Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Подвиг, который познается лишь очами веры

 

памяти святых царственных мучеников

 

К спасению нужно стремиться каждый день. Спасение достигается не одним нашим мечтанием, а усердным прилежанием. Постоянное трезвение угодно Богу.

св. муч. Императрица Александра Феодоровна

 

 

Современенность, своими жизненными критериями и ценностями не только откладывает опечаток на мировоззрении человека, но и создает совершенно новый, ранее не виданный облик человека. И современные средства коммуникаций, информация становятся активными средствами конструирования нового типа человека. Особенностью 'этого типа является крайняя степень приземленности, лишенная не только духовных, но и душевных ощущений, низкий уровень интеллекта, эгоизм, высокие личные амбиции и религиозная индифферентность. Культ сладострастия, который столь активно насаждается в наше время буквально на каждом углу, нейтрализует и парализует в человеке жизнь духа.

Возрастание, с одной стороны, плотяности, страстности, а значит и греха, а, с другой стороны, рационализма, приводят к серьезной внутренней катастрофе человека как личности, персоны. Все это неизбежно и стремительно ведет к ее распаду. Ибо с библейской точки зрения, с точки зрения Божественного откровения человек мыслится как образ Божий. То есть человек является личностью, персоной, когда он начинает отражать в себе свойства божественные, свойства Троичного Бога. Эти свойства несут в себе вечность, бессмертие, ибо они суть проявления в человеке нетварной божественной энергии. Так учит Церковь. Но эта личность, ипостасная личность, сродная Христу, Богочеловеку, чужда тем принципам и ценностям, тем порокам, которым живет современный мир. Грубая плотяность, либо прельщенная тонкими демоническими энергиями восточной мистики человеческая личность становится недоступной для божественных энергий. Ибо апостол Павел пишет «плоть и кровь царствия не наследуют». И далее тот же апостол Павел дает разъяснения, каковы суть дела плоти, в чем и в каких пороках выражена эта плотяность:

И кода мы касаемся святости, как явления неземного прядка в тварном человеке, действия божественной энергии в этом эмпирическом мире, то нужно понять, что она становится едва уловимой и различимой в этом мире. Ибо с приходом в мир Богочеловека, в котором живет вся полнота Божества телесно, Сам источник святости и Свет становится гонимым в этом мире. И святость, являемая в последователях Христа, как верных служителях Христа, подражателях Христу часто в этом мире не приемлется, она гонится и преследуется. Неслучайны поэтому слова свт. Филарета Московского о том, «во врем своей земной жизни святые остаются не узнанными». Безусловно так не всегда и не со всеми было. И тому имеются свидетельства и в истории православной Византии, и в истории России. Постепенно народ узнавал, вернее сказать начинать ощущать святость живших рядом с ним подвижников, молитвенников, и к ним тянуться,  искать их благодатной помощи. Загрязненный некогда пороком человек, приходя в сознание своего божественного призвания быть образом вечного Бога, после личного покаяния начинал искать примеры носителей вечной Славы, ощущал нужду в их молитвенной поддержке и помощи.

 

Мы можем заметить, что в жизни человеческого общества имеется некий сокровенный момент, который, волей и не волей, постоянно соприкасается с миром вечным: человек, очищаясь от греха покаянием, возвращая себе свою изначальную богоданную персональность, образность по образу Божию, начиная жизнь сообразно воле Христа, начинает  и сам ощущать и видеть носителей живого опыта обожения, носителей святости. Именно слово таких носителей, а не просто сказанное от ума слово о Христе обыкновенным человеком, дает слышащим импульс к жизни сообразно бессмертным заповедям Христа. Святым дано проникать в суть исторических событий, постигать их значение, ту глубокую связь которая существует между судьбой народа, его историей, и его духовно-нравственным состоянием. Поиск земного благополучия и счастья без исполнения Божественной воли всегда обречен на попадание в тупик, и на собственную трагедию нации, народа, государства.[1]

День памяти святых царственных мучеников — это особый день для каждого русского православного человека. Это день, когда каждый из нас призывается еще раз понять и осознать величие подвига последних представителей царского дома, стряхнуть со своих глаз и сердца ту ложь и ту грязь, которой пытались переписать историю нашего Отечества и и исказить подлинный нравственно и духовно чистый облик последней Царской семьи. Мы не имеем право забывать об их подвиге. Особенно сегодня, когда, по словам выдающегося русского философа И. Ильина несомненно относящимся и к нашему времени, времени более тонких и обманчивых подмен, «мы живем в эпоху воинствующего зла». Что в свое время требует от нас «верного чутья для распознания и определения» этого зла.[2] Ибо их жизнь в заключении и понесенные страдания, неимоверные страдания в особенности со 2 марта (15 марта ) 1917 по  4 (17 июля) 1918г., явились добровольным подвигом ради всей России и всего православного русского народа. Сегодня важно нам научиться сопереживать этому подвигу, научиться его видеть и осознавать. Суть этого подвига выражена в столь необычайно глубоких и проникновенных словах Государя в телеграмме на имя председателя Госдумы В. Радзянко: «Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и спасения Родной Матушки России».[3] Для некоторых людей эти слова, сказанные Государем Императором незадолго до рокового и судьбоносного для России выбора,  остаются загадкой. Их, как и поступок Государя, Отречение от престол, а не только не понимают, но и критикуют. Тем не менее, именно эти слова государя являются ключом к пониманию всей его жизни, всего Его царствования. Да и не только его, но и всей Царской семьи, глубоко впитавшей в своих душах основы Евангелия, христианской веры. Самопожертвование как евангельский принцип умирания за Христа и за ближнего — это высший подвиг, он  христоподражательный. «Нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». И именно таковым было правление, вернее сказать образ правления  последнего Всероссийского императора, святого мученика царя Николая, жизнь всей Царской семьи. Об этом мы находим достаточно много свидетельств в описании жизни Государя в воспоминаниях его современников, воспитателей. Умение не принадлежать себе, а народу и царству, умение вопрошать Бога и искать Его всесвятой воли и ее осуществлять во время своего правление — явление редчайшее даже в истории России.

Но понять это можно только в том случае, если сам человек, независимо от иерархического положения, сам живет подвигом христоподражательным, а не живет напоказ, питаясь тщеславием и своекорыстием, исключительно ради приобретения человеческой славы.  Но от каждого члена тела Христова, подлинного последователя Христа требуется непрерывный подвиг за перерождения себя из «ветхого человека, живущего по стихиям мира» в нового по образу Христа. И в этом состоит подвиг нашей христианской жизни.  Подвиг православного Государя, а в данном случае св. мученика императора Николая Александровича имеет свои началом, как мы считаем, вступление на прародительский престол.[4] Он совершился в 1896г. Сам Он воспринимал вынужденное вступление на Всероссийский престол как величайшую обязанность «безропотно нести  свое тяжкое и ответственное служение России».[5]

 

Государь с первых дней своего монаршего служения осознавал свое служение как «тяжелый крест», который он может нести при «надежде на Его (Господа) помощь».[6] Это служение не является служением свои пристрастиям и желанием, а слежением и трудов «на пользу и славу нашей дорогой Родины». Позже, уже во время первой волны революции Государь писал сам своей матери, вдовствующей императрице Марие Феодоровне столь важные и содержательные слова: «Я во всем ощущаю всесильную руку Божию, которая меня направляет».  Это чувство и ощущения присутствия Христа, знание Его святой воли является даром за подвиг стяжания чистоты сердца. Это есть то евангельское видение Христа, о котором говори Божественное Слово «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят».  (Мф. 5, 8) Но к глубокому сожалению, развращенное и избалованное, чопорное высшее общество и члены императорского двора, окружавшие плотным кольцом царскую семью, которое по духу стало чуждое всему русскому,  этих высших устремлений ни царя ни его семьи не понимали. Они лишь в лучшем случае руководствовались своим разумом, а чаще всего чисто личностными и эгоистичными амбициями.[7] А когда эти амбиции ограничивались монаршей властью, то это вызывало протесты, активное создание ложных сплетен, клеветы и составление заговоров.[8] Тем не менее Государь нес свое монаршее служение так, что привел Россию в состояние небывалого прежде расцвета и развития во всех отраслях экономической жизни страны, ее духовной и культурной жизни. Как известно 1913г. был в отечественных учебниках истории избран в качестве сравнительного критерия для темпов роста экономики и других сторон жизни России.

В любой ситуации Государь Император Николай Александрович себя вел прежде всего как христианин: внимательность, учтивость, забота, сострадание, соучастие в чужом горе, проявление глубочайшего уважения в духовенству и духовно опытным людям, почтение к возрасту и жизненному опыту, учтивость и умение ценить таланты и способности людей, проницательность, ясное видение ситуации и проблем, молитвенность, всецелая преданность воле Божией. Характерно воспоминание Пьера Жильяра: «Глядя на него у церковных служб, во время которых он никогда не поворачивал головы, я не мог отделаться от мысли, что так молятся люди, изверившиеся в помощи людской и мало надеющиеся на собственные силы, а ждущие указаний и помощи только свыше».[9] Не соглашаться с этим может только тот, кто просто этого не хочет видеть и слышать, кто питает свой ум  стереотипами, составленными нечистоплотными и бессовестными лицами разных чинов. К названным христианским качествам характера последнего Государя Императора, бесспорно, можно добавить идеал семейных отношений с точки зрения христианского понимания брака как священного союза.[10] Умение создать семью, в основе взаимоотношений которой лежали самопожертвование, взаимная любовь, беззаветная преданность друг другу даже в самые тяжелые минуты жизненных испытаний, желанием всегда служить любовью людям, своему народу — это величайший подвиг, однако они его жили как бы естественным образом в самым глубинах своих чистых и непорочных сердец.[11] Несомненно, труды св. Государыни императрицы Александры Феодоровны и ее дочерей в Царскосельском лазарете — это во всем величии явление подвига любви к ближним.

Недосыпания, недомогания, личные недуги перекрывались любовью к раненым на фронте солдатам. Как пишет фрейлина императрицы Лили Ден, императрица не хотела лишь просто блистать внешним блеском своих одежд и быть величавой царицей, но она стремилась быть матерью для народа, являть пример христианской жертвенности. И именно она была не понята, жестоко и колко осмеяна и оклеветана. Высшее общество ее возненавидело именно за то, что ее искренняя христианская добродетельная жизнь жестоко обличала обезбоженное и изолгавшееся высшее общество.

 

 

 

Начатый путь служение Государя Императора Николая II России и народу в 1894г. 20 октября после внезапной кончины его отца, Государя Императора Александра III был завершен насильственным смещением Его с Всероссийского престола 2/15 марта 1917г. Это так называемое Отречение остается многими не понятым, неким камнем преткновения для  подлинной оценки подвига Государя. Некоторые видят в нем проявление царского слабоволия, проявлением заботы только о безопасности своей семьи. Однако все эти предположения и точки зрения являются абсолютно неверными, поскольку, как вскрывают нам современные обстоятельные исследования событий и фактов этого времени — Государь, попав в ловушку полной измены и высшего генералитета, и чиновников, вел необыкновенно напряженную борьбу за монархию и царскую Россию  до самой последней минуты.[12]

 

Записанная в Его личном дневнике известная фраза «кругом измена, и трусость и обман» отражала реально сложившуюся вокруг монарха ситуацию, безвыходность положения. Государь в личной беседе с фрейлиной императрицы Александры Феодоровны называл пришедшую «на смену его власти» «группу» «настоящими уголовниками». В то время как они просили царя составить из них Ответственное министерство и добровольно, а потом и в их руки передать высшую власть. Государь, после длительного сопротивления, отрекаясь от престола, предпочёл «отойти от власти, но не связывать свое имя с преступным богоборческим правительством. Он единственный из представителей высшей власти, кто отказался поддерживать власть разрушителей русской государственности»[13], - подчеркивает Петр Мультатулли.  Кроме того, поступок Государя необходимо расценивать как подлинную жертву во имя России, ибо в в случае отказа отрекаться от престола на карту было бы поставлено само существование государства. Неизбежное в случае отказа отрекаться от престола в условиях уже составленного заговора и полной измены Государю цареубийство привело бы к тяжелейшей гражданской смуте. А она бы грозила полным поражением в войне с Германией.[14] Государем в момент отказа от престола  и отхода от политической борьбы руководило не только религиозно-нравственное чувство, ответственность, но и «понимание смысла истории как проявления воли Божией».[15] Но чтобы это понять, необходимо, несомненно, просвещение от Бога. Ибо только оно позволяет увидеть сокровенный смысл данного поступка, его глубочайший жертвенный характер.

Мы приведем на наш взгляд верное осмысление подвига государя  2 марта 1917, которое высказал в одном из своих слов протоиерей Александр Шаргунов: «Когда в силу страшных обстоятельств стало ясно, что он не может исполнять долг Царского служения по всем требованиям христианской совести, он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и о России. Нам иногда кажется, что в активности проявляется воля, характер человека. Но требуется несравненно большее мужество, чтобы тот, кто «не напрасно носит меч», принял повеление Божие «не противься злому», когда Бог открывает, что иного пути нет. А политик, которым движит только инстинкт власти и жажда её сохранить во что бы то ни стало, по природе очень слабый человек. Заслуга Государя Николая II в том, что он осуществил смысл истории как тайны воли Божией».[16]

Предание забвению подвига последней Царской семьи неизбежно будет грозить всем нам, как православному народу, развеянию и уничтожению. Ибо всякое пренебрежение собственной историей, а в особенности такими событиями и фактами, которыми совершилось крушение Российского государства. И не только  пятно будет лежать на национальной совести русского народа, но такое пренебрежение будет лишать народ русский полноты божественного освящения, не будет давать права на подлинное духовное возрождение России. И это потому, что такое пренебрежительное отношение, а  к тому же следование все тем же хорошо известным надуманным и лживым клише в отношении Царской семьи будет говорить о нераскаянности в своих сердцах потомков тех, кто так или иначе был современником этих трагических событий. Именно так мыслили и постигали Святым Духом и раскрывали  содействием Божием связь судьбы Царской семьи и будущего русского народа и России некоторые проницательные святые русского Зарубежья, а также и наши отечественные подвижники благочестия и веры.[17] Свт. Иоанн Шанхайский говорил: «Грех против Него и России совершили все, кто так или иначе действовал против Него, не противодействовал тому и хотя сочувствием принял участие в совершившемся событии. Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием».[18] А следовательно такое состояние будет не давать возможности русскому народу и России воспрянуть в ее всем  подлинном духовном величии.

Об этом вполне ясно и конкретно говорит от Бога богоносный святитель Иоанн Шанхайский:

«Величайшее преступление, совершенное в отношении Его, должно быть заглажено горячим почитанием Его и прославлением Его подвига. Перед униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились Киевляне перед умученным ими Преподобным князем Игорем, как Владимирцы и Суздальцы — перед убитым Великим Князем Андреем Боголюбским! Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу и молитва Его спасет Русскую Землю от переносимых ею бедствий».[19]

Но вызывает глубоко прискорбие и печаль то, что многие иерархи, прославив под давлением народа Царскую Семью, поддаваясь сильному влиянию всё той же идеологии клеветы, которая приобрела в наши дни новых ярких представителей, идут на поводу «мнения общественности». Тем не менее «это мнение общественности», искусственно вырабатываемое и насаждаемое пристрастными «ненавистниками» царской семьи, и прежде всего св. Государя императора  Николая Александровича, должно быть полностью отвергнуто церковной иерархией. Как величайшая ложь, как оскорбление совести русского православного народа, как нанесение серьёзного оскорбления русскому православному народу. Идя же на поводу всё той же лжи, иерархия лишь теряет авторитет у патриотически настроенных и глубоко мыслящих людей, а что ещё страшнее — насаждает своей «неверной позицией и мнениями» в церковной среде, народе Божием ложь, используя принципы недозволительной в Церкви демагогии. «Горе тем, подчёркивает свт. Иоанн Шанхайский, — кто добрым называет зло, а добро — злом. Перед нами, перед Русским народом путь возстания есть путь сознания греха и покаяния».[20] Можно ли нам сегодня говорить при таком безразличном отношении к Царской семье, при нежелании поминать Царских мучеников на ектеньях во время богослужения, а также размещать их иконы в храмах о произошедшем желанном покаянии. Безусловно нет! Покаяние не состоит лишь в формальном прославлении Царской семьи, которое было совершено после серьезных вразумлений покойного святейшего патриарха Алексия II. Несомненно, и этот шаг важен. Но он недостаточен. Внешне это покаяние должно выразиться во всероссийском ежегодном праздновании памяти святых Царственных мучеников, следовании примеру их жизни, стремлении беззаветно служить в правде Божией своему народу, отвержении всякой клеветы и лжи искусно составленных и активно поддерживаемых современными СМИ. Но это необходимо понять и осознать в самих глубинах души прежде всего епископата, который сегодня вместо призыва к глубокому покаянию, изменению своего нехристианского образа жизни,  активно увлечено выстраиванием церково-государственной симфонии с не легитимной властью, которая всецело стремиться лишить человека его богоподобия и богообразности, смешать грех с праведностью, а крест, этой  благодатный символ искупительного подвига Богочеловека превратить в обыкновенный узор.

 

Протоиерей Игорь К.



[1]   См. В. О. Ключевский. Актовая речь в Императорской Духовной Академии памяти прп. Сергия.

[2]   И. А. Ильин. Наши задачи. М. 1992, т.1.,  Чутье зла. , с. 81

[3]    П. В. Мультатулли. Свидетельству о Христе до смерти. СПб. 2006, с. 46

[4]    См. Иромонах Симеон. Осмысление подвига царя-мученика Николая Александровича контексте учения Церкви о мученичестве и христианском совершенстве.//Семья и будущее России. Екатеринбург. 2008, с. 71-75

[5]    См. А. П. Боханов. Последний царь. М. «Вече. 2006, с. 61

[6]   А. П. Боханов. Император Николай II. М. «Русское слово. 1998, с. 103.

[7]    Достаточно вспомнить с каким настроем были написаны воспоминания С. Ю . Витте о Государе и семьи, в которых сквозила личная обида.

[8]    Об этой нечистоплотной возне вокруг государя и его семьи  прекрасно писал известный историк доктор и исторических наук А. Боханов в своей книге «Последний царь». И более раннем издании книги «Император Николай  II» где автор также дает бесценный критический анализ воспоминаний разных приближенных ко двору особ. Без этого анализа невозможно воссоздать подлинный облик царской семьи и последнего русского монарха.

[9]   Император Николай II и его семья по личным воспоминаниям П. Жильяра. Вена. 1921, с. 6

[10]  См. Напачкин. М. Н. Царская семья как образец православной семьи (мализвестные страницы жизни Александры Феодоровны и ее дочерей в годы первой мировой войны; монахиня  Нина (Крыгина). Царская семья как идеал православной семьи.// Cемья и будущее России. Екатеринбург. 2008, стр. 141-143, 128-129

[11]  См. Императрица Александра Феодоровна.  Дневниковые записи, переписка. М. 2010

[12] См. Петр Мультатули. Николай II. Отречение, которого не было, стр. 522-613. И. Л. Солоневич. Русская революция. М. 2007, стр. 367-371

[13]  П. В. Мультатули. Свидетельству о Христе до смерти. СПб. 2006, с.40

[14]  Там же, с. 46

[15]  Там же, с. 47

[16]  Там же, с. 47

[17]  Свт. Иоанн (Максимович), Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский,  Слово по царю-мученику. Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб. 1998, с. 461 , прп. Кукша, архимандрит Таврион (Батосский), святейший патриарх Алексий I

[18]  Там же.

[19]  Свт. Иоанн (Максимович), Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, Грех Цареубийства. Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб. 1998, с. 460.

[20]  Там же, с. 462



Подписка на новости

Последние обновления

События