Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ЗНАЧЕНИЕ ДОГМАТА В ДИАЛОГАХ С ИНОСЛАВНЫМИ ДЛЯ ЕДИНСТВА ВО ХРИСТЕ[1]

H ΣΗΜΑΣΙΑ ΤΟΥ ΔΟΓΜΑΤΟΣ ΕΙΣ ΤΟΥΣ ΔΙΑΛΟΓΟΥΣ ΜΕ ΤΟΥΣ ΕΤΕΡΟΔΟΞΟΥΣ ΔΙΑ ΤΗΝ ΕΝ ΧΡΙΣΤΩ ΕΝΟΤΗΤΑ

проф. г-н Димитрий Целенгидис

Toῦ Καθηγητοῦ κ. Τσελεγγίδη

В миссионерском журнале “῾O Μέγας Βασίλεος” опубликован важный богословский доклад-лекция профессора Богословского факультета Фессалоникского университета г. Димитрия Целенгидиса по вышеупомянутой теме. Мы помещаем для читателей газеты “Ὁρθόδοξος Τύπος”этот доклад в несколько сокращенном виде:

В самом начале  я разъяснил смыл догмата, говоря, что “мы понимаем под догматами те боготкровенные истины нашей веры, которые самым серьезным образом оспаривались еретиками в течение истории Церкви. Догматы веры имеют своим основанием Священное Писание и Предание Церкви, то есть откровение Христа. По причине их непогрешимого характера, как вдохновенных от Святого Духа, они не могут быть изменены. I-ым правилом VI Вселенского Собора определяется, что отпадают от Церкви и анафематствуются те, которые не приемлют ее догматов. Только нечистая жизнь помрачает проницательность разума. Правильные догматы веры составляют безопасное основание благочестия. Безукоризненность жизни “являет верность догматам”, говорить святитель Иоанн Златоуст.

Далее профессор  приступает к вопросу о инославных, и в особенности папистов. “Догматические различия, говорю, между Православной Церковью и инославными являются главной причиной для их отсечения от общения в таинствах с ней. Догматическое учение Православия является учением этой единой, и всегда неразделенной Церкви,в которой оно продолжает быть непрерывным, и неподдельным”.

О западных христианах Филофей Коккин, патрирах Константинопольский, замечает, что “они разделили Церковь из-за презрения и самомнения”. Чуждая Бога жизнь и образ мыслей их, привели к тому, что у них полностью отсутствует благодатный опыт жизни и обожения. Их богословие по своей структуре определяется  частными человеческими и культурными факторами, в результате их богословие должно иметь резко рациональный, рассудочный и юридический характер. Поэтому дух юридизма (законничества) стал фундаментальной характеристикой западной богословской мысли, который и до сих пор продолжает  создавать и вдохновлять  западное богословие.

С помощью прибавки в Символ веры filioque в целом все западные христиане, римо-католики и протестанты, отпали от Церкви и официально были от нее отлучены. Римо-католики официально ввели злочестивое учение о Filioque в 1014г. и утвердили его на соборах Латеранском (1215г), Лионском (1274г.), и Флорентийском (1439г.) которые они считают за вселенские. Это то и является причиной, почему для них составляет сложность изъять из Символа веры filioque”.

Профессор не стал рассказывать о многочисленных отличиях с римо-католиками, протестантами, антихалкидонитами и другими, но только добавил о факте отрицания святых икон протестантами, то о чем, как он сказал “не считается достойным упоминания на соотвествующих диалогах, положении, которое VII Вселенский Собор торжественным образом  утверждает, принимая иконы, и осуждает с произнесением отлучения тех, которые не поклоняются иконам и не приемлют соответственно вместе с ними и догматическое учение Церкви.

Относительно Диалогов, он подчеркнул, что “не может состояться какой-либо диалог без изложения вероучения. Необходимо, чтобы им предшествовало снятие всякого разногласия в отношении веры”.

Завершил он доклад словами блаженного старца о. Паисия, который говорил: “Если бы мы жили  отечески (т.е. сообразно Святым Отцам), тогда бы мы обладали духовным здоровьем, которому возревновали бы и все инославные, и оставили бы их болезненные заблуждения и спаслись бы без проповеди”.

 


[1]              газета Ὀρθόδοξος Τύπος, 19 Ἰουνίου 2009, σ. 3




Подписка на новости

Последние обновления

События