Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

ТРЕЗВЕННЫЙ И ИСИХАСТСКИЙ ХАРАКТЕР ПРАВОСЛАВНОГО И СВЯТОГОРСКОГО МОНАШЕСТВА1

Архимандрит Георгий

Наместник святой обители преподобного Григория

Гора Афон

 

На протяжении более чем одного тысячелетия святогорское монашество представляет собой подлинное выражение Православного Монашества. Великие монашеские центры в Египте, Палестине, в малой Азии, Константинополе. России, Балканах более уже не существуют, Божественный Промысл до сих пор хранит Святую Гору как единственный духовно цветущий центр монашества, под юрисдикцией Вселенской Патриархии. Что же касается места Святой Горы в церковной жизни, то она пребывает в догматическом и духовном единстве с Церковью. Это единство она обеспечивает и охраняет своим особым характером: бдения и исихастским, что позволяет ей со своей стороны приносить народу Божию плоды ее исихастского трезвенного нрава.

Православное монашество, как носитель евангельского и святоотеческого Предания, является исихастским и пребывающем в трезвении. Оно не стремится к внешним формам присущим миру, избегая крайностей социальных влияний, как это происходит с западным монашеством. Но оно совершает свое преображение через покаяние, очищение от страстей и обожение. Во всякой случае, духовное трезвение и безмолвие составляют четвертую часть евангельской жизни. Согласно Святым Отцам, трезвение – это бодрствование ума и хранение сердца, чтобы различать каждый из помыслов, движущегося внутрь его.2 Занятие в бдении совершается различным образом, но все эти виды делания предполагают отречение от мира, послушание и безмолвие.3 Исихия-безмолвие – это удаление от мирских хлопот, в то время как сердечное и священное безмолвие – это хранение ума, который находится не против Бога.4

Основы жизни в трезвении и безмолвия по Богу обретаются в Ветхом Завете. Пророк Моисей восприял опыт познания и ведения Бога на горе Хорив, когда подле дивного зрения горящего и несгорающего куста он сподобился посвящения в таинство, для чего требовалось отрешиться от всякой земной мысли снятием его сандалий и созерцать словно в зерцале загадочное таинство Боговоплощения. Это опытное переживание Моисея предполагает, согласно святым отцам, удаление и отвлечение от мирского шума. Пророк Илия также имел опыт богообщения, находясь в пустыне на горе Хорив и молясь как исихаст совершая умную молитву. Легкий ветерок, который ощутил пророк Илия после сильного ветра, землетрясения и огня, был согласно Святым Отцам образ явления Бога. И пророк Давид в своих псалмах говорит, что знание Бога предполагает прекращение мирской суеты: «Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог».5 И другие пророки и Судьи Ветхого Завета пережили опыт благодатного общения с Богом после бденным трудов.

В Новом Завете главным образом сообщается об исихастском образе жизни как о наиболее подходящем для достижения кем-либо познания Бога и опытного богообщения. Честный пророк и Предтеча Господень Иоанн возрастал в пустыне Иорданской, проводя жизнь в крайнем безмолвии, лишь только молясь одному Богу. Там, в пустыне, он восприял весть о том, что, Тот, кто грядет креститься в Иордане, и на Которого «нисходит Дух Святой и пребывает на Нем», Тот есть ожидаемый Мессия (Ин. 1, 32-34).

Господь Иисус Христос на протяжении тридцати лет жил в безмолвии, однако и после в течении трех лет Своего общественного служения Он часто удалялся в пустыню для молитвы. Согласно преп. Никодиму Святогорцу в целом как евангельское, так и апостольское учение обращает внимание на очищение внутреннего человека от страстей и приуготовление к тому, чтобы во всем человеке воссияла совершенная благодать Крещения.6 Господь чрез божественное Преображение указал на путь к подлинному богопознанию и на образ созерцания нетварного Света Его Лица. Этот путь начинается с освобождения от всего порочного и земного чрез подвиг, после чего продолжается восхождение к очищению душевных чувств через исполнение божественных заповедей и завершается боготворящим просвещением. Человек, который пребывает в этом божественном состоянии, удостаивается зрения неизреченной Божественной красоты.

Образ и пример жизни в безмолвии и трезвении, как говорит свт. Григорий Палама, нам отставила госпожа Богородица.. Во Святая Святых храма Соломона, она на протяжении двенадцати лет упражнялась в добродетелях и в умной молитве через что она была удостоена соединить все свое существо с благодатью Божией: «Таким образом, Дева изначально отвергла все земное (пишет свт. Григорий Палама и передает в своем переводе преп Никодим Святогорец), ушла от людской среды,… освободившись от всяких связывающих уз и отряхнув всякие связи и став выше сострадания к Своему собственному телу, Она собрала ум к сосредоточенности в самом себе и вниманию и непрестанной божественной молитве….Она проложила новый и неизреченный путь в небеса, который я назову – умозрительное молчание. И предав сему ум, взлетает выше всякой твари и больше, чем это было по отношению к Моисею, видит славу Божию, и посвящается в божественную благодать, которая совершенно не поддается чувственному восприятию».7

Святые Апостолы несли свой апостольский труд в мире, посреди шума и развлечений, опасностей, но в глубине души они пребывали в безмолвии и трудились во бдении и молитвах.8 Их апостольская деятельность не представляла собой некую социальную аморфную программу, но возрождение человеческих душ во Христе. Апостольские мужи, а после и отцы Церкви восходили по тому же пути трезвения.9 Свт. Григорий Богослов повествует о практических добродетелях как средствах очищения, так как они пруготовляют душу к принятию Христа в сердце, и между тем к безмолвию как боготворению, потому что приводит ум к Богу. Божественного отец стремиться к безмолвию и плачет, когда его лишают безмолвия и его вынуждают восприять на себя пастырское окормление Церкви.: «Что не спешите к нашему слову, о други и братия, некогда столь скорые для того, чтобы принудить меня и извлечь из моей твердыни, то есть из пустыни, которую я возлюбил паче всего, которую я преимущественно чтил и избрал себе руководительницей всей жизни, как содейственницу и матерь божественного восхождения? Для чего то, что желали получить, пренебрегаете по получении».10

Свт. Василий Великий также, благодаря бденным трудам и безмолвию, в которых он упражнялся в пустыни, был удостоин зрения Божественного и неизреченного Света. Об этом писал его брат святитель Григорий Нисский: «»11

В это же время можно найти пустыню для жизни в бдении и безмолвии почти в каждой загородной деревне. Преп. Антоний установил устав пустынножительства… А также преп. Пахомий в Египте, преп. Евфимий, преп. Феодосий Великий киновиарх и преп. Савва Освященный в Палестине, заложили основы общежительного монашества. И оба эти вида монашеского жительства имели исихастский характер. Преп. Никифор Агиорит, живший в 14 столетии, сообщает о том, что как пустынное монашеское жительство, так и общежитие имели дух исихазма и трезвения. Приведу некоторые фрагменты из его высказываний.

О преп. Антонии: «яко на горе седя, имеяше сердце трезвящееся, и Господа показующа ему дальняя. Видиши ли, яко Антоний, занеже трезвися сердцем, боговидец и предзритель бысть; В сердце бо является Бог уму…»12

О преп. Феодосии Киновиархе: «Сии убо умные, глаголю действия. Темже и егда моляше, многим страшен бе, и егда прельщаше, вожделен и сладостен всем. Кто тако преполезен и со многими беседуя, и кто тако преполезен и со многими беседуя, и кто атко предоволен внушати, еже чувства во едино собирати и внутрь устрояти, якоже в множайшей тиштне провождати лета посреди смятений, нежели в тишине и единаковым бытии и в народе, и удинятися? Се великий сей Феодосий, занеже чувства во едино собираше, и внутрь вводяше, уязвлен бысть любовию ко Творцу».13

И о преп. Савве Освященном: «Егда видяше божественный Савва отрекшася, и правилу монашескаго жития совершенно изучившася, и с сопротивными помыслы претися, и ум уже свой блюсти могуща, сверх же сего и память мирских вещей весьма из мысли изгнавша: тогда в лавре даваша келлию… Видиши ли, како Божественный Савва хранекние ума требоваше от учеников, и тако дая келлии позволяще в оных седети…»14

Бдение и безмолвие во Христе были присущи и монастырям Малой Азии и Константинополя. Это является вполне очевидным на основании житий и посланий преп. Симеона Богослова и преп. Никиты Стифата. Евергетинос, который является основным посланием об аскетике, благодаря которому достигли возраста мужа совершенна многие поколения монахов, был составлен в монастыре Богоматери Евергетинской в Константинополе монахом Павлом и свидетельствует о духе той эпохи. Преподобный Феодор Студит, представитель общежительного монашества той эпохи, известный благодаря своей исповеднической борьбе за веру, не отставал от других в трезвении. Он этом он свидетельствует своими песнопениями, канонами, которые заучивали и до сих пор продолжают использовать в церковных последованиях, и являются духовным залогом для ее духовных детей. Блаженни живущие в пустыне, божественным рачением восперяеми». (Степенна 5 гласа) В его поучении о девстве, когда преп. Феодор претерпевал жестокое мучение за Православную веру, он не молчал, а наоборот напоминал: «чада, внимайте самим себе, потому что всегда внутри тиран дьявол действует посредством страстей. Подвизайтесь по совести, изживая грех, трезвитесь, бодрствуйте каждый день как последний в вашей жизни, проводя его так, дабы таким образом в страхе и трепете угодить Богу, или трудясь руками, или же воспевая псалмы, или молясь, или иное что, необходимое в течение дня».15

 

* * *

В 6 столетия и после традиция исихии была принесена на Афон в основном следующими представителями: прп. Евфимием Новым, прп. Петром Афонским и позже прп. Афанасием, ктитором монастыря Великая Лавра. Свт. Григорий Палама в написанном их жизнеописании прп. Петра Афонского описывает в многочисленных красках стремление Преподобного вести монашескую жизнь в безутешной пустыне Святой Горы, его мысленную брань с дьяволом и посещение его Христом. Примеру преп. Петра последуют в последствии и другие пустынники.

В последующие века на Святой Горе просияют великие мужи исихасты и подвизающиеся в бдении: прп. Максим, Нифонт и Акакий Еавсокаливиты, Феофил и Нил Мироточивые, прп. Григорий Синаит с его учениками, прп. Григорий исихаст (ктитор одноименной святогорской обители) и целый хор отцов-исихастов 14 столетия с выдающимся свт. Григорием Паламой. Последний в особенности развил и богословски защитил многовековой опыт Церкви трезвения, столкнувшись\я в споре по данному вопросу с представителем Запада Варлаамом. Свт. Григорий опровергнул все его нечестивые обвинения против учения исихастов об умной молитве и окончательно сформулировал богословие исихазма.

Калабрийский монах-рационалист Варлаам, не имея опыта видения Света, выдвинул обвинения святогорским монахам в том, что, как он утверждал, Свет, который видят они благодаря вращению ума в сердце благодаря сердечной и умной молитве, является тварным светом, разумным светом, но не Божественным светом. Он глубоко заблуждался, думая так о монахах, которые трудились в этом умном делании.

Свт. Григорий Палама обладал личным опытом благодати Божией. Исходя из этого опыта, он знал, что свет, который видят добродетельные монахи – это Божественная и нетварная энергия Бога, благодать святого Духа, пребывающее как свехприродный Свет, который возжигает очищенный от страстей ум подвижника. Ссылаясь на труды древнейших выдающихся учителей Церкви и с помощью горней премудрости он богословски доказал, что Свет, который видят монахи исихасты есть нетварный Свет Святой Троицы. Он в частности пишет: «Итак, потому что любитель совершенного единения с Богом убегает от греховной жизни и избирает ни чем не связанный монашеский образ жизни, и имеет желание предаваться недоступному безмолвию, жизни без всяких забот и попечений, освобождаясь от всяких иных связей. Таким образом он освобождает душу от всяких вещественных, насколько это возможно, соединяет свой ум с непрестанной молитвой к Богу и с помощью нее всецело сосредотачиваясь в себе самом, и пребывает в состоянии нового и неизреченного восхождения на небеса, неосязаемом мраке таинственного и сокрытого молчания. И приковывая свой ум непосредственно к этому неизреченному желанию, в состоянии совершенной простоты , но совершенной и сладчайшей тишины и реального исихии, безмолвия, возлетая превыше всей твари Так, таким образом имея радость в самом себе, он становится всецело Божиим, он зрит славу Божию и созерцает божественный свет».16

Богословие свт. Григория Паламы нашло свое подтверждение в решениях Великих Константинопольских соборов (1341, 1347, 1351), на него было указано как на первого непобедимого поборника и учителя трезвенного и исихастского опыта Церкви.

Но и Святые Отцы общежития придали киновиальному монашеству святой Горы исихастско-трезвенный характер, поэтому в них были мужи исихасты и пребывающие в трезвении. Преп. Никодим Святогорец писал о преп. Афанасии Афонском: «…подобно другому Моисею, поднимаясь во святилище Афона, как на другую гору Синай, и входя в недоступное святилище созерцания, восприял как богоначертанная скрижаль, письмена и чины и учение как для монашеского общежития, так и для ангельского последования Церкви, он все это передал Святогорским Отцам».17 В жизнеописании преп. Афанасия Афонского и в его завещании своим ученикам показано, что практические заповеди современного общежития имеют своей главной целью очищение монаха от страстей и эгоизма.

Эти наставления блюдутся Благодатью Божией в святогорских монастырях и до сего дня. Устранение от мирских попечений, послушание, нищета, братолюбие, любовь в Церковному пению и служениям, претерпевание трудностей общежития – все это является фундаментальными добродетелями, которые освобождают киновийного монаха от самолюбия и эгоцентризма, возводят на первую ступень безмолвия во Христе. Разнообразная обстановка общежития не повлияла на жизнь киновийных монахов в подвиге духовного трезвения, когда они уже освящаются небосводом преподобных Отцов Святогорцев (Нифонт и Леонтий Дионисийские, Иерофей Иверский, Паисий Величковский).

Традиция исихии в монастырях, скитах, келлиях и пустынях была возобновлена в 18 столетии так называемыми отцами Колливадами, вернее же и православнее сказать Отцами Добротолюбия 18 столетия. Книги, которые были написаны в условиях пустынного безмолвия Святой горы испускают аромат исихастской жизни и составляют для современных монахов духовное наслаждение. В классическом труде «Добротолюбие священного трезвения», о котором имел великое попечении и заботу, а также написал к нему предисловие преп. Никодим по просьбе свт. Макария Коринфского, выявляется историческая традиция исихазма, которая нашла свое выражение в жизни монахов Святой Горы.

* * *

Святогорское монашество, как последовательный выразитель Православного монашества, в тысячелетней своей истории и до сих пор сохранило свой трезвенный и исихастский характер.

 

1 Журнал монастыря прп. Григория Ὁ Ὅσιος Γρηγριος, 2004, αριθμ. 29. σελ. 60 - 82 Ὁνηπτικός καί ἡσυχαστικός χαρακτήρ τοῦ Ὀρθοδόξοθ καί τοῦ Ἁγιορειτικοῦ Μοναχισμοῦ.

2 Пресвитер Исихий Иерусалимский. Λόγος πρός Θεόδουλον περί νήψεως καί ἀγετῆς. Κεφ. α´-η´, Φιλοκαλία τῶν Ἱερῶν Νηπτικῶν, ἔκδ. Ἀστέρος τ. Α´, σ. 111

3 Прп. Марк Подвижник. О законе духовном.

4 Прп. Григорий Синаит.

5 Пс. 45, 11

6 Φιλοκαλαλία τῶν Ἱερῶν Νηπτικῶν, προοίμιον

7 Свт. Григорий Палама. Омилия на Введение. μιλία εἰς τά Εἰσόδια, περ. Ἅγ. Νεκτάριος, Θες/νίκη 1981, σ. 170. БЕСЕДЫ (Омилии) святителя Григория Паламы. В переводе архим. Амвросия (Погодина). М. Паломник. 1993, ч. 3, с. 134

8 Καλλίστου καί Ἰγνατίου τῶν Ξανθοπούλων/ Περί τῶν αἱρουμένων ἡσύχῶς βιῶναι, κεφ. ν´, Φιλοκαλία τῶν Ἱερῶν Νηπτικῶν, ἔκδ. Ἀστέρος τ. Δ´, σ. 249

9 Прп. Симеон Новый Богослов. Περ τῶν τριῶν τρόπων τῆς προσευχῆ, Φιλοκαλία τῶν Ἱερῶν Νηπτικῶν, ἔκδ. Ἄστέρος τ. Ε, σ. 85

1015 Свт. Григорий Богослов. PG. 35, 517 Λόγος Γ´. Πρός τούυς καλέσαντας ἑν τη αρχή καί μη απαντήσαντας. В русском переводе: Слово 2. К призвавшим в начале, но не встретившим св. Григория, когда он стал пресвитером, Творения. Репринт. СТСЛ. 1994, с. 20

11 Свт. Григорий Нисский. Похвала святому Василию его брата.

12 Никифора монашуствующаго Слово о трезвении, и хранении сердца, исполненное немалыя пользы. Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения. Репринт. Тутаев. 2000, ч. 2, с. 326

13 Там же, с. 327

14 Там же, с. 328

15 Ἁγ. Θεοδώρου τοῦ Στουδίτου, Ἐπιστολή 171 (Прп. Федор Студит. Письмо 171)

16 Ἀγχιμ. Γεωργίου, Ἡ περί Μοναχισμοῦ διδασκσλία τῶν ἁγίων ἱεραρχῶν Γριγορίου τοῦ Παλαμᾶ καί Νεκταρίου Πενταπόλεως τῶν Θαυματουργῶν ,ἐν Ὀρθόδοξος Μοναχισμός καί Ἅγιον Ὄρος, Ἱερά Μονή Ὁσίου Γρηγορίου, Ἅγιον Ὄρος 1998, σ. 138

17 Прп. Никодим Святогоец. γ. Νικοδμου το γιορετου, Λόγος ἐγκωμιαστικός εἰς τούς ἐν Ἄθῳ διαλάμψαντας ὁσίοθς Πατέρας.





Подписка на новости

Последние обновления

События