Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ ШАГИ

ОТ РАВЕННЫ ДО ЭЛУНДЫ

(вторая часть)

ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΤΙΚΑ ΒΗΜΑΤΑ

ΑΠΟ ΤΗΝ ΡΑΒΕΝΝΑ ΕΩΣ ΤΗΝ ΕΛΟΥΝΤΑ

(2)

 

В Равенне рассматривался вопрос о соборности и власти в Церкви на всемирном уровне, то есть на уровне Вселенской Церкви, всей Церкви, в особенности касательно Римской Церкви и в отношении её епископа, считающегося за первого по чести в рамках древней Пентархии патриархов.

Давайте немного обратим внимание на текст Равенны.

  1. В первых двенадцати параграфах указывается на Соборность Церкви, которая является отражением и следствием её троичности.

Однако здесь проявляется некая непоследовательность у римо-католических членов Смешанной Комиссии, так как папизм не верит в Соборность Церкви, поскольку устройство папской церкви не является соборным, но папским — абсолютистским, не троичным, как в это верит Православная Церковь Христова, то поэтому как члены папской церкви в Смешанной Комиссии могут в подлинном смысле слова иметь согласие или нет даже по видимости с православными членами Комиссии?

Конечно этот «документ» подписали и представители в Комиссии от Римо-Католической церкви и от Православной Церкви. Члены Католической церкви подписались под соборностью, не имея веры в неё и не признавая её троичности, поскольку только в истинной Церкви обретается опыт общения с Троичным Богом (переживается троичность), а значит и соборность, как опыт. Православные же члены Комиссии подписали «документ, признавая, что римо-католическая сторона не признает соборность, поскольку их духовный отец Папа» сам не верит в соборность. Они также подписали документ сознательно, в то время как признали, что у них другая нежели у латинян Триадология (учение о Боге как Троице) по причине установленной у них злочестивой веры в filioque.

Но поскольку к Православной Церкви причисляются не иначе как только через реальное Православное Крещение и Миропомазание (таинства, которые не имеют паписты)1, то как представители-паписты могут принять соборность и троичность, опыт которых переживается только в Православной Церкви?

Также известно, что II Ватиканский собор конечно только по имени является Собором, потому что на самом деле, как подтверждает проф. П. Трембелас, им не только не ослабляется первенство власти Папы в Папской «Церкви», но увеличивается. Определена собором его связь с остальными епископами с помощью новых постановлений: епископы являются в подлинном смысле епископами, когда принимают авторитет папского первенства и непогрешимости и глубоко верят и желают быть духовно зависимыми от Папы. Эта «Экклезиология» является абсолютно противоположной экклезиологии Православной Церкви.

Свт. Нектарий в своём труде «Причины схизмы» сообщает: «Святый Дух в день Пятидесятницы снизошел на всех Апостолов и все приняли полноту Его благодатных даров. Равенство согласно с истинным духом Евангелия.

Равенство свидетельствуется решениями апостолов, всегда принимаемыми сообща и на совещаниях. Апостол Петр никогда не считал , что он имеет сверх право ipse jure выносить постановления по церковным делам без мнения остальных соепископов. И во время избрания Матфия в качестве двенадцатого апостола, и во время поставления семи дьяконов, и во время возникновения вопросов об обрезании христиан из язычников, и во время его проповеди Евангелия язычникам, если и все Апостолы принимали постановление сообразно воле Господа, всегда оказывалось так, что Петр принимал постановление Собора, или же всей Церкви. В Антиохии был избран Павел (Гал. 2, 11). Поэтому Петр, являя равенство, призывает своих сопресвитеров: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы». (1 Петр. 5, 1-4)

Примером из истории древней Церкви, который свидетельствует о равенстве, является созыв Вселенских соборов и принятие их канонов.

В апостольских посланиях и последующих посланиях Восточных и Западных Отцов свидетельствуется о равенстве и нигде не встречаются признаки первенства.

Почтение к равенству проявляют и папы древней Церкви, когда они входили в общение с другими епископами, публично их приветствуя «брат» и никогда «сын». Папы Лев I и Григорий I провозвещали Христа как о Главе и Центре церковного единства и никогда самих себя. И исходя из этого, они никогда не претендовали на власть над Кафолической Церковью.

Идею о равенстве одобряют и католики, главным образом французские богословы.

Верующие не являются овцами ни ап. Петра, ни других Апостолов, но Иисуса Христа, как это исповедует и сам ап. Петр: «Ибо вы были, как овцы блуждающие, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших». (1 Петр. 2, 25) Только один Христос является истинным и полновластным Пастырем, Который о Себе глаголет: «Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает душу Свою за овцы». (Иоан. 10, 11) Поэтому Он не сказал ап. Петру паси твоих овец, а «паси овцы Мои». (Мф. 21, 16) Апостол Петр и другие Апостолы являются служащими пастырями и, одновременно, разумными овцами стада Христова. Такое же понимание имели о себе Апостолы, их преемники Святые Отцы Церкви.

Иисус Христос, Камень в основании Церкви и Глава Церкви, является и Центром единства Церкви. (стр. 16, 17)

Расположен ли нынешний Папа к тому, чтобы принять эту экклезиологию, которая приемлет соборность как икону (образ) Троичного Бога, или же православным членам Смешанной Комиссии необходимо научиться и им нас обучить удивительной «Папской Соборности»? То есть мы используем те же слова, те же термины, при различном понимании их содержания, что в действительности сегодня и делает новый мировой порядок, Нью Эйдж, и не только на богословском уровне, но и на всех уровнях жизни, создавая великую путаницу.

2. Но то, что касается Троичности, также существует проблема в понимании термина. Но иной смысл и иное содержание в Триадологии вносят паписты, поскольку это содержание менялось поспешно и необдуманно. Начиная с VI столетия папство вводит filioque, в то время как мы православные продолжаем традицию евангелиста Иоанна, которая принята самым непосредственным образом Церковным организмом без запутанного образца веры с filioque, которым паписты искажают учение о Троице, утверждают в пределах прочной системы гуманистического Папизма. Ответы, которые временами дают разнообразные адвокаты Папизма для печати, что мол папа и без filioque обладает дипломатичной гибкостью, чтобы декламировать Символ веры и без filioque, то есть православно, лишь тем самым запутывают большую часть диалогов и ставят их в положение, которое не вызывает доверия и у верующих латинян и у верующих православных.

Задаётся вопрос: Возможны ли применение двуязычия и многоязычия в вере, в логике, в образе мышления, при разъяснении христианами высочайшего вопроса веры и жизни — Святой Троицы?

Да, конечно, потому что это является обязательным, необходимым для членов Смешанной Комиссии, даже и после написания 46 параграфов текста Равенны и всеобщего их принятия подписантами, чтобы они ещё раз внимательно и трезво прочли текст. То же должно происходить при аналогичных случаях на Соборах епископов и в остальном церковном организме, чтобы выявить являются ли эти статьи-параграфы доступными для понимания, удовлетворяют ли церковным требованиям, отрицательно или положительно смогут они повлиять на соединение или размежевание «Церквей».

3. Что касается 34 правила святых Апостолов, то им даётся достаточно глубокое представление о наличии власти первого из епископов.

Прочтём это правило:

«Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух».(34 правило святых Апостолов)

Папский образ мышления придаёт самое глубокое значение роли первого епископа, при этом даже не подчёркивается важность его сотрудничества с другими епископами.

Православное же понимание представлено свт. Нектарием (Эгинским) в его уже нами прежде упомянутом труде. Святитель спрашивает: «Если апостол Петр первый между Апостолами, и если он глава, и если он камень в основании Церкви, и если он пастырь овец и агнцев духовной паствы Спасителя, то что общего между этими чинами и преемниками от него рукополагаемых епископов? Что же за всходы от этих божественных даров священной власти и мирского господства дала эта система? Что же это за ключи царства небесного, которые открыли двери земного царства? Что за духовность ввела материализм? Что за пастырь гегемон народился? Что же это за ключи от шпаги? Что за камень веры, который становится камнем соблазна? Но почему привилегированный преемник, а не все преемники являются единоправными? Не один же только Петр родился посредством этого Евангелия? Не одна же основана Церковь? Не один же епископ был рукоположен? Зачем у Петра захватывать права на преемство?»

 

1Необходимо наше замечание: архим. Саранти Саранту здесь высказывает точку зрения церковной акривии, которая была последний раз зафиксирована на знаменитом Константинопольском соборе 1755г при патриархе Каллинике V. В тексте соборного определения о западных христианах в частности говориться, что «как отличные и чуждые всему апостольскому преданию, отвергаем общим определением. И приходящих от них к нам принимаем как неосвященных и некрещенных, последуя Господу нашему Иисусу Христу,»



Подписка на новости

Последние обновления

События