Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Протопресвитер Феодор Зисис

Почётный профессор богословского факультета

Фессалоникийского университета им. Аристотеля

 

Опровержение окружного послания Священного Синода по вопросу вакцинации

 

ΕΙΣΑΓΩΓΙΚΑ

ΣΤΗΝ ΑΝΑΙΡΕΣΗ ΤΗΣ ΣΥΝΟΔΙΚΗΣ ΕΓΚΥΚΛΙΟΥ

ΓΙΑ ΤΟΝ ΕΜΒΟΛΙΑΣΜΟ

Protopresbyter Theodoros Zisis (Biographical notes)

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, Постоянный Священный Синод Элладской Церкви на своем заседании 13 июля текущего года решил, среди прочего, составить и направить церковной полноте окружное послание. В этом послании Священный Синод призывает верующих вакцинироваться одной из вакцин, которые рекомендуют врачи-специалисты, назначенные правительством, чей авторитет и достоверность высказываний были признаны руководством Церкви. Одновременно было принято решение подготовить брошюру «К народу», подобную тем, которые и раньше время от времени раздавались верующим. Предлагалось, чтобы в этой брошюре соответствующим образом подобранные врачи дали ответы на вопросы и прокомментировали обоснованные опасения верных в отношении официально одобренных вакцин против коронавируса (Covid-19).

В итоге действительно было подготовлено Синодальное окружное послание № 3045 от 14 июля 2021 года под названием «Церковь и наука в борьбе с пандемией», которое 16 июля было направлено в Священную Афинскую Архиепископию и во все Священные митрополии с указанием «зачитать её в храмах в воскресенье, 25 июля сего года, во время Божественной литургии вместо проповеди». Была также подготовлена ​​брошюра «К народу» под названием «Христиане спрашивают нас о вакцине, а врачи отвечают», где приведено двенадцать ответов на такое же количество вопросов. Синодальная брошюра была отправлена в Священные митрополии и раздавалась на местах.

Оба документа вызвали сильный протест со стороны сознательных членов полноты церковной, которые иногда выражали свое возмущение даже в самих храмах во время чтения окружного послания. Впрочем, бывали и такие случаи, когда окружное послание не зачитывалось вслух, а брошюра «К народу» не вручалась людям. Последовало множество критических статей, авторы которых раскрывали проблемы, создаваемые вакцинацией — насильственно насаждаемой различными средствами и способами — в трех основных аспектах:

- с богословско-церковной точки зрения;

- с юридической точки зрения, а также и

- с медицинской точки зрения.

С нашей стороны, на основании чисто богословско-церковных критериев, мы прокомментировали ставшее уже печально известным окружное послание в проповеди, произнесённой во время престольного праздника в монастыре Святой Параскевы в Милохори (Птолемаида) 26 апреля 2021 года. Это видео в дальнейшем было размещено в интернете, получило одобрительные отзывы зрительской аудитории и успокоило многих из тех, для кого нынешние события стали настоящим соблазном [1]. По этой причине, чтобы еще больше укрепить правомыслящих, мы решили сделать также и письменное опровержение этого документа, где мы сопоставим окружное послание с агиографическими, святоотеческими и священно-каноническими положениями, которые не вмещаются в рамках одной литургической проповеди.

 

1. Словеса лукавствия. Чёрное становится белым.

Есть три основные причины, которые понуждают к внимательному рассмотрению и опровержению окружного послания:

- Окружное послание заявляет и «достоверно» подтверждает, что «эта вакцина никоим образом не противоречит агиографическому, святоотеческому и каноническому учению нашей Святой Церкви». Это утверждение является ложным и вводит читателя в заблуждение; оно полностью искажает истинное положение вещей. Верно прямо противоположное: эта конкретная вакцина и то, как её продвигают и применяют, совершенно несовместима с учением Церкви. Те немногочисленные свидетельства из Священного Писания и святоотеческой литературы, которые приводятся в окружном послании, вырваны из контекста таким образом, что искажены не только по смыслу, но и фактологически — с извращением текста и подачей несуществующей информации, то есть, по сути, явной лжи. Это наблюдается, например, в том месте послания, где упоминается пророк Исаия, который вылечил царя Езекию якобы с помощью медицинской науки. Возникает обоснованный вопрос по этому поводу: неужели в Священном Синоде и в окружении архиепископа нет серьёзных и образованных клириков и богословов? Невежественные, безграмотные и безответственные люди составляют недостоверные тексты, не выдерживающие никакой критики… Неужели и составитель этого послания, и члены Синода (которые его подписали и теперь считаются его авторами, а потому понесут всю ответственность за него) не знали, что у лжи, как мудро говорит наш народ, короткие ноги, и что она далеко не уйдет и очень скоро станет заметной?

Здесь следует сказать, что искажение истины и её подмена ложью сопровождают историю человечества с самого начала сотворения мира, а изобретателем и родоначальником лжи был тот, имя которого в переводе означает «противник Бога, супостат, супротивный», то есть сатана. Он первым положил начало злу и греху. Своими лживыми и притворными ласкательными речами он увлек первозданных людей, настроил их против Бога и довел до смерти и тления.

С тех пор в мире появилось слово, противное Божественному Слову — слово лукавства (греч. ανάποδος λόγος) [2], которое представляет черное белым и белое черным, горькое сладким и сладкое горьким. Тех, кто изрекает это лживое, лукавое слово, противное истине, которое выдает ценности за нечто нестоящее, а пустое и тщетное изображает ценным, Священное Писание порицает и осуждает. Страшно слово горечи и разочарования, которое произносит Бог устами пророка Исаии: Бог насадил виноградник в ветхозаветном Иерусалиме, а затем и в Новом Иерусалиме (Церкви), а тот произрастил терние; дал плоды, противоположные тому, что ждал Господь. «Ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды» [3]. Посему в качестве воспитательного наказания за разрушение и попрание виноградника он произносит грозное «Горе!» против тех, кто искажает истину, выставляет напоказ свою мудрость и ученость и преследует благочестивых и праведников, получив подкуп от нечестивцев и лжецов. Где найти лучшее изображение того, что происходит сейчас в политике и Церкви? «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» [4].

 

2. Переоценивается роль медицины и недооценивается исцеляющая благодать Божия.

Вторая причина, по которой должно быть опровергнуто окружное послание, — это переоценивание роли медицинской науки и недооценивание целительной силы Бога и святых, подтвержденной неисчислимыми чудесами врачевания болящих, то есть принижение сверхъестественной энергии и действия нетварной благодати Божией.

Это духовная болезнь западного мира, в котором правят рационализм и сциентизм — поклонение науке: они изгоняют Бога из всех сфер человеческой деятельности и умерщвляют Его в человеческой душе; нагло возводят на престол сверхчеловека; упраздняют теоцентризм и поставляют на его место антропоцентризм. Именно по этой причине мы охарактеризовали направленность окружного послания как еретическую и неоварлаамитскую. Оно восхваляет и прославляет медицинскую науку, но замалчивает и скрывает существование врачующей и целительной энергии Божией, на которую должно было обратить внимание паствы в первую очередь, увещевая и призывая верующих прибегать за помощью в храм, ходить крестными ходами со святыми иконами и мощами и участвовать в других богослужениях, чтобы испросить «сверхъестественного» вмешательства Бога и избавления от бича коронавируса. Именно так на протяжении веков и поступала наша Церковь, избавляя людей от инфекционных болезней, что подтверждают и примеры из истории, некоторые из которых мы представили в нашей предыдущей статье [5].

Это западное папское стремление чрезмерно полагаться и надеяться на философию и науку принес в Салоники и в Константинополь в XIV веке пришедший с Запада монах Варлаам Калабрийский, предтеча эпохи Просвещения, отличавшийся особым высокомерием и гордыней. Однако его заблуждению успешно противостоял святитель Григорий Палама, учение которого было утверждено Церковью на Константинопольских Соборах 1341 и 1351 годов, осудивших варлаамизм как ересь. Эти соборы имеют такую исключительную важность для Православия, что почитаются православными как IX Вселенский Собор. А VIII Вселенским Собором принято называть Собор 879 года при Фотии Великом, который осудил папистскую ересь филиокве и вышедших из папизма в ХVI веке протестантов.

Церковь не против медицинской науки, а также любой науки и искусства. Но они могут быть оценены положительно только тогда, когда их используют на благо людей, правильным образом, признавая тот факт, что Бог не только является Подателем всех лекарств и веществ, которыми пользуются врачи, но и просвещает их, чтобы они могли совершать свое дело. Когда врачи переоценивают возможности медицинской науки и пытаются изменить и исказить произведение Творца, когда вместо пользы они причиняют вред, когда медицинская помощь зависит от финансовых возможностей пациентов, когда они даже оправдывают убийство одних людей, чтобы помочь выжить другим (аборты, трансплантации), когда они вводят опасные вакцины и препараты, которые не прошли испытаний и могут привести к болезни и смерти, тогда врачебное искусство становится преступлением (злохудожеством), а употребление медицинских препаратов превращается в злоупотребление и беззаконие. Прежде всего, хороший и рассудительный врач осознает пределы своих возможностей. Он прекрасно понимает, что бывают такие случаи заболеваний у пациентов, когда медицина бессильна. И тогда он воздевает руки в молитве и уповает только на силу и на вмешательство Господа, Всемогущего Врача душ и телес, на небесную и божественную медицинскую помощь. Целых двенадцать лет кровоточивая женщина из Евангелия обращалась к разным врачам и потратила на них всё свое состояние, чтобы остановить кровотечение, и ни один врач не смог вылечить её. Но этот недуг мгновенно оставил её, как только она прикоснулась к одеждам Христа, благодаря врачующей Божественной благодати [6]. Даже в Ветхом Завете говорится: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его» [7]. А сразу же после этого уточняется, что медицинская наука не должна быть самодовлеющей и самохвалящейся, но ей следует действовать во славу Божию: «Для того Он (Бог) и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его» [8]. Однако все меры, принятые с самого начала эпидемии, причем, к сожалению, с согласия большинства епископов, были направлены против славы Божией. Рассматриваемое нами окружное послание, а также некоторые клирики и богословы злоумышленно утверждают, что все принимаемые меры «относятся только к области медицины» и что «не следует делать их предметом богословия». Напротив, «Премудрость Иисуса сына Сирахова» — чтобы не было превозносимо исключительно искусство врачей и не забывался Бог как Наивысший Врач — настоятельно советует: когда мы больны, не следует забывать о врачующей, целительной благодати Божией, но прибегать к нашему Творцу с молитвой. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя» [9].

Такое же относительное, но не абсолютное доверие к медицинской науке имел и свт. Василий Великий, который имел медицинское образование и был практикующим врачом. После подробного ответа на вопрос, позволяет ли благочестие использовать достижения медицины[10], он приходит к выводу, что мы не должны ни полностью избегать помощи врачей, ни безоговорочно возлагать на них все надежды: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так не сообразно полагать в нем всю свою надежду» [11]. Как и во всех искусствах, все зависит от их хорошего или плохого использования. Тем не менее, он считает «скотским несмыслием» полностью полагаться лишь на силы врачей и именует «жалкими» тех, кто называет врачей своими спасителями: «Скотское было бы несмыслие надеяться <получить> себе здоровья единственно от рук врача, чему, как видим, подвергаются иные жалкие люди, которые не стыдятся именовать врачей своими спасителями» [12].

 

3. Коронавирус инструмент глобализации и экуменизма.

За двухтысячелетнюю историю христианства со стороны супостата диавола было предпринято немало попыток уничтожения Церкви с помощью лжесловесия язычества либо гностического синкретизма во времена языческой и синкретической Римской империи, а позднее посредством различных ересей и расколов и в христианской империи ромеев (Византии). И это продолжается вплоть до сегодняшнего дня. Диавол пытается разрушить нашу святую Церковь, научить христиан «иному Евангелию», перевернуть все с ног на голову с помощью лжи и лукавых измышлений своих служителей.

Однако святая Православная Церковь — единственная Церковь Христова, о которой идет речь в Символе веры, осталась и пребудет непобедимой по известному обетованию Господа: «И врата ада не одолеют ее» [13]. Сам Господь обещал быть всегда вместе с верующими до конца истории: «Я с вами во все дни до скончания века» [14]. Основание непобедимости Церкви — неразрушимо, согласно великомученику и исповеднику Истины святому Иоанну Златоусту, который умер в изгнании и страданиях, потому что он выступал против лукавых слов и дел могущественного политического и церковного руководства царственного в то время града Константинополя. В речи, произнесенной им незадолго до изгнания, святитель обращается к своим преследователям, а также к сильным мира сего всех времен, политическим и церковным, советуя им прекратить войну против Церкви, потому что они обречены на поражение. Если кто-то вступает в борьбу, он либо победит, либо будет побежден, но в войне против Церкви победа невозможна, потому что Церковь основана и хранима Самим Богом, а никто не может быть сильнее Бога [15].

Так вот, зная силу Божию, диавол ожидает и надеется, что Бог перестанет защищать Церковь, когда мы, христиане, окажемся недостойными Его защиты, когда мы оставим Евангелие и последуем за лжеепископами, лжесвященниками и лжеучителями, когда вместо винограда мы произведём терние. По словам свт. Иоанна Златоуста, Бог «отнимает благодать Духа, когда гневается на нас» [16]. К сожалению, западный мир, отпавший от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (т. е. Православной Церкви), на протяжении всего второго тысячелетия после Рождества Христова все сильнее искажал Евангелие и церковное Предание, сначала папизмом, а затем еще хуже — протестантизмом. Западный мир перестал считать Христа главой Церкви, поставив на Его место папу; он превознес рационализм и науку и преклонился пред ними, противопоставив Богочеловеку Христу и благодати Святого Духа некоего сверхчеловека науки и техники, силу человеческого рассудка и человеческой логики. Запад дехристианизировался и потерял благодать Святого Духа, поэтому он и находится в плену у сатанинских и антихристовых сил, которые в ХІХ веке разработали и пустили в ход против христианства, его исключительности, синкретический масонский экуменизм, отрицающий единственность Церкви Православной. Согласно этому учению, спасение достигается не только в христианстве, но и в других религиях, а православным следует расстаться с «нарциссизмом», поскольку мы признаём Церковью только нашу Православную Церковь, тогда как «церквами» являются также и еретические сообщества. Именно такой ложный взгляд принял Критский лжесобор, состоявшийся в Колимбари в 2016 году, и таким же образом действовал патриарх Варфоломей, когда с папистской сверхвластью признал раскольников Украины «автокефальной церковью», презрев уже существующую каноническую Украинскую Православную Церковь и соборное Предание Вселенской Церкви Христовой.

Наряду с этим религиозным экуменизмом, устраняющим различия между религиями и христианскими конфессиями, чтобы привести их ко всерелигии антихриста, разворачивается и политический универсализм, который использует новые методы перемешивания и ассимиляции народов, культур и стран в мирное время [17]. Людям намеренно навязали культ потребительства и оболгали здоровый патриотизм, назвав его «расизмом». И здесь также продвигается мультикультурализм, чтобы новые поколения забыли историю, чтобы разрушить культурный и этнический иммунитет народа к вводимым беззаконным новшествам и предать его во власть глобализации, Нового мирового порядка и Новой Эры, насаждаемой сатанинским масонством. Теперь они посчитали, что сознание людей окончательно «созрело» и готово принять как всерелигию, так и новое мировое правительство, «Великую перезагрузку» (Great Reset) эпохи религиозного и политического экуменизма, который напрочь переворачивает евангельское и церковное предание.

Появление и распространение инфекции коронавируса, вне зависимости от того, искусственного или естественного она происхождения, сыграло на руку тем, кто продвигает глобализацию и экуменизм, чтобы проверить реакцию людей и их готовность к подчинению единой всемирной диктатуре и тирании в рамках одного глобального проекта управления. Они воздвигли новых идолов, Здоровье и Науку, и поставили их превыше Самого Бога. Они запугивают людей страхом смерти, попирая и оскорбляя учение Церкви, литургические собрания, священные таинства. Вид клириков в масках вокруг Святого Престола, а также мирян, стоящих в масках на службе в храме, походит не на изображение ангелов, о которых поется в Херувимской песни: «Иже херувимы тайно образующе», но напоминает скорее карнавальное шествие ряженых на Масленицу, где, по словам преподобного Никодима Святогорца, танцует сатана [18]. А главным образом они заинтересованы в том, чтобы подчинить себе Церковь — святую Православную Церковь, поскольку западные христианские конфессии и так давно уже им подчинились и полностью вовлечены в политический и религиозный экуменизм.

Еще несколько десятилетий назад Православная Церковь и, в частности, Элладская Поместная Церковь, не повиновалась и не подчинялась распоряжениям масонского «Нового мирового порядка» и экуменическому курсу Фанара, который с конца 19 века добровольно сдался в плен чего можно было бы избежать — и оказался впутан в планы управителей Новой Эры антихриста. Такое поведение Элладской Церкви было большим препятствием на пути продвижения экуменизма и глобализации. Они ожидали, что экуменическая коррозия Православия будет прогрессировать, что созреют благоприятные условия для начала осуществления в первую очередь «объединения церквей», а затем и слияния религий. Говорят, что, согласно информации из архивов Ватикана, решение об «объединении церквей» было принято ещё при жизни патриарха Афинагора. Но оно приостановилось и не получило развития (по крайней мере, его официальное провозглашение) из-за противодействия Элладской Церкви и Святой Горы Афон.

Давайте вспомним, что три епископа Элладской Церкви и даже «Новых Земель», приснопамятный митрополит Элефтерупольский Амвросий, митрополит Парамифийский Павел и митрополит Флоринский Августин на три года, с 1969 по 1972 год, прекратили поминовение патриарха Афинагора, как поступили и все монастыри Святой Горы Афон, а также преподобный Паисий Святогорец. А сейчас, по прошествии полувека, экуменическое разложение зашло намного дальше, и уже «созрело» сознание многих непосвященных, у которых нет антител для противодействия заразе экуменизма. Три основные органа, которые должны были вырабатывать защитные антитела в соборном Теле Православной Церкви, а именно епископат, Святая Гора Афон и богословские факультеты, почти полностью захвачены в плен, как мы показали в нашем предыдущем исследовании [19]. Таким образом, ожидания экуменистов оправдались, то есть экуменизм созрел в сознании духовенства, богословов и несведующих мирян, так что они готовы двигаться вперёд к «объединению церквей» и всерелигии.

Надежда на действенное православное сопротивление этим процессам могла бы расцвести и принести плод, если бы великая по своей численности и политической силе православная Россия взяла иной курс, отличный от Константинополя, отказавшись от экуменизма, от межхристианских и межрелигиозных связей, как это произошло на Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439). К сожалению, на уровне руководства Русской Церкви экуменизм цветёт махровым цветом. Они придерживаются такой же позиции, как Константинополь, и в отношении принимаемых государством мер: ношения масок в храме и обязательной вакцинации. И здесь тоже совершенно явно присутствуют перевёрнутые смыслы, словеса лукавствия, о которых уже упоминалось выше, поскольку нынешние заявления иерархов и богословов в пользу вакцинации вступают в противоречие с относительно недавними соборными решениям Русской Церкви о запрете применения эмбрионального материала в медицинских целях [20].

А наиболее очевидным и неоспоримым доказательством того, что коронавирус используется ради насаждения глобализации и экуменизма, является то, что самые известные иерархи-экуменисты поспешили вакцинироваться в телеэфире, чтобы показать другим образец и пример подчинения сильным мира сего. Это видно также из того, что они поддержали все меры, и даже те, что были приняты против Церкви: закрытие храмов, ношение масок в храме, запрет крестных ходов, изменение времени празднования Пасхи и многое другое. Сколь многие из скорбных возгласов «Горе!», произнесённых пророками, св. Иоанном Крестителем и Самим Христом относятся также и к нам!!!

Мы рассмотрим окружное послание более подробно в нашей следующей статье.

Протопресвитер Феодор Зисис

26 августа 2021 г.

 

[1] См. на сайтах: ΑΥΓΟΥΣΤΙΝΟΣ ΚΑΝΤΙΩΤΗΣ под названием: Σχόλια στὰ ψέμματα τῆς Ἐγκυκλίου τῆς ΔΙΣ (3045), γιὰ τὰ ἐμβόλια τοῦ Κορωνοϊοῦ, 26.07.2021, и на сайте ΚΑΤΑΝΥΞΙΣ под названием: «Ὁ π. Θεόδωρος ξετινάζει τὴν ἐγκύκλιο τῆς ΔΙΣ γιὰ τὰ ἐμβόλια», 28-7-2021. ΤΑΣ ΘΥΡΑΣ, ΤΑΣ ΘΥΡΑΣ: «Ὁ π. Θεόδωρος σχολιάζει τὴ νεοβαρλααμικὴ Ἐγκύκλιο», 20-8-2021.

[2] По поводу словес лукавствия, которые раздаются в наше время с момента объявления пандемии коронавируса, см. замечательную статью Константина Вафиотиса, бывшего доцента уголовного права, под названием «Ὁ θαυμαστὸς ἀνάποδος κόσμος τῆς ὑγειονομικῆς δικτατορίας» в газете Κυριακάτικη Δημοκρατία от 01.08.2021, с. 05β/21 и на сайте Ὀρθόδοξος Τύπος с тем же названием 2.8.2021.

[3] Ис. 5, 2.

[4] Там же 5, 20–23.

[5] См. статью протопресвитера Феодора Зисиса «О спасении города Лемноса от эпидемии по молитвам святителя Григория Паламы», Теодромия 22 (2020) 154–161 и в нашей книге: «Ἐκκλησία καὶ Κορωνοϊός. Προσβολὴ τῶν δογμάτων καὶ τῆς ἱερότητας τῶν ναῶν», Салоники 2020, изд-во «То Палимпсистон», с. 13–24. См. также его работу «Ὁ Ἅγιος Δημήτριος σώζει τὴ Θεσσαλονίκη ἀπὸ λοίμωξη χειρότερη τοῦ Κορωνοϊοῦ», Θεοδρομία 22 (2020) 624-635, и в интернете: https://myrophoros.blogspot.com/2020/04/blog-post_54.html

[6] Лк 8, 42–44: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось». Об этом рассказывает апостол и евангелист Лука, по профессии врач.

[7] Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова 38, 1

[8] Там же 38, 6.

[9] Там же 38, 9. Подробнее см. в работе протопресвитера Феодора Зисиса «Οἱ γιατροὶ ἀδύναμοι, ὁ Χριστὸς παντοδύναμος», Θεοδρομία 22 (2020) 499–505 и в Интернете.

[10] Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах 2, Вопрос 55: «Согласно ли с целью благочестия пользоваться врачебными средствами», ΕΠΕ 8, 394–408.

[11] Там же 5, ΕΠΕ 8, 406.

[12] Там же 3, ΕΠΕ 8, 400–402.

[13] Мф. 16, 18.

[14] Там же 28, 20.

[15] Беседа пред отправлением в ссылку 1, PG 52, 429: «Нет ничего, человек, сильнее Церкви… Если ты воюешь с человеком, то и побеждаешь, или бываешь побежден; а когда воюешь с Церковью, то победить тебе невозможно, потому, что Бог сильнее всех».

[16] Беседы на Святую Пятидесятницу 13, PG 50, 457.

[17] Больше об этом см. в наших двух статьях: 1) «Πολιτικὸς καὶ Θρησκευτικὸς Οἰκουμενισμός», Θεοδρομία 9 (2007) 3–9 и 2) «Ὁ ἑλληνορθόδοξος πολιτισμὸς καὶ ἡ ὑγιὴς Παγκοσμιοποίηση», Θεοδρομία 17 (2015) 116–130.

[18] Прп. Никодим Святогорец «Благонравие христиан». Салоники, изд-во Вас. Ригопулоса, с. 35: «Пляшет диавол, то и дело меняя одеяния, и вместе с ним веселится множество бесов».

[19] Протопресвитер Феодор Зисис «Κινδυνεύει τώρα σοβαρὰ ἡ Ὀρθοδοξία», Θεοδρομία 9 (2007) 89–128.

[20]. См. Дмитрий Малышев «О духовной опасности вакцины «Спутник V». На сайте ΚΑΤΑΝΥΞΗ эта статья опубликована под названием «Ὅλη ἡ ἀλήθεια γιὰ τὴ χρήση ἐκτρωμένων ἐμβρύων στὰ ἐμβόλια κατὰ τοῦ κορωνοϊοῦ», 03.08.2021. См. на эту же тему и «Открытое письмо Высокопреосвященнейшему Тихону, митрополиту Псковскому и Порховскому», подписанное Анатолием Артюхом, координатором «Собора православных мирян», Санкт-Петербург. На сайте ΚΑΤΑΝΥΞΗ опубликовано под названием «Ἐπιστολὴ διαμάντι ὀρθοδόξων λαϊκῶν, πρὸς Ἐπισκόπους ἐναντίον τοῦ μαζικοῦ ἐμβολιασμοῦ», 24.08.2021.

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2021/08/blog-post_45.html

 



Подписка на новости

Последние обновления

События