Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Греческая и во Христе образованность согласно Трём Святителям

 

архимандрит Георгий

игумен священной обители прп. Григория Святая Гора Афон

Η ελληνική και η κατά Χριστόν μόρφωσις, κατά τους Τρεις Ιεράρχας

Αρχιμ. Γεώργιος Καψάνης , Καθηγούμενος Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους

Сегодня мы совершаем празднование памяти трёх великих иерархов и учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Трёх величайших светильников Трисолнечного Божества. Церковные амвоны Константинополя, Антиохии, Кесарии Капподокийской, Назианза стали вечными амвонами Церкви, с которых Три Святителя возвещают Православное Богословие и нашу веру, они нам указывают на подлинную христианскую жизнь.

Поэтому во время совершения каждой Божественной литургии поминаются их имена. Воздаваемая им хвала и ублажение в Церкви Божией весьма велики, непрестанны и вечны.

Каждый из них чтится в особый день их памяти,  а всем вместе им воздаётся почтение сегодня, дабы христиане их считали равнославными и равночестными.

После освобождения нашего народа из под страшного турецкого рабства новогреческое государство установило им нынешнее празднование, при этом оно совершает этот праздник как праздник Образования.

Установление этого праздника в качестве праздника Письменности и Образования было необходимо. Верно то, что после освобождения Греции руководители Греческого Государства, испытывая влияние западных течений и образцов, и конечно же во время правления страной Баварской династии, не почитали и не воздавали должного внимания Традиции Нации. Они, порой, вместо того, чтобы  осознать её выдающийся характер, только лишь её бесчестили.

Провозглашение Трёх Святителей как покровителей эллино-православного Образования было деянием, проявляющим почтение к Традиции Нации, поскольку Три Святителя связуют христианское учение с греческим образованием.

четвертое столетие, в котором жили Три Святителя, было временем борьбы между Христианством и Эллинизмом. Существовали две противоположные крайности. Первая относилась к христианам, которые полностью отвергали греческую мудрость по причине опасения идолопоклонства. Другая относилась к фанатикам эллинолатрам-идолопоклонникам, которые не только отвергали христианскую веру, но считали христиан недостойными того, чтобы они обучались греческой письменности, получали греческое образование. Главным представителем их был идолопоклонник император Юлиан Отступник, который учился вместе со свт. Василием Великим и свт. Григорием Богословом в Афинах. А когда он стал императором, он издал указ против христианских учителей, дабы не обучать христиан эллинской философии.

Три Святителя не были увлечены ни одной из крайностей, но шли вперёд к некоему величественному синтезу — соединению Христианства и Эллинской мудрости.

Свт. Григорий Богослов соответственно пишет: «Полагаю же, что всякий, имеющий ум, призна́ет первым для нас благом ученость (образованность), а не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, удерживается только за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которую многие из христиан по худому недоразумению гнушаются как злохудожною, опасною и удаляющую от Бога» (Αγίου Γρηγορίου Θεολόγου, Επιτάφιος εις τον Μέγαν Βασίλειον Надгробное слово свт. Василию Великому, 11, Ε.Π.Ε. τ.6, σελ. 145[1])

Благодаря просвещению от Святого Духа они осознали две фундаментальные истины Православной веры.

Первая состоит в том, что Церковь не может быть безразличной к миру и в данном случае к дохристианскому Эллинизму. Его необходимо включить в Её Тело, то есть Тело Христово для того, чтобы его исцелить, потому что, как учил свт. Афанасий Великий (которого лично знал свт. Василий Великий) «он же остаётся не воспринятым и не исцелённым».

Вторая состоит в том, что это усвоение, восприятие необходимо было совершить с рассуждением в соответствии с апостольскими словами  «всё испытывайте, доброго держитесь» (2 Фес 5 21). Итак, следовало сделать следующее — воспринять из неё всё то лучшее, что имела древняя мудрость, и отвергнуть как не полезное и опасное для души то, что  в ней противоречило христианской вере и нравственности. Хотя из отрицательных моментов её христиане могли бы получить и некое назидание, поскольку при сопоставлении с ними нашей веры была бы явлена истина и возвышенность нашей веры — например, в том, что касается рассказов о любовных похождениях и соперничестве богов.

Три Святителя не смогли бы провести это очищение и усвоение эллинской мудрости, если бы сами не изучали её или не встречались бы местами лицом к лицу не только с проблемами интеллектуальными, но и проблемами онтологического характера. Два мира находились во вражде, и эту враждебность они сами пытались воспринять на себя в виде выработки ответственной позиции.

Известно, что Три Святителя получили высшее университетское образование. Свт. Василий Великий и Григорий Богослов побывали в различных центрах учёности того времени, а в завершении они учились в «золотых Афинах», где преподавались высшие университетские науки.

Они ещё только готовились принять крещение, но это уже повлияло на их нравственность. Они не принимали участия в развлечениях и других мероприятиях их сотоварищей по учебе. Они знали два пути: первый — это в христианскую Церковь, а второй — в школу науки.

Тем самым они тогда показали, что хотя они и были молодыми христианами,  но они почитали эллинскую мудрость. Насколько они хорошо учились, становится очевидным из их творений, которые они в последствии написали. Что касается свт. Григория, когда он завершил сво` обучение в Афинской школе, то ему не дозволили оставить школу и уехать вместе со свт. Василием Великим, как они об этом договорились ранее.  Студенческие группы его удержали и возвели его в профессорское достоинство, поэтому только два года спустя ему удалось покинуть Афины.

Известно даже и то, что свт. Иоанн Златоуст учился у известного Ливания в Антиохии, который, когда его спросили, кого он оставил бы своим преемником, он ответил: Иоанна, если бы его не похитили христиане.

Свт. Григорий был прекрасным литератором. Он прекрасно владел устно и письменно аттическим диалектом и написал стихи на этом языке в размере, на котором слагали стихи древние поэты. В целом он написал 19 000 стихов.

Свт. Васиий Великий изучил и познал не только философию и риторику, но и астрономию, медицину и физику. Эти его познания раскрываются в Шестодневе, то есть в толковании первых шести дней творения, описанных в 1-ой главе книги Бытия.

Говоря об учёности свт. Василия Великого, свт. Григорий пишет: «Кто сравнится с ним  в риторстве дышащем силою огня, хотя он нравами не походил на риторов? Кто подобно ему приводит в надлежащие правила грамматику или язык, сводит историю, владеет мерами стиха, даёт законы стихотворству? Кто был так силён в философии — в философии действительно возвышенной и простирающейся в горнее, то есть в деятельной и умозрительной, а равно и в той её части, которая занимается логическими доводами и противоположениями, а также состязаниями и называется диалектикою? Ибо легче было выйти из лабиринта, нежели избежать сетей его слова, когда находил он сие нужным. Из астрономии же геометрии и науки в отношении чисел изучив столько, чтобы искусные в этом  не могли приводить его в замешательство, отринул он все излишнее как бесполезное для желающих жить благочестиво.

И здесь можно подивиться как избранному, более нежели отринутому,  так и отринутому более, нежели избранному. Врачебную науку — этот род любомудрия и трудолюбия — соделали для него необходимою и собственные телесные недуги и хождение за больными; начав с последнего, дошёл он до навыка в искусстве и изучил в нем не только занимающееся видимым и долу лежащим, но и собственно относящиеся в науке и любомудрию. Впрочем, сколько оно ни важно, значит ли что-нибудь в сравнении с нравственным обучением Василия?» (Γρηγορίου του Θεολόγου, Επιτάφιος εις τον Μ. Βασίλειον Надгробное слово, 23, Ε.Π.Ε. τ. 6, σελ. 169-171)[2]

Некоторые взгляды свт. Василия Великого на эллинскую мудрость мы находим в его слове «К юношам О том как необходимо изучать греческих писателей» («Προς τους νέους, Οπως αν εξ ελληνικών ωφελοίντο λόγων»). Это слово было им написано как своего рода ответ на запрет, наложенный на христиан императором Юлианом Отступником, дабы они не обучались греческим наукам, а также как руководство юношам христианам в том, как их изучать.

Не будет преувеличением сказать, что Три Святителя были весьма редкостными учёными людьми той эпохи. Но, несмотря на это, во внешней мирской учёности они имели соответствующее значение и ценность.

Согласно свт. Григорию премудрость Божия является «госпожой», в то время как мудрость светская «служанкой» (Γ. Σωτηρίου, Οι άγιοι Τρεις Ιεράρχαι, Μυτιλήνη 1993, σελ. 48)

Согласно свт. Великому христианское образование является «плодом», в то время как греческое образование является «листьями», но даже и они  необходимы для того, чтобы придавать красоту плоду (Μ. Βασιλείου, Λόγος προς τους νέους, Ε.Π.Ε. τ. 7, σελ. 323)

Три Святителя познали, что человек был сотворён по образу и по подобию Творца, а из-за греха первозданных людей и всех людей то, что сотворено «по образу вознедуговало, растлилось, утратило свою первоначальную красоту и светоносность, и тем самым он не смог достичь своей конечной цели, которой является обретение по подобию, то есть уподобиться Богу и тем самым стать богом по благодати».

Теперь человек не обладает добротой по образу, он изуродован страстями. Пусть даже человек наделён образованностью и человеческой мудростью, но обезображенность не исцеляется, необходимо вновь обрести истинный образ Божий, которым является Христос, так, чтобы воспринимая образ Христа, получить исцеление от обезображенности страстями и грехами, дабы достичь своего высшего предназначения — стать по подобию, достичь обожения.

Действительно,  страсти, эгоизм, грех, неверие, обезображивают и уродуют человека.

Именно это и пережили Галаты, которые, хотя и поверили проповеди апостола Павла, но отпали, и поэтому Апостол испытывал тяжёлую боль до тех пор, пока они через покаяние не восприяли вновь образ Христа: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4. 19) Святитель Иоанн Златоуст соответственно пишет: «Вы уничтожили, говорит, образ, утратили сродство, изменили подобие; вам нужно другое возрождение, новое воссоздание». (Ομιλία εις την προς Γαλατάς, κεφ. δ’, Беседа на послание в Галатам Ε.Π.Ε. τ. 20, σελ. 332).

Три Святителя стремились  обрести такое образование. Необходимо восприять ученость во Христе. Необходимо обрести христообразность. Согласно Трем Святителям им является высшее образование-ученость, высшая философия. спасительная ученость.

Эту образованность-ученость христианин обретает в Церкви.

Церковь, как нам говорит свт Иоанн Златоуст, это лечебница, куда приходим мы обезображенные и больные люди, чтобы получить исцеление.

В Церкви укрощаются лютые звери. Волки становятся агнцами (См Ομιλία εις το ρητόν «Ουδέποτε άφ’ εαυτού ποιεί ο Υιός ουδέν…», Ε.Π.Ε. τ. 27, σελ. 590 ).

Наша Церковь исцеляет от обезображенности своим учением, проповедью Евангелия, подвигом, Ее святыми таинствами, пастырским трудом.

С Крещения для нас Христос становится центром, в святом Миропомазании мы воспринимаем дары Святого Духа. В Божественной Евхаристии мы соединяемся  со Христом. В  покаянии все или в большинстве мы переживаем доброе изменение и уподобляемся Христу.

Согласно свт. Иоанну Златоусту и после нашего греха существует возможность для того, чтобы изобразился в нас Христос, поскольку «только покаянием мы восстанавливаемся» (Ομιλία εις το ρητόν «Ουδέποτε άφ’ εαυτού ποιεί ο Υιός ουδέν…», Ε.Π.Ε. τ. 27, σελ. 590)

Три Святителя подчеркивают, что нам оказывают огромную помощь молитва и изучение Священного Писания. С помощью всех этих средств Божественной любви смиренные и восприимчивые души просвещаются, восприемлют образ Христа. Это, согласно свт. Григорию, является и освящением рода «сохранением образа и уподоблением первообразу, который оказывается связан плотскими узами» (Εις τον άγιον Κυπριανόν,Слово 24 в похвалу святого священномученика Киприана. Ε.Π.Ε. τ. 6, σελ. 118).

Это просвещение во Христе не происходит в одночасье или  за несколько часов, необходим пожизненный подвиг, борьба. В этой борьбе оказывает помощь подражание Христу. Свт. Василий Великий пишет: «Для того пришествие Христово во плоти, предначертание евангельских правил правил,  страдания, крест, воскресение, чтобы человек спасаемый через подражание Христу восприял бы древнее оное сыноположение»(Περί του Αγιου Πνεύματος, κεφ. Ιε’ О Святом Духе 15, Ε.Π.Ε. τ. 10 σελ. 366).

Подражание Христу, которое совершается не в духе морализма, но в духе смирения, оказывает помощь ведущему борьбу христианину в том, чтобы обрести добродетели Христа. Любовь, смирение, кротость, прощение, чистоту, дабы в нём самом изобразился Христос. Таким образом, происходит то, о чём говорит божественный апостол Павел: «Живу не я, но живёт во мне Христос» (Гал.  2. 20).

Христианин изменяет искажённый ум во ум Христов, обезображенное своё сердце в милосердие Христа, изуродованный  свой нрав в нрав Христа.

Верующий облекается во Христа и становится иным Христом. Свт. Василий пишет:«Поскольку для нас Христос есть жизнь, то следовательно  и слово наше необходимо должно быть о Христе и мысль наша, и всякое деяние наше должно иметь непосредственную связь с Его заповедями, посему и наша душа должна восприять облик сообразный Ему» (Έπιστ. 309, Προς Ευπατέριον και την θυγατέρα αυτού, Ε.Π.Ε. τ. 3, σελ. 507).

Однако это восстановление образа Божия через Христа в обезображенном человеке не произошло бы в том случае, если бы Христос не воспринял  бы образ раба, как об этом богословствует свт. Василий Великий в священной Анафоре своей Божественной Литургии, следуя апостолу Павлу и не произошло бы тогда «истощи Себе, зрак раба прием, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразны сотворит образу славы Своея».

Становится из подвергнутого испытанию очевидным то, что образование во Христе  предполагает соединение и общение со Христом. В этом общении Христос призывает верующего, как пишет свт. Иоанн Златоуст: «Я отец, я брат, я жених, я кров, я пища, я одеяние, я корень, я основание, я являюсь всем тем, что пожелаешь. Я  стал рабом, пришел чтобы послужить, а не чтобы Мне послужили. Я и друг, и член, и глава, и брат, и сестра, и матерь, я есть все. Только то, что дружественное относится ко Мне. Я жажду ради тебя и скиталец ради тебя, на крест восхожу ради тебя и нисхожу во гроб ради тебя. За тебя обращаюсь горе ко Отцу, долу же за ради тебя согласно воле Отца Я стал стариком. Все Мое тебе, и брат, и наследник, и друг, и член». (Ομιλία οστ’, Ε.Π.Ε τ. 12, σελ. 34)

 

 ***

 

Соединение Эллинизма и Христианства, которое смогли осуществить Три Святителя, не только не причинило вреда этим двум колоссам но, напротив, оно принесло им обеим пользу.

Эллинизм, как показывает наш историк Константин Папарригопулос, в то время, когда его Христианство нашло полумёртвым, оно смогло его оживить и возродить.

что же касается Церкви, греческий язык и философия ей дали возможность изложить сообразно изяществу языка её веру и богословие без какого-то ни было отрицания евангельского учения.

Мнение великого русского богослова о. Георгий Флоровского о том, что Эллинизм установил уникальные категории христианства, является смелым, но и верным. Может ли кто-нибудь представить себе Православие без его греческого выражения?

Это и является причиной того, что когда другие православные народы, которые восприняли Православие от Византии,  пришли к мнению, что они не могут в принципе умалиться или понести ущерб от содействия друг другу Православия и Эллинизма, но, напротив, они тем самым смогут обогатиться. Три Святителя  заложили основы Греко-православия. Они стали основоположниками  исторического пути нашей Греко-православной культуры.

Эта культура с тех пор на протяжении многих веков многое испытала и перенесла. И вплоть до сего дня она остается живоносной и творческой.

Несмотря на всё это, есть и такие люди, которые стремятся и желают отделить Эллинизм от Православия, потому что хотят изгнать Христа из нашего Отечества.

 И что даже ещё хуже, они хотят вновь принести атеизм или древнюю идолопоклонническую религию со лживыми Олимпийскими богами, жертвами и процессиями.

То есть они тем самым хотят возродить то, от чего нас избавил Христос, и с чем вели большую битву Три Святителя и великое облако христианских мучеников, и они очистили своей кровью.

Церковь восприяла человека эллина, его крестила, его очистила, его просветила и сделала эллина христианином. Теперь же они просвещённого эллина хотят вновь перекрестить и вновь его привить ко тьме идолопоклонства и безбожия. Приходится удивляться  этому дерзкому поступку.

Мыслитель Блез Паскаль где-то пишет о том, что человек (очевидно неверующий) с горячим желанием поверит в какую бы то ни было бессмыслицу, кроме как вполне очевидной истины Евангелия.

Всем тем, кто на протяжении веков пытался разрушить Церковь и истекающую из нее Греко-православную культуру свт. Иоанн Златоуст говорит: «Таково величие Церкви: когда нападают на неё, она побеждает; когда злоумышляют против неё, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны  — и не изнемогает, среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения, в борьбе неодолима, в сражении непобедима» (Ομιλία Β’ προς Ευτρόπιον, Вторая беседа на Евтропия,Ε.Π.Ε. τ. 33, σελ 110)

Мы благодарим Трех Святителей за их многоценный дар, который они нам передали, за нашу Греко-православную Традицию. Мы испрашиваем их благословения, дабы мы не оказались лишёнными и обделёнными их вклада, но смогли бы его сохранить, смогли бы его достойно передать последующим поколениям как драгоценнейшее наследие.

 

Это слово было произнесено в Афониаде школе на Святой Горе Афон 30 января (по старому стилю) 2001 года в день празднования памяти Трех Святителей

 

Источник: Журнал  Ο Όσιος Γρηγόριος», περίοδος β΄, Τεύχος 27ο, Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους, Άγιον Όρος 2002

 

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», © 2014 год.

 


[1]   См. в русском переводе свт. Григорий Богослов Творения Репринт. СТСЛ 1996 т.1., с. 609

[2]   В русском переводе с. 618

 



Подписка на новости

Последние обновления

События