нам массу проблем. Важно отметить, что допускать целесообразность использования того, что было получено в результате греховных действий – лукавство. Позиция «Если уж все-равно делают аборты, то почему бы и не использовать этот материла для блага», имеет далеко идущие аналогии. В таком случае, «если все равно люди умирают, то почему бы не использовать их тела в производстве удобрений, к примеру, или других хозяйственных нуждах»? Любые медицинские опыты, входящие в противоречие с Евангельскими заповедями, и препараты, полученные в результате этих опытов, использовать христианину нельзя[8].

В связи с этим, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, позвольте задать Вам, как руководителю этого круглого стола, второй вопрос: По какой причине особые мнения этих двух участников Круглого стола, Сергея Чеснокова и митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки,  никак не были отражены в тексте Итогового документа либо каким-либо иным официальным образом донесены до православной общественности по итогам этого круглого стола?

Поскольку вопросы на круглом столе обсуждались чрезвычайно важные и острые, позиции этих участников круглого стола можно было оформить, например,  их особыми мнениями, как это делается у судей.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Дионисий, я заранее благодарен Вам за Ваши ответ на вопросы, заданные в настоящем письме.

Ваши ответы на вопросы будут максимально оперативно и точно доведены до зрителей Первого Церковного Канала (ютуб-канал), а также распространены в православных средствах массовой информации (медиа-ресурсах) Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Если Бог благословит, Ваши ответы на вопросы, озвученные в настоящем письме, будут переведены на английский и греческий языки и распространены в православных средствах массовой информации (медиа-ресурсах) других поместных православных Церквей.

 

Испрашивая Вашего святительского благословения,

 

 

Руководитель

Первого Церковного Канала

(ютуб-канал)

Дмитрий Константинович Малышев

 

 

_____________________

https://www.youtube.com/channel/UCwjxffSIJNaj8EkHMeictkQ

https://t.me/first_church_channel

 

Апостола Матфия;

Собор Соловецких святых;

Свт. Филарета, архиеп. Черниговского;

22.08.2021 г.

г. Санкт-Петербург.

 


[1] В СДА прошел круглый стол «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения». https://sdamp.ru/news/n9397/

[2] Доказательств того, что вакцина против коронавируса «Спутник V» создана с использованием эмбриональной клеточной линии HEK293 огромное множество. Среди них: 1) официальное заявление НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи об использовании HEK293 https://sputnikvaccine.com/rus/newsroom/pressreleases/zayavlenie-nitsem-im-n-f-gamalei/ 2) патент на изобретение № 2731342 «Фармацевтическое средство и способ его использования для индукции специфического иммунитета против вируса тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV-2 (варианты)»; 3) патент на изобретение №2731356 «Экспрессионный вектор для создания иммунобиологического средства для индукции специфического иммунитета против вируса тяжелого острого респираторного синдрома SARS-CoV-2 (варианты)». (см. открытые реестры https://new.fips.ru/); 4) исследование от сентября 2020 г. Института Шарлотты Лозье (США), специализирующегося на исследованиях абортов и индустрии абортивных материалов (доступно по ссылке, обновленной 2 июня 2021 г.: https://lozierinstitute.org/update-covid-19-vaccine-candidates-and-abortion-derived-cell-lines/?fbclid=IwAR1dysft0B0y_qKjArHB4CAHuOmmsAxUSPMlzpKnY7ys0Z66zVe7hErHeTQ

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Московского Патриархата, принятые Архиерейским собором 2000 г.;

http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

[4] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html

[5] Там же.

[6] Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года). http://www.patriarchia.ru/db/text/543669.html

[7] Личная страница «В контакте» Сергея Чеснокова, пост от 15.06.21 г.      https://vk.com/sergey.chesnokov?w=wall11427236_6437

[8] Митрополит Лука: «Христос Воскресе, дорогие мои читатели! О…» https://vera24.eu/mitropolit-luka-xristos-voskrese-dorogie-moi-chitatelio/



Подписка на новости

Последние обновления

События