Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Захария Захару

На день святой Пятидесятницы

Archimandrite Zacharias Zacharou

On the day of Pentecost

 

 

В день Пятидесятницы явился Святой Дух и установил праздник, который пребудет навсегда. Пришествие Духа преобразило время нашей жизни, превращая все ее в праздник, даря нам благодать, чтобы мы могли приблизиться к Богу. Святой Дух пришел в виде огненных языков и передал «однажды переданную святым» [1]. Святой Дух пронизывает человеческую природу и продолжает удалять и снимать мрак с человечество, утешая, исцеляя и восстанавливая нас день ото дня.

 

Наша радость состоит в том, чтобы приблизиться к Богу и ощутить блаженство Его присутствия. В день Богоявления третье лицо Святой Троицы явилось в виде голубя [2], а в Пятидесятницу Он присутствует в виде огненным языков пламени. [3] Апостолы начали говорить на «других языках» [4], пребывая в трезвом опьянении от Святого Духа, и «они совершали много знамений и чудес» [5]. Множество людей их слышало и с удивлением и восторгом. Некоторые полагали, что они пьяны, считая, что только вино веселит сердце человека. [6] Они не знали, что есть другое вино, самое сладкое вино, которое не только веселит и радует сердце, но даже превращает его в храм Божий.

 

Когда Господь утешает и учит Своих учеников во время Тайной Вечери, Он открывает им, что Святой Дух напомнит им о Его словах. Святой Утешитель возжигает слова Слова Божьего, как горячие угли в сердце. Предоставленный самому себе, человек «не знает, как молиться, как должно» [7], но когда Святой Дух возжигает эти слова как молитву, как невыразимые стоны, они превращаются в горящую печь, и он чувствует их нерушимую силу, глубоко внутри проницающей даже до самих костей.

 

После пришествия Святого Духа члены Церкви были подвигнуты духом к молитве [8] и обнаружили призывание «имени превыше всякого имени» [9] Имени Господа Иисуса, благодаря которому «перед нами открываются безграничные горизонты », и личный Бог становится« преимущественно очевидным ». [10] Дар говорения на языках был заменен умной молитвой, которая интенсивно возделывает сердце, потрясает все человеческое существо, но она также совершается «в тайне» [11], чтобы не утратить дух смирения.

 

Человек, который вылеплен из глины, бессилен призывать Имя Господа Иисуса без дара Пятидесятницы. Кроме того, без Святого Духа он не смог бы поднять глаза, чтобы встретить смиренный и кроткий взгляд вечного Судьи, возлюбленного Христа, ибо это само было бы адом вечным. Когда человек несет внутри свет, который позволяет ему стоять в присутствии Господа, он чувствует, что находится в раю. Только тогда он радуется «с несказанной радостью и полной славы» [12], видя, как Христос «сияет как огонь ко спасению» [13] и созерцая красоту Его лика.

 

Когда пришёл Святой Дух, Он «поставил одних апостолами, а других евангелистами» [14], а с тех пор «он поставил пресвитеров» [15], передавая благодать, чтобы человек с тленным телом мог бы войти через «завесу во Святое Святых ... и вот собственными глазами созерцать  Святое Приношения ». [16] Святой Дух просвящает и священников, и верных христиан, чтобы они могли давать и принимать мир Христов, который Он Сам дал Своим ученикам [17]. Тем самым Святой Дух приносит великое успокоение в сердца чад Церкви Христовой [18] несущих свет.

 

Удивительная тайна духовного отцовства действует посредством Святого Духа, чтобы через их молитву и слово духоносные отцы «порождали» детей, [19] делая их наследниками даров, которые они получили через таинство послушания, и обращая их в отцов, которые в свою очередь передают истинную веру и дар Святого Духа тем, кто со смирением подчиняется авторитету своей любви и который отдает своим чадом все свое сердце.

 

В чтении Евангелия на День Святого Духа подчеркивается, что дар Утешителя проявится в наших отношениях с нашим братом: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» [20]. Святой Дух - это «дыхание и жизнь, тоска и утешение, слава и бесконечная радость смиренной души»[21] однако он также тайный друг, которого легко огорчить [22]. На практике это проявляется в наших отношениях с нашим близким, братом, он может показаться наименьшим среди нас, но в глазах Бога он наиболее ценен, потому что «нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих ». [23] Бог ищет всего сердца человека, но Он бесконечно больше нашего сердца [24] и ничем не может быть ограничен. Если Его создание предлагает Ему только часть его сердца, как это не может огорчить Его Дух?

 

Куда бы ни сходил Святой Дух, он «Ду́хъ спасе́нія апо́стольская сердца́ созида́етъ чи́ста и въ вѣ́рныхъ пра́вый обновля́ется». [25] Благодать Святого Духа, которую мы привлекаем, когда стремимся «очистить нашу душу и сердце от всякия совести лукавыя» [ 26] превращает все время нашей жизни в праздник. Плод Пятидесятницы - это расширение сердца. Когда просветляющее и освежающее пламя Утешителя касается сердца, оно рассеивает заблуждение и высекает в нас образ Спасителя Христа. Все, кто имеет Господа как общее содержание их сердца, духовно объединены, поскольку Он передает в них Свои мысли, знания и сострадание ко всем людям. Он сжигает сердце Своей безупречной любовью и наполняет его волнами благодарности. Страстность этой любви расширяет сердце и порождает желание, чтобы все, что выпало на нее, «изобилие жизни» [27], было даровано каждой душе. Его любовь гасит каждое движение ревности, как тогда, когда Пророк Моисей имея руководство от Духа Божия, желал видеть всех пророчествующими[28]. Молитва «с сильным воплем и со слезами» [29] о человеке в Духе всегда такова: «Тебе́ Бо́га позна́вшихъ спаси́ и поми́луй всѣ́хъ [30] Когда действие Святого Духа пребывает в душе, вся боль и страдание преображаются в сладость и мир, и человек чувствует, что он - дитя Небесного Отца и соединился как одно целое со Христом, « согла́сно сла́вимъ Всесвята́го Ду́ха» во вся веки. [31]

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.

https://pemptousia.com/2020/06/on-the-day-of-pentecost/

 

 

Сноски

[1]. См. Иуда 1:3.
[2]. См.Матф. 3:16; Mарк 1:10; Лука 3:22; Иоанн 1:32.
[3]. Деян. 2:3.
[4].Деян 2:4.
[5]. Деян 2:43.
[6]. Пс. 104:15.
[7].См. Рим. 8:26.
[8]. См. Anabathmoi Barus, Antiphon 2.
[9]. Филип. 2:9.
[10]. See We Shall See Him, p. 28.
[11]. См Матф. 6:6.
[12]. 1 Петр 1:8.
[13]. Утреня Пятидесятницы, тропарь, песнь 4, канон
[14]. См. Ефес  4:11.
[15]. См. Вечерня Пятидесятницы «Господи воззвах», verses of Lord, I Cry unto Thee.
[16]. См. Службу на Соборование, молитва после 5-го Евангелияl.
[17]. Иоан 14:27.
[18]. См. Утреня Пятидесятницы, Тропарь, песнь 1 канона
[19]. Гал. 4:19.
[20]. Mатф. 18:10.
[21]. См. Прп. Симеон Новый Богослов Hymn 1, Συμεὼν Ν. Θεολόγου, Ὕμνοι 1, Εὐχὴ Μυστική, 22-23, ἔκδ. Johannes Koder, “Sources Chrétiennes”, τόμ. 156, Paris, 1969, σ. 152.
[22]. Ефес. 4:30. «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления».
[23]. Mатф. 18:14.
[24].1 Иоан. 3:20.
[25]. Утреня Пятидесятницы, Ирмос 5 песни канона.
[26]. См. Молитву на Херувимской песни.
[27].Иоан 10:10.
[28]. См. Числа11:29.
[29]. Евр. 5:7.
[30]. Эксопостиларий службы Пятидесятницы
[31]. Утреня Пятидесятницы, Икос.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События