Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Uncategorised

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) 

Слово въ недѣлю Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ.
 
Слово в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших / Православие.Ru

Сегодня праздникъ Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ — всѣхъ святыхъ, которыхъ возрастила Русская Церковь, Русская земля. Нынѣ праздникъ духовнаго неба надъ Россіей. То небо широко простирается, начиная отъ святаго князя Владиміра и блаженной княгини Ольги. Они были какъ бы корни всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ. Возросъ великій сонмъ, великое древо святости. Правда, еще и до Великаго князя Владиміра были святые, праведные, просіявшіе тамъ, гдѣ нынѣ земля Русская. Тѣ части, которыя нынѣ составляютъ предѣлы Россіи еще и прежде того какъ онѣ вошли въ составъ земли Россійской просіяли святыми угодниками Божіими.

Херсонесъ хвалится семью епископами еще въ первыя времена посѣщавшими тотъ край, такъ же впослѣдствіи Кириллъ и Меѳодій проповѣдывали тамъ. Въ Херсонесѣ крестился Великій князь Владиміръ и вмѣстѣ съ мощами древняго священномученика Климента Римскаго онъ принесъ Вѣру Православную въ Кіевъ, положилъ тамъ начало возрастанія Церкви Русской. Нынѣ мы и празднуемъ всѣхъ тѣхъ угодниковъ Божіихъ — преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія и прочихъ многихъ чудотворцевъ Печерскихъ, всѣхъ преподобныхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ, тѣхъ святителей, которые утверждали православіе, стяжали христіанство землѣ Русской, которые утверждали въ народѣ вѣру и благочестіе, тѣхъ святыхъ, которые притворились безумными, а въ дѣйствительности были мудры и своими кажущимися смѣшными поступками сами смиряли свою гордость, учили дѣтей преклоняться передъ святостью и слѣдовать Евангелію. Прославляемъ многихъ угодниковъ Божіихъ, которые въ разныхъ концахъ просіяли въ землѣ Россійской; тѣхъ страстотерпцевъ, которые терпѣливо перенесли ниспосланныя имъ страданія и, наконецъ, тѣхъ мучениковъ, которые въ маломъ чинѣ просіяли въ древности, но сейчасъ обильно кровью своей полили всѣ клочки земли Русской. Земля освятилась ихъ кровью, воздухъ освятился отъ восхожденія ихъ душъ. Небо надъ Русью освятилось тѣмъ ликомъ святыхъ угодниковъ Божіихъ, которые сіяютъ надъ ней. Безчисленное ихъ множество.

Есть чудная книга недавно написанная — «Святая Русь». Крестъ святости русской тамъ подробно изложенъ. Изъ этой книги можно узнать, какъ святость укоренялась и возрастала въ Россіи, какъ отъ однихъ святыхъ духовно происходили другіе, какъ между собой они были связаны и все то представляетъ дѣйствительно златую цѣпь святости земли Русской. Мы всѣхъ ихъ празднуемъ нынѣ, всѣхъ которыхъ невозможно даже перечислить. Мы видимъ дивныхъ святителей, которые укрѣпляли идею Русскую своимъ пастырскимъ дѣланіемъ. Мы видимъ какъ Русская земля славилась не только подвигами царей, бояръ, воиновъ, но и какъ ея части съ возрастомъ духовно связывались между собой этой святостью. Вотъ почему и называлась Русь Святой Русью — не потому что не было грѣховъ, не было беззаконія, — нѣтъ, всегда гдѣ только есть люди, были и будутъ грѣхи и беззаконія.

Съ грѣхопаденія нашихъ прародителей въ міръ вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеаломъ и даже терпимымъ въ землѣ Русской. Было зло, но послѣ того каялись. Каялись даже разбойники; тѣ которые заканчивали жизнь на плахѣ, и то въ большинствѣ своемъ вспоминали передъ смертью Господа Іисуса Христа, кланялись народу, прося прощеніе въ тѣхъ преступленіяхъ, которыми они вносили соблазнъ и просили молиться за упокой ихъ душъ. Такъ было въ древности, такъ было въ русской исторіи, ту святость и сейчасъ еще хранитъ земля Русская. И хвалимъ всѣхъ святыхъ, которые подвигами всей жизнью землѣ Русской показывали примѣръ той святости. Вотъ Великій князь Владиміръ и Блаженная княгиня Ольга — то исторія князей просіявшихъ какъ угодники Божіи. Почему они святые? Потому, что хотя они изстари имѣли въ рукахъ своихъ власть, имѣли въ рукахъ своихъ большія богатства, они не плѣнялись богатствомъ, не были имъ порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы дѣлать добро, или для того, чтобы другимъ людямъ дать возможность жить по заповѣдямъ Божіимъ. А другіе угодники Божіи уходили въ пещеры, удалялись въ дремучіе лѣса, пустыни, однако тамъ они дѣлались магнитами, которые духовно привлекали искавшихъ укрѣпленіе душъ своихъ. И тѣ преподобные, которые уходили и старались быть неизвѣстными, — ихъ неизвѣстность становилась извѣстной и къ нимъ устремлялись люди. Они сіяютъ намъ изъ глубины вѣковъ въ наши времена. Господь прославилъ ихъ дѣла, прославилъ ихъ мощи святыя чудесами и понынѣ они являются проповѣдниками во славу Божію. Преподобный Сергій — сколько лѣтъ онъ прожилъ одинъ въ дремучемъ лѣсу, гдѣ не было никого кромѣ звѣрей. По сей день св. Троицѣ-Сергіева лавра привлекаетъ вѣрующихъ со всѣхъ концовъ не только Руси, но можно сказать, со всѣхъ концовъ и предѣловъ вселенной. И ничѣмъ другимъ она не славится, какъ подвигомъ преподобнаго Сергія и тѣхъ святыхъ, которые его ученіемъ спасались. И нынѣ она является какъ бы сердцемъ Земли Русской, вмѣстѣ съ первопрестольнымъ нашимъ градомъ Москвой, которая не только сіяетъ богатствомъ и древними постройками, но святостью тѣхъ святыхъ, которые тамъ подвизались и чьи мощи тамъ почиваютъ.

Мы прославляемъ всѣхъ тѣхъ, которые въ разныхъ концахъ Земли Русской утверждали христіанство, проповѣдовали тѣмъ, которые еще христіанства не знали. Русь объединяла всѣхъ въ единственномъ кровѣ, не столько единствомъ границы, сколько духовнымъ призывомъ къ святости святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ. Многія имена вошли въ составъ русскаго народа. И хотя въ основѣ русскаго народа — народъ славянскій, въ немъ есть множество разныхъ именъ, но никто не считался чужимъ, какъ только принималъ Православную христіанскую вѣру. Православная вѣра спасла Русь. Православная вѣра ее освятила. Православная вѣра ее укрѣпила. И въ тяжкія времена татарскаго ига чѣмъ спасались русскіе люди? Только вѣрой въ Бога и тогда, въ тѣ тяжкія времена, наибольше строилось храмовъ, наибольше основалось монастырей. И въ тѣ тяжкія времена русскіе люди всегда особенно призывали Бога и тогда духовно воскресала Русь.

Еще задолго до нашихъ бѣдствій и внѣ предѣловъ Россіи были святые, принадлежавшіе къ русскому народу, на Руси возсіявшіе и просіявшіе въ иныхъ мѣстахъ. Вотъ въ Греціи, одинъ изъ славныхъ угодниковъ Божіихъ кто? — Іоаннъ Русскій, который былъ плѣнникомъ во времена Петра Великаго, жилъ тогда среди турокъ и такъ былъ твердъ въ христіанской вѣрѣ, что передъ нимъ склонились мусульмане, видя праведную жизнь. Пытались его обратить въ мусульманство, но онъ остался твердъ — не стали они дальше настаивать и только удивлялись, видя праведную жизнь того русскаго человѣка, который среди нихъ находится прежде какъ рабъ и въ то же время духовно царствуетъ надъ ними. И когда греки должны были покинуть Малую Азію они принесли его мощи въ церковь на островѣ Евбея, недалеко отъ Аѳинъ. И теперь она является мѣстомъ, куда стекаются греческіе, а нынѣ и русскіе, бѣженцы-паломники.

За предѣлами Руси подвизался и Паисій Величковскій, не прославленный еще (преподобный Паисій Величковскій былъ Русской Православной Церковью заграницей мѣстно прославленъ въ Свято-Ильинскомъ скиту на Аѳонѣ, а затѣмъ и вмѣстѣ съ преподобными отцами Оптинскими въ 1990 г. — ред.), но сдѣлался духовнымъ отцомъ многихъ праведниковъ, которые были духовными водителями на Руси въ послѣднее время. Всѣхъ ихъ празднуемъ вмѣстѣ. Какъ разнообразны ихъ житія! Одни князья, другіе простолюдины. Одни же занимаютъ высокое положеніе, другіе скитаются по улицамъ, полуодѣтые — и въ то же время къ ихъ голосу прислушиваются цари! Іоаннъ Грозный, передъ которымъ трепетали всѣ, начиная отъ членовъ его семейства и который сослалъ митрополита Филиппа, святаго мужа, обличавшаго его, слушался полунагого Василія Блаженнаго. Однажды стоялъ Іоаннъ Грозный въ храмѣ и выходя изъ него видитъ Василія Блаженнаго. Онъ говоритъ: «Василій, я тебя не замѣтилъ, не видѣлъ здѣсь». — «А я тебя видѣлъ царь, не здѣсь въ храмѣ, а какъ ты ходишь по Воробьевымъ горамъ!». И смутился царь Іоаннъ: «Да, — говоритъ, — во время обѣдни я думалъ о томъ, какъ строить дворецъ на Воробьевыхъ горахъ». Разгромилъ онъ Великій Новгородъ. Подступилъ къ Пскову, и другой юродивый, Блаженный Николай, предлагаетъ ему мясо. «Не буду мясо есть нынѣ. Сегодня пятокъ» — говоритъ Іоаннъ Грозный. «Но ты хуже дѣлаешь, ты пьешь кровь человѣческую, — отвѣчаетъ ему Блаженный Николай, — скорѣе уходи отсюда. Если еще помедлишь, то не на чемъ будетъ тебѣ бѣжать отсюда». И Іоаннъ Грозный словами Блаженнаго ушелъ со двора. Стали уже исполняться слова Блаженнаго, т. к. сразу пропалъ любимый царскій конь. Быстро уѣзжаетъ изъ Пскова не учинивъ тамъ никакой расправы. Такъ святость побѣждала всюду.

Уже въ недалекія отъ насъ времена, пріѣзжаетъ царь Николай I въ Кіевъ. Тамъ его, сидя на полу, привѣтствуетъ Блаженный Ѳеофилъ, тоже не прославленный еще святой угодникъ земли Русской. Говоритъ ему разныя наставленія и царь, самодержавный правитель, передъ которымъ трепещетъ Европа, внимаетъ его голосу. До послѣдняго времени были праведники земли Русской. Многіе изъ нихъ прославлены, извѣстны всему міру, многіе изъ нихъ доселѣ неизвѣстны и просіяютъ, если Богу угодно, тогда, когда настанетъ для этого время. Святитель Гермогенъ, къ примѣру, послѣ своего подвига триста лѣтъ почивалъ непрославленный. Богъ такъ устраиваетъ, чтобы мы на разные примѣры взирали, не только прославляли нынѣшній день, а потомъ выйдя изъ храма принимались за другія дѣла и забывали о нихъ. Нѣтъ, надо чтобы святые были нашими великими руководителями, чтобы мы всегда имѣли ихъ передъ своими глазами.

Уже здѣсь зарубежомъ, въ наши дни мы имѣемъ праведниковъ, хотя еще непрославленныхъ, но отъ которыхъ люди получали дивныя знаменія. Вотъ напримѣръ епископъ Іона Маньчжурскій. Чувствуется приближеніе конца его земной жизни. Призываетъ онъ священника и начинаетъ самъ читать отходную, и въ тотъ часъ, когда духъ его отходитъ на небо, мальчикъ который лежитъ въ томъ городѣ больной ногами, который въ теченіе долгаго времени не могъ ходить, бѣжитъ и кричитъ: «Мама, мама явился мнѣ сейчасъ святитель Іона и говоритъ — вотъ мнѣ ноги больше не нужны. Вотъ тебѣ ноги». Тотъ мальчикъ, который лежалъ недвижимо на кровати, теперь бѣжитъ! Въ то время проносится слухъ, что въ тотъ самый часъ скончался Владыка Іона.

Во Франціи, нѣсколько лѣтъ тому назадъ, при переносѣ одного кладбища, когда разрыли одну могилу вдругъ рабочіе въ ужасѣ отскочили. Тамъ лежалъ въ полномъ облаченіи православный священникъ и оказалось, что этотъ священникъ больше шестнадцати лѣтъ пролежалъ тамъ. Умиралъ отъ рака, когда обычно человѣкъ разлагается заживо, а онъ лежалъ цѣлъ и нетлѣненъ и нынѣ тѣло его перенесено подъ Парижъ. Сіяютъ угодники Божій въ наше время. А сколько ихъ на нашей несчастной измученной Родинѣ! Сколько тамъ священномучениковъ! Сколько тамъ мучениковъ! Нѣсть имъ числа. Сколько въ различныхъ мѣстахъ сосланныхъ нашихъ святителей, которые скончались, которые подобны своимъ житіемъ тѣмъ святителямъ, которые были преслѣдуемы во время иконоборчества и другихъ ересей. И Петръ Крутицкій, и Кириллъ Казанскій и многіе иные, которые скончались гдѣ-то въ неизвѣстности, которыхъ и мощи никогда не будутъ можетъ быть найдены, но сіяютъ какъ свѣтъ пресвѣтлый передъ нашими духовными очами на русскомъ небѣ. Всѣ они, святые угодники Божіи, прославленные и непрославленные, молятся за насъ, показываютъ намъ примѣръ.

Повторяю, что были всегда грѣхи и беззаконія въ Россіи. Были они отъ самыхъ первыхъ временъ, какъ вообще грѣхъ наполнилъ землю, отъ того часа, когда прародители наши согрѣшили въ Раю. Но грѣхъ не долженъ оставаться грѣхомъ и, если кто кается, то изъ преступника святымъ дѣлается. Какъ была грѣшна Марія Египетская, другіе были разбойники, а потомъ стали преподобными. Помолимся нынѣ, чтобы Господь духъ ихъ послалъ въ сердца наши. Чтобы мы зарубежомъ, слѣдуя ихъ примѣру, помнили, что не напрасно мы носимъ имя сыновъ Россіи. Что не напрасно Господь намъ далъ даръ имѣть свои корни, далъ однимъ возрасти на Родинѣ, а другимъ родиться отъ русскихъ родителей. Потому, что если какая страна чѣмъ хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франція», говорятъ. Разнымъ странамъ прилагаются разныя названія — что какой народъ удивилъ. Но Русская земля паче называется «Святой Русью». Только къ одной другой землѣ приложено это названіе — къ Святой Землѣ, въ которой просіялъ Господь нашъ. Никто изъ другихъ странъ, никто изъ другихъ народовъ не принимаетъ этого званія. Почему? Потому что самое важное для насъ, самое драгоцѣнное, самое великое — это святость. Это идеалъ, это предѣлъ стремленія русскаго народа. Мы забываемъ обращаться къ духовному небу, но я надѣюсь мы не навсегда забыли. Какъ спутники, идя по пустынѣ ночью, взираютъ на небо и по звѣздамъ находятъ свой путь — такъ и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указалъ намъ путь и привелъ насъ къ миру и единству здѣсь зарубежомъ, чтобы Господь преобразилъ сердца русскихъ людей въ зарубежьи и тогда поверженные духовнымъ натискомъ, падутъ и внѣшнія цѣпи пространства. И воскреснетъ Русь во всей своей славѣ и величіи.

Благословеніе Господне на васъ. 
 

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 182-188. 

Митрополит Найроби Макарий: «Ни Церковь, ни Государство не имеют такого права принуждать человека ее делать… это Сатанизм!

Μητροπολίτης Ναϊρόμπι Μακάριος: «Ούτε η Εκκλησία, ούτε η Πολιτεία δεν έχουν αυτό το δικαίωμα να επιβάλλουν υποχρεωτικά στον άνθρωπο να κάνει αυτό το… Διαβόλιο!

от Православного Апологета: "В то врем как в Русской Православной Церкви мы все чаще начинаем слышать позорные и возмутительные высказывания и даже решения некоторых епископов (епископ Панкратий Троицкий, митрополит Тобольский Димитрий, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, ректор Сретенской Академии протоиерей Вадим Леонов и др) о необходимости вакцинации всего духовенства", тем самым не только оправдывая проводимый через лжевакцинацию, и позорно пособствуя настоящему геноциду русского народа в угоду политикам, мы слышим совершенно иные, преисполенные пастырской заботой о спасении и любви к народу Божию слова  епископа-миссионера из Александрийской Патриархии - не принимать вакцину от коронавируса:


Его Высокопреосвященство Митрополит Найроби Макарий выступил с ярким выступлением на Focus FM 103.6 и с журналистом Стефаносом Дамианидисом.

«Нет причин, - сказал он, - принимать эту вакцину».

«Наличие этого вируса с самого начала является полностью обманом, человеческим изобретением против человеческого достоинства», - сказал он. "Она имеет смертельные последствия для человека".

«Ни Церковь, ни государство не имеют права навязать ее (силой) человеку, сделать эту вакцину обязательной», - подчеркнул он.

+++++++++++++++++++++

Что касается решения о закрытии церквей, он задавался вопросом, «разрешено ли нам закрывать церкви, а политикам при этом продолжать свои собрания? Почему виновата Церковь, почему виноват Христос, почему мы должны осуждать Церковь?

Священник в Янине, который причащал пластиковой лжицей, тем самым дал повод и послужил причиной для «отрицании нашей веры, оскорбления и богохульстве…».

Послушайте, что он сказал ниже:

 

ΣΕΒΑ. ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ ΝΑΪΡΟΜΠΗ ΜΑΚΑΡΙΟΣ 240621

by Focus FM 103.6

18:02

ΣΕΒΑ. ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ ΝΑΪΡΟΜΠΗ ΜΑΚΑΡΙΟΣ 240621

 

https://www.mixcloud.com/Focusfm/σεβα-μητροπολιτης-ναϊρομπη-μακαριος-240621/

По решению Нюрнбернгского трибунала, ни одно медицинское вмешательство не может быть «обязательным».

 

 

Надпись на фото: НЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ВАКЦИНАЦИИ.

Профессор фармакологии Димитриос Кувелас: Так называемая «обязательная вакцинация» представляет собой медицинское вмешательство в организм, от которого нельзя отказаться и которое производится ради «общего блага человечества».

Точно такую же формулировку использовали немецкие врачи-нацисты в концлагерях, чтобы проводить опыты на заключенных, которых подвергали различным медицинским манипуляциям без их согласия.

 

Если мы сегодня введем новое законодательство об «обязательной вакцинации», то потомки нацистского изувера Менгеле могут подать апелляцию в суд и получить оправдание.

По сути, Нюрнбергский трибунал запретил медицинское вмешательство без согласия пациента. Это решение было ратифицировано Хельсинским соглашением и является действительным для всего мира (вспомним также решение Гаагского суда и другие).

На мой взгляд, неприемлемо, чтобы вакцинация стала обязательной, потому что это наносит ущерб ещё и в другом плане: любая медицинская процедура, которой мы подвергаемся, является конфиденциальной, и мы сами принимаем решение о её целесообразности. Независимо от того, вакцинированы мы или нет, мы имеем право не отчитываться об этом ни перед кем. Это конфиденциальная информация.

Природа этой прививки такова, что она не препятствует заражению. Привитый человек тоже может заразиться и заболеть.

Вопрос: Какова вероятность заражения человека, который получил 2 дозы вакцины по сравнению с тем, кто не прививался?

Профессор Д. Кувелас: Это зависит от организма. Молодой человек при контакте с коронавирусом может и не заболеть, поэтому нет смысла подвергать его вакцинации.

Что касается пожилых людей, то нет никаких исследований по этому вопросу. Если будет проведено такое исследование, можно будет сделать соответствующие выводы. А до тех пор этот вопрос обсуждению не подлежит и какие-либо выводы по этому поводу будут абсурдными, беззаконными и безнравственными.

 

Источник: https://orthodoxostypos.gr/σύμφωνα-με-την-δίκη-της-νυρεμβέργης-απ/

@Расшифровка и перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Константинополь на протяжении истории и его падение в 1453 году

Ἡ Κωνσταντινούπολη διαχρονικά καί ἡ Ἅλωση τῆς τό 1453

 

Стефану Караникас

 

Профессор богослов

 

Ἡ Κωνσταντινούπολη διαχρονικά καί ἡ Ἅλωση τῆς τό 1453

 

Фреска неизвестного художника в церкви монастыря Молдовица изображает падение Константинополя в 1537 году.

 

Падение Константинополя и взятие его турками-османами 29 мая 1453 года, конечно же, является днем траура и памяти для нас, греков и римлян-ромеев (и для каждого православного христианина -ромея). День траура, потому что царица городов, Богохранимый город, Константинополь, был захвачен (ἤ ἤλώθηκε) руками врагов уже  во второй раз. Но это также день памяти, потому что он напоминает нам о вступлении нашей нации в одну из самых мрачных страниц нашей огромной истории: Османской империи.

 

Более тысячи лет Константинополь был столицей Византийской империи, возможно, самой долговечной из всех созданных когда либо. Он являлся колыбелью средневекового Эллинизма. Он во многом способствовал формированию не только нашей римской-ромейской совести, сознания и идентичности, но и самому существованию европейской культуры. Очень сложно представить, как бы выглядела бы Европа сегодня, если бы она не воспринимала Византию как волнолом перед лицом варварских набегов. Короли отступали, империи поклонялись, а враги были побеждены, испытав силу и величие Ромейства. Сам город 29 раз был осажден варварскими захватчиками и честолюбивыми узурпаторами, но с помощью взбранного воеводы Богородицы он оставался чистым и сияющим, постоянно доказывая, что Константинополь был Богоханимым Градом.

 

Однако месть франко-латинян и их ревнивая ненависть к Городу и империи, собравшей столько богатства, материального и духовного, привели стада крестоносцев Четвертого крестового похода к стенам города в 1204 г. Византийская империя. в небольших штатах - греческий и франкский. «Это было величайшее преступление в истории», - сказал сэр Стивен Рансиман, известный британский византийский ученый.

 

Хотя Константинополь был освобожден в 1261 году, а Византийская империя возродилась из пепла, тем не менее, он был собственной трагической тенью. Ошибки правительства и междоусобицы в годы правления Палеологов, последней династии, правившей на престоле Константина Великого, открыли путь туркам-османам, которые медленно, но неуклонно оккупировали последние остатки бывшей Византийской империи. Незадолго до 1453 года территория Византийской империи ограничивалась самой столицей с несколькими прибрежными крепостями и городами Восточной Фракии, а население Константинополя не превышало 50 тысячи жителей.

В 1451 году Мурат II умер, и его власть наследовал Мухаммед II, также известный как Завоеватель, после того, как он первым уничтожил всех кандидатов на престол своего отца. С самого первого момента он был занят непрерывной подготовкой к достижению своей важнейшей цели: захвату Константинополя. Изначально он поспешил построить мощную крепость в самом узком месте европейской стороны Босфора, Румели Хисар или «Лаймокопи». Таким образом, он перекрыл доступ к городу с моря. Затем он поручил венгерскому инженеру Урбану построить орудия для осады города. Наконец, чтобы избежать любой возможной миссии и помощи от Деспотата Мистры для Города, Мухаммед послал Турахан-бея ограбить Морею. 7 апреля 1453 года Мухаммад, сопровождаемый более чем 150 000 человек, прибыл к городским стенам, и начал осаду, которая длилась 57 дней.

 

Константин Палеолог, последний император Византии, пытался организовать оборону Города как мог, укрепляя стены, вдохновляя его защитников и напрасно прося помощи у Запада. Не считая немногочисленных иностранных наемников и неприступных доселе Феодосийских стен, Константин и все осажденные надеялись на чудесное вмешательство Богородицы, с помощью которой город не раз спасался.

 

Турки начинают каждый день бомбить стены Города, а защитники стараются их как можно лучше ремонтировать. Это был первый Город в мировой истории, который подвергся артиллерийской бомбардировке. Подсчитано, что с начала осады Города и до его падения турецкая артиллерия сбросила на стены 3231 тонн каменных снарядов!

 

18 апреля турки совершили свой первый набег, который был отбит с большими потерями. 20 апреля небольшая флотилия из 4 кораблей во главе с храбрым Флантанелой прорвала турецкую осаду и вошла в Город с продовольствием и боеприпасами. 22 апреля Мухаммед приказал перебросить по суше свой флот в залив Хорн, полностью отрезав город от морских путей. Бомбардировки усиливаются с каждым днем. Стены рушатся, и защитники с большим трудом отражают атаки турок, а долгожданная помощь со стороны «христиан» Запада не приходит. 23 мая Мухаммед предлагает условную сдачу города. Константин Палеолог, молодой Леонид, дает исторический ответ, достойный царя-ваcилевса, осознающего свою роль и цель своей власти:  “«А передать тебе Город не имею права ни я, ни кто-то другой из проживающих в нем. Потому что мы все единодушно предпочитаем умереть по собственной воле и не скорбим о своей жизни».»[1]

Наконец, Мухаммед назначает день генеральной атаки Города с суши и моря 29 мая 1453 года. Император Константин понимает, что приближается самая важная битва, которая определит судьбу Города. Поэтому он решает накануне атаки на Город провести Божественную литургию в храме Святой Софии при всеобщем участии духовенства и народа при постоянном усилии сочувствия и единства разделенных людей. Он надеялся, что, если люди покаются перед Богом, победа снова увенчает их. Он, настоящий герой, просил всех простить ему любые ошибки и несправедливости, которые он причинил. Затем он направился к воротам святого Романа, наиболее уязвимой точке защиты Города.

Σχετική εικόνα

 

Вскоре после полуночи Мухаммед начинает первую атаку Города. Эти подразделения были нацелены на то, чтобы сковать и ослабить и без того истощенных защитников. После многочасовой битвы у стан Города нападающие уходят побежденными. Мухаммед посылает вторую волну атаки, состоящую из более организованных и отдохнувших частей, которые, однако, не достигают ничего, кроме начавшегося хаоса. Подобную судьбу имело и морское нападение на город. Мухаммед вынужден послать третью волну своих войск для нападения: избранный корпус янычаров. Защитники во главе с императором отчаянно защищаются, зная, что отступать некуда. В самый критический момент битвы, глава иностранных наемников и всей линии обороны, генуэзец Иоанн Джустиниани  был ранен и доставлен своими сотоварищами по оружию в лагерь своих соотечественников. Остальные наемники, увидев его побег, уходят с поля боя и направляются к кораблям, чтобы спастись. «Ἑάλω ἡ Πόλις»[2] - роковой крик, разносящийся в воздухе из уст в уста. Напрасно император пытался предотвратить эту трагедию. Турки, сначала частично, позже выходят из под обломков стен, подавляя любое сопротивление,  яростно хлынули в сторону Города. Константин Палеолог нападает со своими немногими верными товарищами на приближающихся османов и здесь, на поле боя, находит свою героическую смерть, неизвестную среди неизвестных.

Как только было сломлено последнее сопротивление на стенах, турки вышли на улицы для трехдневного грабежа, обещанного им Мухаммедом. То, что осталось от богатства и добра, сохранившегося в Константинополе после разграбления его крестоносцами в 1204 году, было безжалостно разграблено турками. Город, который на пике своего развития насчитывал около полумиллиона жителей, был полностью заброшен. Бесчисленное количество людей было убито, тысячи были увезены на невольничьи рынки Востока, а те, кто спасся, покинули его. Были осквернены церкви и монастыри, подожжены дома, полностью уничтожены произведения искусства и памятники.

 

Под пеплом завоеванного Города оказался целый народ, нация, римская-ромейская нация, которая, однако же, не в ней не угасла надежда на свободу и не потеряна веру во Христа, она отказалась поклоняться турецкому тирану. Поэтому долг всех греков - не забывать людей и события, связанные с нашей собственной идентичностью. Наша идентичность - это наше существо. Забвение и преднамеренная потеря памяти с математической точностью приводят к кризисам и дилеммам, которые будут постоянно повторяться. Наша греко-православная история отличается поразительной откровенностью, так и своей объективностью, так и в своими назиданиями. И по этой причине, когда мы не проявляем к ней должного уважения, тогда мы сами навеваем на свое естество «отмщение»….

 

Κωνσταντῖνος ΙΑ´ Παλαιολόγος – Ἡ τελευταία ὁμιλία πρὸς τὸν λαόν (ὀλίγον πρὸ τῆς Ἁλώσεως)

Константин XI Палеолог - Последняя его речь произнесенная перед народом (незадолго до Падения Константинополя)

 

Ἀπὸ τὸ Χρονικὸν τοῦ Μεγάλου Λογοθέτου Γεωργίου Σφραντζῆ ἢ Φραντζῆ
Ἐκδοθὲν ἐν Κερκύρᾳ ἔτει 1477

Из Хроники Великого Логофета Георгия Сфандзи, или Франдзи.

 

Ἐμεῖς μέν, εὐγενέστατοι Ἄρχοντες καὶ ἐκλαμπρότατοι δήμαρχοι καὶ στρατηγοὶ καὶ γενναιότατοι στρατιῶται καὶ πᾶς ὁ πιστὸς καὶ τίμιος λαός, καλὸς οἴδατε ὅτι ἔφθασεν ἡ Ὥρα καὶ ὁ ἐχθρὸς τῆς πίστεως ἡμῶν βούλεται ἵνα μετὰ πάσης τέχνης καὶ μηχανῆς ἰσχυροτέρως στενοχωρήσῃ ἡμᾶς καὶ πόλεμον σφοδρὸν μετὰ συμπλοκῆς μεγάλης καὶ συρρήξεως ἐκ τῆς χέρσου καὶ θαλάσσης δώσῃ ἡμῶν μετὰ πάσης δυνάμεως, ἵνα, εἰ δυνατόν, ὡς ὄφις τὸν ἰὸν ἐκχύσῃ καὶ ὡς λέων ἀνήμερος καταπίῃ ἡμᾶς. Διὰ τοῦτο λέγω καὶ παρακαλῶ ὑμᾶς ἵνα στῆτε ἀνδρείως καὶ μετὰ γενναίας ψυχῆς, ὡς πάντοτε ἕως τοῦ νῦν ἐποιήσατε, κατὰ τὸν Ἐχθρῶν τῆς πίστεως ἡμῶν. Παραδίδωμι δὲ ὑμῖν τὴν ἐκλαμπροτάτην καὶ περίφημον ταύτην πόλιν καὶ πατρίδα ἡμῶν καὶ βασιλεύουσαν τῶν πόλεων. Καλῶς οὖν οἴδατε, ἀδελφοί, ὅτι διὰ τέσσερά τινα ὀφείλεται κοινῶέ ἐσμεν πάντες ἵνα προτιμήσωμεν ἀποθανεῖν μᾶλλον ἢ ζῆν, πρῶτον μὲν ὅπερ τῆς πίστεως ἡμῶν καὶ εὐσεβείας, δεύτερον δὲ ὅπερ πατρίδος, τρίτον ὅπερ τοῦ βασιλέως ὡς Χριστοῦ Κυρίου, καὶ τέταρτον ὅπερ συγγενῶν καὶ φίλων. Λοιπόν, ἀδελφοί, ἐὰν χρεῶσταί ἐσμεν ὑπὲρ ἑνὸς ἐκ τῶν τεσσάρων ἀγωνίζεσθαι ἕως θανάτου πολλὰ μᾶλλον ὅπερ πάντων ἡμεῖς, ὡς βλέπετε προφανῶς, καὶ ἐκ πάντων μέλλομεν ζημιωθῆναι.

Ἐὰν διὰ τὰ ἐμὰ πλημμελήματα παραχωρήσῃ ὁ Θεὸς τὴν νίκην τοῖς ἀσεβέσιν, ὅπερ τῆς πίστεως ἡμῶν τῆς Ἁγίας, ἣν Χριστὸς ἐν τῷ οἰκείῳ αἵματι ἡμῖν ἐδωρήσατο, κινδυνεύομεν, ὅ ἐστι κεφάλαιον πάντων. Καὶ ἐὰν τὸν κόσμον ὅλον κερδίσῃ τις καὶ τῶν ψυχῶν ζημιωθῇ, τί τὸ ὄφελος; Δεύτερον πατρίδα περίφημον τοιούτως ὑστερούμεθα καὶ τὴν ἐλευθερίαν ἡμῶν. Τρίτον βασιλείαν τήν ποτε μὲν περιφανῆ, νῦν δὲ τεταπεινωμένην καὶ ἐξουθενωμένην ἀπωλέσαμεν, καὶ ὑπὸ τοῦ τυράννου καὶ ἀσεβοῦς ἄρχεται. Τέταρτον δὲ καὶ φιλτάτων τέκνων καὶ συμβίων καὶ συγγενῶν ὑστερούμεθα. Αὐτὸς δὲ ὁ ἀλιτήριος ὁ ἀμηρᾶς πεντήκοντα καὶ ἑπτὰ ἡμέρας ἄγει σήμερον ἀφ᾿ οὗ ἡμᾶς ἐλθὼν ἀπέκλεισεν καὶ μετὰ πάσης μηχανῆς καὶ ἰσχύος καθ᾿ ἡμέραν τε καὶ νύκτα οὐκ ἐπαύσατο πολιορκῶν ἡμᾶς καὶ χάριτι τοῦ παντεπόπτου Χριστοῦ Κυρίου ἡμῶν ἐκ τῶν τειχῶν μετὰ αἰσχύνῃς ἄχρι τοῦ νῦν πολλάκις κακῶς ἀπεπέμφθη. Τὰ νῦν δὲ πάλιν, ἀδελφοί, μὴ δειλιάσητε, ἐὰν καὶ τοῖχος μακρόθεν ὀλίγον ἐκ τῶν κρότων καὶ τῶν πτωμάτων τῶν ἐλεπόλεων ἔπεσε, διότι, ὡς ὑμεῖς θεωρεῖτε, κατὰ τὸ δυνατὸν ἐδιορθώσαμεν πάλιν αὐτό. Ἡμεῖς πᾶσαν τὴν ἐλπίδα εἰς τὴν ἄμαχον δόξαν τοῦ Θεοῦ ἀνεθέμεθα, οὗτοι ἐν ἅρμασι καὶ οὖτοι ἐν ἵπποις καὶ δυνάμει καὶ πλήθει, ἡμεῖς δὲ ἐν ὀνόματι Κυρίου τοῦ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν πεποίθαμεν, δεύτερον δὲ καὶ ἐν ταῖς ἡμετέραις χερσὶ καὶ ῥωμαλεότητι, ἣν ἐδωρήσατο ἡμῖν ἡ θεία δύναμις. Γνωρίζω δὲ ὅτι αὕτη ἡ μυριαρίθμητος ἀγέλη τῶν ἀσεβῶν, καθὼς ἡ αὐτῶν συνήθεια, ἐλεύσονται καθ᾿ ἡμῶν μετὰ βαναύσου καὶ ἐπηρμένης ὀφρῦος καὶ θάρσους πολλοῦ καὶ βίας, ἵνα διὰ τὴν ὀλιγότητα ἡμῶν θλίψωσι καὶ ἐκ τοῦ κόπου στενοχωρήσωσι, καὶ μετὰ φωνῶν μεγάλων καὶ ἀλαλαγμῶν ἀναριθμήτων, ἵνα ἡμᾶς φοβήσωσι. Τὰς τοιαύτας αὐτῶν φλυαρίας καλῶς οἴδατε, καὶ οὐ χρῇ λέγειν περὶ τούτων. Καὶ ὥρα ὀλίγοι τοιαῦτα ποιήσωσι, καὶ ἀναριθμήτους πέτρας καὶ ἕτερα βέλη καὶ ἐλεβολίσκους, ὡσεὶ ἄμμον θαλασσῶν ἄνωθεν ἡμῶν πτήσουσι, δι᾿ ὧν, ἐλπίζω γάρ, οὐ βλάψωσι, διότι ὑμᾶς θεωρῶ καὶ λίαν ἀγάλλομαι καὶ τοιαύταις ἐλπίσι τὸν λογισμὸν τρέφομαι, ὅτι εἰ καὶ ὀλίγοι πάνυ ἐσμέν, ἀλλὰ πάντες ἐπιδέξιοι καὶ ἐπιτήδειοι ῥωμαλέοι τε καὶ ἰσχυροὶ καὶ μεγαλήτορες καὶ καλῶς προπαρασκευασμένοι ὑπάρχετε. Ταῖς ἀσπίσιν ὑμῶν καλῶς τὴν κεφαλὴν σκέπεσθε ἐπὶ τῇ συμπλοκῇ καὶ συρρήξει. Ἡ δεξιὰ ὑμῶν ἡ τὴν ῥομφαῖαν ἔχουσα μακρὰν ἔστω πάντοτε. Αἱ περικεφαλαίαι ὑμῶν καὶ οἱ θώρακες καὶ οἱ σιδηροῖ ἱματισμοὶ λίαν εἰσὶν ἱκανοὶ ἅμα καὶ τοῖς λοιποῖς ὅπλοις, καὶ ἐν τῇ συμπλοκῇ ἔσονται πάνυ ὠφέλιμα, ἃ οἱ ἐνάντιοι οὐ χρῶνται, ἀλλ᾿ οὔτε κέκτηνται.

Καὶ ὑμεῖς ἔσωθεν τῶν τειχῶν ὑπάρχετε σκεπόμενοι, οἱ δὲ ἀσκεπεῖς μετὰ κόπου ἔρχονται. Διό, ὦ συστρατιῶται γίγνεσθε ἕτοιμοι καὶ στερεοὶ καὶ μεγαλόψυχοι διὰ τοὺς οἰκτιρμοὺς τοῦ Θεοῦ. Μιμηθῆτε τούς ποτε τῶν Καρχηδονίων ὀλίγους ἐλέφαντας, πὼς τοσοῦτον πλῆθος ἵππων Ῥωμαίων τῇ φωνῇ καὶ θέᾳ ἐδίωξαν, καὶ ἐὰν ζῷον ἄλογον ἐδίωξε πόσον μᾶλλον ἡμεῖς ἡ τῶν ζῴων καὶ ἀλόγων ὑπάρχοντες κύριοι, καὶ οἱ καθ᾿ ἡμῶν ἐρχόμενοι ἵνα παράταξιν μεθ᾿ ἡμῶν ποιήσωσιν ὡς ζῷα ἄλογα καὶ χείρονές εἰσιν. Οἱ πέλται ὑμῶν καὶ ῥομφαῖοι καὶ τὰ τόξα καὶ ἀκόντια πρὸς αὐτοὺς πεμπέτωσαν παρ᾿ ἡμῶν. Καὶ οὕτως λογίσθητε ὡς ἐπὶ ἀγρίων χοίρων καὶ πληθὺν κυνήγιον, ἵνα γνώσωσιν οἱ ἀσεβεῖς ὅτι οὐ μετὰ ἀλόγων ζῴων ὡς αὐτοί, παράταξιν ἔχουσιν, ἀλλὰ μετὰ κυρίων καὶ αὐθεντῶν αὐτῶν καὶ ἀπογόνων Ἑλλήνων καὶ Ῥωμαίων. Οἴδατε καλῶς ὅτι ὁ δυσσεβὴς αὐτὸς ὁ ἀμηρὰς καὶ ἐχθρὸς τῆς ἁγίας ἡμῶν πίστεως χωρὶς εὔλογον αἰτίας τινος τὴν ἀγάπην ἣν εἴχομεν ἔλυσεν, καὶ τοὺς ὅρκους αὐτοῦ τοὺς πολλοὺς ἠθέτησεν ἀντ᾿ οὐδενὸς λογιζόμενος καὶ ἐλθὼν αἰφνιδίως φρούριον ἐποίησεν ἐπὶ τὸ στενὸν τοῦ Ἀσωμάτου, ἵνα καθ᾿ ἑκάστην ἡμέραν δύνηται βλάπτειν ἡμᾶς. Τοὺς ἀγροὺς ἡμῶν καὶ κήπους καὶ παραδείσους καὶ οἴκους πυριαλώτους ἐποίησε, τοὺς ἀδελφοὺς ἡμῶν τοὺς Χριστιανοὺς ὅσους εὗρεν, ἐθανάτωσε καὶ ἠχμαλώτευσε, τὴν φιλίαν ἡμῶν ἔλυσεν. Τοὺς δὲ τοῦ Γαλατᾶ, ἐφιλίωσε, καὶ αὐτοὶ χαίρονται, μὴ εἰδότες καὶ αὐτοὶ οἱ ταλαίπωροι τὸν τοῦ γεωργοῦ παιδὸς μῦθον, τοῦ ἐψήνοντος τοὺς κοχλίας καὶ εἰπόντος. Ὦ ἀνόητα ζῷα, καὶ τὰ ἑξῆς.

Ἐλθὼν οὖν ἀδελφοί, ἡμᾶς ἀπέκλεισε, καὶ καθ᾿ ἑκάστην τὸ ἀχανὲς αὐτοῦ στόμα χάσκων, πῶς εὕρῃ καιρὸν ἐπιτήδειον ἵνα καταπίῃ ἡμᾶς καὶ τὴν πόλιν ταύτην, ἣν ἀνήγειρεν ὁ τρισμακάριστος ἐκεῖνος καὶ τῇ πανάγνῳ δεσποίνῃ ἡμῶν Θεοτόκῳ καὶ ἀειπαρθένῳ Μαρίᾳ ἀφιέρωσεν καὶ ἐχαρίσατο τοῦ κυρίαν εἶναι καὶ βοηθὸν καὶ σκέπην τῇ ἡμετέρα πατρίδι καὶ καταφύγιον τῶν Χριστιανῶν, ἐλπίδα καὶ χαρὰν πάντων τῶν Ἑλλήνων τὸ καύχημα πᾶσι τοῖς οὖσιν ὑπὸ τὴν τοῦ ἡλίου ἀνατολήν. Καὶ οὖτος ὁ ἀσεβέστατος τήν ποτε περιφανῆ καὶ ὀμφακλίζουσαν ὡς ῥόδον τοῦ ἀγροῦ βούλεται ποιήσαι ὑπ᾿ αὐτόν. Ἣ ἐδούλωσε σχεδόν, δύναμαι εἰπεῖν, πᾶσαν τὴν ὑφ᾿ ἥλιον καὶ ὑπέταξεν ὑπὸ τοὺς πόδας αὐτῆς Πόντον καὶ Ἀρμενίαν, Περσίαν καὶ Παμφλαγονίαν, Ἀμαζόνας καὶ Καππαδοκίαν, Γαλατίαν καὶ Μηδίαν, Κολχοὺς καὶ Ἴβηρας, Βοσποριανοὺς καὶ Ἀλβάνους, Συρίαν καὶ Κιλικίαν καὶ Μεσσοποταμίαν, Φοινίκην, Βακτριανοὺς καὶ Σκύθας, Μακεδονίαν καὶ Θετταλίαν, Ἑλλάδα, Βοιωτία, Λοκροὺς καὶ Αἰτωλούς, Ἀκαρνανίαν, Ἀχαΐαν καὶ Πελοπόννησον, Ἤπειρον καὶ τὸ Ἰλλυρικὸν Λύχνιτας κατὰ τὸ Ἀδριατικόν, Ἰταλίαν, Τουσκίνους, Κέλτους καὶ Κελτογαλάτας, Ἰβηρίαν τε καὶ ἕως τῶν Γαδείρων, Λιβύαν καὶ Μαυριτανίαν καὶ Μαυρουσίαν, Αἰθιοπίαν, Βελέδας, Σκούδην, Νουμιδίαν καὶ Ἀφρικὴν καὶ Αἴγυπτον, αὐτὸς τὰ νῦν βούλεται δουλώσαι καὶ τὴν κυριεύουσαν τῶν πόλεων, ζυγῷ ὑποβαλεῖν καὶ δουλείᾳ καὶ τὰς ἁγίας ἐκκλησίας ἡμῶν, ἔνθα ἐπροσκυνεῖτο ἡ Ἁγία Τριὰς καὶ ἐδοξολογεῖτο τὸ πανάγιον, καὶ ὅπου οἱ ἄγγελοι ἠκούοντο ὑμνεῖν τὸ θεῖον καὶ τὴν ἔνσαρκον τοῦ Θεοῦ Λόγου οἰκονομίαν, βούλεται ποιῆσαι προσκύνημα τῆς αὐτοῦ βλασφημίας καὶ τοῦ φληναφοῦ ψευδοπροφήτου Μωάμεθ, καὶ κατοικητήριον ἀλόγων καὶ καμήλων. Λοιπὸν ἀδελφοὶ καὶ συστρατιῶται, κατὰ νοῦν ἐνθυμηθῆτε ἵνα τὸ μνημόσυνον ὑμῶν καὶ ἡ μνήμη καὶ ἡ φήμη καὶ ἡ ἐλευθερία αἰωνίως γενήσηται.

 

Источник:https://enromiosini.gr/arthrografia/arthrografia-istoria/i-konstantinoypoli-diachronika-kai/

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.

 

[1] Τό δέ τήν πόλιν σοί δοῦναι, οὐτ’ ἐμόν ἐστιν οὐτ’ ἄλλου τῶν κατοικούντων ἐν ταύτη. Κοινῆ γάρ γνώμη πάντες αὐτοπροαιρέτως ἀποθανοῦμεν καί οὐ φεισόμεθα τῆς ζωῆς ἡμῶν».»

[2] Т.е. Город пал

Иерусалимский Патриархат – Официальный информационный сайт

 

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

БЛАЖЕННЕЙШЕГО ФЕОФИЛА III

ПАТРИАРХА СВЯТАГО ГРАДА ИЕРУСАЛИМА И ВСЕЙ ПАЛЕСТИНЫ

Всей церковной полноте, благодать милость и мир от

Всесвятаго и Живоподательнаго Гроба Воскресения Христова

ΘΕΟΦΙΛΟΣ  Γ’

Ἐλέῳ Θεοῦ Πατριάρχης τῆς Ἁγίας Πόλεως Ἱερουσαλήμ

                                                                         καί πάσης Παλαιστίνης

 

Ныне вся исполнишася света;

Небо же земля и преисподняя.

Да празднует убо вся тварь восстание Христово,

 в Нем же утверждается.

Νῦν πάντα πεπλήρωται φωτός,

Οὐρανός τε καί γῆ καί τά καταχθόνια,

ἑορταζέτω γοῦν πᾶσα κτίσις τήν ἔγερσιν    Χριστοῦ, ἐν ᾖ ἐστερέωται.

(Тропарь 3-й песни канона Пасхи прп. Иоанна Дамаскина. Τροπάριον γ΄ ὠδῆς Κανόνος τοῦ Πάσχα Ἰω. Δαμασκηνοῦ).

 

 

Действительно ныне исполнилась вселенная невечернего и священного света, исходящего от Воскресшего из мертвых Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Иисус Христос,Сын Божий и Бог Слово, Вочеловечившийся от Святого Духа и Марии Девы, Назарянин, Распятый, претерпевший телесные страдания и погребение и сошедшый во ад, победил смерть. Через Его смерть была попрана смерть. Пребыв три дня во аде Он проповедовал находящимся во аде от века содержащимися в его узах, и освободил их от него. Он освободил их от мучительных страданий от угрызения совести, от глубокого мрака неведения и невыносимой безнадежности и Он вновь ввел их в Рай. Завершая дело Своего Отца на земле, Он его исполнил и ниже земли, во аде. «Не узрело пречистое тело Искупителя наших душ истления во гробе». Он самовластно своей всемогущей силою воскрес из мертвых вместе с  Его восприятой плотью и встретил Праотца Адама и усопших Его сродников.

Это сверхъестественное дело обновления и пересоздания своего творение через Воскресение Христа возвестил Бог через ангела людям. Отвалив камень от гроба и, седя на нем, светоносный ангел сказал женам Мироносицам: «Не ужасайтеся, иисуса ищете Назарянина распятаго: восста, несть зде: се место, идеже положиша Его» (Марк. 16, 6). Это видение, этого исполненного света явления ангела и утешительным известием убедительным образом засвидетельствовало и запечатлело Воскресение из мертвых Господа. С уничиженным и прославленным Его телом, прободенным копием боком, имеющим на своих руках и ногах следы от гвоздей, «явися прежде Мирии Магдалине, из неяже изгна семь бесов» (Марк.16, 9), рече ей: «не прикасайся ко мне, не у бо взыдох во Отцу Моему (Ин. 20, 17)». Затем Он явился «сущее позде, в день той во едину от Суббот», собранным во едино Своим ученикам, «дверем затворенным», говоря им «Мир вам», и «приимите Дух Свят», «имже отпустите грехи, отпустятся им», и «по днех осми паки», «и Фоме с ними», исправляя его доброе неверие добрым убеждением и говоря «блажени не видевши, и веровавше» (Ин. 20-19-29). Действительно, «Сколь премудры суть его суды», как поет песнопевец , «идеже яко Петру дает познати Воскресение Свое в погребальных пеленах, такожде с Лукой и Клеопой вместе идя беседует и беседоваша не сразу явися има Сам, но в благословении хлеба даша им познать Себя... Онема отверзостеся очи, и познаста Ео, и Той невидим бысть има»(Луки 24; 30-31).  Сразу после сего, – о чудо Его вездесущности, – Он «ста посреде их и глагола има», говоря им: «Видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» и попросил у них пищу и «взем пред ними яде, рыбы печены часть и от пчел сот» (Лк 24: 36 – 43), как объясняет святой Иоанн Дамаскин, «не потому, что Он нуждался в пище после Воскресения, но по икономии, домостроительно, тем самым подтверждая истинность Воскресения».

Таким образом, Он «постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о Царствии Божии» (Деян 1: 3) и, когда они взирали на Него, «взятся, и облак подъят Его от очию их» (Деян 1: 9), «возшед на высоту» (Пс 67: 19, Еф. 4: 8), обожил нашу человеческую природу, принятую Им в воплощении, и сел одесную (справа) от Отца, «грядуший снова со славою, чтобы судить живых и мертвых».

Исполняя Свое обещание, Он оттуда послал нам другого Утешителя от Отца, Духа Истины, и их просветил, укрепил, одушевил и обрадовал святых учеников и апостолов и через них Свое тело – Церковь. Этой благодатью и данной от Него властью Церковь продолжает Его искупительное дело на земле. Она принимает людей, делает их своими членами крещением, «сочетает их со Христом», очеловечивает их Его учением, примирением, миром, согласием и любовью не только по отношению к ближнему, но даже к врагам, освящает их таинствами, делает их делателями добрых дел в обществе, и после их смерти она переносит их в небесную жизнь в радости и ликовании, в наслаждении вечным светом трисолнечного Божества в надежде на Воскресение к вечной жизни.

Иерусалимская Церковь, «яковы врата возлюби Господь паче всех селений Иаковлих», которая «первая получиша оставление грехов Воскресением», теперь состраждет человечеству в пандемической чуме Covid-19 и молится в пустом и живоносном Гробе об исцелении всех, страдающих от нее, молится за возвращение паломников, за мир и процветание мира и Ближнего Востока, и особенно за здоровье, процветание и спасение христоименной полноты во всем мире.

 

Ἐν τῇ Ἁγίᾳ Πόλει Ἱερουσαλήμ ΠΑΣΧΑ 2021.

Μετά Πατρικῶν εὐχῶν καί Πατριαρχικῶν εὐλογιῶν,

Διάπυρος πρός Κύριον Εὐχέτης,

ΘΕΟΦΙΛΟΣ Γ’

Πατριάρχης Ἱεροσολύμων

В Святом Граде Иерусалиме ПАСХА 2021 года

с Отеческими пожеланиями и Патриаршими благословениями,

пылающий молитвенник ко Господу

ФЕОФИЛ III

Патриарх Иерусалимский

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.

Источник: https://jerusalem-patriarchate.info/μηνυμα-του-μακαριωτατου-πατριαρχου-ι-2/



Подписка на новости

Последние обновления

События