Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

1

 

О Григорианском календаре

 

(Из книги К. Н. Сафас. Патриарх Иеремия II. Биографический очерк. Афины 1870, с. 26-34

ς.

 

1.

Иеремия, милостию Божией архиепископ Константинополя-Нового Рима, Вселенский Патриарх.

Тишайший властитель славных Венетийцев, Господин кир Николай Дапонте, сын возлюбленный нашей Мерности, умоляем Бога подать тебе благодать, мир, милость и всё благое и спасительное. Славнейший в вашем городе Ваиул кир Джуа Франческо Морозини явился к нам собственнолично как представитель твоей Тихости и всей величественной вашей аристократии, дабы мы распорядились уладить некоторые затруднения. А именно: произведя некоторые исправления счисления года, сделать так, чтобы Церковь Ветхого Рима и Церковь Нового Рима праздновали бы церковные праздники вместе, ради будущего мира повсюду живущих христиан. Он же услышал от нас, что мы не можем выполнить его просьбу, и частично мы разъяснили ему те затруднения, с которыми мы неизбежно столкнёмся. Об этом мы сочли нужным написать тебе, ибо ты христолюбив и эллинолюбив, и власть Венетийская любит греков более, чем всякая другая христианская власть. Поэтому мы направляем послание, созданное ради божественного мира. Ибо мы не остались в неведении о всех тех соблазнах, которые произошли из-за названных нововведений. Мы сочли необходимым обустроить дела так, чтобы наше письменное распоряжение получили все клирики, особенно на Крите и прочих островах, которые находятся под благоволящей властью твоей Тихости. Время от времени блаженнейшие архиепископы1 старейшего Рима в своих посланиях определяли, чтобы подчиняющиеся им христиане придерживались принятых у них обычаев, а христиане, подчиняющиеся Восточной Церкви придерживались своих обычаев. Таким образом, ни латиняне не будут смущать греков, ни греки латинян, но в любви и единомыслии мы прославим единого Христа. Этот порядок никогда не ставился под сомнение: наша Церковь придерживается собственных преданий, а Западная Церковьпринятым ею решениям. По-другому поступать мы ни в коем случае не можем, ибо всякий патриарх должен подчиняться канонам и законодательным актам нашей Церкви и Церковным преданиям. Только в том случае, если патриарх этого придерживается и исходя из этого руководит, сохраняется предание святых отцов. Честная Пасха, в которую произошло главнейшее в промысле Господа о нас, была как дата установлена распоряжением божественного Климента, и верно упорядочена Собором Никейским, который составил канон наилучший и вечный, в поправках астрономов совершенно не нуждающийся, но порученный всей Церкви. Таково же мнение и нашего епитропа в Венеции, священнейшего митрополита Филадельфийского. И если ты желаешь, можешь прочитать и узнать, что наш календарь праздников хорош и совершенно не нуждается ни в каких исправлениях, ибо учреждён он богомудрыми отцами. По этим причинам, и по множеству других благословенных причин мы и сохраняем празднование Пасхи как не подлежащее никаким пересмотрам, и содержим «предел вечный»2, который соблюдём до второго преславного Христова пришествия. Ибо мы не можем стать выше канонов, из-за несоблюдения которых «многие с пути правого совратились»3. Мы послушно исполняем их, насколько это в наших силах, ради домостроительства той власти, которую передал нам Господь, и в нашей Церкви руководствуемся тем, что согласно с многочисленными изречениями святых мужей, свидетельствами, канонами и всем, что в непрерывной последовательности зачитывается в течение всего года. А если мы пресечём эту всезлатую цепь, то причиним себе ущерб вплоть до полного уничтожения всего. Ибо весь лик святых отцов думал об одномне о теоремах математиков, но о Христовом учениичтобы не праздновать Пасху вместе с Иудеями. А если такое произойдёт, то значит, новое днесчисление окажется не лишено некоторого изъяна. Но так как по благодати Божией до сего дня Древний и Новый Рим правильно праздновали единого Христа единожды в год, ибо единожды Он за нас пострадал, — то ради чего было устроено это смешение и всемирный соблазн, произошедший после сообщения об изъятии десяти дней. Если как мы знаем, по счислению Птолемея Великого по одному дню прибавлялось каждое три столетия, то с первого Вселенского Собора мы бы насчитали четыре дня. Откуда же оставшиеся шесть? Для нас значимы каноны божественных отцов и законы благочестивых царей, а не выводы астрономов, ибо их советы совершенно немощны, и если они и находят изъян в календаре, то он был предусмотрен божественными отцами и не вызывал до сего дня никаких затруднений. Если год и движение светил в день Пасхи как-то и отступает от прежней астрономической нормы, то это ни в коем случае не вредит нашему благочестию. Поэтому ни в коем случае не следует переменять канон святых отцов, вводить новшества и потрясать Христову Церковь, дав повод к смуте. Если поистине божественным Духом правильно рассмотреть необходимые вопросы, то много найдётся душеполезного, а игры с календарями окажутся несущественными. Вот вкратце моё мнение обо всём этом. Пусть дарует Господь и Бог мирное состояние всем христианам, Тихости твоей здравие и исполнение всего, что ты задумал ради спасения, как и всем окружающим тебя величайшим советникам и прочим людям. Пусть благодать Бога и милость Его беспредельная будет со всеми вами, как и молитва и благословение моей Мерности. Аминь.

Месяца Февруария Индиктиона 10,

Тишайшему Дожу славных Венетийцев в Духе сыну возлюбленному нашей Мерности.

2.
Иеремия, милостью Божией архиепископ Константинополя-Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Вновь Церковь Старейшего Рима, радуясь всем нововведениям, необдуманно одобрила решение сотрудничающих с ней астрономов и перенесла правильный день празднования христианами священной Пасхи. Этот день установлен Святым Вселенским Собором богоносных отцов, и утверждён прочими Соборами, а почитается христианами по всей земле и празднуется в тот день, который определён навечно. Поэтому принятое в Риме решение стало поводом к соблазну. Пришли и к нашей Мерности мужи Армянские, вопрошающие нас и говорящие, что их принуждают принять эти нововведения. Поэтому они попросили нас разъяснить, что было бы угодно божественным отцам. Наша Мерность, обдумав этот вопрос вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским, решила разъяснить учение во Святом Духе наших святых отцов по этому вопросу. Прежде всего, в Деяниях Первого Вселенского Собора есть подпись, звучащая так: «Леонтий Кесарийский, Каппадокийский, Галатийский и Армении Малой и Великой подписал». Далее: святой священномученик Григорий, архиепископ Великой Армении, как явствует из его жития, был рукоположен в архиереи и направлен с посольством и письмом к Тиридату, царю Армянскому, готовому христианство, сыну Кусара, брату же Артабана, происходящему из тех Арсакидов, которые разрушали Персидскую державу, и будучи числом четверо братьев, образовали сию Армению, отняв территории у Индов и Массагетов. Когда Григорий Великий вернулся, будучи доброжелательно принят Тиридатом, он получил назначение на вновь образованную армянскую кафедру, ибо родом он был Армянин, так как отцом его был Анак, приходившийся двоюродным братом Тиридату. После его прибытия крестились все в реке Евфрате, включая и царя Тиридата. Ибо сказано в житии, что веру Христову тогда приняли Армяне, Персы, Ассирийцы, Мидийцы и другие, а их было свыше четырёх миллионов. Просветив их всех, живших прежде во тьме неведения, словно некое солнце, Григорий решил удалиться в высокие горы Армянские, чтобы жить в безмолвии, оставив вместо себя Алвана, а также епископов Евфалия, Васа и других числом более десяти, избранных для земель Армянских. А всего для Армян и для других народов, по имеющимся сведениям, он поставил четыреста епископов. Когда великий сей светильник Григорий удалился в пустыню, Тиридат пребывал в большой скорби из-за его ухода, и узнав, что есть у Григория два сына по плоти, Орфан, совершающий аскетический подвиг, и Аросан, священник Божий, он послал за ними своих начальствующих и поселил их при своём дворе. Они обратились к Григорию, он вернулся из пустыни и решил, что Аросан достоин стать архиереем и с полным основанием рукоположил его. В эти времена почтеннейший из императоров Константин I созвал Собор 318 богоносных отцов в Никее, куда прибыл с мирным намерением и Тиридат, как пламенеющий в благочестии, и удостоился великого приёма у равноапостольного Константина. Армения направила на этот Собор Аросана, архиепископа-католикоса всея Армении; он приехал на Собор и принял участие в священном собрании. Он вернулся в Армению, привезя с собой документ с решением Собора, и продолжил распространять благочестие благодатью Христа истинного Бога. Из всех повествований, которые мы привели, становится ясно, что у Армян был архиепископ-католикос, что он назначал преемника и что архиерейство Армяне получили из Каппадокии от названного нами Леонтия. То есть Армения находится в юрисдикции Нового Рима, а совершенно не в юрисдикции Старейшего Рима, который, как определяют каноны Соборов, должен править только западными епископами. Так было определено, чтобы сохранялись древние обычаи, а тот, кто их нарушает, выходит за рамки церковных определений и оказывается вне преемства Христова. Христос сказал: «идите и научите»4, а не «принуждайте», и «всякий, кто последует за Мною...»5всё, что написано в священных Евангелиях. Но нужно, чтобы и западные епископы, повинуясь Христу, преподавали не новоизобретённое и недавнее, что вызывает только соблазн, но учение Христа, святых Апостолов, священных соборов и всё то, что от Божественного Духа.

Затем, следует объяснить всякому благоволящему православному христианину, что наша пасхалия не есть что-то необязательное, но всегда остаётся правильной как следование определениям святых отцов, и вовек пребывает непоколебимой. Ибо она сохраняет наилучшим образом обдуманный божественными отцами порядок, который не должен быть поставлен под сомнение. Тогда как никто из нынешних людей не знает астрономическую науку так, как хорошо они её знали, и не стяжал их святости, а разве что стремится к ней, будучи всё равно далёк от истины. О праздновании Пасхи есть четыре постановления. Первое заповедает нам, что следует совершать Пасху после весеннего равноденствия. Второечто не в один день с иудейским обрядом. Третьечто не просто после равноденствия, но в первое полнолуние после равноденствия. Четвёртоечто после полнолуния в первую же неделю. Ничего из этого совершенно не позволяется сдвигать, и не следует думать, что самые выдающиеся людисвятые отцы допустили какую-то ошибку, которую нынешние астрономы должны почему-то исправить на нечто лучшее. По благодати Христовой со времени Первого Вселенского Собора и до нынешнего дня священная Пасха всегда совершается после Пасхи Закона и в день Воскресный, и мы не знали никаких накладок, которые заставили бы нас предпринять исправление календаря. Ибо всё, что запечатлели святые отцы, они запечатлели отлично и навечно. Всё это остаётся непогрешимым, а дурно то, что теперешние астрономы из Ветхого Рима изъяли десять дней октября месяца. Помимо прочего, этот новый календарь невольно создаёт накладки. Он может быть легко опровергнут. Если действительно каждые 134 года прибавляются одни сутки, то очевидно, что если со времени Первого Вселенского Собора прошло 1265 лет, а от Христа до Первого Собора было 318 лет, то прибавилось не десять суток, а только девять суток и десять часов, а десять дней прибавилось бы только в том случае, если бы одни сутки прибавлялись за сто двадцать или менее лет. Вот почему перемена календаря очень сомнительна. Но и как говорят опытные в науке звездозрительной, Птолемей Великий и другие, погрешности календаря будут неизбежно. Ибо за триста лет с небольшим прибавляются одни сутки, и это происходит не из-за свойств движения светил, ибо движение равномерно и не подвержено отклонениям, но из-за самого счёта дней в году. Таким образом, согласно астрономам, со времени Собора в Никее до нынешнего времени прибавилось четыре дня, пять часов и двенадцать минут. Именно так подсчитываются дни, и премудрость Эллинов показывает, что римские астрономы изъяли из месяца октября десять дней вопреки всякой логике. Они показали только то, что совершают они всё из человекоугодия, ради пустой славы. Лучше бы им было не вводить новшества, не менять счисление дней и не становиться виновниками немалой смуты в Церкви Христовой. Поэтому нельзя насильственно вводить, по названным выше причинам, то, что они дерзнули соделать, ибо не благословенно то, против чего выступают священные и святые отцы, всё верно определившие. Ибо всё, что сделали святые отцы, не только логично, но и божественно. И это мы говорим, отвечая и Армянам и всем христианам о календаре, и ставим под письмом дату истиннуюгод от вочеловечения Бога 1583, Ноемврия 20 числа, индиктиона 12.

+ Константинопольский Иеремия.

+ Александрийский Сильвестр.

 

3.

(Вероятно, послание направлено митрополиту Филадельфийскому и эфорам храма святого Георгия в Венеции, по поводу их докладной записки, в которой предлагалось внести изменения в Триодь и принять дату празднования Пасхи, как её установили италийцы).

Священнейший и мудрейший митрополит Филадельфийский, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей Мерности, да пребудет благодать с твоим священством, мир и милость от Бога Вседержителя и Бога нашего Иисуса Христа, как и с почтенными и благородными мужами-эфорами Венетийского Великого храма Греков Святого Георгия, и другими там жителями Греческого квартала. Получив ваше донесение и прочитав его, мы не могли не удивиться, если не сказать возмутитьсяи возмутиться по справедливостипрежде всего тому, что ты, будучи предстоятелем всего множества народа Господня, не слышишь того, что уже было написано об этих вопросах. Зачем, единожды получив ответ на все вопросы, ты решился писать во второй раз? Мы разрешили тебе поселиться в Венеции не для того, чтобы требовать отвечать много раз на вопросы, но только чтобы благословлять и освящать христолюбивую паству и совершать архиерейские обязанности. Думаю, Блаженнейший папа Старейшего Рима обратился с вопросом и потребовал от вас ответа с далеко идущим намерением. А именно, Папа господин Григорий настоятельно продолжает спрашивать нашего мнения о том, что сам уже совершил. Это очевидно и из того, что он уже писал нам о расхождении в праздновании Пасхи, и мы дали ответ, ибо это было в нашей компетенции, разъяснив всё также и блистательнейшему и тишайшему сенату Венетийцев. И после все дела пребывали в мире и безмолвии до сего дня. Вы пишете, что Западная Церковь хочет частично пересмотреть восточные книги и прояснить их. Но наша Церковь не допускает никаких нововведений в чём бы то ни было, тогда как Западная Церковь не прекращает всё время вводить какие-то новшества, каковым на Западе сразу начинают следовать. Непреложно, что мы никогда не дерзнём приспосабливаться к ним (да не будет такого!) и вносить что-либо новое, или «прояснять» книги ради исполнения чужих целей, или отказываться от древних книг, ибо из сказанного в них не прейдёт «ни единой черты»6. Так мы научены и этой мысли придерживаемся, слушаясь и повинуясь нашим предшественникам. То же самое должны делать и подчинённые нашей Мерности. Вы пишете о Пасхе и просите, чтобы Греческим жителям Венеции было дано право сопраздновать и соотмечать её вместе с Римской Церковью. Но это невозможно допустить даже как чистое предположение. Досужим было бы разъяснять, писать и заявлять что-либо. Вы хорошо знаете, что раскол и расхождение двух Церквей произошли не в наше патриаршество, ибо только в этом случае мы были бы за это ответственны, и нам, разделившим единое, пришлось бы точно так же соединять разделённое. Уже очень давно Римская Церковь поражена нововведениями, и не только не желает покаяться, но и различными прибавлениями увеличивает расхождение между нами, что очевидно для всех, а из последнего события стало совершенно ясно. Это не вводит нас в соблазн, но мы и не хотим вести никаких дел с ними. А если они, о чём вы свидетельствуете в вашем письме, попытаются оказать на вас давление, что, как я думаю, лишено всякой вероятности, вы должны перенести это искушение: ибо время настоящей жизнивремя скорбей и притеснений, а время жизни будущего векавремя радости и воздаяния. Итак, о священнейший брат, пребывай в единстве Духа с матерью своей Церковью и радуйся правде, малодушных ободряй, немощных укрепляй верой и предания Церкви сохраняй всецело, чтобы учить гласом свободным и смелым, и никогда не отдаляйся от нас даже в самом малом. «Ведь наказание отцовскоесладостное лекарство»7, ибо польза от него превышает язву от него. Благодать Божия да будет с тобою.

Написано лета 7096, Иулия 6 дня, Индиктиона 3.

1 Т.е. римские папы

2 Прит. 22, 28.

3 Ср. Деян. 13, 10.

4 Мф. 28, 19.

5 Мф. 10, 38 и параллельные места.

6 Мф. 5, 18.

7 Греческая поговорка.





Подписка на новости

Последние обновления

События