Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Очередной обман православной паствы или вынужденная мера?

Критический комментарий на Заявление о предстоящей встрече Святейшего патриарха Кирилла с Римским папой Фрациском 12 февраля на Кубе

Μια άλλη εξαπάτηση ορθόδοξο ποίμνιο ή ένα αναγκαίο μέτρο;

Κριτική θεώρηση γιά τη Δήλωση σχετικά με την επικείμενη συνάντηση του Αγιωτάτου Πατριάρχη Κυρίλλου με τον Πάπα στις 12 Φεβρουαρίου Fratsisk στην Κούβα

«Проклинайте папу, ибо от него все зло будет»

Из пророчеств прпмч. Космы Этолийского

«Итак, братие, бегите от них и от общения с ними (латинянами и латиномудрствующими

Свт. Марк Ефесский. Окружное послание

 

Московский Патриархат и Святой Престол с радостью сообщают, что по благодати Божией Его Святейшество Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, и Его Святейшество Папа Франциск встретятся 12 февраля с.г. Встреча состоится на Кубе, куда Патриарх прибудет с официальным визитом и где Папа сделает остановку по пути в Мексику. Встреча будет включать в себя личную беседу в Международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване и завершится подписанием Совместной декларации.

Готовившаяся в течение долгого времени встреча Предстоятелей Русской Православной и Католической Церквей станет первой в истории и ознаменует собой важный этап в отношениях между двумя Церквами. Московский Патриархат и Святой Престол желают, чтобы это событие стало также знаком надежды для всех людей доброй воли, и побуждают всех христиан к горячей молитве о том, чтобы по благословению Божию предстоящая встреча принесла добрые плоды».

 (Совместный пресс-релиз Московского Патриархата и Святого Престола)http://www.patriarchia.ru/db/text/4370292.html

 

 

 

В  таких благозвучных, восторженных тонах подается официальная информация пресслужбы Московского Патриархата о намеченной встрече между Патриархом Московским Кириллом и Римским Папой Франциском.

Как должно православному христианину отнестись к этой информации? Безразлично пропустить через свои уши, сочтя это мероприятие за очередной фарс в рамках межхристианского экуменического диалога, который не имеет никакого значения вообще, либо же насторожиться и проявить беспокойство за Православную Церковь в целом?

Конечно, первые порывы русского православного сердца встречают данную информацию с возмущением и протестом, либо, в лучшем случае, с недоумением. Понять подлинный смысл и значение данной встречи на самом деле нелегко. В особенности потому, что подобного рода встречи и даже хуже, совместные моления и частые визиты в Ватикан представителей Вселенской Патриархии и даже некоторых предстоятелей Поместных Православных Церквей вошли в обычай. Этот обычай является «плодом» «активного православного свидетельства» в рамках Экуменического движения. Этот обычай, который в корне противоречит православному догматическому сознанию, противоречит всему богооткровенному учению Святых Отцов Православной Церкви, был выработан и выкован в ходе Экуменического диалога, направленного также «на восстановление христианского единства», как об этом трубит и навязчиво доказывает недавно «единогласно согласованный» Православными патриархами документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Вселенская Патриархия в диалоге с римо-католиками избрала путь «мнимого свидетельства о Православии», которое самым разрушительным образом сказывается на сознании епископата и церковном народе – участие в совместных богослужениях с Римским Папой самого Вселенского Патриарха, обязательное присутствие в Риме православной делегации на празднике святого апостола Петра  во время праздничного богослужения в главной базилике Ватикана храме апостола Петра. В Европе совместные моления с римо-католиками и даже протестантами стали возводится в ранг  нормы при проводимых т.н. «неделях молитвы о христианском единстве». В Русской Православной Церкви эти «мероприятия» стали крайне редки. Однако это не означало, что сами принципы и методы ведения экуменического диалога были забыты, преданы забвению. Они жили,  применялись разными людьми, иерархами и в разных странах Европы, но они не предавались гласности.  В период патриаршества Святейшего Патриарха Алексия II часто говорилось о желательности встречи между Московским Патриархом и Римским понтификом, однако эти встречи не встречали в сердце самого патриарха желанного отзвука. Нам достоверно известно, что Святейший Патриарх Алексий лично был противником всякой встречи с Римским Папой, такая встреча не вмещалась в сознании Его Святейшества как предстоятеля крупнейшей из Православных Церквей. Ибо приснопамятный Святейший патриарх Алексий  глубоко осознавал ту огромную ответственность за Православную Церковь, которая возлагалось на него Божественным промыслом. И он был ее противником в корне. Официальная позиция Его Святейшества  «допускала» такую встречу, но при определенных условиях: прекращение католической экспансии на Украине, а также преодоление путем подлинно научно-богословского диалога «наличия догматических различий». Для патриарха Алексия II догматические  различия с Римо-Католической церковью не были чем-то абстрактным, чем-то вторичным и необязательным. Они для него были главным. И это несмотря на то, что Его Святейшество был во многих взглядах достаточно мягок и либерален.

Совершенно иной ситуация в Русской Церкви стала при нынешнем Патриархе Кирилле. Мысль о возможной встрече патриарха Кирилла и Римского папы постоянно поддерживалась в прессе, муссировалась и развивалась. Из ОВЦС часто раздавались заявления о том, что «такая встреча возможна» и «она готовится, прорабатывается». То есть из поступавшей от ОВЦС информации в целом неизбежно складывалось впечатление об особой заинтересованности высшего священноначалия Московской Патриархата в этой встрече. Чем обусловлена такая заинтересованность? Скорее всего, личными симпатиями и расположениями предстоятеля Русской Православной Церкви к католицизму. Мы хотели бы в этом ошибиться. Однако для иного мнения реальных аргументов пока что нет. Хотя мы не исключаем влияние политической закулисы, которая, несомненно, оказывает давление на предстоятелей Поместных Православных Церквей и в первую очередь Московской Патриархии и Вселенского Патриархата. Но необходимо осознавать следующее, что эта «закулиса», являясь орудием сатаны, всегда использует «слабости православной иерархии», заранее просчитывает «страсти и предвзятости иерархов и реальных кандидатов на патриаршее служение». Твердая позиция в Православии всегда обусловливается двумя фундаментальными истинами: подвижнической аскетической жизнью и глубокими познаниями православной веры[1], или как иначе это называет выдающийся современный богослов-патролог митрополит Иерофей (Влахос) – богословие опыта (ἐμπειρική θεολογία). Эти два фундамента образуют в человеке личность с православным мировоззрением не поверхностным, не философским, а онтологическим. И таким ярким свидетельством  и примером истинности указанных нами принципов служат Три Вселенских Святителя – свт. Григорий Богослов, свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст. Всякий человек, пусть даже и епископ, если он не утвержден в духе подвижнической жизни, не научился исповедничеству во всем, содействуя тем самым божественной благодати, он неспособен жить православие, нести знамя истинно веры в этом мире. Ослабленный собственными страстями, он чаще всего превращается в мишень обстрела со стороны внешнего страстного мира и его слуг. Вряд ли сегодня кто-то из иерархов решиться как свт. Василий Великий засвидетельствовать свою преданность к апостольской православной вере решимостью стоять даже до смерти. Однако такой решимость должен обладать всякий христианин, а в особенности епископ. В противном случае вера превращается в очередное средство для достижения всевозможных земных благ, к которым относятся и политические выгоды и партнерство с государственными властями.

Но вернемся к вопросу о предстоящей встрече Римского Понтифика и Патриарха Кирилла на Кубе 12 февраля. Газета ΤΟ ΒΗΜΑ[2] известная греческая общественно-политическое издание подчеркивает, что данная встреча готовилась на протяжении двадцати лет и нынешний патриарх Московский, будучи еще председателем ОВЦС активно занимался подготовкой такой встречи. Однако при патриархе Алексии такая встреча, мы еще раз это подчеркиваем,  состояться не могла в принципе. И мы считаем, что такое развитие проблемы двусторонней встречи мы во многом обязаны твердой позиции патриарха Алексия II.

Нынешний патриарх Кирилл, умный и тонкий политик, опытный дипломат, как мы полагаем, стал «сдавать прежнюю строгую позицию» Русской Православной Церкви в отношении встречи с Римским первосвященником. И дело не только в симпатиях и расположениях к Ватикану, сколько в отсутствии твердого православного мировоззрения, решимости сохранять линию прежних патриархов в отношении к Ватикану и его президенту. Нет ясного понимания того, что Римо-Католическая Церковь – это не Церковь[3], а еретическое сообщество, а ее первосвященник – в лучшем случае простой мирянин.[4] И мы можем об этом говорить потому, что во внутреннем управлении Русской Православной Церкви патриарх Кирилл проявляет поразительную жесткость и требовательность, используя свой административный первес и качества личного характера. В его «правление» Русской Церкви внутри Церкви невозможно появление никакой яркой церковной личности. Едва забрезжет свет – он тут же будет погашен. Это выражается и в подборе кандидатов во епископы. Они в принципе бесцветны. Зато они безотчетно будут выполнять директивы предстоятеля Церкви.

Это показал и нынешний Архиерейский собор, который был созван якобы для обсуждения документов, принятых на Совещании Предстоятелей Православных Церквей. Однако никакого живого обсуждения этих документов не было. Оно и не могло быть по нескольким причинам: отсутствия у подавляющего большинства архиереев серьезной богословской базы, их догматическое сознание в основном воспитано «экуменическим богословием неопатристики и либерализма», отсутствия достаточного времени для вдумчивого прочтения и необходимого анализа документов, многие из которых расплывчаты и сбивчивы. Но самый главный документ «Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру», в котором прописываются принципы и задачи Экуменического диалога, которые по своей сути противоречат Священному Писанию и священным канонам Церкви, остается вне поля зрения. На нем наши епископы не акцентируют внимания. Однако, и это крайне важно понять и осознать всем нам,  этот документ является вероисповедным для грядущего Всеправославного собора. В этом документе есть ряд серьезных догматических ошибок. (См. Удар по Церкви). Эти ошибки либо тщательно спрятаны в тексте документа, либо становятся едва видны.  Однако именно этот документ во многом объясняет, почему именно теперь реальной становится встреча между Римским папой и Патриархом Московским. Эта встреча плавно вписывается в основную ложную идею Экуменического движения – «восстановления утраченного единства христиан»[5]. При этом это единство, согласно документу, являясь целью и смыслом общения с инославным миром, оправдывает любые формы и методы его достижения. Несомненно, что и встреча на Кубе – это начальная, крайне важная  и не последняя стадия в развитии диалога между «церквами -сестрами». В принципе об этом говорится и в анонсе:«Готовившаяся в течение долгого времени встреча Предстоятелей Русской Православной и Католической Церквей станет первой в истории и ознаменует собой важный этап в отношениях между двумя Церквами». Подписание Патриархом и Римским папой «Совместной декларации» о мире и положении христиан на Ближнем Востоке и т.д. в принципе мы не считаем чем-то порочным.  Тем не менее, необходимо осознавать мизерный и даже никчемный  результат этих Деклараций, которые, как правило, остаются невостребованным документом-бумажкой, или вернее сказать «филькиной грамотой». Необходимо в нынешних условиях сложившейся обстановки на Ближнем Востоке ясно и отчетливо понимать, что на нее неспособны повлиять никакие мирные призывы и Декларации. Ситуацию на Ближнем Востоке можно решать исключительно военным путем.

Что же касается продолжения Богословского двустороннего диалога с римо-католиками, то вся история его ведения и в византийскую эпоху, а в особенности в наше время, доказывает его безрезультатность и бесполезность. Римо-Католическая церковь не отвергла ни одного из своих еретических догматов, нераскаянно пребывая в своих заблуждениях. А длительное общение с Ватиканом наших иерархов лишь самым отрицательным образом повлияло на догматическое создание епископата, который привыкает видеть в латинянах Церковь и бездумно воспринимает еретическую экклесиологию «разделенной Церкви» и «церкви-сестры». Неслучайно свт. Григорий Богослов свидетельствует о том как необходимо относиться к еретикам: «…разномыслящих, доколе можно, будем принимать и врачевать как язву истины; страждущих же неисцельно станем отвращаться, чтобы самим не заразиться их болезнью, прежде нежели сообщим им свое здравие».[6] Поэтому для каждого православного христианина «подлинной радостью» является не «долгожданная встреча» Московского патриарха Кирилла с нераскаянным Римским папой, а подлинное раскаяние Римского папы в многочисленных ересях и нововведениях Римской церкви.

Кроме того факт такой встречи никогда нельзя выдергивать из всего исторического контекста отношений Православной Церкви к римо-католикам и в первую очередь к Римскому папе. Такая встреча означает кардинальное изменение курса Русской Православной Церкви в отношениях с Римо-Католической Церкви. А этот курс был тщательно и заранее подготовлен: принятием в 2000г. важного документа РПЦ «Об отношении Православной Церкви к инославным исповеданиям», где были внесены, разработанные в ходе экуменического диалога, еретические теории «разделенной Церкви», «церквей-сестер», «ущербности благодати в еретических деноминациях христианства». С момента прихода патриарха Кирилла  вводится централизованная цензура книжных изданий с негласным запрещением на издание антикатолических книг любого уровня богословского содержания, официальные заявления главы ОВЦС митрополита Иллариона  «об отказе» называть Римо-Католическую церковь ересью и т.д. Сюда же можно отнести и реформу духовного образования, нацеленного не на воспитания в студентах Духовных школ православного сознания, а бессистемном преподавании чисто внешних знаний. В рамках научно-богословских исследований аспирантуры при ОФВЦС пишутся труды, направленные на оправдание ереси filioque.[7] Вероятно, имеются и иные направления подготовки сознания православных верующих и духовенства для исключения всякого критического восприятия шагов направленных на сближение с римо-католицизмом.

Итак, действительно в Русской Православной Церкви в течение 20 лет велась планомерная, хитрая, скрытная и коварная работа над изменением сознания епископата и духовенства, с тем, чтобы подготовить почву для встречи Московского Патриарха с Римским Папой и начать качественно новый виток в развитии межхристианских отношений, которые направлены на окатоличивание Православной Церкви, создание в массах униатской психологии и мышления. И именно в этой перспективе нам вырисовывается смысл предстоящей встречи на Кубе 12 февраля между Святейшим Патриархом Кириллом и Римским папой Франциском. Именно в этом совершенно отрицательном смысле эта встреча является «знаковой». Архиерейски же собор 2016 г. лишь стал безгласным обслуживателем этой затеи.

Редакция Православного Апологета 2016год.

 

 

[1] На греческом языке эти два понятия называются ἡ ἄσκηση  το φρόνημα

[2] Το παρασκήνιο της συνάντησης Πατριάρχη Μόσχας και Πάπα. ttp://www.tovima.gr/society/article/?aid=774418

 

[3] См. Πρωτοπρεσβ. Φεοδορος Ζήση. Οὔτε αἵρεσις οὔτε σχίσμα ὁ παπισμός (Πλέον τολμηροὶ οἱ νέοι Λατινόφρονες) «Папизм – не ересь и не схизма», заявляют филокатолики., apologet.spb.ru

[4] Признание действительности таинства римо-католиков в последнее время является плодом усвоения т.н. крещального богословия, теории порожденной II Ватиканским собором См. митрополит Иерофей (Влахос). Ἡ Βαπτιστική θεολογία. См. перевод на apolget.spb.ru А таже его же статью. Апостольское преемство у папистов.

[5] Она является ложно по той причине, что в общении с еретиками Церковь Христова исторически искала только одного – их покаяния. В случае упорства еретиков Господь устами апостола Павла заповедует «еретика после первого и второго вразумления отвращаться, ибо таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3.10)

[6] Слово6 о мире. Свт. Григорий Богослов. Творения .Репринт. СТСЛ.1994, т.1., с. 159.

[7] См. диссертацию А. Р. Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. Институт философии. РАН М. 2013



Подписка на новости

Последние обновления

События