Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Каждая сторона сохранит свои богатство, традицию и свою идентичность

ВАТИКАН РАСКРЫВАЕТ ПЛАНЫ О СОЕДИНЕНИИ

TO BATIKANON AΠΟΚΑΛΥΠΤΕΙ ΤΑ ΣΧΕΔΙΑ ΔΙΑ ΤΗΝ ΕΝΩΣΙΝ

Не существует полного согласия по вопросу о Первенстве

ΔΕΝ ΥΠΑΡΧΕΙ ΠΛΗΡΗΣ ΣΥΝΑΙΝΕΣΙΣ ΔΙΑ ΤΟ ΘΕΜΑ ΤΟΥ ΠΡΩΤΕΙΟΥ

 

газета Ὀρθόδοξος Τύπος, 16 Ἰανουαρίου 2009, σελ. 1, 5

 

Кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианского единства. Рим, новая Аппиева дорога

 

 

Ответственный за вопросы по единству Православной и Папской Церквей ватиканский кардинал Вальтер Каспер во время интервью Афинскому Агентству Информации (АПЕ) раскрыл долгосрочные планы в отношении соединения Церквей. Планы предусматривают, что каждая сторона сохранит свои позиции, своё духовное богатство и свою традицию. Эти планы, которые он раскрывает, появились на авансцене сравнительно недавно, почти сразу после Олимпийских игр, прошедших в Греции, которые обсуждались под руководством греческих военачальников и профессоров международных связей, занимающихся вопросами геополитики. В отношении планов писала в соответствующей статье и наша газета «ОТ»1. Кардинал Вальтер Касперс подтверждает все то, что вскрыла антипапская газета «ОТ», даже и недавно представленная аналитическая статья отца Саранти Саранту2, поскольку в своём интервью он утверждает, что 1) Богословская встреча папистов и православных на Крите, которая проходила за закрытыми дверями, составила «ключ» для последующих шагов к Соединению. 2) Кипр же соорудит «мост» православных и папистов для Соединения, очевидно с помощью превращения в униатство Православной Церкви как это кстати утверждал в своей аналитической статье в «ОТ» отец Саранти Саранту. 3) Униатство является «занозой» в отношениях между православными и папистами, но Ватикан не ведёт и речи о её упразднении вплоть до дня в который произойдёт Соединение, так как имеется существенная необходимость в признании богатства традиции Востока в лоне Папизма. 4) Большое расхождение во мнениях с православными существует в вопросе о Первенстве, основываясь на апостоле Петре. Папизм прибегает к тексту-документу Равенны в котором признается необходимость Первого на всех уровнях Церкви. Однако признается, что не существует даже «полного согласия» по этому вопросу, принимая во внимание, что существуют «небольшие окна», в которых имеется согласие между папистами и православными. Кардинал утверждает, что между православными и папистами существует множество общих признаков и в качестве примера он приводит большое почитание Богоматери. Это достойно внимания, однако и по этому вопросу паписты развили еретическое учение о непорочном зачатии Богоматери, или «Мариологию».

Интервью

Рассмотрим полный текст интервью кардинала Вальтера Каспера, которым оправдывается позиция «ОТ», но также и недавняя и вдохновенная аналитическая статья отца архимандрита «От Равенны до Элунды», которая печаталась в «ОТ». Текст интервью имеет следующее содержание:

«Римо-Католическая и Православная Церковь должны сохранить свою идентичность», подчёркивает в интервью для Афинского Агенства Печати и Информации (АПЕ-МПЕ) Кардинал Вальтер Каспер, который недавно побывал на Кипре для встречи религиозных и политических деятелей, организованной Церковью Кипра.

Кардинал Вальтер Каспер – одна из выдающихся личностей после папы Бенедикта XVI, представитель Римо-Католической церкви – он является председателем Понтификального Совета по вопросам христианского единства и вместе с митрополитом Пергамским Иоанном Зизиулас является сопредседателем Смешанной Комиссии по диалогу между православными и римо-католиками.

Во время встречи кардинал Каспер не говорит о соединении Православной и Римо-Католической церквей, но подчёркивает, что целью Богословского Диалога является «всецелое восстановление общения между Востоком и Западом. Единство, оберегающее наше различие».

Он также замечает, что общих признаков у нас настолько много, что их больше чем те, которые разъединяют православных и римо-католиков. И он охарактеризовал недавнее событие как историческое – произнесение Вселенским Патриархом Варфоломеем речи на соборе римо-католических епископов Римо-Католической церкви в прошедшем октябре месяце. Сегодня необходимо будет Церкви создать мост, который соединит национальности и народы между собой, но не только чтобы одарить», - подчёркивает Вальтер Каспер и передаёт, что Униатство составляет «занозу для православных». Что же касается заседания Смешанной Комиссии по Богословскому диалогу Православной и Римо-Католической Церквей, которое состоится осенью 2009г. на Кипре, кардинал и сопредседатель Комиссии Вальтер Каспер в интервью заявляет, что темой этой Комиссии будет роль епископа Рима в сознании Церкви первого тысячелетия. «Мы надеемся, что на Кипре наметится существенный прогресс в этой несомненно трудной проблеме, которая разделяет Восток и Запад», - замечает он. Полный текст эксклюзивного интервью Кардинала Вальтера Каспера следующий:

 

Как вы оцените отношения Римо-Католической церкви с Кипрской Церковью?

Новый Архиепископ Кипра нанёс нам визит в Риме и оставил замечательное впечатление. Он показал себя как человека открытого, симпатичного и духовного. Здесь закладываются очень хорошие отношения между Римо-Католической Церковью и Кипрской Церковью. Я был очень рад, когда с ним встречался и беседовал на Кипре.

Какой резонанс имело выступление Вселенского Патриарха Варфоломея на соборе кардиналов?

Речь Вселенского Патриарха имела весьма положительный отзвук и и ему весьма признательны. Конечно, она является одним из исторических событий, поскольку впервые за две тысячи лет Вселенский Патриарх произносил речь на столь высоком уровне Римо-католического собора. Патриарх заложил очень серьёзное, сделал некий важный вклад для развития диалога со православной стороны.

Какое значение имеет Богословский Диалог между двумя Церквами? Чего нам ожидать от встречи на Кипре в 2009г?

Вопросом встречи на Кипре в 2009г. будет роль епископа Рима в сознании Церкви первого тысячелетия. На Крите между тем будет нами подготовлен диалог и составлен, предполагаем, очень хороший текст-документ, и мы надеемся, что на Кипре будет намечен существенный прогресс в этой несомненно трудной проблеме, которая разделяет Восток и Запад, проблеме, которая будет составлять предмет братской духовной встречи. Поскольку речь идёт не только о богословском диалоге, но одновременно речь ведётся о диалоге и встрече людей. В данном случае мы, благодаря братской любви Кипрской Церкви, несомненно ожидаем много положительного.

Какое значением имеет текст Равенны? Является ли достижимой цель восстановления единства Православной и Римо-Католической Церквей?

Мы не говорим о соединении Православных и римо-католиков. Не ведётся речи о смешении обеих церквей, но о своевременном восстановлении общения между Востоком и Западом. Единство сохраняется в нашем различии. Речь не идёт о объединённой Церкви. Православная Церковь будет сохранять свою традицию. Очень важным является то, на каких условиях и каким образом можно восстановить (начать восстановление) общение с Римом. Следовательно речь идёт о некоем духовном обогащении. Нет речи о существенном исчезновении, растворении вообще кого-то из-за кого-то. Самым непосредственным образом ведётся речь об обмене духовными дарами, которыми мы оба удостоены обладать, с тем чтобы полностью обоим обогатиться ими, то есть одна Церковь через другую и обе одна от другой.

 

Какие целям служит для Римо-Католической Церкви Униатство?

Униатство- это термин, который применяется для тех Православных Церквей, которые имеют полное общение с Римо-Католической Церковью. Это составляет несомненно занозу для Православия, однако отправной точкой является событие, которое произошло в другие исторические эпохи из-за некоторых различных обычаев, которые сегодня не существуют. Поскольку эти Церкви полностью и в точности соответствуют в вере Риму, то поэтому Рим считает необходимым их уважать. Их существование оправданно. Проблема может быть решена только в рамках универсального единства Католической церкви с Православной Церковью, то есть в рамках полного общения обеих Церквей. В настоящее время положение таково, что существование Униатства означает существование восточной традиции с лоне Римо-Католической Церкви. По этой причине к ней проявляется уважение и почтение. Также по этой причине она будет значительно способствовать экуменическому сближению.

 

Термин «сикретизм» вызывает серьёзное напряжение. Какова Ваша позиция?

Под синкретизмом мы понимаем некое смешение религий. Что же касается Римо-Католической Церкви, то она является его резкой противницей. Римо-Католическая и Православная Церкви должны сохранять сою идентичность. Мы можем, конечно же, только учиться друг у друга, но мы не можем смешивать религии с Церковью. Нам необходимо признать существование между нами различия и его уважать.

Какова позиция Римо-Католической Церкви в отношении этнофилитизма?

Этнофилитизм – это проблема, которая появилась в 19 столетии в Православной Церкви, и которая её осудила. С этой проблемой не сталкивается Римо-Католическая Церковь, она там не существует, поскольку она не является национальной Церковью. Для меня это очень важно. Для того, чтобы был христианин и Церковь, необходимо превзойти пристрастие к некой стране и некой нации. Это присуще человеческой природе – любить своё Отечество и её уважать, но внутри Церкви не существует границ. И сегодня Церкви необходимо соорудить мост, который бы соединил бы между собой нации и народы, а не разделял их. Церковь несёт проповедь мира.

 

Православные воспринимают Первенство Папы в основе которого лежит Римская кафедра, но не преемство от апостола Петра, потому что он был основателем и других Православных Церквей. Что Вы по этому поводу скажете?

Это одна из трудных проблем, которую я не могу анализировать в рамках короткого времени для интервью. Наша точка зрения такова, что апостолом Петром предоставляется Римо-Католической Церкви некая роль. И в документе Равенны признано, что на каждом уровне Церкви: местном, окружном и вселенском, существует необходимость в Первом лице. С этой точки зрения собеседование имеет большое значение, касаясь возможности епископа Рима быть в качестве Первого для каждой местной Церкви, для вселенской Церкви и для Православной Церкви. В данном случае мы имеем ещё разногласия, нет полного согласия, но произошло важное сближение и мы надеемся, что Святой Дух нас будет вести к тому, чтобы мы достигли некоего единства.

 

Что общего имеют римо-католики с православными христианами?

Мы имеем общие догматы первого тысячелетия, веруем во Святую Троицу, в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Это для нас является общим. Во-вторых, мы имеем все Таинства общими. Католическая Церковь признает все Таинства Православной Церкви. Мы имеем отличный от Протестантской церкви взгляд на епископа Церкви, мы также почитаем Святых и превыше всех Деву Марию. И так много общего мы имеем. Общих признаков мы имеем больше, нежели тех, которые нас разделяют.

 

По Вашему мнению какой вопрос для Православной и Римо-Католической Церквей является первоочередным в 21 веке?

Нам главным образом и прежде всего следовало бы прийти к взаимному согласию по вопросам, которые нас разделяют. По этой причине мы ведём собеседование относительно Первенства Римского епископа во вселенской Церкви. Здесь намечается достаточно хороший прогресс, но впереди путь ещё очень далёкий по сравнению с пройденным. Сегодня для обеих Церквей существуют общие вызовы. Вызов со стороны Ислама, обмирщения Церкви, но также и со стороны некоего нового движения сект-ересей. Было бы полезно и благотворно, если бы по данным вопросами бы имели один голос. Тогда бы наш вселенский голос стал бы в большей степени удовлетворительным и убедительным.

1 Ὀρθόδοξος Τύπος

2перевод этой статьи представлен на нашем сайте в 6 частях под наименованием «Экуменические шаги. От Равенны до Элунды»



Подписка на новости

Последние обновления

События