Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Βασίλειος Γκρίλλας, Θεολόγος, ΜΑ Θεολογίας

Василий Гриллас, богослов, магистр богословия

Ценность Традиции в церковном опыте

Η αξία της Παραδόσεως στη βιωματική πορεία της Εκκλησίας

Часть 2

Если попытаться рассуждать о двух предыдущих примерах – о посте и милостыне, в условиях простого различия между добром и злом, то человек придет к рациональным выводам, далеким от обоснования их Православной Традицией. Напротив, Православная Традиция в понимании поста и милосердия применимо к среде человека и при реалистичном видении дает возможность сделать существенные выводы, поскольку они проистекают от среды опыта. Это означает, что делание поста и творение милостыни имеют значимый контекст, если они возделываются  в среде всех тех заповедей в целом, которые определены Церковью. Таким образом, подвиг-аскетизм тогда может иметь существенные плоды и результаты, если он совершается как выражение любви с чувством смирения, в духе покаяния на основании веры. Если подвиг совершается в одностороннем направлении, не возделывается в этой среде добродетелей, то он не имеет аскетического результата, а по сути таковой является преувеличением на уровне фарисейской гордости и причуд книжников.

 

Православная Традиция существует как воплощение человеческого опыта. Основной стороной жизни православного христианина является покаяние, не как угнетающее сознание, а как изменение, изменяющее жизнь, которое приносит радость и облегчение человеку и как торжественное существование ангелов на небесах [1]. Неслучайно, что в церковной традиции отцы характеризуют тревогу и депрессию, вызванные угрызениями совести, как зло и мелкий психоз, которые порождаются в результате угрызения совести, и боязнью наказания, что является следствием эгоизма и гордости. То есть человек впадает в депрессию и в стрессовую ситуацию из-за ошибочного убеждения, что он может сам преодолеть любую ошибку или грех, сосредоточенный на своих собственных силах. Этот эгоизм, который является подлинным порождением индивидуальной гордости, присущей человеческому существу, преодолевается каталитическим явлением Бога, если человек решает покаяться. Покаявшийся человек существенно меняет свой ход мыслей и отвлекает себя от эгоцентричной оси своего существования, превращая его в ориентированную на Христа ось принципиального разрешения своих грехов. Когда для человека, благодаря покаянию, центром жизни становится Христос, то жизнь человека охристосывается, и в этом охристосывании нет никакой формы угрызений совести, депрессии, тревоги, мелкому психозу, гордости или эгоизму, потому что жизнь человека охристосывается.

В Православной Традиции нельзя упускать из виду ценность искусства и обычаев и пренебрегать ими. Музыка, иконография, мозаика, все виды золотой вышивки - это некий синтез, являющийся частью традиции, и каждая из них в отдельности обладает своим достоинством. Например, чтение гимна совершенно отличается от того, как поется псалом, и качественно и эстетически. Даже такие высочайшие стороны веры, заложенные в Традиции, такие как иконы, свечи, лампады, ладан и т. д., являются средствами, которые помогают вере человека, чтобы приближаться к познанию Бога несколько иным образом. В наше время познание становится трудным. В Православной Традиции, однако, знание приобретает опытное значение и передается как жизненный опыт, развиваемый с параллельным развитием противоборствующих сил, которые необходимы для уравновешивания контрастов. Любая другая форма одностороннего знания ведет человека в тупик. Православная Традиция дает возможность развивать знания в среде контрастов, и, таким образом, каждая концепция приобретает опытный характер. И метод познания не ограничивается теоретическим контекстом, а главным образом эмпирическим, опытным. Эта возможность Православной Традиции противоречит западной рациональности, существующей до настоящего времени. Вот почему Церковь благодаря Православной Традиции не только не кажется анахроничной, но и подает силу для познания, в опытном выборе постоянно расширяющейся проблемности человеческой природы, которая сама по себе движется к знанию добра и зла. Эта первая проблема Адама сохраняется и по сей день и, безусловно, останется до конца веков, пока поскольку существует свобода выбора, произволения, которая подается человеку силой Божией, которая простирается вплоть до конца.

Православная Традиция - это не голос прошлого, а непрерывное и постоянное присутствие Святого Духа в жизни Церкви. Через Традицию в Церкви сохраняется живое продолжение веры, которой учил Христос апостолов и весь мир. Основой этой Традиции в ее письменной среде, являются определения и решения Вселенских Соборов и писания Святых Отцов. Устно Традиция выстраивается динамикой литургической и богослужебной жизни, отражающей суть православного опыта.

 

Это нерушимое единство веры и жизни в Церкви со времени Христа до наших дней уникальным образом проецируется через уникальный опытом тех, кто жил от времен Апостолов и учился у Христа, наследовал их образ жизни и опыт, и достиг наших дней. Этот опыт этих Апостолов, которые видели Христа и жили Его, является хранилищем нового мира, передававшимся из поколения в поколение и хранящимся в Церкви как многоценное сокровище. Большая часть этого опытного сокровища была записана в Новом Завете верой свидетельствующей значимость опыта переживания Истины. Позиция, изложенная в евангельском тексте, которая, по сути, содержит в себе записанный опыт Апостолов, - это не преувеличение, а основной и не подлежащий обсуждению принцип [2].

Богатство живой Церковной Традиции, которое приумножалось благодаря постоянному присутствию Святого Духа, было изложено в трудах Отцов нашей Церкви. Великие Отцы и многие другие благодаря своим трудам сохранили общий опыт достижения спасения. Богословие Отцов Церкви до сих пор является живым хранилищем Православной Традиции. Следуя богословию Отцов, семь Вселенских Соборов сформулировали основополагающие догматы нашей веры и защитили Православную Церковь от опасных ересей.

Православная Церковь самым напряженным образом живет Традицией, ее переживает. Во всех великих праздниках Христианства с особым праздничным настроением переживается уникальность спасительных событий и фактов. Многовековые традиции придают неповторимый колорит всем религиозным церемониям Православия. Богослужебная жизнь Церкви и сегодня все еще вызывает восхищение своим благолепием и своей глубокой духовностью. Для Тела Церкви Традиция - это уникальный тягловый столб, который соединяет членов Церковного Тела между собой и всех вместе с Главой Тела , то есть со Христом.

Многовековая Духовная Традиция имеет свое продолжение и жизнь в иконописи, гимнографии и церковной музыке, миниатюре и других церковных видах искусства.

 

Сноски:

  1. «Глаголю вам, яко тако радость будет на небеси о единои грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния»

(2)«1О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- 2ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,- 3о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. 4И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 5И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

перевод выполнен "Православный Апологет" 2020г.

 

https://www.pemptousia.gr/2020/01/i-axia-tis-paradoseos-sti-viomatiki-poria-tis-ekklisias/#2

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События