Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


Исторический экскурс во времена Акафиста

Μια ιστορική αναδρομή

ΣΤΑ ΧΡΟΝΙΑ ΤΟΥ ΑΚΑΘΙΣΤΟΥ



Анастасий Филиппидес
του Αναστασίου Φιλιππίδη


Ακάθιστος Ύμνος - Αγία Σοφία, Акафист Богоматери -Святая София

http://www.youtube.com/watch?v=_P1EGw50yz8




Немногие богослужебные последования оставили столь глубокий след в жизни православных греков, но и православных русских людей, также, как Акафистное пение Богоматери. Соединяясь самым непосредственным и тесным образом с наступающей весной, с благоуханным ароматом исходящим из соседних садов, великолепной мелодией песнопений, которые оказали влияние на светскую греческую музыку, последование Акафистного пения Богоматери соединяет личную радость за возможность обрести спасение с общим благодарением Богоматери. Личная радость за призвание падшего Адама, которую благовествует архангел Гавриил, сопровождается горячей благодарностью за помощь Богоматери, которую Она оказывала в критические моменты истории христианской империи (Восточно-Римской империи, Византийской, а в России за ее неоднократное спасение от полчищ татар и в особенности за спасение Москвы и большей части Руси Богоматерью от нашествия Тамерлана в 1395 г. 26 августа. А также за уничтожение власти татар после Великого стояния при р. Угре в 1480г. Русских войск вел. Князя Иоанна III и хана Ахмата.) , когда казалось, что конец неизбежен. В связи с пением Акафиста сегодня, мы вспомним в данной статье те трудные и сложны дни, но и преславные также, которые относятся к 7 столетию н. э. В это время в стенах Царьграда сосредотачивается центр будущей человеческой культуры, цивилизации.

В начале седьмого века греко-римский мир в очередной раз столкнулся с его вечным врагом, персами, и это должно было стать финальной развязкой в этом противостоянии. После Марафона
1 и Саламина2 после битв при реке Исс3 и Гавгамелах4, после войны Юлиана и Юстиниана, более чем тысячелетний конфликт принял форму не более не менее как тотальной войны. И когда в мае 614, персидский царь Хосрой пришел в Иерусалим и осквернил Святой Град, захватывая великую святыню христианства Святой Крест, война затронула глубокие религиозные чувства римлян. В страшной резне, которая последовала после захвата Иерусалима были убито 66 500 христиан, по свидетельству полководца Антиоха (см. F.Conybeare, “Antiochus Strategos’ Account of the Sack of Jerusalem in A.D. 614”, The English Historical Review, July 1910, p.516"), и было уничтожено 300 церквей, монастырей и других церковных учреждений. Другие 35.000 человек, патриарх Захария, были взяты в плен в Персию. Похищение Честного Креста видимо, не имело особого значения для язычников персов. Однако, тем не мнее, жена персидского царя и несколько высокопоставленных чиновников Хозроя были христианами-несторианами, не исключено, что они прилагали свои силы, чтобы достойным образом использовать символ христианства, дабы легализовать и придать законность их собственным догматам веры.

В 616 г. был порабощен и второй по величине городом империи - Александрия, а затем и весь Египет и Карфаген, откуда происходил император Ираклий и откуда его возвели на императорский престол Константинополя. Одновременно, другая персидская армия вторглась в Малую Азию и дошла до Халкидона, расположенного напротив Константинополя. Император Ираклий был вынужден сам пойти в Халкидон, а также преподнести богатые дары в обмен на временный мир.

В условиях чрезвычайной ситуации, в которых оказалось государство, Церковь предоставила государству все свои богатства, золотые и серебряные сосуды. Ираклий пошел на то, чтобы поспешно восстановить армию, после чего он был готов к освободительному походу в 622 году, 4 апреля, в день святой Пасхи Христовой, в форме простого солдата, он публично приступил ко причащению святых Тайн Христовых. На следующий день он молился в храме Святой Софии, принял Нерукотворный образ Христа Спасителя, пошел на берег моря и сел на корабль. Охрану столицы он поручил небольшому гарнизону — в сущности он поручил ее Пресвятой Деве Марии. Слова прощания с патриархом Сергием были следующие: «
В руки Богоматери я вручаю сей город и моего сына» (Γεώργιος Μοναχός, «Σύντομο Χρονικό», 110.829.23), Перед началом военных действий император отправил послов к персам, прося мира у царя Хосроя. Хосрой ответил: "Если ваш царь откажется от Распятого и поклонится солнцу, я дам мир». (Γεώργιος Μοναχός, «Σύντομο Χρονικό», 110.832.1). теперь война уже была не только за свободу Отечества, но за веру во Христа.




Следующие четыре года проходят в непрерывных стычках римсой армии с персидской во глубине Малой Азии, в Лазике (соврем Грузия и Абхазия), в Армении. В апреле 626г. Император Ираклий со всей своей армией оказался в Севастии. А потом, вдруг, был осуществлен наихудший маневр внешней византийской политики, то, что всегда старались избегать с помощью угроз, создания союзов, примирений, подарками. В первый и последний раз противник атаковал римскую армию одновременно, с севера и с востока. 29 июля, и в то время как римская армия была около 800 км от столицы, перед стенами Константинополя появилась огромное полчище аваров (100000-150000). Однопалубные лодии, их "бесконечное количество", согласно словам хроники Феофана, покрыли весь Золотой Рог, "
заполнили весь Золотой Рог". Одновременно, на противоположном берегу Босфора, в Халкидон прибыла персидская армия, готовая атаковать с моря.

Положение для осажденных жителей Константинополя было отчаянным, а об этом знал каган, вождь аваров. Он отверг все предложения о перемирии, которое включало и выплату огромной ежегодной суммы золотом и большую выплату единовременного характера, сказав, что нет никакой надежды на спасение, если только они не превратятся в рыб для того, чтобы убежать, уплывая, или не станут птицами, чтобы улететь на небо («άλλως γαρ υμάς ουκ ένι σωθήναι, μη ιχθύες έχετε γενέσθαι και δια θαλάσσης απελθείν η πτερωτοί και εις τον ουρανόν ανελθείν», как мы читаем в подлиннике Пасхальной хроники, источнике времен тех событий).

6 августа авары начали набеги на Влахернскую церковь, расположенную на северовосточной части города и подготовились к окончательному штурму при согласованности с армией персов. Однопалубным лодиям аваров было дано указание начать атаку тогда, когда они увидят огонь на крайней точке морских стен, чтобы тем самым отвлечь римский флот и безопасно пройти персам с другими персидскими кораблями.

В эту драматическую ночь, когда Патриарх Сергий ходил вокруг города по стенам с иконой Богоматери, подбадривая жителей и защитников Константинополя, они все возносили моления Пресвятой Богоматери Тем временем римская разведка сумела перехватить сигнал врагов. Рано утром защитники зажгли огонь на краю морских стен, в результате чего не вовремя начали свою атаку лодии аваров. Римский флот их уже ожидал и уничтожил. Тогда римляне атаковали другие корабли, которые начали двигаться от персов из Халкидона, все корабли врага были потоплены. Внутри персов началась паника, так как в тот день потерпела провал атака аваров, и они потеряли тысячи людей, оставив их мертвыми у стен города. Изумленный каган отдал приказание оставшейся армии покинуть предместья у стен Константинополя. На следующий день, 8 августа, достиг берегов Босфора, преодолев 800 км, брат императора Феодор, возглавлявший большую римскую армию. Константинополь был наконец спасен от самых тяжелейших испытаний в своей истории бывших до того времени.




битва императора Ираклия и персидского царя Хосроя. г. Аррецо, Италия, церковь св. Франческо, 13 в.

Жители Города, Константинополя, не сомневались в отношении того, кто их спас: «Единственную же полагаем нашу надежду на безсеменно Рождшую, имущую натянутый лук и поражающую аспида, и тайные сплетения расторгающую, наносящую им смертельную рану, отвращающая меч, ниспровергающую и опрокидывающую и сокрывающую челноки, и делая их всех жителями дна (морского)», писал Георгий Писида, который был участником событий («Εις την γενομένην έφοδον των βαρβάρων και εις την αυτών αστοχίαν», στ. 451-456 ). «Божьей силой и содействием, и молитвами Пречистой Богоматери Девы одержали победу», говорит Феофан. Кроме того и сам каган чудесным образом исповедал, что во время битвы «я видел женщину благообразную, которая одна обходила стены (города)» (Πασχάλιο Χρονικό, 725) . Весь народ во главе с патриархом Сергием, поспешили к церкви Богоматери Влахернской поблагодарить Деву Марию. Тогда, в ночь на 8 августа 626, стоя пели гимн, который тогда назвали «Акафист», прославляющий за спасение Града «Взбранную воеводу», признавая, что Она стала "как царство непреступной стены".

Два года спустя император Ираклий торжественно вступил в персидскую столицу, Ктесифон,


стены Константинополя (Феодосиевы, 5.в), современный вид


и наконец то покорил извечного врага. Он нашел Святой Крест и его торжественно снова водрузил в Иерусалиме. Он был настоящий скиталец, чьи достижения хвалили на протяжении веков на Востоке и Западе, как показано в работах арабских история Ибн Касира (14 век), франкской "Хроника Frentegkar" (7 век), фрески собора Брауншвейга (12 век) и фрески Санта-Кроче во Флоренции (14 век).

15 мая, в воскресный день, день святой Пятидесятницы, с кафедры собора Святой Софии было зачитано победное заявление императора, которое сохранилось в "Пасхальной Хронике". Начало этого документа указывает на дух наших предков, независимо от положения и власти: "
Воскликните к Богу вся земля, работайте Господу с радостью, войдите в радость Его и познайте, что Господь есть Бог. Он сотворил нам, а не мы этот народ овцами закона Его". Император говорит далее, заявляя, что поражение Хосроя не было связано с мирским превосходством римлян, но следствием проявления неуважения к единственному истинному Богу: "Да возвеселятся небеса и возрадуется земля и да усладится море и вся яже в них. И все христиане хвалят и славословят благодаря только Бога, прославляя во Святых имя Его велицей радостью. Ниспал же гордый богоборец Хосрой. Ниспал и ввержен в преисподнюю, и погибла на земле память о нем возносящемся и глаголавшем нечестие с гордостью и презревшего Господа нашего Иисуса Христа истинного Бога и Его Пречистую Матерь, благословенную Госпожу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, погибло нечестие с шумом». (Пасхальная Хроника , 727-728).

Эти знаменательные события в истории в нашей памяти воспроизводит каждый год последование Акафиста Богоматери. Напоминая нам всем, что в самые отчаянные моменты, когда ни один человек не может оказать помощь, нас не забывает Бог. Достаточно верить в Него. Таким образом, греческий народ, который знал таких императоров как Ираклий, желает и своим правителям иметь такое же благочестие как этот император. Желаем и мы, русские люди своим правителям иметь такую же веру в Бога как и император Ираклий.



Источник: http://www.parembasis.gr/2006/06_03_02.htm


© Перевод «Православного Апологета» 2012г.

112 сентября 490 г. до н. э. Этот важный эпизод греко-персидских войн закончился победой греков. Благодаря Марафонской битве удалось остановить продвижение Персидской империи в Европу.

2морское сражение между греческим и персидским флотами в ходе греко-персидских войн, произошедшее в 480 г. до н. э. близ острова Саламин в Сароническом заливе Эгейского моря неподалёку от Афин.

3Би́тва при И́ссе (333 до н. э.) — сражение между македонской армией Александра Великого и персидским войском царя Дария в Киликии (Малая Азия

41 октября 331 до н. э.) — решающее сражение между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария III, после которого Персидская империя прекратила своё существование.



Подписка на новости

Последние обновления

События