Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Евангелие и история

Εὐανγέλιον καὶ  ἱστορία
 

 Главный храм православного мира - храм святой Софии в Константинополе, шедевр римской архитектуры царствования св. императора Юстиниана Великого

 

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности

Русский историк В. О. Ключевский

Каждый воскресный день для православного христианина – это воспоминание о светлом Христовом Воскресении. Приходя в храм, человек опытно переживает особое на него благотворное действие Бога. Душа ощущает себя очищенной и наполненной радостью. Это состояние радости или утешения является божественным даром человеку, который совершается при особом божественной воздействии на человеческую душу и личность. Это воздействие называется Божественной благодатью. Но выходя из храма, человек быстро растрачивает этот божественный дар, который порой приобретается ценой больших усилий. В особенности это касается таинства святого Причащения, в котором человек самым тесным и непосредственным образом соединяется с Богочеловеком Христом, Самой Божественной Истиной. Мало того, этот дар уникален, поскольку он подается только в Православной Церкви. Здесь человек вступает в общение не только миром духовным, но и Самим Творцом мира. Безусловно, к такому общению надо быть подготовленным и не интеллектуально, а нравственно. Чтобы не растратить полученный дар важно научиться правильно и бережно с ним обращаться, то есть его ценить.

И что это действительно необходимо мы слышим в словах Евангелия от Матфея, которое читается за Божественной литургией воскресного дня, третьего после праздника святой Троицы.

Никто не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить: или одному станет  усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамонне. (Мф. 6, 24)

Это слова Самого Спасителя мира, Христа. И неслучайно перед чтением Евангелия церковь Христова нас призывает к благоговейному и внимательному слышанию этих слов, как чего-то карйне важного и необходимого: «Премудрость, прости». То есть читаем слова Самой Божественной Премудрости. Необходимо встать прямо и благоговейно слушать читаемое.

Господь нам всем раскрывает важную истину о том, что в нашей жизни невозможно в равной мере служить двум господам. Такое служение неизбежно приводит к предпочтению одного из них и к небрежному отношению к другому. Точно также это касается и нашего отношения к Богу. Если человек в свей жизни Богу предпочитает стремление к роскоши, богатству, хорошему положению в обществе, то он незаметно для себя теряет Христа, Его божественную благодать. И если мы обратим на наше действительное отношение к Богу, Церкви Христовой, то мы неизбежно вынуждены будем себе же признаться, что в нашей жизни вера играет для нас весьма второстепенное значение. Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский подчеркивает, что раболепство перед мамонной, то есть богатством, а также всякое пристрастие к земному положению, приводит человека к состоянию душевной слепоты и лишает человека небесных благ. Это подобострастие к земному благополучию  порождает в отношениях между людьми ссоры, обиды, распри. (Беседа 21, 2)

То есть пристрастие и чрезмерная забота о богатстве, и даже о самонужнейших вещах, согласно слову свт. Иоанна Златоуста, «подрывает наше спасение; удаляет нас от сотворившего, промышляющего и любящего Бога».

И в конце Своей речи Христос нам говорит о главном законе в жизни: «Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, а все остальное приложиться вам.

Что это значит? Это означает, что Господь призывает человека к тому, чтобы в своей жизни прежде всего угождать Богу и сообразовывать свои стремления с благами вечной будущей жизни. Пристрастие к земной жизни и ее удовольствиям – это образ жизни язычников, не знающих Бога. Христианин, обладая великими божественными дарами, призван уже здесь на земле к равноангельной небесной жизни, оторванности от земли, многопопечительности. Предпочитая в земной жизни Бога и Его святую волю, Его заповеди и блага вечные, христианин получает от Бога разнообразными путями самое необходимое в жизни земной. Попытка человека выстроить шкалу ценностей в земной жизни иначе, чем повелевает Божественная Истина, неизбежно приводит к личным и социальным потрясениям, бедствиям. И наоборот, когда человек в центр своей жизни ставит Бога, то все с Божией помощью в жизни начинает выравниваться и идти в правильном богоугодном русле.

Одни из известных христианских историком 4 в. сказал, что история является одним из лучших и наглядных свидетелей Божественного промысла над людьми. Мы могли бы эти слова детализировать и конкретизировать следующим образом: история дает нам прекрасную картину наблюдения за тем, как неизменно сбываются на человеке и обществе слова Божественного Евангелия. Когда государство и общество в центр своей жизни ставит богоугождение, то есть исполнение божественной воли, защиту истинной веры, тогда общество и государство процветает. И, наоборот, всякое богооступничество приносит самые, что ни на есть, печальные последствия.

В субботу 12 июня - 30 мая Православная Церковь совершает память одного интересного подвижника монаха 4 столетия, прп. Исаакия Далматского. Он жил вблизи Константинополя в отшельническом уединении. Это был человек огромного дерзновения к Богу и обладал большим духовным мужеством. Этих даров он был удостоен за многолетний тяжелейший подвиг непрерывного поста, уединения, молитвы. Его жизнь в Константинополе выпала на время правления Восточно-Римской империей императором Валентом. Он был ревностный приверженцем арианской ереси и противником I Вселенского собора. По этой причине император постарался закрыть все православные храмы в Константинополе. Однако именно в это время империи пришлось пережить серьезное испытание – нашествие готов. Они, опустошив предместья столицы восточной империи, подступили к стенам Константинополя.[1] Покидая Константинополь со своим войском, император Валент рассчитывал на молниеносную победу своих прекрасно обученных войск. Однако этим расчетам и надеждам императора не пришлось сбыться. И вот по какой причине. Покидающего столицу императора настиг прп. Исаакий и увещевал Валента открыть православные храмы в Константинополе. В случае не исполнения этой просьбы, император с войском потерпит тяжелое поражение.  Однако, раздраженный увещаниями отшельника император приказал прп. Исаакия наказать и сбросить в ров.

 

 

Фронтон Исаакиевскогго собора в Санкт-Петербурге. Прп. Исаакий останавливает императора Валента

 

 Но с помощью Божией ему удалось выбраться из места наказания и буквально перед битвой прп. Исаакий еще раз исполнить просьбу – открыть в столице православные храмы. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения. И, несмотря на первые значительные военные успехи императора Валента, в 378г. была дана решающая битва римской армии с готами. Римляне были полностью разгромлены, погибла одна треть армии. Сам император погиб. Житие прп. Исаакая сообщает, что император со своими приближенными бежал с поля боя и спрятался в деревне в одной из деревянных изб. Готы подожгли эту избу и император со своими телохранителями заживо погиб в огненном пламени. Таковы страшные последствия противления воле Божией, истине. Варвары опять вплотную подошли к Константинополю и угрожали напасть на город. Но город был огражден спасительными молитвами прп. Исаакия.
 


Карта Римской империи времен конца правления императора Феодосия Великого

 


Император Феодосий Великий

 

После Валента восточным императором был назначен императором западной империи Грацианом Феодосий. Мужественный и благочестивый человек. Перед вступлением на императорский престол Востока он принял святое крещение. Он прислушался к совету прп. Исаакия, передал главный храм столицы свт. Григорию Богослову и созвал для защиты православной веры II Вселенский собор в Константинополе в 381г.

 

Фронтон Исаакиевского собора. Встреча прп. Исаакия с императором Феодосием

 

 Он получил наименование «Великий» и за дела, и за благочестивую жизнь и за свою мудрую политику. С его именем связаны два важных факта: окончательное торжество по всей Римской империи православной веры и воссоединение всей империи, во всех своих максимальных размерах в единую могущественную державу. Этот можно сказать последний политический подъем огромной империи является опровержением распространённого ложного мнения о том, что именно христианство стало причиной гибели Западной Римской империи.[2] Причиной падения Западной империи в 476 году на самом деле была алчность самих римлян, всего императорского двора, который облагал простой народ непомерными налогами, жил в непомерной роскоши и беззаботности. Один из римских патрициев еще во времена нашествия Атиллы, вождя гуннов, «бича Божия», как его называли, на Западную империю свидетельствовал: «Да, законы хороши и римское государство прекрасно устроено, но начальники вредят ему, ибо они не похожи на древних».[3] Кстати уже тогда, во времена нашествия Атиллы, последнему удалось подступить к стенам «Вечного города». Лишь посольство свт. Льва, папы Римского и сопутствующая ему сила Божия, смогли заставить Атиллу отойти от Рима.[4]

 

Монета с изображением последнего западно-римского императора Ромула-Августа

 

Еще одни м ярким историческим примером того, как именно искание правды Божией и богоугождение в личной и общественной жизни становятся причиной огромной помощи Божией в созидании огромной империи – правление императора Юстиниана Великого. Чтобы понять причины успехов политики святого императора Юстиниана, необходимо вспомнить о главном девизе его правления, выраженном в его IV Новелле: «Первым предметом нашей заботы являются истинные догматы Бога и достоинство священства».[5]

 

 

Притвор храма святой Софии. На мозаике вверху св. император Константин Великий и св. император Юстиниан

 

Император стремился к воссозданию былой славы и могущества Римской единой империи, но построенной на началах православной веры. Единое государство, единая Церковь. Так он говорил. Но эта идея у него возникла не случайно. Житие прп. Саввы Освященного, этот важный исторический памятник по истории Византии и Палестины 6 столетия, повествует нам о том, что именно автором упомянутой мысли был сам прп. Савва. Он сам сказал императору, что если он исполнит важные условия, то Бог вознаградит его возрождением уже померкшей славы и могущества римской империи. Одним из условий было – изгнание еретиков: последователей Оригена, несториан, манихеев, утверждение решений Халкидонского IV Вселенского собора. Император все это выполнил. И для окончательного утверждения Православия он созвал в 535г. Вселенский собор в Константинополе. Для еще большей наглядности православия императора Юстиниана мы приведем отрывок из его трактата против Оригена: «МЫ всегда стремились и стремимся всюду защищать истинную и безупречную веру христиан и мир в самой Святой Кафолической и Апостольской Церкви. Эта наша первая и главнейшая задача. Мы убеждены, что наша императорская власть вручена нам в этой жизни и утверждается Богом, обуздавшим врагов нашего правления. И мы надеемся, что в будущей жизни Он не оставит нас и окажет нам Свою милость в своём совершенстве».[6] В дополнение мы лишь еще укажем на то, что сам император вел строго аскетичный образ жизни, был доступен для всех. Современники говорили о нем «Император, который никогда не спит». В своём великолепном дворце он жил почти отшельником. Он питался скудно, а работал много и усердно.[7]

 Эпоха императора Юстиниана по всеобщему признанию древних и новых историков – была блестящей эпохой в истории Византии.

 

 

Осада Константинополя турками, средневековая картина

 

Но сегодня имеется повод вспомнить и еще об одном важном событии в истории. 31 мая по Юлианскому календарю Православная Церковь совершает молитвенную память новомучеников г. Константинополя, которые были зверски убиты во время захвата турками Константинополя в 1453г. Само покорение величайшего города мира турками является и исторической загадкой, и событием, которое вызвало во всем европейском мире «безмолвный ужас». Константинополь был взят благодаря оплошности жителей города, которые забыли запереть калитку для вылазки защитников столицы Кекропорту.  Ее долгое время уже не открывали и вспомнили о ней только при осаде. Византийцы и защищавшие город итальянцы ее использовали для нанесения ударов врагу с фланга. Турки заметили, что калитка открыта и беспрепятственно проникла во внутренние стены Константинополя.[8]  Но случай является не просто случайностью, а особым попущение Божиим. Еще ранее начала осады города турками, за год примерно, жители Константинополя были свидетелями великого знамения: Огненный столп вышел из храма святой Софии и покинул столицу Восточно-Римской империи. При начале осады города некоторые жители устремились к месту затвора монаха Геннадия Схолария, ученика известного защитника Православия от унии с Римской церковью свт. Марка Эфесского. Затворник, которому суждено было впоследствии стать первым православным патриархом после Ферраро-Флорентийской унии и падения Константинополя, сказал, что «отступление от веры город будет предан в руки врагам».

 

 

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре где в 1439 году была подписана флорентийская уния

 

Этому не верили, потому что жители Константинополя вместе с императором Константином IX успешно отражали все приступы турок на стены города. Случай с калиткой Кекропорта лишь стал подтверждением слов монаха затворника. 29 мая по старому стилю Константинополь был взят и безжалостно разграблен. Погибло свыше 4000 жителей, которые были убиты на пути к храмам и на стенах города. В чем причина такой страшной катастрофы, гибели не только города, но и столицы христианского мира, мировой империи и культуры. Ведь Константинополь на протяжении более чем тысячи лет был мировым центром культуры, искусства, науки. Его называли вторым Иерусалимом за множество обителей и храмов, святынь. Здесь был источник и нашей славяно-русской культуры.

Причина кроется в отступлении от главного евангельского принципа, указанного в словах Христа Спасителя: «Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, а все остальное приложится». Константинополь и его правители не смогли отрешенно и с благодарением Богу смотреть на то несметное богатство, наследниками которого они были. Это привело к национальной гордости и надменности. А когда политическая слава стала ускользать из рук ромейских василевсов, они прибегли к самому низменному и недозволенному для христианина шагу – измене Православной вере ради получения политической поддержки и военной силы против турок.

 

Патриарх Геннадий изъясняет султану Мехмету II основы православного вероучения. Икона XVIII века

 

Итак, 29 мая 1453г. Константинополь пал. После страшного разграбления, в город вечером 30 мая вошел турецкий султан Мехмет, который сразу же направился в величественный храм святой Софии. Он поклонился Богу и повелел это грандиозный храм императора Юстиниана обратить в мечеть. Очевидцы трагедии 1453г. и хронисты о причине падения Константинополя писали так: «Великий горд пал, наказанный Господом за роскошь, гордыню и вероотступничество, но героически сражался до последней минуты».[9]

Все упомянутые нами исторически факты – это яркие свидетельства истинности слов Христа Спасителя. Как только человек и общество отказываются от служения в своей жизни Богу, они становятся пленниками и рабами своих пороков и внешних политических врагов. Только когда человек подвигом хранит вверенную ему божественную благодать и дар истинной веры, тогда Сам Бог, по словам свт. Целестина папы Римского (Vв.) является защитником человека и общества. Трагедии, скорби на земле неизбежны, но очень часто человек сам становится их причиной. Но Бог, промышляя о вразумлении человека и его спасении этими скорбями вразумляет человека, заставляя его вновь обратиться к Нему. И когда это происходит, тогда Бог вмешивается в нашу жизнь и подает нам благочестивых правителей. Однако и в таком случае важно помнить о временности всякого земного царства и земного благополучия. Важно беречь и дорожить той благодатью, «в которой мы стоим и хвалимся», по словам апостола Павла.



[1]    См. Сократ Схоластик. Церковная история. М. 1996, кн.4, гл. 38, с.204

[2]    Именно такое мнение мы встречаем в знаменитой «Истории Римской империи» Моммзена.

[3]    С. Б. Дашков. Императоры Византийской империи. М. 1996, с. 33

[4]    О посольстве свт. Льва к Атилле имеется повествование в житии свт. Льва папы Римского. Атилла завоевал Аквилею, Римский император Валентиниан III покинул Равенну с матерью Плацидией и укрылся в Риме. Свт. Лев отправился с посольством к мантуе, где был лагерь Атиллы. Свт. Лев приветствовал завоевателя мира словами: «Приветствую тебя бич Божий». Сам Атилла видел как свт. Льва сопровождал Ангел Божий и грозил пламенным мечом. Атилла оставил свой замысел о завоевании Рима. См. В. Задворный. История Римских папа. М. 1995, т.1. с. 238

[5]    Астериос Геростергиос. Юстиниан Великий – император и святой. М. 2010, с. 101

[6]    Там же, с. 103.

[7]    Там же, с. 44

[8]    См. Стивен Рансиман. Падение Константинополя в 1453г. М. 2008, с. 275

[9]    Там же

 



Подписка на новости

Последние обновления

События