Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Пирейский Серафим. Созываемый в 2016 г Святой и Великий Собор Православный и Вселенский или экуменический?


Пирей 27 марта 2014

 

Μητροπολίτης Πειραιώς κ. Σεραφείμ:  Οικουμενική ή Οικουμενιστική η Μεγάλη Σύνοδος του 2016;

 

 

ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΔΗΜΟΚΡΑΤΙΑ
ΙΕΡΑ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΣ ΠΕΙΡΑΙΩΣ
Ἀκτὴ Θεμιστοκλέους 190, 185 39 ΠΕΙΡΑΙΕΥΣ, Τηλ. +30 210 4514833 (19), Fax +30 210 4518476 e-mail: impireos@hotmail.com

ЗАЯВЛЕНИЕ
СОЗЫВАЕМЫЙ В 2016 ГОДУ ВЕЛИКИЙ И СВЯТОЙ СОБОР ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОН ПРАВОСЛАВНЫМ И ВСЕЛЕНСКИМ СОБОРОМ ЛИБО ЭКУМЕНИчЕСКИМ?

 

Α Ν Α Κ Ο Ι Ν Ω Θ Ε Ν

 

ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΚΑΙ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗ Η΄ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΤΙΚΗ Η

ΣΥΓΚΛΗΘΗΣΟΜΕΝΗ ΑΓΙΑ ΚΑΙ ΜΕΓΑΛΗ ΣΥΝΟΔΟΣ ΤΟΥ 2016 ;


1. Предохранительные меры для Православности и истинности Собора


Излагая безошибочное и вечное сознание всей полноты Православной Церкви, святой Никодим Святогорец пишет о критериях вселенскости Собора и о способах его созыва.
Он отмечает, что существует четыре признака Вселенских Соборов:

а) Первая «особенность всех вселенских» соборов состоит «в том, что они собираются по указу не Папы или выдающегося Патриарха, но по указу царей».1 Однако в наше время когда нет ни императора, ни царя для созыва Вселенского собора, его созыв возможен по желанию Вселенского Патриарха при, конечно же, одобрении других предстоятелей Православных Церквей.

б) Вторая особенность состоит в том, что «он должен состоятся по требованию веры и следовательно им должно быть приняты решения и догматические вероопределения принятые на всех прежних Вселенских соборах, но и некоторых поместных соборов, которым они следовали».2

в) Третья особенность состоит в том, «что он должен всегда быть связан с соответствующими догматами и канонами, православным благочестием и согласием со Священным Писанием или предшествовашими Вселенскими соборами». В этом пункте большое значение имеет слово прп. Максима Исповедника: «Действительность происходящим соборам придает благочестивая вера» и еще - «правильность догматов оценивает соборы», и еще — «правильность догматов выносит суд соборам» и «благочестивый канон Церкви те Соборы признает святыми и принятыми, которые одобрила правота догматов»3. И г) четвертая особенность состоит в том, чтобы они были в согласии тем, « что было принято на Вселенских соборах и что было на них определено и что было законоположено всеми патриархами и архиереями Кафолической Церкви, либо же через их местоблюстителей, или же, при их отсутствии, посредством их писем». Это согласие патриархов имеет рекомендательный характер, как его определяют Вселенские соборы, но и это является отличительной особенностью этого согласия, которое отличает Вселенский собор от Поместного собора.4
Вселенские Соборы, таким образом, являются наивысшим авторитетом в Церкви и являются событием харизматического порядка, поскольку, на самом деле, ценность Вселенских Соборов определяется важностью поднятого догматического вопроса, которым занимаются в присутствии великих Отцов, являющихся ее членами, или же при исследовании учения Отцов, на которых основана вера. Во всяком случае, Отцы Церкви, которые достигли обожения, оказались уже просвещенными Святым Духом, а посему они находятся на самом высоком духовном состоянии, для того чтобы получить Божественное просвещение.5


Несмотря на то, что Предстоятели Православных Церквей хотя и предприняли усилия для достижения успеха на Синаксисе Предстоятелей, который проходил в Константинополе с 6 до 9 марта сего года по инициативе Всесвятейшего Вселенского Патриарха г-на Варфоломея, в том чтобы засвидетельствовать единство Православия в отношении даты проведения Святого и Великого Собора, однако, как свидетельствуют реальные факты, к сожалению, необходимо говорить о его неудаче.
Учитывая вышеуказанные критерии в отношении созыва истинного Православного Собора, нам приходится заметить, что три из четырех критериев вданном случае отсутствуют вовсе.
Прежде всего не идет никакой речи об обсуждении вопросов веры
. Как заявил в своем выступлении Блаженнейший Патриарх Грузии г-н Илия, во время Синаксиса Предстоятелей, «Вселенские Соборы созывались преимущественно для борьбы с ересью и дабы защищать истинное учение».6 В настоящее время, пан-ересь межхристианского и межрелигиозного синкретического экуменизма составляет опасность номер один, поскольку она подрывает основы Православной Церкви и ее самосознание.7 Кроме того, подвешенным в воздухе оказалось признание Вселенскими, в качестве VIII и IХ, Соборов состоявшихся при свт. Фотие Великом (879-880)и при свт. Григорие Паламе (1351).8 Параллельно, мы живем в период после антиправославных заявлений и решений, принятых на 10-й Генеральной Ассамблее Организации так называемого ВСЦ в Пусана Южной Кореи (30,10 / 08.09.2013).9 Все выше сказанное и многое другое разве не является, согласно позиции Предстоятелей Православных Церквей, весьма важными и требующих серьезного критического подхода вопросами и теми вопросами, которые непосредственно затрагивают суть нашей веры, поэтому их следовало бы предложить на обсуждение на Синаксисе или же их обсуждать на предстоящем Святом и Великом Соборе ?
Во-вторых, то что предлагается Предстоятелями не имеет соответствия с догматами веры и священными канонами и согласия со священным Писанием или же с предшествующими Вселенскими соборами. Это становится вполне очевидным из текста их Общего Послания
10, где подчеркивается приверженность межхристианскому, межкультурному и межрелигиозному диалогу (§ 8). По существу, Предстоятели вместо того, чтобы публично отказаться от экуменических диалогов, они, наоборот, демонстрируют современные заранее организованные и притворные бесконечные экуменическое богословские диалоги, в которых преобладает отсутствие православного исповедания веры, отсутствие искренности к инославным, акцентируется внимание на любви и истине при искажении смысла текста Священного Писания, в особенности это касается текста Евангелия от Иоанна «да будут все едины как Мы».11 В действительности не подвергаются обсуждению те вопросы, которые нас раздееляют с инославными, а обсуждаются только те, которые нас соединяют. Притупляются православные критерии, признается взаимная церковность апостольское преемство, священство, благодатность таинств, ведется диалог на равных условиях, прощается оправдывается и даже вознаграждается Троянский конь Папизма - ненавистное и демоническое Униатство, участие во всецело протестантском так называемом "Всемирном Совете Церквей" или, скорее, ересей, подписываются или принимаются совместные антиправославного характера заявления и документы якобы имеющие Соборное признание и решения, как это было явлено на очередной Ассамблее в октябре 2009 года (например в Лиме, Перу, Южная Америка 1982, Баламанде, Ливан 1993 Шамбези, Швейцария 1994, Порто Аллегре, Бразилия 2006, Равенна 2007, Пусан Южная Корея 2013, и др.) и проведении антиканониеских совместных молитв,которые предполагают передачу церковности в руки упорных нечестивцев участие в ереси и оправдание злочестия.
В-третьих, не существовало никакого согласия принятых определений и узаконений Синаксиса всех Православных Патриархов с клиром и народом Кафолической Православной Церкви. Это иллюстрируется полным отсутствием на Синаксисе клириков высшего уровня и поразительным отсутствием мирян членов тела Христова. Это также в итоге доказывается и отсутствием самого патриарха Антиохийкого г-на Иоанна, начиная с его отказа подписывать документ с определением и заявление Синаксиса а также и не принятие участия в праздничном служении Божественной литургии в неделю Православия представителей Антиохийского патриархата. Исходя из этого, те, кто утверждают, что «основным моментом созванного Синаксиса было единодушие в отношении решений, как на подготовительной стадии, так и во время работы Синаксиса о Святом и Великом Соборе»12 мы должны признать, что сам Синаксис Предстоятелей проявил непоследовательность к самому решению об обязательном консенсусе на всех этапах от самых первых шагов и в помледствии. А также в важно отметить, что в конечном итоге Послание, в котором было написано решение о созыве Всеправославного Собора, не было подписано Антиохийской Церковью.
Провалу Синаксиса способствовало длительное экуменическое пленение почти что всех поместных Православных Церквей и их иерархов, которые являются латиномыслящими и экуменистами при ярком исключении из семи патриархий Грузинской и Болгарской патриархий. Его Всесвятейшество, следуя линии экуменической тактики своего предшественника господина Афинагора, упомянул о нем в своей речи, характеризуя его как «
провидца»13, а параллельно он выразил свое разочарование в связи не участием Грузинской Патриархии и Болгарской патриархии в межхристианском и межрелигиозном диалогах.14 Это Экуменическое пленение в действительности доказуемо на деле примерами невежественных, беспрецедентных и новоявленных экуменических деяний и действий, таких как усвоение теории urbi et orbi и применение и усвоение нечестивых теорий о "межхристианском и межрелигиозном доктринальном синкретизме», о Единой и в то же время, Разделенной Церкви, о Расширенной Церкви, о Церквах-сестрах, крещального богословия, воззрений о Всемирной невидимой Церкви, теории ветвей, теории об обеих легких, догматического минимализма и максимализма, метапатристического, неопатристического и эклектического богословия-ереси, евхаристического богословия, метасоборного богословия, теории о ущербных и не полноценных «Церквах», учения об ущербности или неполноте таинств, превращение икономии в акривию и догмат», которые, конечно, являются совершенно чуждыми и чужеродными для Православного догматического учения и богословия.
Синаксис Православных Предстоятелей проходил в Фанаре, как это и ожидалось, в самый разгар обвинений, шантажирующих угроз со стороны Антиохийской Патриархии, что она не подпишет общее Заявление, если на Синаксисе Предстоятелей Православных Церквей не будут обсуждаться вопросы относительно ее территориальных разногласий с Иерусалимской Патриархией по Катару, при существенном разногласии патриарха Московского г-на Кирилла в отношении способа принятия решении и
т.д.
Синаксис Предстоятелей Православных Церквей мог принять решение относительно созыва Великого и Святого Собора, за исключением лишь чего-то непредвиденного, ибо он подготавливается на протяжении более чем пятидесяти лет, но вряд ли, если он наконец таки будет созван, по причине отсутствия единства в отношениях между Православными Церквами, факт которого признал и сам Его Всесвятейшество Вселенский Патриарх Варфоломей, который в своем выступлении сказал: «Создается весьма поспешное мнение о единой Церкви, а не одной Церкви. Это ни в коем случае не соответствует православной экклесиологии. Это является отклонением от нее и является источником бедствий».15
Он также подчеркнул, что положение в отношениях между Православными Церквами таково, что оно не позволяет Православию выражать единый голос. И только эти явно спорные положения в речи Всесвятейшего Вселенского Патриарха демонстрируют существование разделения в Православной Церкви.
И, наконец, в своем выступлении он дал ответ Блаженнейшему Патриарху Московскому и иерархам Русской Церкви, поскольку ими совершенно неприемлемо высказывалось несогласие с определенными Вселенскому патриарху священными канонами Вселенских соборов первенством чести, заявляя, что оно не является первенством власти (
πρωτεῖο ἐξουσίας), но первенство чести (πρωτεῖο τιμῆς).16

3. Предначертанный Святому и Великому собору 2016 года провал
 

 

Сильное беспокойство вызвало предложение Блаженнейшего архиепископа Кипра о том, что необходимо Великому Всеправославному Собору заняться вопросом о восстановлении института диаконисс в Церкви.17 Однако эта идея в недавнем прошлом вызвало разделение Церкви, потому что через восстановлении этого института иерархи-экуменисты предпринимают попытку совершать рукоположение женщин, что запрещает делать Православная Церковь.18
Блаженнейший Патриарх Румынии, г-н Даниил сказал, что Великий Собор не будет обсуждать доктринальные вопросы.19 Согласно высказываниям Преосвященнейшего митрополита Димитриадского и Альмирского г-на Игнатия 20 'а) собор будет проходить под председательством Вселенского Патриарха. Предстоятели Церквей будут от него сидеть справа и слева, б) каждая Автокефальная Церковь будет представлена 24 епископами с ее Предстоятелем в) каждая Церковь будет иметь один голос, чтобы говорить в один голос, и г) Специальная Межправославная Комиссия с двумя представителями от каждой Церкви примет участие в пересмотре и обновлении документов Собора, в частности по следующим вопросам: «Православная Церковь и экуменическое движение", "Отношение Православной Церкви к остальной части христианского мира" и "Вклад Православной Церкви в установлении мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и уничтожение расовой и иной дискриминации". Сходные вопросы были представлены в своем интервью Преосвященнейшим митрополитом Волоколамским Иларионом21 добавляя также то среди обсуждаемых Собором вопросов будут:а) вопрос о церковных общинах Диаспоры, б) систематизация постановлений Церкви относительно брака и постов, в) вопрос о календаре, г) оценка современных диалогов Православных Церквей с инославными, д) вопрос о позиции Православной Церкви к расовой дискриминации, е) Вопрос об автокефальных и автономных Церквах ж) вопрос о диптихах и списке Предстоятелей Церквей з) атеизм на базе культа потребительства в результате экономического и экологического кризиса, и) постепенное ухудшение этических принципов в семье, к) радикальный национализм и религиозный экстремизм и л) новые гонения на христиан. Всему выше сказанному будет дана широкая дорога, как об этом сообщил в своей речи Всесвятейший Вселенский Патриарх г-н Варфоломей: «... но уже подготавливаются Всеправославные ответы на вопросы которые нуждаются в некоем пересмотре и модернизации, поскольку они были сформулированы и согласованы в старое время, когда имели место другие обстоятельства и условия. Таковыми, например, являются те, которые относятся к социальным условиям в мире, а также что касается отношений Православной Церкви к неправославным христианам, Экуменическому движению и т.д. Эти документы должны быть вновь пересмотрены. Специально для этого созданна Межправославноая Комиссия, дабы эти документы были представлены на Святой и Великий Собор согласованными с современной реальностью».22


В соответствии с выше изложенным мы можем заметить следующее:


А) В действительности Святые и Вселенские соборы в центре должны всегда полагать святое Евангелие и располагаться вокруг негою Предстоятели рассаживаются в соответствии их честью. В противном случае создается представление, что они игнорируют Евангелие и стоят выше Его, человек заменяет Его, в соответствии с папской практикой, поскольку он является выше остальных патриархов, архиепископов, митрополитов и епископов.


Б) Согласно Священному Преданию и историческим образцам Православных Соборов участие участие православных епископов считается необходимым созвать на Всеправославный, Святой и Великий Собор всех епископов, а не только избранных 24 епископа плюс Предстоятель Поместной Церкви. Само собой празумеется, что следует подчеркнуть следующее: на Православных Соборах кроме епископов принимали участие и духовенство высших степеней — игумены, архимандриты, священники, монахи, а также и простой верующий народ. Следовательно, по каким же критериям будут проходит выборы этих 24 епископов от каждой Поместной Церкви? Мы весьма опасаемся того, что среди них будут те, которые выделяются своей экуменической деятельностью и любимы Предстоятелями, и, конечно, их оппоненты, голоса большинства традиционных епископов антиэкуменистов будут изолированы. Более того, такая тактика в избрании 24 епископов создает весьма серьезную проблему относительно равенства между епископами и согласна более с папистким стандартом.
С) Во всяком случае для Православной традиции совершенно недостоверным, а посему и совершенно неприемлемым является мнение о том, что кажая Церковь располагает одним голосом. Верной позицией является такая, что каждый епископ, а не каждая Поместная Церковь обладает одним голосом. Параллельно с этим, принцип единогласия рассматривается в антитрадиционных рамках. Традиционным принциом для принятия решения на соборе является тот принцип, который определяет что «преобладет голос большинства».


D)Создание комиссий, подкомиссий и подготовительных совещаний, которые на протяжении многих лет подготавливают созыв Всеправославного Собора, не имеет никакого основания в Правослаавной Традиции. Когда возникала какая-либо проблема, Святые Отцы непосредственно собирались на соборе и там обсужали и разрешали возникшие проблемы. Что же касается чисто экуменических вопросов, которые будут рассматриваться Специальной Межправославной комиссией, то мы должны в связи с этим подчеркнуть, как мы это делали неоднократно, что в конечном итоге необходимо принять решение и предпинять реальные шаги, которые направленны на выход Православной Церкви из этого безобразия, так называемого «экуменического движения» или, скорее, всего псевдоэкумениеского движения. Сегодня в православном мире повсеместно и все чаще возрастают протесты против Экуменизма и против его выразителей.

Многие книги, статьи и критические обзоры уже вышли в свет, где с болью и борьбой излагается мнение о том, что основной «план» и основная «линия» экуменизма направлена к вавилонскому пленению Православия со стороны многогранной и полиномной ереси. Далее не малое количество видных православных представителей духовенства и богословов предлагают немедленно Православию выйти из Экумениеского движения, и из его заседаний, так как они рассматривают участие в них не только бесплодным, но во многих отношениях вредным. Патриархия Болгарии и Грузии уже покинули протестанствующий так называемый Всемирный Совет Церквей или скорее ересей, а другие особенно обеспокоены их собственным участием. Эта озабоченность была высказана на Межправославной встрече в Фессалониках 1998 году, на которой в частности было сказано, что «После векового православного участия в экуменическом движении и полувека присутствия Православной Церкви в ВСЦ, разрыв между православными и протестантами становится больше».23
Поэтому, если будет созван Святой Всеправославный Собор, то на нем, как это предписано, а) не будут обсуждаться вопросы веры, б) решения его не согласуются с предшествующими решениями, со Священным Писанием, с апостольской, святоотеческой, соборной, канонической и догматической традицией Православной Церкви в) не станет принимать решение о причислении к Вселенским соборам 8 и 9, д)на нем не будет вынесено осуждение всереси межрелигиозному и межхристианскому синкретиескому экуменизму наряду с применением их принципов е) с его решеними не будут согласны все Поместные Православные Церкви и главным образом ж) его решения не будут удовлетворять сознанию церковной полнотыю А в таком случае он будет неким экуменистическим собором, разбойничьим собором, как и собор в Ефесе (430), или собор у дуба (403), или в Иерии, Ферраро-Флорентийский собор(1438 -1439), Лионсий собор (1274), I и II Ватиканские соборы (1870 и 1962-1965) и др. В этом случае нет никакой нужды в этом Соборе, лучше не созывать никакого Святого и Великого Собора вообще.
Мы полностью согласны с по
четым профессором Богословского факультета Афинского университета, протопресвитером о. Георгием Металлиносом, который соответственно говорит следуюее: «Соборы 14 столетия изложили богословие о Божественной благодати. Православная Традиция принимает эти Соборы как IХ Вселенский собор и это принимается как нечто вполне разумеющееся на всеправославном уровне известными богословами. И потому этот Собор, как и VIII 879 года, коренным образом отличают Православную Церковь в ее святоотеческом преемстве от христианства Запада ...
Актуальным вопросом является следующий: что будет делать в будущем созывемый Всеправославаный Собор? Этот Собор готовится к тому, чтобы привести нас, как мы читаем и как мы это видим, к принятию папства и протестантизма как подлинного христианства. Это трагедия. Я надеюсь, что этого никогда не произоцдет. Но, в действительности, все ведет именно к этому. Итак, если будет созван Всеправославный Собор, которому будет придан характер Вселенского Собора и если он соберется и не примет в качестве 8 и 9 Вселенские соборы нами упомянутые, то он будет лжесобором. Как и Ферраро-Флорентийский собор. И тогда некоторые епископы предугадывали исход Ферраро-Флорентийского собора, но тогда было вполне достаточно противостояние какого-либо из корифеев нашей традиции во Святом Духе, как, например, святого Марка Евгеника, дабы в конечном итоге оценить Ферраро-Флоретийский собор как лжесобор, как еретический Собор не имевший никакого успеха.
Итак для того, чтобы в будущем созвать Ввсеправославаный Собор, ему придется осуждать этот пунк. Обойдет ли он стороной эти два Собора, которые определяют позицию Православия в отношении к западному христианству? Это являтеся решающим вопросом. Они хотят представить единство таким образом, что западное христианство якобы является параллельным Православию Святых Отцов. Некоторые из них работают над этим, некоторые же хотят нас к этому подвести. Но Бог выше всех нас.
Итак, ложный аргумент, который прокручивается в западном богословии, академическом богословии, состоит в том, что никакой из Вселенских Соборов не осудил западное христианство. И все же у нас есть два Вселенских Собора — Константинопольские соборы 879г. и 14-го столетия, которые отделяют Православие от западного христианства.
Трагично! Я не радусь и не «
почиваю на лаврах». Желание каждого из нас должно заключаться в том, чтобы нам встретиться в единстве Пророков Апостолов и Отцов всех столетий. В противном случае, каждое соединение будет лищь лжединством, и не только это, ибо оно разрушит и унитожит всякую попытку, искреннюю попытку, которая желает подвести к вопросу о спасении ...».24
Истина не является навязчивой мыслью, или субъективным подходом, или вопросом численного превосходства, но воплощенной реальностью, которая по своей сути осуществляется в личности совершеного Бога и совершенного человека Иисуса Христа, и, таким образом, становится очевидным тот факт, что Истина-человек Иисус Христос и пребывающие в Нем составляют большинство даже и в том случе, если против них окажутся миллионы других людей. В Собор входят только те, которые находятся внутри Православной Церкви, вступая в общение с личностью Христа, потому что «Христос есть жизнь и путь», как поет Православная Церковь и как Сам востубил Господь: «Я есмь путь и истина, и жизнь».25 Таким образом, на Пути находятся только те, которые общаются с Истиной, которой является Христос, а не ересь, которая есть дьявол.26
И, наконец, согласно словам четырех патриархов высказанных в 1848 году, "у нас ни патриархи, ни соборы никогдаго не могли ввести чего-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у на есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранть веру свою неизменною и согласную с верою отцов его"27.


4. Позиция Страца Филофея Зервакоса в отношении Вселенского Собора

 


В эпоху старца Филофея Зервакоса обсуждалася Вселенским патриархом Василием вопрос о созыве в 1930 году Вселенского собора на святой Горе Афон. В связи с этим событием приснопамятный отец Филофей в 1926 провел ряд мер по опровержению программы в связи с его проведением, что привело к положительным результатам. С тех пор составленный блаженным старцем Филофеем текст выражает православную позицию и святоотеческое сознание и поэему он весьма актуален, особенно по причине созывемого в будущем, за исключением чего-то неожиданного, Святого и Великого Всеправославного Собора в 2016. В связи с чем высказывается мнение о целесообразности повторной публикации этого текста для того, чтобы просветить тех людей, которые игноируют и пренебрегают из предусмотрительности ведущими благоразумную борьбу клириками и мирянами за справедливо святую нашу Православную веру и Церковь в эти наши лукавые времена. Итак, дабы быть краткими, мы представляем этот текст28, в котором говорится следующее:
"В документе за №
23 от 31 декабря 1925 Священного Собрания мы видели разнообразные вопросы, которые предлагает для обсуждения к Вселенскому сбору который в будущем будет созван на Святой Горе Афон.
Но почти что все вопросы (за исключением лишь немногих), о которых говорит Вселенская Патриархия, рассматриваются божественными и священными канонами святых Апостолов и Вселенских и поместных соборов. Если же современные Святые Отцы сомневаются в этом, то пусть тщательно и с вниманием исследуют божественные каноны и священный Пидалион29 Церкви. Поэтому мы считаем, что вполне бессмысленно созывать Вселенский собор по вопросам, по которым приняты решения священными канонами божественных Апостолов и богомудрых Отцов и Учителей Церкви. Кроме того, если Константинопольский патриарх и его Синод, а также некоторые другие иерархи считают, что они имеют право проводить реформацию и вводить новшества, то отсюда по необходимости следует, что они замышляют нечно опасное, во что они ввергают и себя самих и наносят вред христоименитой полноте. Собор, который не будет следовать обычаям и нравственности, правилам и традиции Православной Церкви, но будет стараться их изменить и реформировать, не может никогда иметь авторитета, ни называться Собором законным, или Вселенским. «Вселенский собор, который является истинным и законным не может попирать никакое из установлений, ни учит против них, ни определяет ничего вопреки установленному и не устраивает ничего ложного , но ведет длительную борьбу» (Марк Эфесский).
Квази авторитет и ложное наименование вселенского восприяли на себя: Собор во Влахернах при Константине Копрониме, составленный против икон и Флорентийский собор. Тоже самое произойдет и c созываемым в будущем собором на Cвятой Горе. Состоявшийся при Копрониме собор был назван гнусным Собором и собранные на нем архиереи были отлучены и преданы анафеме VII Вселенским собором а созванный во Флоренции собор вплоть до сего дня назвается лжесобороми его низложил и не признал его решений только один митрополит святейший Марк Ефесский. Предположим, что преполагаемый в будущем Собор достигнет своих целей и своих решений, и окажется так, что с ними согласятся все преосвщенные архиереи: они изменили календарь Православной Церкви, определение I Вселенского собора о Пасхалии за что Антиохийский собор дерзающих на такое налагает извержение, они упразднили определение отцов о посте святых Апостолов или же его изменили и ввели в эти таинства новшества. Но разве будет действительным такой Собор? Разве его решения будут оставаться непоколеблемыми? Разве будут уважать христане решения такого Собора? Увидим!
Если же эти отцы не уважают решения, каноны и традиции божественных Апостолов и установления Отцов Церкви, но их презирают, то кто же будет проявлять уважение к ним самим?! Какой православный, имеющий немного веры и благоговения к святым Отцам, не назовет такой Собор лжесобором?
Если и теперь, за грехи народа, обретут силу решения выше названного Собора, то не замедлит состояться и иной Собор, законный, дабы подвергнуть этот собор анафеме, как и VII Вселенский собор осудил иконоборцев, а при свт. Фотие VIII Собор осудил латинян, дабы не называли таковые собором. Давайте обратим внимание на то, что необходимо сделать патриарху Василию с его Синодом и другими архиереми дабы своими новшествами не вызвать смятение и смущение в Церкви Христовой и не расколоть и не разделить ее, дабы не обратить на себя и людей гнев Господень.


Необходимыми вопросками для обсуждения на созываемом в будущем Вселенском соборе, на наш взгляд должны быть следующие:


1) чтобы отлучать и лишать священства архиереев и других клириков которые впали в смертные грехи, скрыто или явно совершаемые, лишая тем самым себя свяященства, согласно божественным и священным канонам, поскольку Церковь Христова согласно мнению свт. Василия Великого и других божественных Отцов желает, чтобы священники были непорочны, чисты и таким образом клирики должны рукополагаться в соотвествии со священными канонами и не только образованные, но и добродетельные, воздержанные целомудренные ревностные в вере и к отеческим традициям,

 

2)чтобы извергать и осуждать пребывающих в праздности (если не исправятся) архиереев и священников, которые бездействуют и не проповедуют слово Божие и не учат свою паству, но оставили ее волкам на сьедение, то есть различным еретикам,

3) чтобы извергать тех архиереев, которые разрешают от Великого поста, от постов в среду и пятницу, противясь 69 правилу святых Апостолов, призывающего также: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или перец не поститься в святую четыредестницу, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще мирянин: да будет отлучен».
4) чтобы извергать и отлучать тех, которые пренебрегают священными канонами и священными Традициями, в соответствии с решениями Священного Собора Константинопольского, бывшего при Константине Багрянородном, определяющего следующее:«
Тех, которые пренебрегают тем, что установлено священными и божественными канонами, которые укрепляют святую Церковь и украшают все христианское жительство ведя к в божственному благоговению, анафема».30 И V Вселенский Собор в своем письме императору Юстиниану31 определяет следующее: «Согласно Святым Отцам определено, что необходимо и после смерти произносить анафему на тех, которые погрешают либо против веры, либо против канонов». Смотри, возлюбленный, какое страшное это слово и VII Вселенский собор в своих Деяниях определяет: «Тот кто отвергает ереданное письменно или неписьменно, анафема».
5-я) чтобы извергать из сана или предавать анафеме тех которые вводят новшества и новведения в Православной Церкви согласно определению VII Вселенскогособора «Вся яже пае церковнаго преданья и учеия и уставленья святых и приснопамятных отец развращенная или по семь здеянная, анафема 3-ды».32
6-я)чтобы восстановить церковный календарь, как о нем нам было передано Святыми Отцами.

Вот что необходимо, нужно и в чем видится польза Православной Церкви и что приятно Богу.
Когда же творят новшества и проводят ревизию священных канонов и традиций, то вызывают смятение, смущение, раздоры, ссоры, вражду, ненависть и иные виды зла, на что грядет гнев Божий. «
Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое»33, говорит апостол Иаков.
Равным образом святым архиереям не следует весьти обсуждения вопросов о солнце луне и стихиях о ветрах и водах ради того, чтобы узконить Пасху и праздники. Это неуместно с их достоинством, пусть этим всем занимаются специальные астрономы и физиологи, которым необходимо все это передать как ученым, но вовсе не потому, что они совершенны и безупречны и не потому, что мы их предпочитаем святым Апостолам и божественным Отцам. Божественные Апостолы предвидя некий пособ отхождения от них и желая сохранить Церковь и архиереев от этих новвоведений и новшеств в эпилоге к священным канонам нашли необходимым написать следующее:
«
Это о канонах установлено нами для вас, о епископы. Те же из вас, которые пребывают в них, обретут спасение и испытают мир, те же, кто не послушается их, восприимут наказание и испытают между прочим вечную войну, уплачивая за свое собственное невежество». А VII Вселенский собор в своем 1-ом правиле говорит следующее: «...радуяся о сем подобно как обрел бы кто корысть, многу божественныя правила, со услаждением приемлем и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей и от святых отец наших. Ибо все они от единого и того же духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем ,и кого отлучению, тех и мы отлучаем, кого же подвергаем епитимии, тех и мы такоже подвергаем ...».
И вот таковы эти поставноления божественных Апостолов и святых Отцов о священных канонах и божественных Традициях. Теперь же патриарх г-н Василий намеревается создать свои собственные каноны в отношении постов. Он говорит, что нет тому как установили святые Апостолы и Святые Отцы. Сегодня мы создадим свои собственные каноны приемлемые для нас. Они говорили «что царстие Божие это не ястие и питие, но праведность и подвиг с освящением» и «пост, бдение молитва приемлют небесные дары», мы же создадим каноны, чтобы сказать, что можно вам есть, пить, не поститесь, не подчиняйтесь...и царство Божие - это ястие и питие! Не идите узким и скорбным путем поста, но широким и пространным наслаждений и неги. Мы хвалим вам Святые Отцы!!!1 Мы, говорит патриарх
Василий, узаконим календарь и Пасху не такие.ю как о них постановили 318 богоносных Отцов I Вселенского собора и как всецело сохранили семь Вселенских соборов и другие поместные соборы, но как захотим мы и соверменные астрономы в сооствествии с современной наукой!!

В данном случае подобает либо предпочесть скрытое молание благочестию и истине ради страха, либо же в угоду людям, либо же сказать так, как говорил Аякс во время Троянской войны аргоссцам: «Позор аргоссцам!» В то время как наша вера ведет сражение со столькими внутренникми и внешними врагами, безразличие и парализованность, нечестие и алчность и другие страсти свирепствуют в греческом обществе, Всесвятейший патриарх с другими некоторыми членами Синода сидит и ведет прения о Солнце и Луне, о природных стихиях (о ветрах и водах), о календаре и Пасхалии, о постах и т. д., о тех вещах, о которых уже вынесены законы святыми Апостолами и богоносными Отцами, дабы им пребыть неподвижными и неизменными, а храниение и точное соблюдение которых является величайшей необходимостью, призрение же к которым наносит ни чем не опрвдываемый вред, привносит бесполезные прения, споры и битвы, вражду и раздоры, зависть, злопамятство, а, в конечном итоге, расколы и ереси.

Мы же, невежественные и немудрые, считаем необходимым, ради будущего Собора, все это подвергать обсужению, кое кто, мудрый и образованный, считает, что для пользы и икономии Церкви необходимо или полезно нечто иное. Я это говорю без всякого подобострастия, со срахом Божими и рассудительностью. Равным образом мы считаем правильным заняться вопросом и изложить свое мнение не только архиеям, но и священникам, и архимандритам, и иеромонахам, и монахам, и добродетельным богословам из мирян, специалистам относительно догматов, ревнителей веры, священных канонов, Традиций. И тогда, при единогласии, мире, любви и смирении предпочесть мнение именно их, ибо это мнение будет согласным с канонами и традициями нашей Церкви. На I Вселенском соборе против Ария победу одержали не патриархи и архиереи, но простой дьякон и юный по возрасту Афанасий и необразованый и смиренный Спиридон. Это вполне возможно потому, что если бы Собор собирался только из архиереев, тогда бы они оказались бы одни и предалагали бы вопросы и устанавливали бы каноны согласно своим страстям, как древние греки, которые создавали богов своих страстей и достигали в этом своей цели.

Поскольку, к сожалению, есть некоторые ахиереи и клирики, которые не еще задумывались над тем, что необходимо идти путем поста, бдения и молитвы и посредством этого достигать спасения, то покольку они слышат о посте они тревожатся, хотят их упразднить. И вполне естествно, если бы существовал для этого способ, то они бы и после рукоположения женились. А поскольку они хотят ходить в театры и кафе, то их беспокят ряса и длинные волосы, и они хотят и это изменить, это отменить. По этой то причине и патриархам, и архиереям, и свящееникам необходим законный Собор для того, чтобы их удалить и отсечь от Церкви как сгнившие члены, поскольку и Вселенские и Поместные соборы удаляют от стада Христова заразных волков и кощунствующих еретиков, поставляя для этого достойных пастырей, которые будут пасти свое стадо в преподобии и правде.

Так и только так духовенство возводится на подобающую ему высоту, тогда благочестие будет светить, а Православная вера будет распространяться по всей вселенной. Вы не ошибаетесь, дорогие братья, в том, что наблюдаемое сегодня презрение к духовенству со стороны мирян и преобладание и возвеличивание ныне нечестия происходит по причине тех клириков, которые увлекаются новшествами и делают нововведения, и проводят ревизии в Церкви Христовой.

Эти господа нуждаются в них, поскольку они не следуют нравам и обычаям, канонам и традициям нашей Церкви, раскалывают священство. Но поскольку они недойно его проходили и их беспокоит ряса и длинные волосы, молитва и пост, чтение Божественных Писаний и Церковь, то они предлагают — давайте избавимся от церковного облика для того, чтобы не становиться причинами для хулы на имя Всевышего Бога в народах и для проявления презрения и насмешливости к достойным и добродетельным клирикам.

В конечном итоге мы создадим следующее мнение: что мы милостивы как Бог. Те, которые в будущем примут участие на Соборе на Святой Горе Афон должны заранее подготовиться через изучение вопросов и очиститься постом и молитвой через покаяние и исповедь. В особенности через чистую исповедь, поскольку, к сожалению, большинство иерархов никогда не исповедуется.

Так или иначе, это далали святые Апостолы и святые Отцы, когда они собирались на Соборы и на них сходил Святой Дух. Если же тоже самое будут делать и члены созывемого в будущем Собора, то и на них низойдет Cвятой Дух и Собор будет действительным, и все православные его воспримут как святой. Напротив же, если они придут на Собор заранее ничего не изучив, не подготовленными и неочищенными, то Собор будет лжесобором, недействительным, и никто не примет его постановлений.

 

 

Наименьший раб Церкви Христовой

 

Митрополит

+ Пирейский Серафим

 

Ο  ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ

  • ὁ Πειραιῶς ΣΕΡΑΦΕΙΜ

  •  

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год

 

при полном или частичном использовании статьи необходима ссылка на АП

1«τό νά συναθροίζω­νται διά προστα­γῶν, οὐ­χί τοῦ Πά­πα, ἤ τοῦ δεῖ­νος Πα­τριάρ­χου, ἀλ­λά διά προ­στα­γῶν Βασιλι­κῶν»

2«τό νά γί­νε­ται ζή­τη­σις πε­ρί πί­στε­ως, καί ἀκολούθως νά ἐκτίθεται ἀ­πό­φα­σις, καί ὅ­ρος δογματι­κός εἰς κά­θε μί­αν ἀ­πό τάς οἰ­κου­με­νι­κάς, ἀλ­λά καί τοῦ­το εἰς τι­νας το­πι­κάς ἠ­κο­λού­θη­σεν».

3ΑΓΙΟΣ ΜΑΞΙΜΟΣ ΟΜΟΛΟΓΗΤΗΣ, Δογματικά καί ἀντιρρητικά, λειτουργιολογικά – Βίος Μαξίμου, Φιλοκαλία τῶν νηπτικῶν καί ἀσκητικῶν, Πατερικαί ἐκδόσεις «Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς», Θεσ­/κη 1995, τ. 15Γ, σσ. 26-28.

4ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Πη­δά­λιον, ἐκδ. Πα­πα­δη­μη­τρί­ου. Ἀ­θή­να 1970, σσ. 118-119.

5Там же σσ. 120-121.

7См. наше Письмо к Архиепископу Афинскому и всей Греции г0ну Иерониму и иерархам Элладской Церкви об Экуменизме от 8-5-2013 http://www.impantokratoros.gr/97569082.el.aspx

8См. по этому вопросу: доклад в присутствиии иерархов Элладской Церкви от 6 октября 2011 года Преосвященнейшего митрополита Навпактского и св Власия «Περί τῆς ἀναγνωρίσεως τῆς ἐν Κωνσταντινουπόλει ἐν ἔτει 879-880 μ.Χ. συγκληθείσης Συνόδου ὡς Ὀγδόης Οἰκουμενικῆς» (О признании созванного в Константинополе в 879-880 гг. собора в качестве VIII Веленского) и доклад Преосвященнейшего митрополита Гортинского и Мегалополисского г-на Иеремии «Περί τῆς ἀναγνωρίσεως τῆς ἐν Κωνσταντινουπόλει ἐν ἔτει 1351 μ.Χ. συγκληθείσης Συνόδου ὡς Ἐνάτης Οἰκουμενικῆς» (О признании созванного в Константинополе в 1351 году собора в качестве IХ Вселенского собора) и наше пастырское послание об установлении праздника памяти святых 383 богоносных Отцов созванного VIII Вселенского собора во «2-ю Неделю февраля месяца и об установления празднования священной памяти святых богоносных Отцов созванного IХ Вселенского собора на 2-й Недели Великого поста http://www.impantokratoros.gr/77C7A061.el.aspx

9См наше письмо в Священный Синод Элладской Православной Церкви относительно 10-й Ассамблеи ВСЦ в Пусана Южной Кореи (30 октября -8 ноября 2013 г.) j 19-3-2014

11 Иоанн. 17, 11.

12 ΣΕΒ. ΜΗΤΡ. ΔΗΜΗΤΡΙΑΔΟΣ κ. ΙΓΝΑΤΙΟΣ, «Ἡ Ἁγία καί Μεγάλη Σύνοδος τῆς Ὀρθοδοξίας στήν Κωνσταντινούπολη τό 2016», 16-3-2014 ἐφημερίδα Τό Παρόν καί 18-3-2014, http://www.romfea.gr/arthra-apopseis/23036-2016

13«Πρό πεντηκονταετίας καί πλέον, ὅτε ὁ ἀοίδιμος ὁραματιστής Οἰκουμενικός Πατριάρχης Ἀθηναγόρας ἔκαμε τά πρῶτα βήματα, διά νά ἑνώσῃ τήν Ὀρθοδοξίαν, καθιερώθη ὁ θεσμός τῶν Πανορθοδόξων Διασκέψεων, ἀπό τάς ὁποίας προέκυψαν ἀποφάσεις κοιναί τῶν Ὀρθοδόξων ὡς πρός τά θέματα τά ἁπτόμενα τῶν σχέσεων μετά τῶν μή Ὀρθοδόξων», http://www.amen.gr/article17136. Прошло более пятидесяти лет с тех пор, когда приснопамятнрый провидец Вселенский патриарх Афинагор сделал первые шаги ради соединения Православия, он установил институт Всеправославных Совещаний от которых имеют свое происхождение общие решения Православных в отношении вопросов относительно отношений с неправославными.

14«Другие автокефальные Церкви отличаются в своей позиции в отношении не православных и не являются деятельно причастными принятым всеправославным решениям...» http://www.amen.gr/article17136.

16 Ὀρθόδοξος Τύπος (14-3-2014) 1, 7.

17 «Необходимо нам заняться и вопросом о месте женщин в Церкви...(и)…серьезным образом изучить возможность восстановления института диаконисс в Церкви». Ἡ προσφώνηση τοῦ Ἀρχιεπισκόπου Κύπρου στή Σύναξη τῶν Προκαθημένων, http://aktines.blogspot.gr/2014/03/blog-post_2187.html καί «Ἐτέθη θέμα Διακονισσῶν Γυναικών εἰς τήν Σύναξιν τῶν προκαθημένων», Ὀρθόδοξος Τύπος (14-3-2014) 1, 7.

18 ΓΕΩΡΓΙΟΣ ΜΑΝΤΖΑΡΙΔΗΣ, Χριστιανική ἠθική ΙΙ, ἐκδ. Πουρναρᾶς, Θεσσαλονίκη, σσ. 384-387 καί ΧΡΗΣΤΟΣ ΛΙΒΑΝΟΣ, «Ἐμπόδια στόν διάλογο μέ τόν Προτεσταντισμό», ἐν Οἰκουμενισμός˙ Γένεση-Προσδοκίες-Διαψεύσεις. Πρακτικά διορθοδόξου ἐπιστημονικοῦ συνεδρίου. Αἴθουσα τελετῶν Α.Π.Θ. 20-24 Σεπτεμβρίου 2004, τ. Β΄, ἐκδ. Θεοδρομία, Θεσσαλονίκη 2008, σσ. 627-632.

19 14-3-2014 Πατριάρχης Ρουμανίας : ''Τό συλλείτουργο ἦταν μία ἔκφραση πανορθόδοξης ἑνότητας'',  http://www.romfea.gr/patriarxeia/tapatriarxeia/patriarxeio-roumanias/22922-2014-03-14-07-57-34.

20ΣΕΒ. ΜΗΤΡ. ΔΗΜΗΤΡΙΑΔΟΣ κ. ΙΓΝΑΤΙΟΣ, «Ἡ Ἁγία καί Μεγάλη Σύνοδος τῆς Ὀρθοδοξίας στήν Κωνσταντινούπολη τό 2016», 16-3-2014 ἐφημερίδα Τό Παρόν καί 18-3-2014 http://www.romfea.gr/arthra-apopseis/23036-2016

23 Ὁ Οἰκουμενισμός, ἔκδ. Ἱ. Μ. Παρακλήτου, Ὠρωπός Ἀττικῆς 2004, σσ. 22-23.

24 ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΓΕΩΡΓΙΟΣ ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΣ, Ὁ Ἅγιος Γρηγόριος Παλαμᾶς, πατέρας τῆς Θ΄ Οἰκουμενικῆς Συνόδου, ἐκδ. Ἱ. Μ. Μεγάλου Μετεώρου, Ἅγια Μετέωρα 2009, σσ. 28-31 καί Ὀρθόδοξος Τύπος (14-3-2014) 1, 6.

25Иоанн. 14, 16

26 Ἡμέτερον ἀνακοινωθέν γιά τήν ἡμερίδα γιά τήν Β΄ Βατικανή Σύνοδο, 5-11-2013, http://www.impantokratoros.gr/BC5632ED.el.aspx.

27Русский текст Послания Востоных патриархов см Догматические послания православных иерархов ХVII ХVIII веков о Православной вере Репринт СТСЛ 1995., c. 233

28 Ὁ Γέρων Φιλόθεος Ζερβάκος (ὁ οὐρανοδρόμος ὀδοιπόρος, 1884-1980), τ. Β΄, ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυψέλη, Θεσ/κη 1988, σσ. 43-49.

29Пидалион является сборником священних канонов с толкованими прп. Никодима Святогорца и является авторитенейшим истоником по канониескому праву для Вселенской Патриархии и Элладской Церкви

30 Β΄ τόμ. τῶν Συνοδικῶν, ἤτοι ὁ Τόμος τῆς Ἑνώσεως, σ.  979.

31 Там же σ. 392

32Текст перевода на церковно-славянский приводится по : Синодик в Неделю Православия сводный текст с приложениями. Ф.Успенского , Одесса. 1893, с. 10

33Иак. 3, 16

 



Подписка на новости

Последние обновления

События