Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Геронда Василиос  Гонтикакис,проигумен Иверского монастыря на Святой Горе Афон

 

Церковь как богочеловеческий институт

 

[…] Институт Церкви не является человеческим, а скорее имеет божественное/человеческое основание.

И то, как он функционирует, является подтверждением и проявлением непреходящего присутствия Господа среди нас.

Человеческие и светские институты (или духовные институты, организованные по светскому принципу) имеют своей целью продвижение планов тех, кто ими руководит. Они стремятся увеличить свою власть и влияние. Навязать свою волю и подчинить себе как можно больше людей. Возможно, с целью их спасения. Потому что люди с прозаичным мышлением вполне способны представить себе спасение человечества через упразднение свободы, то есть через упразднение человеческой личности.

В этих учреждениях, функционирующих светским образом, как машины, люди либо подчиняются, либо становятся существами без собственной воли, как наемники или часть машины; или они реагируют разрушительными действиями. Они выходят из учреждения. И они привязываются к своему индивидуальному образу мышления, используя его для построения своей жизни и жизни любых других людей, готовых следовать за ними. Но если кто-то теряет свое единство с Церковью, он теряет свою свободу. Потому что они теряют свое настоящее «я», которым являются все другие люди.

 

Никакое человеческое учреждение, даже если оно называется «церковным», не может вместить, ограничить или удовлетворить людей, имеющих в себе дыхание Божие, жаждущих еще большего, расширения, Христа. Они не могут удовлетвориться каким-то обещанием, какой-то светской перспективой или чем-то другим, поэтому они ищут непостижимое, недостижимое по-человечески. Все их существо говорит «Нет» светско-организованным учреждениям, которые якобы хотят ввести их в таинство жизни и спасения. Для них хороший духовный институт, функционирующий механически, находится на грани краха, распада и исчезновения.

 

Вот почему Господь, Который все это знает, пришел разорвать узы. Он уничтожил обман. Он опрокинул столы меновщиков и скамьи торговцев, которые превратили храм в торговый дом. Он освободил нас от проклятия Закона.

И с Его сошествием в ад «засовы адовы сокрушились, врата сломались, гробы отворились, и мертвые воскресли». И все мертвые вышли на свет. «И не было мертвых в гробницах». И установил Церковь, которая не тюрьма (даже с золотыми слитками), а свобода и «крепка любовь, как смерть» [Песнь Песней, 8, 6].

И чрево другой матери, ширшей небес, рождает нас. Мы дети свободной женщины, свободы, которую мы обретаем через послушание Божьей истине, которая есть любовь. В то время как человеческие учреждения боятся человеческой свободы и поэтому сковывают или упраздняют ее, учреждение Церкви рождает людей, свободных в Духе. И весь институт Церкви построен Духом, Который «дышет, где хочет, …и не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Так бывает со всяким, рожденным от Духа» [Ин. 3, 8].

 

Неограниченная свобода – скала веры. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, святые не хранители закона, а законотворцы. Учреждение Церкви основано на дарах Божиих, и таланты, данные святым, действуют как руководящие принципы для полного состава ее членов. Можно сказать, что нет людей, одаренных талантами, но что они рождаются, зарождаются постоянно. Дело не в том, что они получили в какое-то конкретное время дар, благодаря которому они приобрели некоторую статическую способность, а скорее в том, что они получили благословение, которое продолжает дароваться им с течением времени.

 

Это люди, которые действительно осознали нашу предельную слабость и Божью благость. Всех остальных они видят хорошими и чистыми, а себя считают ниже всего остального творения. Они имеют благодать трепетного сокрушения смиренных, крайне несчастных. И, как губка, они впитывают Грейс. Они получают дары внутреннего удовлетворения и просветления. Они не считают это ни своим достижением, ни результатом того потенциала, который они реализовали, чтобы повысить собственное положение и принизить других. Они изумляются невыразимой любви Бога и спонтанно возвращают ее. Они немедленно возвращают ее Подателю даров.

 

Это делает их достойными продолжать получать новые таланты, большие, чистые и духовные, которые благословляют все сущее. Тем не менее, они по-прежнему не имеют ни малейшего уважения к себе, хотя и высоко ценят Бога.

Источник: https://pemptousia.com/2022/06/the-church-as-theanthropic-institution/

©Перевод интернет-портала «Православный Апологет»2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События