Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Георгий Мантзаридис, почетный профессор Богословского факультета Фессалоникскиого университета им Аристотеля

George Mantzarides, Professor Emeritus of the Theological School of the Aristotle University of Thessaloniki

 

Сретение Господа: праздник свободы

The Reception of the Lord: the feast of freedom

 

В одном из песнопений Великой вечерни праздника Сретения Господня мы слышим слова: «Ныне отпущаеши, раба Твоего, Владыко, с миром», - которые были обращены праведным Симеоном к Богу, когда он принял на свои руки Христа, которые в завершении звучат еще и так: «ны́нѣ свободи́хся, ви́дѣхъ бо Спа́са моего́» [1]. Праведный Симеон в лице младенца, которого он держал, видел свой мир и свое освобождение.

Чувство мира - это ощущение близости Бога. Мир приближает людей к Богу и друг к другу. Это становится вполне очевидным исходя из этимологии слова, которое через латынь восходит к примитивному индоевропейскому корню, *pag, что означает «связывать вместе», как в соответствующем слове «pact». В частности, данный Богом мир, мир Христов был преподан ученикам как прощальный дар, по завершении служения Христа воплощенного, следующими Его словами: «Мир Мой даю вам» [2].

Христианский мир, как плод Святого Духа, напрямую связан с любовью и радостью: «потому что плод Духа - это любовь, радость, мир ...» [3]. Другими словами, он оказывается непосредственно связан с нашим счастьем и освобождением от наших ограниченных границ. И в праздничном песнопении Христос называется «свободителем душ наших», Который дарует нам воскресение.

Святой праведный Симеон  приблизился к концу своей земной жизни. У него не было дальнейших перспектив для последующих долгих лет жизни. И место, по которому могли перемещаться его уже ослабевшие ноги, также было ограничено. Он был связан, почти неподвижен, в отношении места и времени. Но как же он мог сказать, что его освободили?

Свобода предполагает освобождение от все того, что нас ограничивает. Это дает возможность для расширения и перемещения как по месту и пространству, так и во времени. Более того, это дает возможность преодолеть пространство и время. Какую свободу может иметь кто-то, когда он собирается умереть? Насколько свободным может быть кто-то, когда его движение ограничено? Так жил Симеон. Это было его физическое состояние.

Несмотря на это, у Симеона, внутри его самого, было что-то весьма важное. У него была надежда, или, точнее, ожидание, которое было бы исполнено в рамках его земной жизни. Он обещал Богу, что перед смертью он увидит Мессию: «Ему было предсказано Духом святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» [4]. Это то, чего он и ожидал.

Ожидание Мессии придало смысл и содержание жизни праведного Симеона. И исполнение этого ожидания заставило его попросить Господа Бога о его освобождении, его смерти. Он не ожидал ничего другого. Он видел то, чего ждал. Ине будет никакого смысла в дальнейшем продлении его земной жизни. Вот почему он попросил освободить.

Освобождение - это отстранение от власти. Это освобождение от определенных уз. Но освобождение само по себе также имеет негативную коннотацию. Это разрыв. И разрыв влечет за собой боль. Тем более это относится к боли, которая связана со смертью. «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть». «Какую борьбу имеет душа, отделенная от тела». Но Симеон не скорбит и не видит никакой борьбы перед ним. Он освобождается в мире.

Никто не будет счастлив или умиротворен, если их уволят с должности против их воли. Однако они имеют место, если увольнение происходит по взаимному согласию, если оно связано с завершением «конца», что является целью конкретной задачи и выполнением более высокой или более высокой задачи.

Когда выход из этой мимолетной жизни связан с вхождением в бессмертную жизнь, тогда смерть приобретает позитивный оттенок. Это событие становится праздником. Вот почему смерть Святых Церкви отмечается праздниками. Святой Павел обращается к верующим с тройным призывом: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» [5]. Это означает, что радость, молитва и благодарение считаются неразделимым, триединым актом.

Праведный Симеон называет отпущение-увольнение его, которого он ожидал, «мирным», потому что исполнено обещание, данное ему Богом в отношении спасения всех народов. Его слова открывают его как человека с сердцем, которое объемлет весь мир. Они доказывают, что праведный Симеон в своем сердце охватил все народы, был в мире со всеми и основал этот мир, как мир, который он имел внутри себя, на мире с Богом.

Причиной этого переживания Симеона, как поясняет песнопение Вечерни, является то, что он, Которого он обнимает, является «Богом Словом от Бога, воплощенного ради нас». Воплощенный Бог Слово объединяет нас с Богом, приносит бесконечную вечность в несуществующий мир и превращает тление и смертность в нетление и бессмертие.

Эти события не имеют никакого теогенного значения. Они относятся не к Богу, а к нам, людям. Бог воплощается, чтобы спасти человеческое естество, природу. Он становится человеком, чтобы сделать нас богами. Он Бог по своей природе и делает нас богами по Своей благодати. Он передает нам Свою несозданную благодать, Свою жизнь без конца. Он делает нас соучастниками и участниками Его любви и Его блаженства.

Сноски

  1. стихира на Великой вечерни праздника и 6 стихира на Литии праздника.
    2. Иоан 14, 27. См свт. Василий Великий,  Письмо 203, 1, PG 32, 737A.
    3. Гал. 5, 22.
    4. См. Лука 2, 26.
    5. I Фессалоник. 5, 16-17.

 

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2020г.

 

https://pemptousia.com/2020/02/the-reception-of-the-lord-the-feast-of-freedom/

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События