Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Глобализированный человек и всемирный-универсальный:

Священной памяти святого Паисия Святогорца

Άνθρωπος παγκοσμιοποιημένος και παγκόσμιος· στην ιερή μνήμη του Αγίου Παϊσίου

 

Георгий И. Мантзаридис, почетный профессор Богословского факультета Фессалоникийского университета

Γεώργιος Ι. Μαντζαρίδης, Ομότιμος Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Α.Π.Θ.)

Человек не стал тем, чего от него ожидали. Он должен был стать тем, чем он не является. Величие человека обретается не в настоящем или в прошлом. Оно находится в будущем. Стагнация в настоящем как неподвижность идентична смерти. И переход к прошлому - это движение к небытию, из которого мы были вызваны с помощью творческого повеления. Только движение к будущему выявляет живое и возможное преуспеяние.

Жизнь каждого приобретает смысл и содержание только тогда, когда она разворачивается как движение, чтобы выполнить цель  существования человека, цель, ради которой он был создан. И эта цель – стать тем, кем он не является. Человек это образ Бога, и  он призван стать подобным Ему. Стать богом по благодати.

Тем не менее, почти все научные исследования о человеке и о мире, как правило, направлены на прошлое, на первого человека и на первые моменты сотворения мира: Какой был человек в начале? Какова была эволюция? Каковы были обстоятельства его жизни? Как он дошел до нынешнего состояния? Как появился мир? Каково было начало Вселенной? Каковы ее реальные размеры и так далее. 

Многочисленные исследователи из разных уголков мира в настоящее время работают в исследовательском центре Cern в Швейцарии, и огромные суммы расходуются для того, чтобы человек мог узнать прошлое и достичь своих знаний, даже на несколько секунд секунды, взрыв. И есть соблазн отбросить слова мудрого Сократа и сказать: «Каков конец всем этим людям? Они решили, что они познали все что необходимо знать человеку и дано право приступить к другим вещам, или может быть они оставили все человеческое и изучают другие вещи, при этом, конечно же полагая, что в этом состоит их долг?»

Главной обязанностью каждого человека является попытка исследовать и познать самого себя. И первым следствием такого усилия является  покаяние и смирение. Когда кто-то исследует самого себя и познает свое внутреннее состояние, тогда он понимает, каков он на самом деле, и что необходимо сделать, естественно смириться, покаяться, а когда это есть у человека, то он желает исправиться.

Существует, конечно, другая версия: оправдать себя и считать себя почти что святым, потому что он не совершал никакого позорного зла в своей жизни    (он не убивал, он не грабил, не обманывал). Вот почему он должен иметь меру для сопоставления своей совести, знать, что такое человек. Где в чем находится ценность и какова цель его жизни?

Старец Паисий, великий святой нашего времени, уже в преклонном возрасте, отмечает: «Внешне я был самым чистым, как монах. Но по мере моего вхождения внутрь как монаха, я несомненно, но я оправдываю себя                                                          как больной, когда я впадаю в болезнь, а иногда я оправдываюсь как больной, но я нахожусь в нормальном состоянии, и хочу быть как мокрая доска». [2] Более того, в своем Духовном завещании он пишет: «Таково мое слово, монах Паисий, как изучивший самого себя, я видел, что я преступил все заповеди Божии, я совершал все грехи. Не имеет значения, были ли некоторые из них сделаны в меньшей степени, потому что у меня нет ослабления, потому что Господь очень помог мне. Молитесь о том, чтобы Господь меня помиловал».

Какова была мера, с которой старейшина Паисий сравнивал себя? Эта мера, о чем свидетельствует Его Духовное завещание, были заповеди божии. И каков был идеал, который у него был на уме? Каков был человек, который хотел просочиться в его жизнь? Идеал этот настоящего человека.  Человек, согласно тому, каким восхотел чтобы он был сам Творец, должен стать «по подобию Божию» [3].

Человек не стал таким каким он должен был быть, а стал таким какой он есть: тленный и смертный. Он должен был достичь богоподобия, стать  созданным богом, богом по благодати. Человек, который достигает своего  совершенства, пишет прп. Максим Исповедник, становится по всему богом, роме лишь того, что он не причастен божественной сущности, потому что в таком случае по сути перестал бы существовать человек и был бы чистый пантеизм. («во всем он является как Бог, кроме тождественности с сущностью») [4].

Однако же оказалось так, что человек отвергает свое высочайшее предназначение. Он его не ищет. Он не исследует его. Он избегает его. А всякий обычно избегает того, чего он боится. Все длительные поиски и исследования человека обращаются, как мы уже говорили, к прошлому, к его предыстории и к истории мира. Особенно в нынешнюю эпоху, характеризующуюся как постмодернизм, все, кажется, должно было произойти в прошлом и должна быть закрыта всякая перспектива для будущего.

Сама характеристика нашего времени как постмодерна, кажется, указывает на конец исторических времен. Какую эпоху можно себе представить после постмодернизма? И многие другие свидетельства создают мысль об исключении будущего, о каком-то завершении в нынешнее время, и даже в большей мере какое-то предвкушение о конце всего. Так, сегодня говорится о конце идеологий, конце философии, конце политики, завершении истории.

 Этот феномен, конечно, не имеет отношения к общему опыту современного человека и к зловещим перспективам в экономике, экологии и во многих других областях. Но то, что создает особенность нашего времени, - это страшное отчуждение человека как личности, лишение его внутреннего мира, его нумерация и подчинение машинам.

Старец Паисий пишет: «Преумножились машины, и умножились хлопоты, они сделали человека машиной, и теперь машины и железяки распоряжаются и человеком. Вот почему сердца людей стали железными. Со всеми этими существующими средствами не  взращивается сознание людей ». [5] Возделывание, созидание сознания, основанное на воле Бога и исполнении его заповедей, которые сводятся к двойной заповеди о любви, расширяет сердце человека настолько, чтобы он мог охватить весь мир, все творение, стать всемирным. Таковыми были святые нашей Церкви, люди всемирные (глобальные).

 Предпосылкой универсальности является исчезновение эгоизма, который ограничивает человека самим собой и изолирует его от Бога и других людей. Эгоизм заставляет человека хранить все для него самого и использовать все и вся в своих интересах. Такой тип человека формируется современной глобализацией. Это человек глобализации нынешней эпохи. Совершенный человек, напротив, он является всемирным человеком. Он открыт в себе и распространяет Он видит истинное «я» в лицах других людей, и через свое он в каждом другом видит Христа: «так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». [6]

Таков был и Старец Паисий. Всемирный, глобальный человек, как и другие Отцы нашей Церкви, которые характеризуются церковной гимнографией как «всемирные Отцы». Все они являются подражателями первому всемирному человеку, новому Адаму, Христу, который является основанием и образом единства и универсальности-глобальности людей.

 Мы живем в эпоху глобализации. В то время, когда люди нивелируются, и они рассматриваются в качестве производственных и товарных единиц. В эпоху, которая формируется совершенно различными политическими системами, которые, как не странно, но и совершенно необъяснимым образом с точки зрения богословия, пришли к согласию по некому вопросу – об исчезновении человека как личности. Они согласились, а поэтому и пришли в итоге, из-за диаметрально противоположных по этой причине изначальных позиций, к глобализации. Конечно, невозможно было подойти во многом из-за этих систем, чтобы как бы то ни было в завершении прийти к универсальности-всемирности.

 Глобальность-универсальность продвигается и осуществляется с участием людей всего мира, людьми, которые взращивают смиренное сознание, изгоняют свой эгоизм и любовью объемлют весь мир. Совершенный человек — это универсальный-глобальный человек. А совершенное общество это общество, которое создается универсальными людьми.

 Но как мы можем представить или помыслить о таком обществе? Сегодня биология сообщает нам, что каждая клетка организма включает в себя всю информацию о состоянии этого организма. Иными словами, каждая из клеток какого-то организма содержит в себе весь организм, к которому она принадлежит, она смогла бы его воспроизвести. На этом также основаны усилия, направленные на клонирование.

 Однако, сходство всех клеток не уничтожает, не нивелирует их, и не препятствует их дифференциации и формированию огромного разнообразия тканей, органов и членов тела, крови, внутренних органов, руки, ноги, глаза и т. д. Все клетки нашего организма, в принципе, похожи друг на друга, но все они дифференцированы, чтобы сформировать гармоничное единство нашего неделимого организма.

 Человек, как и любой другой живой организм, формируется клетками, каждая из которых содержит в себе силу всего организма. Итак, человеческое общество, чтобы иметь органическое единство, глобальность-универсальность, должно иметь людей, каждый из которых содержит в себе силу согласия и любви, все человеческое общества. Когда некоторые клетки человеческого организма восстают и становятся автономными, они начинают расти за счет организма, пока не уничтожат его и не разрушат (злокачественные опухоли, карциномы). То же самое относится и к человеческому обществу.

В отношении упразднения и ликвидации человека, человеческого достоинства глобализацией, которая продвигается в наше время, нужно сказать, что существует и христианская глобальность-универсальность. Глобальность, которая создана смирением и любовью Святых и Отцов нашей Церкви. Глобальность сердца, которую жил и проявлял в наше время Старец Паисий. Тот, который когда его спросили о том, что говорит его сердце, сказал: «То, что говорит мое сердце, - это взять нож, разрезать его на части, чтобы раздать их миру, а затем умереть».

 

Сноски:

1. Βλ. Ξενοφώντος, Απομνημονεύματα 1,1,11-12.
2. Γέροντος Παϊσίου Αγιορείτου, Επιστολές, Σουρωτή Θεσσαλονίκης 62002, σ. 219.
3. Βλ.Γεν.1,26.
4. Μαξίμου Ομολογητού, Περί αποριών, PG 91,1308Β.
5. Γέροντος Παϊσίου Αγιορείτου, Λόγοι Α’, Με πόνο και αγάπη, Σουρωτή Θεσσαλονίκης 1998, σ. 143.
6. Ματθ, 25,40.

Πηγή: Περιοδική Έκδοση Ιεράς Μητροπόλεως Κύκκου Και Τηλλυρίας, «Ενατενίσεις», Τ. 23, Σελ. 12-15, Ιούλιος – Δεκέμβριος 2014

http://www.diakonima.gr/2017/07/11/ άνθρωπος-παγκοσμιοποιημένος-και-παγ/

 

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2018г.

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События