Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святитель Григорий Богослов и греческое образование

O Άγιος Γρηγόριος ο Θεολόγος και η ελληνική παιδεία

 

Картинки по запросу "Григорий Богослов иконы"

https://www.orthodoxianewsagency.gr/epikairotita/o-agios-grigorios-o-theologos-kai-i-elliniki-paideia/

25 января(7 февраля по гражданскому календарю) наша Церковь чтит память свт. Григория Богослова, а 30 того же месяца мы совершаем его память вновь вместе с Тремя Святителями, Отцами-корифеями нашей Церкви и покровителями греческого образования и древней образованности.

Константинос Халеваc – политик, ученый

Του Κωνσταντίνου Χολέβα- Πολιτικού Επιστήμονος

Святому Григорию Богослову в 4-м веке по Р. Х. пришлось иметь дело с двумя разными спорами. С одной стороны, они велись представителями «крайности», которые считали, что христианин не должен изучать древнегреческие тексты, чтобы не подорвать свою веру. С другой стороны, император Юлиан, также известный как Преступник, Отступник, запрещал христианам преподавать, и чтобы их также не обучать древне-\греческим текстам. Святитель Григорий, будучи блестящим знатоком и исследователем классического греческого образования, тем христианам, которые отвергали классическое греческое образование, отвечал с присущим ему пониманием и знанием значимости этого образования в своем «Надгробном слове свт. Великому»:

«Полагаю, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость (образование - παιδεία), и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которую многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злоискусной, опасной и удаляющей от Бога. Небо, землю, воздух и все, что на них, не должно презирать за то, что некоторые плохо поняли и вместо Бога воздали им божеское поклонение. Напротив, мы, воспользовавшись в них тем, что удобно для жизни и наслаждения, избежим всего опасного и не станем с безумцами тварь восставлять против Творца, но по созданию будем делать заключение о Создателе, как говорит божественный Апостол, и «пленяем всякое помышление в послушание» Христу (2 Кор. 10, 5)….Так и в науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и в глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, через худшее научившись лучшему, и немощь их обратив в твердость нашего учения. Поэтому не должно унижать ученость, как рассуждают об этом некоторые; а напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, придерживаясь такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе…».

Таким образом, Святитель считает «внешнее» образование, то есть греческую литературу начиная с Гомера и вплоть до классических писателей, за вводное или за дополнительное к высшему образованию, воспитанию, которым является христианское. Что касается требования императора Юлиана Отступника, чтобы христиане не назначались учителями греческой литературы, то по этому поду свт. Григорий Богослов написал два весьма интересных текста под названием «К Юлиану, царю. Увещательное» 1 и 2-е.  В 1-ом Увещательном слове свт. Григорий, так как он подвергает анализу с проявлением поразительного знания того, что христиане отвергают, что сохраняют из текстов древних, он обращается к императору Юлиану с риторическим вопросом: «Чьи же слова ты считаешь эллинскими?». То есть кто же обладает правом преподавать и изучать древнегреческие тексты? И он продолжает: «Может быть ты скажешь нам, что это право принадлежит только приверженцам древней религии или всем язычникам?». И свт. Григорий немедленно дает ответ: «Преподавание древнегреческих текстов не является правом только древней религии».

По словам Григория, это право принадлежит тем, кто считает, что они принадлежат к «народу-этносу» в соответствии с терминологией, которую он сам использовал. Речь идет о первом христианском понимании народов, исходя из которого Святитель понятию народ придает культурное содержание и смысл, в смысле образования, а не в смысле национальном, биологическом. И он сам осознает , что он принадлежит к этому народу-нации Вселенского Эллинизма, о чем в принципе свидетельствует и этимология слова – это общность нравов и обычаев (нация-этнос- ἔθνος: имеет свое происхождение от слова этос-обычай ἔθος= συνήθεια) По словам святого Григория, одной культурной общиной является Эллинизм, основанный на греческом классическом образовании и православном христианстве. Это образовательная модель была также присуща Трем Святителям, от которой, к сожалению, сегодня отказались.

С помощью Великих Отцов и при содействии учителей Нации (имеется в виду нация византийцев-ромеев) и верующего народа было создано греко-православное образование. Эллинизм основывался на прекрасных духовных и моральных принципах, даже и в трудные времена, и это культурное благо предлагалось во вселенском масштабе и иным народам. Греко-православное образование Трех Святителей одновременно является общечеловеческим, и греческим, и диахроническим и актуальным.Поэтому именно его нас следует правильно сохранять и оно может нам дать образец для современной эпохи и всестороннего кризиса.

с экуменическим чувством к другим народам. Греческое православное образование Святой Троицы является одновременно универсальным и греческим, вневременным и современным. Вот почему это может держать нас в вертикальном положении и предоставить нам модели в современную эпоху многостороннего кризиса.

СНОСКИ:

(1) Migne, Ἑλληνική Πατρολογία , τόμος 36, στῆλες 508-509.

(2) Migne Ἑλληνική Πατρολογία, τόμος 35, στῆλες 103-104.

K.X. orthodoxianewsagency, 2020

©перевод «Православного Апологета» 2010г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События