Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Uncategorised

Воскресный (Пасхальный) характер Вознесения Господня

повторная публикация

Ο ΑΝΑΣΤΑΣΙΜΟΣ ΧΑΡΑΚΤΗΡΑΣ

ΤΗΣ ΑΝΑΛΗΨΕΩΣ ΤΟΥ ΚΥΡΙΟΥ

Дионисий Анатоликиотис

Доктор философии философского факультета Афинского университета,

Дипломированный специалист социального богословия

Отдание Пасхи

Имеется одно небольшое замечание относительно так называемого сегодняшнего «отдания Пасхи (ἀπόδοσιν τοῦ Πάσχα)», которое следует выделить особо. Пасха не имеет отдания! Все Господские праздники и Богородичные праздники в Церкви имеют в течение немногих дней так называемое совершаемое «попразднство» (дословно совершается отдание), особо выделяется праздник Пасхи. Поэтому Фомино Воскресение также называется антипасхой, а новое воскресенье и каждое воскресенье является своего рода обновлением постоянно повторяющегося праздника Господня Воскресения. Праздник каждой повторяющейся недели не имеет отдания. Каждое Воскресение это не просто посвящение Воскресению Господа, но повторение или лучше сказать продолжение и периодическое повторение и увековечение одного и вечного праздника праздников – святой Пасхи, которую вплоть до сегодняшнего дня мы по сути переживаем как уникальный праздник Церкви, потому что все другие праздники празднуются через Пасху (= Божественную литургию).

То, что мы сегодня называем отданием Пасхи преимущественно является техническим термином, а не действительным отданием. В древних типиках он более точно называется «отдание Христос воскресе» (ἀπόδοσις τοῦ Χριστὸς ἀνέστη). То есть речь идет об отдании не праздника, но специальному, особому пасхальному песнопению-гимну, подается своего рода сигнал на изменение пасхально-воскресной гимнографии на воскресную каждого гласа каждого воскресного дня. Следовательно, это «отдание» просто означает, что мы прекращаем петь «Христос воскресе», но не прекращаем праздновать Пасху!

В древности, конечно же, это «отдание» (прекращение пения песнопений) происходило в субботу Пасхальной недели. Поэтому вплоть до сего дня в Фомину неделю не поется «Воскресение день», ни стихира «Пасха священнейшая», на литургии не поется «Святися, святися», ни причастен «Тело Христово». Позднее было добавлено использование специальных песнопений во время периода сорока дней, от чего и появилось «отдание» в течение 40 дней и возник порядок, который нам известен сегодня.

Праздник Вознесения

К сожалению истинной является то, что сегодня чаще всего в сознании церковного народа принижается праздник Вознесения, особенно если мы к нему будем подходить в отрыве от его воскресного контекста. В некоторых случаях к Вознесению Господню относятся даже и с некоторым равнодушием.

Когда литургическое и богословское предание не являются критерием, тогда пастве не передается правильное литургическое сознание. Догматическое знание, сознательный христианин, правильная богословская позиция, литургическая жизнь и церковный типик-устав - в действительности являются неизреченным образом связанными, взаимовлияющими и взамопроникающими. Обратимся к словам протопресвитера Александра Шмемана: «…церковные богослужебные последования нашей Церкви не совершаются более с той целью ради которой они были созданы, то есть чтобы сокрыть конкретные пастырские нужды, а следствием этого является то, что они не «переживаются» как следовало бы. Искажен их смысл, предана забвению цель их совершения, в результате чего совершаются неправильные действия, которые приходится наблюдать в современном положении при совершении церковного богослужения».

Так мы приходим к заключению, что мы не знаем, почему мы празднуем Вознесение и какое значение имеет этот праздник, мы не понимаем его важности, потому что мы не осознаем его воскресный (пасхальный) характер. Поэтому иногда формулируются позиции такие как что «плохо это или хорошо что отдание Пасхи особо выделяется, а это имеет сегодня силу,  впрочем же Воскресение выше всего», или что «в сознании большинства церковного народа Воскресение предшествует Вознесению». Такое достаточно сильное разделение между Воскресением и Вознесением Господним я рассматриваю как схоластичную антитрадиционность. Поэтому далее я перехожу к 12 доказательствам воскресного характера праздника Вознесения. Только 12 из существующих.

  1. Седален на первой кафизме недели Пятидесятницы говорит: "Попраздственный, вернии, и конечный праздникъ празднуимъ светло: сей есть Пятдесятница.."

Если же Пятидесятница является попразднством Воскресения, тогда разве не является им и Вознесение? Все праздники пентикостариона по сути имеют воскресный характер. Что же касается Вознесения – оно, по сути, является Воскресением, как невыразимым образом связанное с Воскресением и следствием и завершением его, поскольку через воскресение спасение человеческого естества всецело завершается в событии Вознесения. И гимнография этого дня доказывает эту истину (воскресное понимание Вознесения, как это станет очевидным в дальнейшем.

  1. 3-я стихира «Господи воззвах» на вечерни говорит: «чтем Воскресние, преславное Вознесение славословяще». Итак, Церковь с самого начала вечерни заботится о том, чтоб раскрыть смысл этого праздника. Гимнография указывает на то, насколько Вознесение является самым тесным образом связанным с Воскресением, являясь естественным продолжением Воскресения, оба же составляют единое невыразимое единство. Разделение между Воскресением и Вознесением как в отношении их значения и их учения является схоластически безосновательным. Игнорирование существования и значения Вознесения вполне удовлетворяет нашему апостасийному сознанию и жизни, отходящих от подлинного сознания, которое во многом живет в литургической жизни. Также вполне показательным является нехватка и дефицит пастырского руководства в современной церкви в вопросах катехизации, в обучении догматам веры и развития в пастве литургического мышления.

«Чтем Воскресние, преславное Воснесение славословяще». Следовательно, принижающие Вознесение не чтут Воскресения, как мы теперь вполне понимаем. Итак, речь вовсе не идет о соблюдении равнодушного, холодного и бесчувственного и безвкусного образа почитания, но о осознанном и жизненном по сути вопросе церковной истории, вопросов богословия и богослужения, которые реализуются с помощью установлений типикона.

  1. В 1-м самогласне «стихир на стиховнах» вечерни : « …изъ ме́ртвыхъ воскре́слъ еси́, попра́въ сме́рть; возне́слся еси́ во сла́вѣ»
  2. На седальне по полиелее утрени четверга «…и до́лу лежа́щій во а́довѣ стра́жи совоскреси́вый, я́ко Бо́гъ,…»
  3. На 2-м каноне праздника Вознесения 1-й песни 1-й тропарь: «Воскре́слъ еси́ тридне́венъ, по естеству́ Безсме́ртный,»
  4. На 2-м каноне, 4-я песнь, 3-й тропарь: «Разруши́вый держа́ву сме́рти, я́ко Безсме́ртный, Го́споди, безсме́ртіе всѣ́мъ дарова́лъ еси́, Человѣколю́бче».
  5. 1-й канон, 9-я песнь, 4 тропарь: «Тебе́, Соше́дшаго да́же до послѣ́днихъ земли́, и человѣ́ка Спа́сшаго, и восхожде́ніемъ Твои́мъ Возвы́сившаго, Сего́ велича́емъ».
  6. На «Славе» стихир на «Хвалитех»: «Бо́же на́шъ, изъ ме́ртвыхъ воскре́слъ еси́, попра́въ сме́рть. Возне́слся еси́ во сла́вѣ, вся́ческая Исполня́яй».

Четыре последних доказательства, полагаю, что они являются наиболее важными, поскольку об этом сообщается в чтениях праздника.

  1. Читается воскресное Евангелие на утрени  - это 3 воскресное утреннее Евангелие, в котором имеется 11 стихов, 10 из которых повествуют о Воскресении и только один о Вознесении.
  2. Поскольку на утрени читается Воскресное Евангелие, то что сразу же после него следует? Что говорит чтец? «Воскресение Христово видевшее, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному…»
  3. Но и на литургии разве апостольское чтение праздника не является апостолом, который читался и в день Пасхи? Да, действительно, тот самый апостол, теперь добавляющий в него еще один параграф, чтобы охватить повествование и о Вознесении.
  4. В заключении. Евангельское чтение Божественной литургии также является воскресным, оно является тем же что и 6 Евангелие на утрени. В нем 19 стихов, 17 из которых повествуют о Воскресении и только одни стих о Вознесении.

Такова невыразимая связь праздников Воскресения и Вознесения в соответствии с традицией и учением Церкви. И в данном случае мы не касаемся догматического учения песнопений Вознесения и их антиеретического содержания и многих актуальных и важных тем.

Церковное празднование

Поскольку мы вовсе не «насыщаемся» богослужебным последованием Воскресения, и поскольку мы всегда ощущаем, что мы не «переполнены радостью» праздника праздников настолько насколько следовало бы. И посему мы осознаем, что насколько мы воспоминаем воскресшего Господа, сколь это является малым, ничтожным и недостаточным в наших делах, ибо и в каждое воскресение «Воскресение празднуем и вечную Пасху воспеваем»!!! осознаем ли мы это? Исходя из этого, давайте не будет самочинно урезать воскресные песнопения каждого воскресения без уважительной причины и без проявления уважения к литургическому уставу. Не будем торопиться при пении стихир воскресных дней, чтобы ограничиваться исключительно, вопреки положенному образцу и нечестиво вместо 8 4-мя! Также не станем 8 воскресных стихир заменять 4 воскресными и 4 какого-то святого (на вечерни) без уважительной на то причины, что также является безобразием и нечестием!Мы уже не станем говорить и о другом, совершенно неприемлемом, когда некоторые читают 2 воскресные стихиры и 2 из минеи и сразу же поют «славу».

Нельзя не сказать, что мына самом деле не обрадованы пасхальными песнопения Воскресения Пасхи или во время Пасхальной недели, или на протяжении всех 40 дней, и посему желали бы выделиться и превзойти театрально, «чтобы вознести благодарение» (Каковы же эти доводы? Что это за храм? Народный центр увеселения?), или же иначе во время воскресных дней «сократить» воскресные песнопения! Это является лицемерием и фарисейством, или же даже непоследовательностью и не имеющей никакого оправдания. И даже те, которые такое творят по незнанию и по злому влиянию со стороны других, теперь, несомненно, когда мы учимся как правильно и как следует делать, нам следует смиренно исправить то, что является ошибочным.

Только тогда мы действительно будем праздновать Воскресение, когда мы не будем принижать Вознесение, когда мы празднуем светло и Вознесение и Пятидесятницу и все Господские праздники в согласии с вековечными установлениями Православной Церкви.

Источник: ᾿Εκκλησιολόγος», φ. 664, Πάτραι 23/5/2020

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.

 

Во Святом Граде Иерусалиме около 14-30 (по Московскому времени) произошло величайшее событие -

схождение Благодатного Огня на Гробе Господнем

Εκκλησία Online

 

 

Христос Воскресе!

Χριστός Ανέστη!

Christ is risen!

святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский
 
БЕСѢДА 
на Спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа 
[1].
 
 
Рождество Христово: иконы и фрески / Православие.Ru
 

1. Нынѣ — празднество дѣвственнаго Рожденія: и величіемъ Праздника слово, въ силу самой необходимости, совозвысится въ глубину тайны и обыметъ ее, — насколько это достижимо и допустимо и позволяетъ время, — такъ чтобы и намъ стало явленнымъ нѣчто изъ заключающагося въ ней значенія [2]. Напрягите же и вы, братіе, молю, ваше вниманіе и совозвысьте ваши мысли, чтобы какъ бы ярко зажегшись отъ небеснаго, божественнаго Свѣта, онѣ, въ результатѣ сего, воспріяли божественное познаніе. Потому что сегодня я вижу, что небо и земля пользуются равной честью, и (вижу) возвышеніе всего сущаго внизу къ сущему за его предѣлами, какъ бы въ нѣкоемъ соревнованіи съ небеснымъ, которое какъ бы смиряется и умаляется: такъ какъ если есть нѣкое небо небесъ и если есть нѣкія верхнія воды, покрывающія небеса, и если есть нѣкое мѣсто или установленіе или сверхъ-мірный распорядокъ, однако нѣтъ ничего, что было бы чудеснѣе и почетнѣе Вертепа и Яслей и Младенческихъ бань и Пеленокъ; потому что изъ всего, отъ вѣка сотвореннаго Богомъ, нѣтъ ничего, что было бы общеполезнѣе или божественнѣе Рождества Христова, которое мы сегодня празднуемъ. 
 

2. Потому что предвѣчное и неограниченное и всемогущее Слово, какъ безпріютный, безкровный, бездомный, въ вертепѣ нынѣ рождается по плоти, и какъ Младенецъ въ яслѣхъ полагается и зрится очами и руками осязается, и обвя/с. 180/зывается пеленами; не въ силу того, что духовное существо предшествовало въ твореніи существа, котораго прежде не существовало, или, пріявъ плоть для бытія, затѣмъ вскорѣ разсталось съ ней, или плоть и духъ слились въ одно въ составленіе единаго разумнаго живаго существа, но — въ силу того, что посредствомъ Ума (или: Духа) Богъ и плоть несмѣшенно соединились въ существо единыя Богочеловѣческія Ѵпостаси, которое снизойдя до дѣвственнаго чрева, въ которомъ и отъ котораго, благоволѣніемъ Отца и содѣйствіемъ Духа, пришло въ бытіе преѵпостасное Слово, нынѣ разрѣшается отъ чрева и рождается какъ Младенецъ, не нарушивъ, но сохранивъ ненарушеннымъ знаменія дѣвственности Матери, родившись безстрастно (безболѣзненно), какъ и зачато было безстрастно, потому что Родившая явилась выше, какъ страстнаго наслажденія въ зачатіи, такъ и мучительныхъ болей въ рожденіи: потому что, какъ Исаія говоритъ: «Прежде нежели наступили Ей боли, Она избѣжавъ страданія» (Ис. 66, 7 парафр.), родила во плоти превѣчное Слово, Котораго не только Божество не поддается изслѣдованію, но и образъ соединенія Его съ плотью — непостижимъ, и снизхожденіе — безпредѣльно, и божественная и неизреченная высота воспріятія [3] — превосходитъ всякій умъ и слово, такъ что и оно отнюдь не можетъ имѣть сравненія съ тварью. Потому что если воззришь и по плоти на Того, Кто нынѣ родился отъ Неискусомужныя Отроковицы, однако (увидищь, что) и тутъ сравненіе не доступно; потому что Онъ, какъ говоритъ Псалмопѣвецъ, «красенъ добротою (прекрасностью), паче сыновъ человѣческихъ» (Пс. 44, 2); онъ не сказалъ: «прекраснѣе», но — просто: «Прекрасенъ», чтобы не дѣлать сравненія тѣхъ, которые не могутъ быть сравнены съ обычными людьми — естество единое съ Богомъ. 
 

3. «Помаза Тя Боже Богъ Твой, елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ» (Псал. 44, 8) говоритъ далѣе Псалмопѣвецъ [4]. Онъ есть и Богъ и Человѣкъ совершенный; Тотъ же Богъ есть и помазующій и помазуемый. Потому что говорится: «Помазалъ Тебя, Боже, Богъ Твой»: потому что какъ Человѣкъ, Слово помазывается отъ Бога Отца, и помазыва/с. 181/ется соприсносущнымъ и единосущнымъ Духомъ: потому что это и есть «елей радости»; посему, опять же, Онъ есть и Богъ и Божественное Помазаніе и Помазуемый: потому что, если Онъ и помазуется, какъ Человѣкъ, но, какъ Богъ, Онъ имѣетъ въ Себѣ источникъ помазанія. Поэтому всѣхъ помазуемыхъ отъ Бога, божественно видя, онъ [5] и видѣлъ и предуказалъ ихъ какъ причастниковъ Его; потому что только единому Богу свойственно не принимать участія (въ чемъ-то съ другими), но — Самому быть Предметомъ участія для другихъ и имѣть причастниками радующихся въ духѣ. Вотъ, таковъ есть нынѣ Рождаемый въ убогой пещерѣ, и нами, какъ Младенецъ лежащій въ ясляхъ, воспѣваемый. 
 

4. Потому что Тотъ, Кто все изъ небытія привелъ въ бытіе, все что — на землѣ и на небѣ, — призрѣвъ на Свои разумныя творенія [6], которыя, по причинѣ устремленія къ большему [7], привели себя въ негодность, даруетъ, вотъ, имъ Самого Себя, — чего нѣтъ ничего большаго, ни равнаго, ни приближающагося, — и предлагаетъ Себя желающимъ быть причастниками Его, дабы уже съ тѣхъ поръ мы возмогли безопасно для себя пользоваться стремленіемъ къ лучшему, вслѣдствіе коего стремленія въ началѣ, мы подвергли себя крайней опасности, и, чтобы каждый изъ насъ желая стать Богомъ [8], не только были бы неповинны (за такое стремленіе), но и — достигли бы то, что желаемъ. Чудеснымъ же образомъ Онъ отстраняетъ поводъ, бывшій отъ начала, для паденій; поводъ же этотъ былъ: наблюдаемыя въ существахъ превосходство и инферіорность, и вслѣдствіе этого проистекаютъ зависть и коварство, а также явная и скрытая враждебность. Такъ, начальникъ зла, возжелавъ быть не ниже ни одного изъ Ангеловъ, но въ превосходствѣ быть равнымъ Самому Творцу, первый въ мірѣ, безъ того, чтобы кто-нибудь предшествовалъ ему испыталъ ужасное паденіе; затѣмъ, одержимый завистью и нападая обманомъ, онъ и Адама стащилъ въ адскую глубину, на основаніи подобной ему жажды къ большему, и такимъ образомъ ставшаго тяжкимъ для /с. 182/ возстановленія и нуждающагося для своего воззванія въ особомъ Пришествіи Божіемъ, которое нынѣ и совершилось, самому же себѣ разъ и навсегда причинивъ неисцѣльное паденіе, какъ стяжавшій гордыню не по преемству (отъ кого-либо прежде него бывшаго), но ставшаго само-зло и исполненіе зла и предлагающій себя желающимъ участвовать съ нимъ въ злѣ... Итакъ, соблаговоливъ нынѣ упразднить основаніе для гордыни, которая губитъ [9] Его разумную тварь [10], Богъ совершенно уподобляется ей: и такъ-какъ по Своему естеству Онъ равенъ Самому Себѣ и неизмѣненъ [11], то дѣлаетъ, чтобы и тварь была бы по своему естеству равной самой себѣ и неизмѣнной [12]. И какимъ образомъ совершаетъ это? — Тѣмъ, что Самое отъ Бога Богъ Слово, неизреченно истощивъ Себя [13] и снисшедъ съ высоты (Своей) въ человѣческую худость [14], и соединивъ ее неразрывно съ Собою, и смирившись и обнищавъ по нашему образу, сущее долу содѣлалъ горнимъ; лучше же сказать: свелъ и то и другое во едино: Божество сочетавъ съ человѣческимъ естествомъ; и такимъ образомъ всѣмъ показалъ путь, ведущій къ горнему, и этотъ путь — смиреніе: Самого Себя предложивъ днесь въ примѣръ людямъ и святымъ Ангеламъ. 
 

5. На основаніи сего Ангелы нынѣ пріяли непоколебимость (въ добромъ устроеніи), научившись на дѣлѣ отъ Владыки путю высоты и уподобленія Ему, заключающемуся не въ гордости, а въ смиреніи; на основаніи сего люди обладаютъ легко-доступнымъ средствомъ для благоисправленія, познавая, что смиреніе является путемъ къ возстановленію; на основаніи сего началозлобный, сущая сама гордыня, постыжденъ и низверженъ: казавшійся раньше яко бы твердо стоявшимъ и нѣчто представлявшимъ собою: какъ покорившій себѣ и увлекшій съ собою (жаждою къ бóльшему) возбужденной въ нихъ его дѣйствіемъ), другихъ же надѣясь покорить чрезмѣрностью безразсудства, — теперь онъ представ/с. 183/яется игрушкой, явно уличенный тѣми, которые были раньше злостно обмануты имъ. И нынѣ, когда родился Христосъ, онъ попирается тѣми, которые раньше находились подъ его пятой, которые нынѣ не высокомудрствуютъ (гордятся), какъ этотъ проклятый предлагалъ [15], но подражаютъ смиреннымъ, какъ это дѣлами явилъ примѣръ Спаситель, и путемъ смиренія пріобрѣтаютъ премірную высоту. 
 

6. Ради этого, возсѣдающій на Херувимахъ Богъ [16], на землѣ какъ Младенецъ предлежитъ сегодня; Невидимый для шестикрылыхъ Серафимовъ, — не только естество Его, но даже и сіяніе славы Его вполнѣ не могущихъ созерцать, почему и покрываютъ они крыльями свои лица [17], — нынѣ представляется земному зрѣнію и предлежитъ плотскимъ очамъ, ставъ Плоть; Опредѣляющій всему границы и ничѣмъ Неограниченный, объемлется сдѣланными на скорую руку и малыми яслями; Содержащій все и горстью дѣлающій это солиднымъ [18], малыми пеленами пеленается и малыми повязками сдавливается; Обладающій богатствомъ неизждиваемыхъ сокровищъ, добровольно подвергаетъ Себя такой нищетѣ, чтобы даже не имѣть себѣ мѣста въ жилищѣ, — почему и вертепъ принимаетъ, и въ Такихъ условіяхъ рождается Сущій Родившійся отъ Бога внѣ времени, безстрастно и безначально. И (о, какое чудо!), не только Своимъ рожденіемъ облекается въ поверженное естество, Сущій одного естества съ Высочайшимъ Отцемъ, и не только пріемлетъ эту крайнюю нищету, родившись въ убогой пещерѣ, но сразу же, еще будучи во чревѣ Матери, воспринимаетъ крайній приговоръ, бывшій отъ начала, нашему естеству [19], и сочисляется и записывается съ рабами Сущій естествомъ Своимъ Владыка всего міра, — всецѣло дѣлая (земное) рабство ничѣмъ не безчестнѣе (земного) владычества; лучше же сказать: являя рабовъ болѣе заслуживающими чести, чѣмъ бывшій въ то время владыка [20], если только они будутъ внимать и поко/с. 184/ряться Величію (Царству) благодати; потому что представляющійся тогда быть владыкою земли не причислилъ себя къ Царю Небесному, но только — всѣ подвластные его; и тогдашній владычествующій землей не вошелъ въ ихъ число; причислилъ же Себя къ нимъ Небесный Владыка. 
 

7. Праотецъ Давидъ въ одномъ мѣстѣ воспѣваетъ Богу по причинѣ нынѣ Родившагося отъ его отечества: «Руцѣ Твои сотвористѣ мя и создастѣ мя, вразуми мя и научуся заповѣдемъ Твоимъ» (Пс. 118, 73). Почему это онъ говоритъ? — Потому что только Создатель можетъ даровать истинный разумъ. Человѣкъ же ощутившій и осознавшій ту честь, которую наше естество пріяло отъ Бога, бывъ руками Его создано по Его образу, вдумавшійся въ Его человѣколюбіе, прибѣжитъ къ Нему и послушаетъ и научится заповѣдямъ Его; насколько же больше (сдѣлаетъ это), если осознаетъ, по силамъ, великую сію Тайну нашего возсозданія и воззванія? Потому что, поскольку создавъ Своею рукою наше естество отъ земли и жизнь отъ Себя вдунувъ въ него, Тотъ, Кто все остальное создалъ единымъ словомъ, — произвелъ его (это естество) какъ разумное созданіе, такъ и озаренное свободой воли, чтобы оно управлялось своими мыслями и по своему движенію; сочетавъ же себя съ совѣтомъ лукаваго, окраденное и безсильное устоять коварству (лукаваго), оно не сохранило присущее ему достоинство, но соскользнуло въ то, что противно — его естеству, то посему нынѣ не только Онъ рукою чудесно возсоздаетъ его, но и удерживаетъ его, не только Самъ воспринявъ и поднявъ его отъ паденія, но и непостижимо облекшись въ него и нераздѣльно соединившись съ нимъ родившись отъ женщины, Богъ вмѣстѣ и Человѣкъ, чтобы возвысить это же самое естество, которое Онъ создалъ въ Праотцахъ (Адамѣ и Евѣ); воспринимаетъ же это естество отъ Дѣвы, дабы содѣлать новаго человѣка
 

8. Потому что если бы Онъ происходилъ отъ сѣмени, то тогда бы Онъ не былъ Новымъ Человѣкомъ, и будучи ветхой чеканки и наслѣдникомъ его недостатка, не могъ бы воспріять въ Себя полноту чистаго Божества и стать Источникомъ неоскудѣваемаго освященія, такъ чтобы преизбыткомъ силы не только смыть оскверненіе оныхъ Прародителей, оскверненіе происшедшее отъ грѣха, но также довлѣть и для освященія послѣдующихъ людей. Потому — какъ для /с. 185/ постояннаго напоенія города, и то какого-нибудь очень большого города, не довлѣла бы имѣющаяся въ водохранилищѣ вода, но необходимо, чтобы городъ имѣлъ въ себѣ источникъ воды (потому что такимъ образомъ онъ никогда не сдастся врагамъ, вынужденный жаждой), такъ не, могъ бы довлѣть для постояннаго освященія всѣмъ ни человѣкъ, ни святой Ангелъ, такъ чтобы освящать всѣхъ путемъ общенія съ ними въ пріобрѣтенной ими благодати, но необходимо — чтобы тварь имѣла въ самой себѣ источникъ, такъ чтобы пріобщающіеся къ нему и піющіе отъ него, пребывали неодолимыми со стороны внѣдрившихся въ ней немощей и недостатковъ. Поэтому не Ангелъ, не человѣкъ, но Самъ Господь пришелъ и спасъ насъ, ради насъ ставъ какъ мы Человѣкомъ, пребывая неизмѣннымъ Богомъ. Потому что строя Новый Іерусалимъ и уже возводя Себѣ храмъ изъ одушевленныхъ камней, и собирая насъ въ священную и всемірную Церковь, Онъ утверждаетъ въ ея основаніи — которое есть Самъ Христосъ (Ефес. 2, 20) — приснотекущій Источникъ благодати. Потому что полная Жизнь и владычнее и присносущное, всемудрое и всемогущее Естество соединяется съ естествомъ, которое по неразумію было введено въ обманъ и по немощи поработилось лукавому: и, вслѣдствіе неимѣнія въ себѣ божественной жизни, лежало въ адскихъ глубинахъ, — соединяется, дабы присвоить ему мудрость и силу и свободу, и непрекращающуюся жизнь. 
 

9. И посмотрите на непосредственныя знаменія сего неизреченнаго соединенія и пользы, которая проистекаетъ отъ сего и на тѣхъ, которые — далеко. Звѣзда спутешествуетъ Волхвамъ, останавливаясь; когда и они останавливались для отдыха; и когда они движутся, она вмѣстѣ съ ними проходитъ путь, а лучше сказать: она сама ихъ влечетъ въ путь и призываетъ, начиная походъ и предводительствуя имъ: когда они движутся, представляетъ себя въ путеводительство, а во время, когда они даютъ передышку тѣлу, и она уступаетъ имъ и сама остается на мѣстѣ, чтобы, если бы оставила ихъ, не огорчить своимъ отсутствіемъ отъ представленія, что она оставила свое путеводительство ихъ незаконченнымъ; потому что, дѣйствительно, она не мало огорчила ихъ, скрывшись отъ нихъ, когда они пришли въ Іерусалимъ. Почему же она скрылась, когда они пришли туда? — Дабы избавить отъ подозрѣнія, по причинѣ распросовъ, глашатаевъ родившаго/с. 186/ся по плоти въ то время Христа. Если же они и настаивали узнать отъ іудеевъ: гдѣ, по священнымъ предреченіямъ, рождается Христосъ? — одиако въ это время имъ опять явилась божественная звѣзда, научая насъ этимъ уже больше не отъ іудеевъ искать сущее въ законѣ и у пророковъ, но — стремиться къ небесному ученію, пришедшему съ небесъ, чтобы намъ не лишиться вышней благодати и свѣтолитія. Когда же они вышли оттуда (изъ Іерусалима), снова явившись, она обрадовала ихъ и повела ихъ, идя передъ ними, «дондѣже пришедши ста верху, идѣже бѣ Отроча» (Мѳ. 2, 9), конечно, вмѣстѣ съ ними поклоняясь Земному и вмѣстѣ Небесному Младенцу. И она, по-истинѣ, ихъ первыхъ привела, какъ рождественскій даръ родившемуся на землѣ Богу; и по причинѣ ихъ ассирійскій народъ, согласно словамъ Исаіи: «И будетъ въ оны дни первый народъ Богу Ассиріане, и послѣ сихъ Египтяне и третій — Исраиль» (Ис. 19, 1, 23, 24), — что, какъ вы видите, нынѣ сбывается: потому что поклоненіе отъ Волхвовъ сразу же смѣнилось на Его бѣгство въ Египетъ; благодаря чему Онъ освободилъ египтянъ отъ идоловъ [21], а послѣ возвращенія оттуда, Онъ избралъ достойный для Своего удѣла народъ Божій изъ среды Израиля. И, вотъ, это ясно предвозвѣстилъ Исаія; сами же Волхвы пали ницъ, принося золото и ливанъ и смирну Тому, Кто Своею смертью, — символъ чего была смирна, — даровалъ намъ божественную жизнь, — образомъ чего былъ ливанъ, — и даровалъ намъ божественное озареніе и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы. По причинѣ Родившагося сегодня и пастыри вмѣстѣ съ Ангелами составляютъ общій хоръ и тотъ же воспѣваетъ похвальный гимнъ и общую начинаютъ пѣснь; не потому, что бы Ангелы взяли въ руки пастырскія свирели, но потому что пастыри были озарены свѣтомъ Ангеловъ и оказались въ средѣ небеснаго воинства и научаются отъ Ангеловъ небесному гимну, лучше же сказать: вмѣстѣ небесному и земному. Потому что они вѣщаютъ: «Слава въ вышнихъ Богу и на землѣ миръ» (Лк. 2, 14). Потому что Обитающій въ вышнихъ и Держащій небесныя высоты, нынѣ землю имѣетъ Своимъ престоломъ, и славится на ней и въ равной мѣрѣ, какъ тамъ (на небѣ) славится Святыми и Ангелами Его [22].

/с. 187/

10. Но что за причина общаго сего Ангеловъ и людей славословія и что это за многохвалебная и до такой степени радостная для пастырей и всѣхъ людей благая вѣсть? «Се бо», говоритъ Ангелъ пастырямъ, «благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людѣмъ» (Лк. 2, 10). Итакъ, что это и какая эта всемірная радость, возвѣщаемая евангельскимъ гимномъ, говорящимъ: «Миръ, въ человѣцѣхъ благоволѣніе», — выслушай до конца, и узнаешь. — Ибо Богъ, Который разгнѣвался на человѣческій родъ и подвергшій его страшнымъ проклятіямъ, нынѣ пришелъ во плоти, имѣя Свой миръ даровать имъ и примирить ихъ съ Высочайшимъ Отцемъ. Потому что Ангелъ возвѣщаетъ пыстырямъ: «Родился не намъ, Ангеламъ, хотя нынѣ на землѣ Онъ бываетъ видимъ, Кого на небесахъ мы воспѣваемъ, но вамъ, людямъ, т. е. — ради васъ, а также и въ вашемъ естествѣ родился Спаситель, Христосъ Господь, въ городѣ Давидовомъ». — Что же желаетъ присущее миру благоволѣніе Божіе? — Присущее миру, потому что: «миръ», говоритъ Ангелъ, «благоволѣніе въ человѣцѣхъ». Случалось когда и раньше Онъ являлъ примѣры мира къ людямъ: потому что и Моисею Богъ «глагола, якоже аще бы кто возглаголалъ къ своему другу» (Исх. 33, 11); и Давида Онъ нашелъ по Своему сердцу (Дѣян. 13, 22); и самому всему Іудейскому народу Онъ явилъ знаменія мира, снисшедъ ради нихъ на гору (Синайскую) и говоривъ къ нимъ изъ среды огня и мрака, но — не въ благоволѣніи: потому что благоволѣніе — угодная сама по себѣ и предшествующая и совершенная воля Божія. Итакъ, предшествующая и совершенная воля Божія въ отношеніи къ нѣкимъ людямъ или одного изъ народовъ не заключается въ (оказанномъ имъ) благодѣяніи, и оно не было «совершеннымъ»; посему, какъ «сыновьями» Богъ называлъ многихъ, Единый же есть Тотъ, «въ Которомъ Его благоволѣніе» (Мѳ. 3, 17); такъ и многократно Онъ даровалъ людямъ Свой миръ; единый же есть оный миръ, который заключаетъ въ себѣ также и Его благоволѣніе, миръ, который, благодаря Воплощенію Господа нашего Іисуса Христа, дается какъ совершенный и неизмѣнный всякому народу и всѣмъ желающимъ.

/с. 188/

11. Такой, братіе, миръ сохранимъ въ нашей средѣ, насколько это — въ нашихъ силахъ: потому что его мы воспріяли какъ наслѣдіе отъ родившагося нынѣ Спасителя нашего и Дарователя намъ духа усыновленія, благодаря чему мы, воистину, стали наслѣдниками Богу, сонаслѣдниками же Христу (Рим. 8, 17). Будемъ въ мирѣ съ Богомъ: дѣлая угодное Ему, цѣломудрствуя, истинствуя, дѣлая правду, «въ молитвахъ и моленіяхъ терпяще» (Дн. 1, 14), «воспѣвающе и поюще въ сердцахъ нашихъ» (Ефес. 5, 19), а не только губами. Будемъ въ мирѣ съ самими собою: покоряя плоть духу и избирая образъ жизни по совѣсти и имѣя внутренній въ насъ порядокъ [23] мыслей благоустроеннымъ и благоговѣйнымъ; потому что такимъ образомъ мы погасимъ сущій въ насъ самихъ и подлинно междоусобный (внутренній) раздоръ. Будемъ въ мирѣ и друтъ съ другомъ: «пріемлюще другъ друга и прощающе себѣ, аще кто на кого имать пореченіе: якоже и Христось простилъ есть вамъ» (Кол. 3, 13); и проявляя милосердіе другъ ко другу, вытекающее изъ взаимной любви, какъ и Христосъ, только по любви къ намъ, помиловалъ насъ и ради насъ сошелъ до насъ; потому что такимъ образомъ, Его помощью и благодатью вызванные отъ грѣховнаго паденія и поднявшись высоко путемъ добродѣтелей, «будемъ имѣть жительство на небесахъ» (Фил. 3, 20), на основаніи чего мы съ надеждой ожидаемъ освобожденія отъ тлѣнія (Рим. 8, 21) и наслажденія небесными и вѣчными благами, какъ чада Небеснаго Отца, что да будетъ всѣмъ намъ получить въ будущемъ во славѣ Пришествія и явленія господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Которому подобаетъ слава во вѣки. Аминь. 
 

Примѣчанія: 
[1] Въ изданіи 1861 г. числится за № 58, стр. 224-234. 
[2] Ориг.: «тисъ энъ тоито динамэосъ». 
[3] «Воспріятіе», т. е. человѣческое существо, которое воспринялъ Богочеловѣкъ. 
[4] Рус. пер.: «Посему помазалъ Тебя, Боже, Богъ Твой, елеемъ радости болѣе соучастниковъ Твоихъ». 
[5] Т. е. Псалмопѣвецъ Давидъ. 
[6] Т. е. людей. 
[7] Т. е. къ гордому желанію сравниться съ Богомъ. 
[8] Хотя слово относится къ людямъ, но въ оригиналѣ написано съ заглавной буквой. 
[9] Ориг.: «стаскиваетъ внизъ». 
[10] Въ ориг. множест. число. 
[11] Ориг.: «единочестенъ», т. е. неизмѣненъ въ Своемъ достоинствѣ. 
[12] См. предыдущее примѣчаніе. Т. е. Богъ дѣлаетъ, чтобы естество наше пребывало вѣрнымъ своей первоначальной чести, ущербленной вслѣдствіе грѣхопаденія. 
[13] «Божественное истощаніе» — богословскій терминъ, см. выше въ 1-й Бесѣдѣ на Введеніе во храмъ Божіей Матери, примѣчаніе къ отд. 4. 
[14] Ориг. «тинъ антропининъ эсхатіанъ», крайность. 
[15] Быт. 3, 1-5. 
[16] Іез. 1, 25. 26; 10, 1. 2. 
[17] Ис. 6, 1. 2. 
[18] Ориг.: «уплотняющій». 
[19] Вѣроятно имѣется въ виду, что Богочеловѣкъ воспріялъ смертное тѣло, подверженное немощамъ вслѣдствіе грѣхопаденія людей. 
[20] Имѣется въ виду Римскій Императоръ Августъ, по велѣнію котораго была перепись населенія Имперіи. Лк. 2, 1. 
[21] Ис 19, 1. 
[22] Относительно даровъ Волхвовъ родившемуся Спасителю существуетъ рядъ /с. 187/ толкованій, среди которыхъ особое мѣсто занимаетъ толкованіе Св. Грагорія Паламы. Бл. Августинъ и Св. Григорій Двоесловъ видятъ въ приношеніи Волхвовъ признаніе Христа: Царемъ — почему приносится золото, Богомъ — почему приносится ладанъ, Человѣкомъ, вмѣющимъ подъять смерть — почему приносится /с. 188/ смирна, служащая для помазыванія мертвецовъ. Св. Іоаннъ Златоустъ видитъ въ ихъ дарахъ еще и слѣдующее: они принесли Христу свою науку, послушаніе и любовь. Св. Григорій Двоесловъ еще говоритъ, что эти дары также символизировали: мудрость (золото), силу молитвы (ладанъ) и умерщвленіе тѣла въ подвижничествѣ (смирна). См. толкованія также у Св. Григорія Богослова, Св. Василія Великаго и Бл. Фотія. 
[23] Также: «внутренній миръ». 
 

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) иже во святыхъ отца нашего Григорія, Архіепископа Ѳессалоникійскаго, Паламы. [Часть III]. / Пер. съ греч. яз. архим. Амвросія (Погодина). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 179-188. 

Митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма: «Что сказали мне святые».

часть 1

 

На фото: митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма

В этом интервью митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма (+3.01.2022) рассказывает об уникальном опыте общения с современными святыми нашей Церкви: преподобным Паисием Святогорцем, преподобным Порфирием Кавсокаливитом и преподобным Иаковом Эвбейским, и передает нам те наставления, которые услышал лично от них!

 

 

 

 

Митрополит Косма: Я помню, как святой Паисий Святогорец говорил мне, что мы не должны спешить и побуждать молодых принимать монашеский постриг в юном возрасте. Пусть они сначала закончат школу, закончат университет, поучатся, поработают, подержат в руках деньги, заработанные своим трудом, чтобы они поняли, что такое деньги, и если после этого они захотят уйти в монастырь, их выбор будет тогда осознанным.

И мы, духовники, должны действовать с большим рассуждением и со многим вниманием. Нет ничего прекраснее монашества. Но мы должны советовать человеку избрать этот путь только тогда, когда мы видим настоящее призвание, и после того, как мы его испытаем, — и непременно с большой любовью. Тогда мы действительно поможем молодым. Мы не должны им говорить: «А ну-ка давай я постригу тебя в монахи». И люди принимают монашеский постриг, будучи ещё очень молоды, а потом происходят ужасающие падения и кораблекрушения в вере…

Ведущая: Вы только что упомянули о преподобном Паисии Святогорце. Были ли Вы знакомы с этим святым лично? Расскажите нам, пожалуйста, о Ваших отношениях с ним.

Митрополит Косма: Господь дал мне благословенную возможность общаться со святым Паисием Святогорцем, и мы много раз посещали его вместе с моим братом Апостолосом — писателем, богословом, гимнографом и преподавателем музыки. Мы бывали у св. Паисия по много раз в году.

Это, по благодати Божией, было для нас величайшим благословением. Преподобный Паисий Святогорец оказал нам большую духовную помощь и очень многому научил нас. Святой Паисий приезжал и сюда, к нам, чтобы поклониться мощам священномученика Власия из Склавен, который был канонизирован Вселенским Патриархатом в 2016 году.

Образ святого Власия, созданный по описанию прп. Паисия и хранившийся в его келье. 

Геронда Паисий остановился в доме моего отца, а вечером мы пошли поклониться мощам святого Власия. Я был тронут до глубины души, наблюдая за тем, как один святой поклоняется другому: если бы вы видели, с каким благоговением преклонил колени преподобный Паисий, как он делал земные поклоны… Святой Власий явился ему в его келии, поэтому он отправился к его мощам на поклонение. Он действительно очень многому научил нас.

Что сказать вам о преподобном Паисии? У него был такой взгляд, который пронизывал до глубины души. Это знают отцы со Святой Горы, которым доводилось общаться с ним лично.

 

Преподобный Паисий Святогорец.

 

Ведущая: У Вас, конечно, остались воспоминания об общении с ним…

Митрополит Косма: Да, он оказал нам очень большую помощь.

Ведущая: Вы помните свою первую встречу со святым Паисием?

Митрополит Косма: Да. Это происходило в Келлии Честного и Животворящего Креста возле монастыря Ставроникита.

Ведущая: Расскажите нам об этой встрече. Что поразило Вас больше всего?

Митрополит Косма: Мы пошли туда с моим братом. Преподобный Паисий видел его впервые в жизни, и он обратился к нему по имени, назвав его «Апостолосом». Мы потеряли дар речи. И я не раз видел, как к нему приходили другие паломники, и он называл их по имени либо говорил им такие вещи, которые не мог знать никто другой, кроме них.

Преподобный Паисий говорил нам о Христе и учил нас любить Христа — это самое важное. Он говорил, чтобы мы любили нашу Святую Церковь и хранили трезвение. Он рассказывал нам о том, насколько бдительны должны быть иереи, получившие дар священства, чтобы сохранить этот дар в чистоте. 

 

Преподобный Паисий Святогорец.

Однажды мы пошли к преподобному Паисию с десятью другими студентами. Мы сели на пеньках у него во дворе и разговаривали между собой. Один юноша (сейчас он преподаватель филологии, глава большого и благословенного семейства) задал ему вопрос:

- Геронда, можем ли мы познакомиться с девушкой, чтобы просто общаться и гулять с ней, провожать её домой? Просто дружить, не вступая в греховные отношения?

Старец Паисий встал, посмотрел им в глаза и спросил:

- Вы что, ангелы небесные?

Он задал этот вопрос каждому.

Студенты смутились.

- Покажите мне ваши крылья, где они?

- Нет у нас крыльев, Геронда…

- Если бы вы были ангелами, то могли бы так делать. Но сейчас, когда вы молоды и когда вы находитесь в университетской, мирской среде, вы не сможете сохранить чистоту при таком общении с девушками.

И он сказал замечательные слова, которые глубоко врезались мне в память:

«Положите всё это в холодильник, отложите на время (Геронда не сказал им отказаться от своих планов совсем, но «заморозить» их, чтобы они не пропали). А когда настанет время, вы достанете их и создадите хорошую, полноценную семью».

И вы знаете: эти ребята в дальнейшем создали прекрасные многодетные семьи. Они послушали совет святого Паисия и выполнили его. Все они стали учёными, и у каждого из них благословенная семья.

Ведущая: Также вы были знакомы с преподобным Порфирием Кавсокаливитом, ещё одним святым нашей Церкви?

 

 

Преподобный Порфирий Кавсокаливит.

Митрополит Косма: Да. Я тоже приходил к нему с моим братом, правда меньше, чем к преподобному Паисию Святогорцу и преподобному Иакову Эвбейскому. Расскажу вам один случай.

Как-то раз мы пришли к нему и застали его лежащим в постели. Он говорил по телефону с какой-то женщиной, которая звонила издалека (я уже не скажу сейчас точно, где она находилась). В ту пору я был священнопроповедником. Это было за двадцать лет до моей архиерейской хиротонии. В какой-то момент преподобный Порфирий сказал ей: «Давай-ка уже заканчивать разговор, потому что ко мне пришёл владыка и мне нужно побеседовать с ним». Я не понял, что он говорит обо мне — такое мне даже в голову не приходило. В конце мы с братом взяли у него благословение и ушли… Прошло двадцать лет, и его пророчество сбылось!

Ведущая: Вы были лично знакомы и с преподобным Иаковом Эвбейским?

Митрополит Косма: Да, со святым Иаковом мы много общались и часто бывали у него, он был знаком с нашей семьей. Когда преподобный Иаков разговаривал с людьми, его слова были исполнены величайшей любви.

Расскажу вам сейчас кое-что очень поучительное. Я услышал об этом от самого святого Иакова, когда мы беседовали с ним лицом к лицу, как сейчас с вами.

 

 

Преподобный Иаков Эвбейский (Цаликис). 

Однажды к святому Иакову пришла молодая женщина, которая сообщила ему об одном своем грехе, из-за которого ей нельзя было причащаться. По всей видимости, это было нечто, связанное с вопросами деторождения… Преподобный Иаков сказал ей на время воздержаться от участия в Таинстве Причащения и назначил ей епитимью. Услышав о временном запрете приступать к Причастию Святых Таин, эта женщина очень расстроилась. Она пришла в свой приходской храм и рассказала обо всем местному молодому священнику. В ответ он сказал:

- Не надо слушать этого безграмотного Иакова! Иди и причащайся!

В воскресенье она вместе с другими причастниками приступила к Чаше… и вскоре снова пришла в монастырь к преподобному Иакову, горько рыдая.

- Что с тобой, чадо? — спросил её старец.

- Отец Иаков, я пошла причащаться, потому что так мне сказал наш местный священник. Он вынул священную лжицу из Потира, и я увидела в ней Тело и Кровь Христовы, но когда он донес лжицу до моего рта, она была совершенно пуста. Причастие куда-то исчезло из лжицы!

На это преподобный Иаков ответил:

- Чадо, может быть, я и безграмотный, но я стараюсь увидеть Христа в сердце моем. И то, что говорит мне Христос, то повторяю и я во время исповеди.

К сожалению, мы, духовники, иногда слишком спешим и легко «отпускаем» тяжёлые грехи, не обращая внимания на каноны и на то, что говорит наша Святая Церковь. Святой Иаков Цаликис был очень внимателен к этому! Простите меня за моё многословие…

Уведомление о ситуации с вакцинацией непосредственно со Святой Горы Афон: какие из 20 монастырей Афона согласились, а какие отказались вакцинироваться экспериментальным препаратом.

 

 
 

Красным крестом отмечены монастыри, где большинство насельников поддержали вакцинацию, а синим — где большинство или все насельники категорически отказались от неё.

 

 

❌? Симонопетра - ДА...

кроме 5–6 монахов...

 

❌? Ксенофонт - ДА...

почти все монахи...

 

❌? Пантократор - ДА...

кроме 4–5 монахов...

 

❌? Ставроникита - ДА...

Из 27 монахов 6 не сделали прививку...

 

❌? Иверский - ДА...

Из примерно 30 насельников 10 не сделали прививку...

 

❌? Кутлумуш - ДА...

Из 25 насельников примерно 7 человек не сделали прививку...

 

➡️ Великая Лавра - НЕТ...

Из 50 монахов сделали прививку лишь 7 человек...

Протоэпистат Святой Горы Старец Павел Лавриот, к сожалению, сделал три дозы. Умер на днях от побочных эффектов: тромбоз, инсульт, сердечный приступ… Ему было 66 лет.

 

➡️ Ватопед: до того, как в сентябре игумен Ефрем сделал объявление (в поддержку вакцинации) из 110 монахов отказались от вакцинации 80 человек, а 30 человек согласились.

В настоящий момент в монастыре 65 человек НЕ вакцинировано и примерно 45 вакцинировано…

 

Остальные монастыри:

 

⬆️ Дионисиат – НЕТ…

Общим решением...

 

⬆️ Филофей – НЕТ…

 

⬆️ Каракалл – НЕТ…

 

⬆️ Констамонит – НЕТ…

 

⬆️ Ксиропотам – НЕТ…

 

⬆️ Григориат – НЕТ…

 

⬆️ Святого Павла – НЕТ…

Кроме трех монахов

 

⬆️ Дохиар – НЕТ…

 

⬆️ Болгарский монастырь Зограф – НЕТ…

 

⬆️ Сербский монастырь Хиландар – НЕТ…

 

⬆️ Русский Свято-Пантелеимонов монастырь – НЕТ…

 

⬆️ Старый Эсфигмен – НЕТ…

Из примерно 120 монахов ни один не вакцинирован.

 

❌ ? Новый Эсфигмен, которых справедливо называют «подсадными утками».

Оба насельника, конечно, первыми побежали делать «прививку»…

 

⬆️ 95% келлиотов НЕ вакцинированы

 

Настало время духовной брани!

Просим молитв…

 

P. S. Информация получена непосредственно со Святой Горы Афон.

Да воссияет истина…

Да будет опровергнута клеветническая пропаганда новых «экспериментальных вакцин».

 17.12.2021 года.

 

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32).

 

 

 

@«Трость Скорописца», 2021 г.

http://myrophoros.blogspot.com/2021/12/20.html



Подписка на новости

Последние обновления

События