Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Движение литургического обновления и возрождения

 

Из одной крайности в другую

или

зачем будоражить церковный народ

нововведениями и реформами?

 

Ἀπὸ την ἔνα ἀκρότητα στην ἄλλη

γιατή να ἐνοχλεί τὸ λαό καινοτομιῶν καὶ μεταρρυθμίσεων

 

(Размышления по поводу распоряжения Святейшего патриарха Кирилла о причащении в г. Москве в день Святой Пасхи без исповеди)

(Σκέψεις περὶ τις παραγγελίες τῆς Ἀυτοῦ Μακαριώτητα Πατριάρχης Κύριλλος γιᾶ κοινωνία τοῦ λαοὺ στὴ Μόσχα τὴν ἠμέρα τοῦ Ἀγίου Πάσχα χωρίς ἐξομολόγηση)

 

Патриарх – хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры...Задача патриарха – не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола Павла «надлежить быть» ( 1 Кор. 11, 19), в расколы, нестроения и лжеучения.

 

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла после интронизации 1 февраля 2009г.

 

 

Праздник Светлого Христова Воскресения является величайшим торжеством Православной Церкви. Значимость его и центральное место в жизни Церкви подчеркивается в знаменитом «Слове на Пасху» свт. Иоанна Златоуста, которое издавна читается в православных храмах в день Светлого Христова Воскресения по завершении Пасхальной утрени. В этом послании имеется и призыв всех верных чад Божиих стать участниками «Божественной трапезы», то есть приступать ко Святому Причащению. То есть этими словами великого столпа Церкви свидетельствуется о древнем обычае христиан приступать к Чаше Господней в день Христова Воскресения. И это правило вполне оправданно, поскольку в этот день «праздников праздник и торжество из торжеств» христианин вполне естественно стремиться к полноте соединения и общения со Христом. Ибо через Причащения тайн Христовых каждый становится скровным Христу, сотелесником Христа. Однако, этот же святитель, провидя различное духовное состояние своей паствы всегда намекал на важность подготовки ко Причащению, или как говорит ап. Павел «испытывать себя»(1 Кор. 11, 28 ). Заметим, что Церковь Христова, уже в этих словах ап. Павла, осознавая неизбежность несовершенства человеческой воли, ее греховные наклонности, видела указания на необходимость в тщательном приготовлении души человека ко принятию святых Тайн Христовых, чтобы не «пить и есть в суд и в осуждение» ( См .1 Кор. 11, 29). Следовательно, Церковь изначально не была сторонницей механистического и потребительского отношения к Евхаристии. Любое таинство Церкви требует от самого приемлющего его особой подготовки, особого настроения. «Ибо хотя Бог одает нам всякую святыню даром, и мы ничего не можем принести Ему, и (Его дары) суть в строжайшем смысле дары, однако ж Он настоятельно требует от нас, чтобы мы были способны и принять святыню, и сохранить; людям не приготовленным к сему, Он и не подал бы освящения. Под таким условием подает Он благодать Крещения и Миропомазания; под этим условием допускает Он и к своей вечери и преподают страшную пищу...».1 Именно по этой причине, по крайней мере в многолетней практике Русской Церкви, причащение Тайн Христовых было не мыслимо без соотвествующей подготовки: говения и обязательной исповеди. Внешний подвиг поста и внутренний подвиг очищения совести через искреннее и глубокое покаяние – это две стороны аскетического делания, направленного на созидание в человеке подлинного храма Духа Святого.

Особенностью охватившего православных в период активного участия в экуменическом движении почти всех поместных Православных Церквей движение некоего литургического обновления, или возрождения, стало менять традиционное аскетическо-подвижническое сознание православных. Подавляющее большинство поместных Православных Церквей подпало под сильное влияние обмирщения и фактического вымирания церковной жизни. «Каноническая традиция Церкви, выражая дух Священного Писания, - говорит известный пастырь и богослов нашего времени игумен афонской обители прп. Григория архимандрит Георгий (Капсанис), - указывает на аскетический характер как монашества, так и христианского брака. Все призваны ко спасению, к тому, чтобы через подвиг стать искателями, «употребляющими усилие» (ср. Мф. 11, 12) для стяжания Царствия Божия, то есть приучить свою непокорную и склонную ко злу природу творить благую волю Господню. С этой точки зрения любой настоящий христианин должен быть подвижником».2 Как правило православные экуменисты и модернисты этого не понимают. Более того, произошел опасный разрыв между богословием и опытом подвижнической жизни. А это в свою очередь неизбежно стало приводить к легкомысленному отношению к догматам православной веры и даже решения Вселенских и поместных Соборов в области вероучения.3

Церковь, как тело Христово и богочеловеческий институт призван не для того, чтобы потакать человеческим страстям, а наоборот, их исцелять, преображать человека, претворять его из «ветхого Адама в нового», соблюдая свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения» (1 Фес. 4, 5). Современная тенденция обновления направлена совершенно на обратное, и с точки зрения Евангелия, оно ,безусловно, является ложным, поскольку методично и планомерно превращает Церкви в институт человеческий для удовлетворения лишь «религиозных потребностей».

Сегодня мы хотели бы обратить на такой факт нашей церковной жизни, как распоряжение Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла причащать всех за Божественной литургией в Пасхальную ночь. Это распоряжение было дано устно всем благочинным г. Москвы. Но в одном храме, свт. Григория Неокесарийского на Полянке, этому распоряжению придали официальный вид. Скрытый характер распоряжения понятен, и мы его даже не будем комментировать. Но сам факт такого распоряжения вызвал у многих глубоко церковных прихожан первопрестольного града большое смущение. Да, действительно, в некоторых храмах Москвы, да и Санкт – Петербурга тоже, как и во многих других городах России непричащение прихожан в день Светлого Христова Воскресения стало нормой. Но эта норма, исходя из древней практики Церкви и отношения к самому празднику Пасхи Христовой Православной Церкви, носи явно антицерковный характер. Безусловно, всякий священник на своём приходе, наоборот, должен стремиться подготовить своих прихожан ко святому Причащению в такой праздник. Игнорирование призыва свт. Иоанна Златоуста в Его Пасхальном слове, читаемом после пасхальной утрени в каждом храме – это игнорирование православного святоотеческого отношения ко причащению в этот день. И причину такого откровенного беззакония, когда прихожан в день Пасхи Христовой не допускают к Чаше Христовой, необходимо искать в отсутствии церковного сознания у духовенства и нежелании вести пастырское окормления в духе православной святоотеческой традиции. Но это одна сторона проблемы.

Не меньшую проблему представляет собой и упомянутое нами распоряжение Святейшего о причащении всех за Божественной литургией и даже без исповеди. С точки зрения выверенной и глубоко обдуманной практики нашей поместной Церкви такое причащение невозможно и непозволительно потому, что каждый человек, приступающий к Чаше должен обладать чистой совестью, глубоким покаянием и осознанием того, к чему он подходит. В практике нашей Церкви необязательность исповеди непосредственно перед Причащением допускается в том случае, если человек совсем недавно исповедовался (1,2,3 дня назад), не впадал в тяжкие смертные грехи. И при правильном построении церковной жизни, как например в Элладской Церкви, мирянин должен иметь духовника и поверять свою духовную жизнь на рассмотрение духовника. В жизни нашей поместной Церкви в основном отсутствуют правильные церковные взаимоотношения между духовником и пасомым мирянином. Поэтому предоставление мирянам права самостоятельно решать вопрос о причащении Тайн Христовых да еще без покаяния и очищения совести – это крайне опасное и даже провокационное подталкивание людей на дерзость и бесстрашие к тому, в чем сосредоточена вся жизнь Церкви.

Как справедливо замечает Преосвященнейший митрополит Иерофей (Влахос) в своей статье «Богословие литургического возрождения»: «Например, говорят о восстановлении древнецерковного порядка частого причащения. Однако, если мы не исследуем причины, которые привели христиан к редкому причащению, или если нам не обратить внимания на аскетическое измерение данной темы, тогда если будет распространяться это так называемое литургическое возрождение, то оно будет рассматриваться как механическое служение и механическое возрождение, потому что причащение Святых Тайн не происходит без определенных условий, подготовки».4 При тщательном изучении причин призывов к более частому причащению, или обязательному причащению на Пасху без внутренней покаянной подготовки, чаще всего приходишь к выводу о слепом подражании движению «Литургического возрождения» в Римо-Католической церкви, которая в силу ее неспасительности и безлагодатности, утраты Христа всегда ищет каких-то внешних форм церковного «пробуждения» и «деятельности». И механический подход к таинствам в таких случаях неизбежен.

Митрополит Иерофей совершенно справедливо подчеркивает специфику Православия, его миссии как единственной истинной Апостольской Церкви – возрождение и воссоздание человека, которое «связывается с покаянием, изменением ума и общением с Богом. То есть, - говорит он далее, - существует необходимость в том, чтобы показать чем является Церковь, каковы в действительности ее члены и как, благодаря благодатной силе, члены Церкви становятся ее деятельными членами».

Наблюдаемый искусственно навязанный сверху рост внешней миссии при постепенном забвении о первоочередном созидании «внутреннего человека», вполне естественно приведет к серьезным перекосам церковной жизни, стремительному обмирщению.

 

И опять о ектении «Об оглашенных»

И именно в контексте этого направления нового вектора церковной жизни вполне закономерными являются попытки и реформирования богослужения. Этим особенно отличается Санкт-Петербургская епархия во многих храмах которой не только совершаются в крайне обезображенном виде вечерня и утреня, но даже и не совершаются вообще перед совершением Божественной литургии.

Новым веянием этого года стало сокращение ектении «Об оглашенных» и двух ектений литургии верных. В дни пасхальной седьмицы это сокращение обосновывалось тем, что при пении вместо «Трисвятого» «Елицы во Христа крестистеся» не полагается ектения «Об оглашенных» в связи с историческим воспоминанием о крещении в эти дни всех оглашенных. Но данная вроде бы убедительная аргументация растворяется вообще, если учесть такой вполне объективный факт нашых дней как присутствие на Божественной литургии лиц на которых возложены свещеннические епитимии, а еще расхаживание иностранных и иноверных туристов. Если уж следовать традиции Древней Церкви, то нужно это делать последовательно, логически и до конца. В таком случае в обязательном порядке из храма должны быть удалены в первую очередь иноверцы, неправославные, а также кающиеся.

Ектения «Об оглашенных» является напоминанием не только об исчезнувшем институте оглашенных, который в Римской и Восточно-Римской империи в основном исчез в V , VI вв. по причине распространения крещения младенцев, но и напоминанием и о других степенях наказания, епитимиях, существовавших в Церкви. Однако Восточные Церкви и Русская тоже фактически удерживали в последовании Божественной литургии ектению «Об оглашенных» и в средние века, и вплоть до нашего времени. И для этого, видимо, существовали какие-то вполне объективные основания, несмотря на то, что Церковь не догматизировала чин последования Божественной литургии. Епископ Виссарион в своей известной книге «Толкование на Божественную литургию» приводит три объяснения для совершения этой ектении за богослужением :

  • долг любви к трудящимся на миссионерской просветительской ниве

  • проявлением любви к новорожденным, но еще не принявшим крещения,

  • проявлением заботы о тех крещенных людях, которые не знают православной веры,

  • напоминанием и нам самим о необходимости иметь смиренное сознание своей греховности и недостоинствах ,необходимости иметь сердечное сокрушение о своих грехах,

  • и если кто-то впал в тяжкие грехи, то должен сознавать, что его место не в храме, а в притворе храма.5

Известный отечественный литургист Ив. Дмитриевский на вопрос о причине сохранения в чинопоследовании Божественной литургии ектении «Об оглашенных» писал: «Если не бывает оглашенных, и под епитимиею находящихся в одном храме, или в одном месте, то , может быть, они есть в других храмах и местах; а потому долг христианской любви оюязывать нас молиться об них и вообще делать все, что предоставила святая древность».6

Активное развитие миссионерской деятельности, например, Элладской Церкви как внутри Греции, так и в основном за ее пределами (Африке и др. странах) в 90-е годы прошлого столетия привело к тому, что привычное сокращение ектении «Об оглашенных» было упразднено и рекомендовано ее совершать в приходских храмах.7 А Священный Синод Элладской Церкви, прислушиваясь к голосу народа, восстановил произнесение ектении «Об оглашенных» вслух взамен недавно принятого обычая совершать чтение ектении и трех молитв тайно.8 В служебнике Элладской Церкви за 2004 г. отмечается, что традиция после Евангелия читать тайно «сугубую ектению», ектению «Об оглашенных» и две ектении «верных» тайно является неверной.9

Нужно сказать, что настроенность на реформы в богослужебной жизни вызвана не столько пользой для Церкви, сколько некой нездоровой одержимостью проводить реформы ради реформ. Идеологи реформы очень часто апеллируют к практике Элладской Церкви, но при этом выдергивая некие формы не учитывая содержания. Здесь мы хотели бы заметить, что, например, идеи сокращения Божественной литургии в XIX внедрялись в церковную жизнь под влиянием исключительно прозападного рационализма. И это было время серьезного расцерковления греческого народа и упадка церковной жизни. И от него, например, в XVIII столетии спасло движение отцов Колливадов.10

И насколько целесообразно при официальных заявлениях его Святейшества о необходимости развития миссионерства, особенно в молодежной среде, ликвидировать из последования Божественной литургии ектении «Об оглашенных»? очевидно, что такой необходимости не существует. Скорее всего можно было бы и стоило бы возродить практику Древней Церкви, которая по определенным причинам в IX столетии была упразднена11, - произнесение проповеди после прочтения Евангелия.12 Необходимо было бы возродить и чтение кратких сенаксариев святых дня и праздника для более осмысленного отношения к богослужению. Особенно это касается монастырских служб, поскольку иночество призвано быть носителем церковного сознания, его хранителем и защитником, являть пример церковности и в мысли и в образе жизни.

Церковь Христова призвана и к тому чтобы преобразить и ум и разум человека. И это совершается как аскетическим подвигом, который всегда направлен на очищение ума, так и подвигом чтения Святых Отцов Церкви. Именно эти два наиважнейших элемента совершения спасения человека были присущи христианскому обществу преимущественно в первых веках, благодаря которым избегалась богопротивная теплохладность, и жизнь носила христоцентричный характер.

 

О русском языке в богослужении

Хотелось бы несколько слов сказать и относительно введения чтения Священного Писания на современном русском языке. Такой опыт чтения уже существует в Санкт-Петербургской митрополии, Смоленской епархии, в последние месяцы такая практика стало самочинно внедряться и в некоторые приходы Московской епархии. Проблема богослужебного языка, которая в действительности существует, на самом деле решается достаточно просто. Однако это решение будет ошибочным, когда оно будет исходить из чисто секулярных принципов. Именно таким решением и является самостоятельное введение в богослужение русского языка. Речь не идет о проповеди, которая всегда велась и ведется на разговорном языке, а о богослужебных текстах и Священном Писании. Безусловно необходимо учитывать, что современный церковно-славянский богослужебный язык с IX в. несколько изменился, он подвергся если не существенной, то по крайней мере большой русификации, а потому произошло отхождение от богослужебного церковно-славянского языка кирилло-мефодиевской эпохи. кроме того, уже в XII столетии созданный равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием церковно-славянский язык на основе солунского диалекта славяно-болгарского языка существенным образом отличается от разговорного языка и становится фактически мертвым, чисто богослужебным.13 Вернее даже говорить о создании болгаро-русского извода и церковно-славянского языка русского извода. Это были богослужебный и литературный языки русских славян, которые собой представляли церковно-славянский язык измененный русскими согласно особенностям их языка.14 Однако даже и русифицированный церковно-славянский язык вплоть до начала XXв. не утрачивал своей общеславянской объединительной силы. Большой и немаловажный интерес для православного клирика и мирянина должен представлять исторический процесс борьбы с латинством и его порождением униатством в Малороссии. Именно православные малороссы относились к церковно-славянскому языку, а не к мове, как языку священному, языку не только соединяющему славянские народы, но и языку общения с Богом.15 Такое понимание и осознание церковно-славянского языка, к сожалению, сегодня утрачена в силу серьезного притупления у людей, и у иерархии тоже, мистического опыта, а с ним и тонкого богословского чутья. Совершенно справедливо сегодня говорить, что тенденция к переходу на русский язык в богослужении – это не только ошибка, но серьезный удар по церковной культуре, своего рода акт антицерковного вандализма и варварства. И эта тенденция вполне однозначно должна квалифицироваться как обновленчество. Церковь Христова еще во времена расцвета Византии, когда Константинополь был духовным центром Православия, приобщала к своему богатому культурному наследию варварские народы, а не спускалась до собственной варваризации. Ярким доказательством тому может послужить создание при архиерейских домах в России школ для детей в которых обучали грамоте, а также греческому языку и латыни. русский человек приобщался в богатству Византийской традиции, ее органично усваивал и преображал свои собственные традиции.

С нашей стороны мы считаем необходимым выразить наше полное несогласие даже с ныне предпринимаемыми шагами по реформированию и обновлению богослужения. Богослужение, как подчеркивает Преосвященный митрополит Иерофей (Влахос), органически связано с богословием Церкви. Современные же методы и способы обновления и реформация этого не учитывают. Реформы проводятся потому, что так хочется, то есть они имеют своим источником человеческое честолюбие, а не заботу о Церкви. Более того, в наше время, когда народ переживает духовный и серьезный экономический кризис, реформы богослужебные неизбежно вызовут, уже вызвали большое смущение в народе Божием и у монашествующих и клириков. И именно в это время Святейший патриарх обязан как зеницу ока хранить единство в народе Божием, пресекая нездоровые тенденции необдуманных и смущаемых народ Божий реформ. И именно об этой своей обязанности Его святейшество напоминал в своей речи после интронизации. Дай Бог, чтобы сказанные с амвона слова были подтверждены и на деле, а уже совершенные ошибки, которые привели к смущению паству были бы устранены.

1Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский. Изъяснение Божественной Литургии. Киев.2004, с. 3

2Архиманлрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам. М. Святая Гора. 2006, стр. 284-285

3Об этой опасной тенденции см. Ахимандрит Георгий (Капсанис). Обожение по учению свт. Григория Паламы.Богословие и опыт согласно учению свт. Григория Паламы и афонской традиции. Каменец – Подольский 2008, стр. 39-50

5Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого д-ра бог. Епископа Виссариона. СПб 1895, стр.172-174

6Ив. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. Репринт. М. Издательство МП. 1993, стр. 243-244

7Циркуляр Архиепископа Афинского кир Христодулоса от 16 октября 1998г. под названием «Λειτουργική Ανανέωσις».

8См. Ιερατικόν. Ἀθῆναι. Ἔκδ. τὴς Ἀποστολικῆς Διακονίας τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλαδος. 2004, σελ.119-120

9Этот пропуск ектений был отражен в изданных Иератиконах 1977г. См. В. В. Печатнов. Божественная литургия в России и Греции. М. Паломник. 2008, с. 148

10См. Πρωτοπρεσβ. Γ. Δ. Μεταλληνοῦ. Παράδοση καὶ ἀλλοτρίωση. Ἀθήνα. Ἔκδ. Δόμος. 2001. σελ. 220-222.

11Произнесение проповеди после Евангелие в основном имел характер катехизический. Проповедь разъясняла текст читаемого евангелия и предлагала оглашенным, еретикам поучение на вероучительные и нравственно-назидательные темы. С постепенным исчезновением оглашенных в зрелом возрасте соответственно опала и необходимость проповеди. И она переносилась на литургию верный и произносилась в самом конце .

12См. Епископ Виссарион. Указ. сочин., с. 165

13См. А. И. Соболевский.

14 См. А. И. Соболевский.

15



Подписка на новости

Последние обновления

События