Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Παντελεήμων Τομάζος, Θεολόγος υπ. ΜΔΕ Δογματικής Θεολογίας

Истина и фундаментализм

Αλήθεια και Φονταμενταλισμός


 

Пантелеимон Томасос, богослов


В наше время многие современные мыслители утверждают, что исключительность истины является проявлением тоталитаризма. «Невозможно, чтобы кто-то утверждал, что он обладает всей истиной». Более того, истина это то,  как они считают, что они чувствуют, видят и интерпретируют каждый по-своему. Тот, кто осмеливается утверждать, что обладает абсолютной и единственной истиной, характеризуется светскими людьми как догматисты. Но существует разница между исключительностью правды и догматизмом.



Термин истина (α- λήθη) обозначает реальность, то что существует, то что есть. Истина не исчерпывается в ее формулировке, она не ограничена, она не определена, просто она является тем, чем она есть. Истина познается, ей можно быть причастным, это фактор общения, отношений в любви, единство. Другая истина и другая интерпретация этой истины, это словно и другая история, и другая интерпретация истории. Толкование истины всегда следует после истины и реальности. Это не означает, что, поскольку существует множество интерпретаций, существует множество «истин». Если принять множественность истин, то это приводит к принятию лжи. Эти истины, если их много, должны быть разными. Если они не отличаются друг от друга, то это истина, и их не много. Если они различны, то это означает, что они будут иметь разницу по времени, месту, по силе, способу, универсальности, всеобщности и другим показателям. Поэтому следует искать более универсальную по отношению к другим многим «истинам». Поэтому под главой первой истины будут существовать многие частичные истины, что совершенно неуместно, потому что первая истина будет превосходить – скрывать в глубине своей всеобъемлемости остальные многочисленные истины. Результатом такого рода явно шизофренического видения является предположение о существовании многих реалий. В следствие чего мы придем к разрыванию реальности, ее делению, растворению и шизофренической, бинарной поляризации.

Свт. Григорий Богослов отмечает, что здравый смысл не может принять два разных учения для одного и того же [1]. Истина в богословии не разделяется. Половинная, частичная истина -  это не что иное, как ложь. Истина является объективным фактом, который разделяют субъекты, при этом она не становится субъективным событием. «Истина проста, только одна, бескомпромиссна, неизменна, несмесна, не подвержена страстям, неопогрешима, без измерения» [2]. Поэтому, согласно святоотеческому богословию, объединение-синтез многих частичных истин не может быть принят. «Синтез - это начало битвы, битвы за измерения, размерность решения и лишение Бога вообще» [3]. Догматизм - это упорство разных людей в их собственной фрагментированной интерпретации истины. Эти люди используют насилие, чтобы навязать свои ошибочные взгляды, свое ошибочное видение. Догматизм неразрывно переплетается и связан с личными интересами, выгодой, личными интересами и удовлетворением различных психологических потребностей. Догматические люди будут встречаться повсюду, всегда и со всеми присущими им атрибутами как: религиозность, безбожие, политиканство, ученость, идеологизированность, это                                                                                              , как правило, люди, которые занимают и высокое и низкое социальное положение в обществе. Но истина никогда не навязывается, потому что она обладает свободой и требует ее, которая лишь является на поверхности Не фундаментализм в том, что он претендует на исключительность истины. Фундаменталист ищет в мире явлений нечто фундаментальное, чтобы идентифицировать его с абсолютом. Но достойная оценка кем-то универсальности истины вовсе не является фундаментализмом. Фундаменталист ищет в мире явлений и феноменов чего-то фундаментального, чтобы это и отождествить с абсолютным. Однако это фундаментальное не находится и не обретается на  Нетварном уровне, а на тварном. Фундаменталист не причастен абсолютной Нетварной истине, но абсолютизирует что-то созданное, тленное, временное. Поэтому  к категории догматических людей принадлежат всевозможные консерваторы и всевозможные прогрессисты. Консервативные люди абсолютизируют прошлое, а прогрессивные либерализируют знаменитый прогресс. Мы также видим, что существует множество людей, которые только отвергают Триединого Бога как единственную истину, чтобы на место Бога поставить человеческие отношения, взгляды, идеологии и даже свое собственное Я. Иными словами, они создают новую своеобразную метафизику вместо уже существующей «метафизики».

Источник:

http://www.pemptousia.gr/2018/10/alithia-ke-fontamentalismos/

Перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2018

 



Подписка на новости

Последние обновления

События