Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Протопресвитер Ангелос (Ангелакопулос): Последние новости о том, как развивается ситуация в украинском Православии.

 

 

 

От Редакции ПА: К данной обзорной статье о. Ангелоса Ангелоплоса, мы хотели бы добавить несколько важных замечаний. Эти замечания относятся в решению Архиерейского собора УПЦ о прекращении поминовения Святейшего Патриарха Кирилла по своей сути противоречат 21 апостольскому правилу и 15 правилу Двукратного собора . Да с формальной точки зрения Архиерейский собор и епископат УПЦ погрешает против священных канонов. Но только формально. необходимо нужно учесть очень важное обстоятельство, которое не просто оправдывает такие действия Блаженнейшего митрополита Онуфрия и епископат УПЦ. Украинская Церковь поставлена государством фактически вне закона. Ее имущество должно быть ликвидировано и национализировано, как имущество Московской Патриархии. Пусть даже решение Архиерейского собора УПЦ имеет прямых догматических оснований. Но Церковь оказалась в условиях выживания и перед решением серьезной дилеммы: поминать и быть уничтоженной властями, либо не поминать и остаться существовать, осуществляя свою евангельскую спасительную миссию в пределах Украины. Для решения таких сложных вопросов требуется глубокая мудрость и просвещенность от Бога. Однако в истории нашей Российской Церкви в условиях большевизма и оголтелой борьбы с Церковью, предстоятелем которой был святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, сложилась если не подобная, но близкая в к нынешней ситуация. Поминовение Святейшего Патриарха Тихона правящими епископами Церкви расценивалось как антибольшевицкая агитация, епископ и духовенство подлежали аресту, храмы закрытию, а верующие ссылкам. Не следует забывать об этом реальном историческом прецеденте.  И было принято решение "ради сохранения Церкви" не поминать Святейшего патриарха Тихона правящими епископами, а духовенство поминало только правящего епископа без поминовения Патриарха. И это было сделано верно и мудро. Церковь существует не вокруг Патриарха, а вокруг епископа. Каждая местная Церковь является полноценной церковью, со всеми признаками кафоличности (о. Георгий Флоровский). За последние годы нового патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла произошло катастрофическое разрушение церковного сознания, нарушения многих принципов канонического управления и полноценной жизни РПЦ. Жуткое администирование и превышающий все дозволенные формы деспотизм нанесли серьезный удар по соборному устройству нашей Поместной Церкви. Уверены, что такое не одобрил бы и митрополит Никодим (Ротов). И "новое сознание", воспитанное в этих ненормальных условиях деспотизма, не дает даже возможности понять всю глубину сложившейся обстановки на Украине и в Украинской Православной Церкви. О. Ангелос совершенно прав, указывая на то, что в действиях, высказываниях Святейшего Патриарха Кирилла много нарушений православной веры, ее этоса. И именно это является важным основнаием и для разрыва с Предстоятелем РПЦ. Однако этот вопрос мы отложим на более позднее время и дадим повод для написания специальных статей-исследований. Мы надеемся, что данная статья о. Ангела Ангелопулоса и наши замечания помогут многим оценить ситуацию шире и более глубоко, отвергнув нездоровый цезарепапизм в РПЦ.

 

С тревогой и болью в сердце мы следим за тем, как в последнее время развивается ситуация в украинском Православии.

 

I. Каноническая Украинская Православная Церковь (УПЦ)

27 мая 2022 года в Киеве состоялся Собор УПЦ под омофором митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия[1].

Собор выразил несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны в Украине, принял соответствующие дополнения и изменения в Уставе об управлении УПЦ, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости УПЦ, и решил организовывать церковные общины в диаспоре.

Но самое главное предложение Собора — это возобновление диалога с ПЦУ варфоломеевской, раскольническо-еретической псевдоцерковью Епифания.Предполагается, что такой диалог может состояться, если сообщество, возглавляемое Епифанием, будет соблюдать три определенных условия:

А именно:

а) прекратит захват храмов и принудительные переводы приходов Украинской Православной Церкви в ПЦУ;

б) осознает, что их канонический статус в том виде, как он зафиксирован в Уставе ПЦУ, является фактически неавтокефальным и значительно уступает свободам и возможностям в реализации церковной деятельности, которые предусмотрены Уставом УПЦ;

в) решит вопрос каноничности «иерархии» ПЦУ, поскольку для Украинской Православной Церкви, как и для большинства Поместных Православных Церквей, вполне очевидно, что для признания каноничности «иерархии» этого раскольническо-еретического образования необходимо восстановление апостольской преемственности его «епископов».

II. Русская Православная Церковь (РПЦ)

29 мая 2022 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось внеочередное заседание Священного Синода РПЦ[2], который:

а) констатировал независимый и автономный статус Украинской Православной Церкви, поскольку таковой был определен Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года;

б) отметил, что принятые Собором УПЦ дополнения и поправки к «Уставу об управлении Украинской Православной Церкви» нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия упомянутой Грамоте и Уставу РПЦ, согласно которому такие дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси, а также

в) выразил сожаление в связи с тем, что в ряде епархий УПЦ прекратилось поминовение Патриарха Московского и всея Руси, что уже привело к разделениям внутри УПЦ и противоречит 15-му правилу Двукратного Собора.

III. Раскольническо-еретическая псевдоцерковь Епифания

В своем заявлении[3] от 1.06.2022 раскольническо-еретическое сообщество Епифания ответило на предложение диалога со стороны УПЦ,

а) сохраняя настороженное отношение к автономии и независимости УПЦ от Московского Патриархата, поскольку до сих пор остается в силе статус, предоставленный ей Русской Православной Церковью в 1990 году и определяющий её зависимость от Московского Патриархата;

б) заявляя, что диалог должен начаться без предварительных условий или ультиматумов, и

в) выражая тревогу по поводу того, что УПЦ продолжает пребывать вне общения со Вселенским Патриархатом, Александрийским Патриархатом, Церковью Кипра и Элладской Церковью, следуя предыдущим решениям Московского Патриархата по разрыву отношений с этими Патриархатами.

IV. Раскольническо-еретический Киевский псевдопатриархат

Третьего июня 2022 года раскольническо-еретический Киевский псевдопатриархат сделал громкое заявление. Возглавляющий его Филарет, выражая свое стремление к единству, пригласил митрополита Онуфрия и Епифания на переговоры об объединении трех Православных Церквей Украины, разумеется, с самим собой во главе. Именно поэтому он предлагает созвать Всеукраинский поместный православный собор с целью создания Украинского Патриархата, «в работе которого приняли бы участие представители всех трех ветвей украинского Православия»[4].

V. Комментарии – замечания

а) Известно, что Украинская Православная Церковь под омофором митрополита Онуфрия находится под гнётом вражеских сил, которые хотят её уничтожить. Раскольники пытаются отобрать её имущество; украинские власти организовали против неё гонения; продолжается закрытие и захват её храмов; делаются попытки лишить её законного имени и переименовать в «Русскую Церковь в Украине» и, конечно же, на неё оказывает влияние продолжающаяся война.

б) Однако всё это вовсе не означает, что УПЦ должна полностью отторгнуться от РПЦ — своей Матери-Церкви и стать автокефальной, потому что тогда она будет совершенно беззащитной перед лицом своих многочисленных врагов, станет их лёгкой добычей и будет предана им на растерзание... Она обязательно нуждается, прежде всего, в непобедимой помощи Святого Триединого Бога, а затем — в поддержке России, которая играет видную роль в расстановке мировых политических сил. Всё это предсказывали многие святые и старцы, подвизавшиеся в разное время на территории Украины. Отделение и обособление УПЦ от Русской Православной Церкви приведёт к её саморазрушению.

в) Всё это также совершенно не означает, что УПЦ должна начать переговоры со враждебными ей силами, а именно с раскольническо-еретическими сообществами Епифания и Филарета, с целью объединения и установления полного церковного общения с ними. В то же самое время она не должна прислушиваться к голосам с Фанара, требующим либо объединения канонической Церкви митр. Онуфрия с раскольническо-еретической группировкой Епифания, либо признания её Вселенской Патриархией в качестве ещё одной Церкви на Украине, полностью отделённой от РПЦ, при условии поминовения Варфоломея и иже с ним. В случае реализации одного из вышеперечисленных вариантов, митр. Онуфрий и его соратники за один день разрушат то, что они с таким трудом и с такими неимоверными усилиями успешно сохраняли всё это время: они утратят свою каноничность и станут раскольниками по причине общения в Таинствах и поминовения экуменистов и раскольников-еретиков; у них не будет поддержки и признания Православного мира.

г) Наконец, что касается прекращения поминовения Патриарха Кирилла многими епископами канонической Украинской Православной Церкви по причине войны, следует отметить, что война не является достаточным основанием для прекращения поминовения. Согласно 15-му правилу Двукратного Собора прерывание поминовения правящего архиерея может происходить только по догматическим причинам: когда епископ, митрополит или патриарх публично и неприкрыто провозглашает в Церкви какую-либо ересь, осужденную святыми Соборами или Отцами. Таким образом, те епископы, которые не поминают Патриарха Кирилла из-за войны, согрешают и нарушают 15-е правило Двукратного Собора, уклоняясь в раскол. Патриарх Кирилл укоряет их по заслугам. Для того, чтобы уврачевать и исправить вышеуказанную ситуацию, эти епископы должны обязательно написать и опубликовать текст, аргументирующий прекращение поминовения Патриарха Кирилла на основании догматических причин. Это очень легко было бы сделать, потому что Патриарх Кирилл придерживается экуменических взглядов и многократно делал экуменические заявления, грубо оскорбляющие Православную Церковь и её учение. Только так они могли бы беспрепятственно продолжать его непоминовение за богослужением.

Все это мы излагаем с сердечной болью, тревогой и переживанием о судьбе Украинской Православной Церкви. Молимся о том, чтобы наш Бог, Пресвятая Троица, укрепил и удержал канонического митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и его Священный Синод на пути канонического Православия, и сохранил от ложных путей, уклонений от веры и заблуждений.

Протопресвитер Ангелос (Ангелакопулос)

16.06.2022

 

Источник:

https://sotiriosnavs.com/νεωτερεσ-εξελιξεισ-στο-ουκρανικο-εκκ/

 

[1] Постановление Собора Украинской Православной Церкви от 27 мая 2022 года https://pravlife.org/ru/content/postanovlenie-sobora-ukrainskoy-pravoslavnoy-cerkvi-ot-27-maya-2022-goda

[2] Журнал Священного Синода от 29 мая 2022 года https://mospat.ru/ru/news/89330/

[3] Заява Священного Синоду ПЦУ за підсумками останніх подій в юрисдикції Московського Патріархату в Україні (УПЦ)https://www.pomisna.info/uk/vsi-novyny/zayava-svyashhennogo-synodu-upts-ptsu-za-pidsumkamy-ostannih-podij-v-yurysdyktsiyi-moskovskogo-patriarhatu-v-ukrayini-upts/?fbclid=IwAR2xCbXMkJDZJ9iOslQ5ukiyPC6e8Hk7GbRQnbeiwkVAjoqQ2LhlGrSVTs0

[4] Звернення Патріарха Філарета щодо ситуації, яка склалася в українському Православ’ї https://glavcom.ua/columns/filaret/u-nezalezhniy-derzhavi-maje-buti-nezalezhna-cerkva-850352.html

 

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г. 

 

 

 

 

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.



Подписка на новости

Последние обновления

События