Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

http://parembasis.gr/index.php/el/journal/current-issue/5694-2019-272-01

 

Аскетический подвиг и иерархия

Иерофей, Митрополит Навпактский и св. Власия

Ἄσκηση καί ἱεραρχία

Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου

 

Расшифрованная магнитозапись речи во время Вечерни Прощенного воскресения в Священном Митрополичьем храме св. Димитрия г. Навпакта 10 марта 2019г.

От Редакции ПА: Несмотря на то, что данное слово митрополитом Иерофеем было произнесено в начале прошедшего Великого поста, мы сочли нужным сделать перевод этого слова и опубликовать на нашем интернет-портале по причине актуальности поднятых вопросов для нашей современной церковной жизни, когда скорости к скатыванию в пропасть секуляризма набирают свою мощь. Секуляризм современной церковной жизни связан, как правило, с насаждением в умах верующих и иерархии т.н. «розового христианства», ложного миссионерства, лишенного благодатной соли. Благодатная и спасительная соль в церковной жизни приобретается потом и кровью, великим подвигом по святоотеческим правилам, которые не являются мертвой буквой, а благодатным и спасительным опытом введение в жизнь с Богом, обретением «свободы во Христе». Иерархичность в Церкви это не только иерархичность в церковных степенях, а иерархичность в образе жизни и служении Церкви Христовой. Пренебрежение ей – ложный путь, уводящий от Христа. Об этом замечательная речь Преосвященнейшего митрополита Навпактского Иерофея, крупного и видного богослова нашего времени, мудрого и образованнейшего архипастыря Церкви Православной.

Ναυπάκτου Ἱερόθεος: "Ἄσκηση καί Ἱεραρχία", Ὁμιλία στόν Ἑσπερινό τῆς Συγχωρήσεως (video)

 

.......

По благодати Божией, мои возлюбленные братья, мы удостоились достичь святой и Великой Четыредесятницы Великого поста, этого благословенного, духовного периода нашей жизни.

Вчера началась Чистая Неделя, которая является такой неделей во время которой мы с помощью борьбы и устремления, в преимущественно по благодати Божией, смогли бы очистить наше сердце, чтобы мы смогли бы смогли бы праздновать Великую Неделю и поклониться Страстям, Кресту и Воскресению Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодняшним богослужением мы начинаем Святую и Великую Четыредесятницу. Сегодня мы совершаем  последование Вечерни, которое называется Умилительной Вечерней, потому что мы поем ее стихиры с умилением.

….

Вчера мы посвятили время вопросу об аскетизме, тому, в чем в действительности является аскетика-подвиг в Православной Церкви.

Об этом очень важно говорить, потому что в Церкви ничего не совершается безосновательно, точно также как в целом и нашей жизни имеет нужду в условиях. Для того чтобы кому- то из людей обрести человеческие знания и образование условием для этого является борьба, подвиг, стремление к которому поощряется, например, для получения знаний. Это же в точности происходит и в нашей Православной Церкви. Ничего не совершается безосновательно. Об этом есть необходимость говорить и сегодня, потому что проходит то или иное время и многие слышат совершенное разное, когда говорят и проповедуют в Церкви именем епископа, а главным образом именем Христа. И утверждаются такие взгляды и мнения, которые непонятны и неприемлемы для церковного мнения. Говорят, например, о радости, говорят о браке, говорят о христианской жизни, говорят о Божественной литургии, о Божественной причащении Тела и Крови Христа, но это делается весьма эмоционально и чисто по-человечески, чисто внешне. Однако никто не имеет права говорить по этим вопросам, пренебрегая аскезой, подвигом. Следовательно, подвиг, аскеза является необходимым в нашей Православной Церкви. Тема, которую я в краткой форме представлю вашей любви, звучит так: «Аскетический подвиг и иерархия».

  1. Τί εἶναι ἡ ἄσκηση

Что такое аскетический подвиг

 

Говоря об аскезе, мы часто мыслим о гимнастике, упражнении ума и тела, а это является необходимостью для всех. К примеру, атлет для того, чтобы достичь больших рекордов, должен очень много упражняться, тренироваться на протяжении многих часов. А если он хочет принять участие в Олимпийских играх, тогда, как бы то ни было, ему необходимо тренироваться на протяжении восьми часов в течение дня под руководством какого-то подходящего и опытного тренера.

Воин, например, для того чтобы в битве, которую он ведет, дабы верный и добрый результат и добрые плоды, чтобы сохранить и защитить целостность и невредимость Отечества, и ему следует ежедневно заниматься упражнениями, тренировками чтобы он смог достичь удовлетворительного состояния  для противостояния проблемам, которые могут возникнуть.

Ученый, например, чтобы получить знания, и в особенности исследователь, ему необходимо в течение многих часов трудиться аудитории, чтобы вести исследования, которые смогут помочь людям, и которые смогут их избавить от многих болезней, которые часто возникают в нашей жизни.

И, безусловно, Христианин должен подвизаться в подвиге. Об этом мы узнаем и это мы видим на многих примерах и случаях в Священном Писании и во всей традиции нашей Церкви. Апостол Павел говорит: «Ели же кто не подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). В данном случае речь ведется о духовном подвиге, упражнении. И он ссылается на пример атлета, который должен вести борьбу законным образом. чтобы соответствовать тому делу, которое он совершает.

Сам Христос говорил Своим Апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, а отвергающий вас Меня отвергается» (Лук. 10, 16).То есть тот, кто будет слушать вас, тому чему вы научите, тот слушает и Меня, а тот, кто отвергает вас, тот отвергается и Меня. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14, 15). Это повседневное упражнение, аскетический подвиг, который мы совершаем ради того, чтобы соблюсти в нашей жизни волю Божию.

Посему, когда мы говорим об аскетическом подвиге, то мы под этим подразумеваем соблюдение заповедей Христа. Подле нас стоит Христос, Который нам явил истину, это наш образец, это первообраз нашего творения, это Тот, Кто нас перетворил, Который вочеловечился, нам Он дал заповеди о том, что нам следует делать и как нам следует их применять. Это действительно и есть аскетический подвиг в нашей Церкви.

  1. Τί εἶναι ἱεραρχία

Что такое иерархия

Слово иерархия означает, что существует некая градация, некая иерархичность дел, которые мы совершаем, некая иерархичность разных ценностей и суждений. Везде и во всех слоях общества существует иерархичность, как в армии существуют военачальники с различными званиями и солдаты. То есть мы говорим о том, что в войске, армии есть некая иерархия, и не может кто-то делать все, чтобы он ни захотел. Итак, в этом смысле иерархия – это организация  с различными степенями, которая выстраивается в некую систему высших и низших военнослужащих. Это и означает слово иерархия.

Сегодня, когда мы обычно ведем речь об иерархии в Церкви, наш ум представляет себе некий ряд Митрополитов, которые должны решать различные вопросы, Собор иерархии, но иерархия это не только именно это, это то, о чем я сказал прежде – лестница с различными ступенями-уровнями, которые состоят из высших и низших.

В действительности я в дальнейшем буду говорить о иерархии, которая с моей точки зрения и моего видения является тем, о чем писал свмч. Дионисий Ареопагит, этот величайший святой нашей Церкви. Он среди других его трудов написал два творения, которые имеют надписание «О небесной иерархии», которая описывает  иерархию, существующей в небесном мире, ангелов, а другая «О церковной иерархии». То есть в ней говориться о том, что в Церкви существует иерархия.

Когда свмч. Дионисий говорит об иерархии, то он говорит, что иерархия это некое священное жительство, устроение (μία ἱερή πολιτεία), которое служение свое совершает иерархично (ἱεραρχικῶς) и богоначально (θεαρχικῶς). Прежде всего она служит иерархично, то есть существует градация, то о чем я говорил прежде. К небесной иерархии относятся ангелы и архангелы, а в церковной иерархии также существует различие между верующими и духовенством. Ниже духовенства находятся верующие Церкви разных категорий. Это те, которые очищаются, просвещаются и совершенствуются. А ниже верующих существуют чины оглашенных.

То есть существует иерархия, священное устроение, «божественная крепость», в которой совершается служение иерархично, но, в тоже время, оно совершается и богоначально. Богоначально – это означает, что есть Бог, Который Сам установил такой порядок в Церкви, и, вполне естественно, он соответствует и отвечает тому насколько сами люди соответствуют Его действованию-энергии.

Следовательно, Сам Бог является богоначалием, Он является принципом и началом обожения всех тех, которые находятся в Церкви и отзываются на это дело. Бог, как говорит свмч. Дионисий Ареопагит, является «богоприличной лепотой» (θεοπρεπές κάλλος), является богоприличием, является той красотой, которую «передает и распространяет от своего света на всякую сущность сообразно ее достоинству».

Необходимо себе представить солнце,которое имеет свет, свою лепоту и посылает свои лучи, а всякий по аналогии приемлет от солнца свет. Но в церковной иерархии Бог это солнце правды и Он обладает «богоприличной лепотой».

3. Τά «μυστήρια τῆς ἐλλάμψεως»

«Таинства воссияния»

Картинки по запросу Дионисий Ареопагит

И прежде сказанного очевидным становится то, что иерархия является «некой иконой-образом богоначальной лепоты, которая (богоначальная лепота-красота) совершает таинства воссияния и их совершает при соблюдении иерархического порядка и науки».

Данное высказывание свмч. Дионисия Ареопагита имеет огромное значение, что иерархия это икона-образ божественной лепоты, которая и совершает ее таинства воссияния.

Сегодня мы говорим о таинствах и подразумеваем Крещение, Миропомазание, Божественную Евхаристию, брак, священство и т.д. Несомненно, эти те таинства Церкви, через которые подается Божественная благодать людям. Но св. Дионисий Ареопагит идет глубже и говорит, что в церковной иерархии существуют «таинства воссияния», на основании которых совершаются и другие таинства Церкви. И эти «таинства воссияния», то есть таинства света, они совершаются иерархическим порядком и сообразно наукам.

Св. Дионисий Ареопагит говорит, что «ирерахический порядок-чин это когда одни очищаются, а другие очищают», это те, которые очищаются и те, которые уже достигли опыта для очищения. «Одни должны просвещаться, а другие просвещают, одни должны совершенствоваться, а другие ведут к совершенству» тех, которые  приемлют совершенство.

Совершенно очевидно, что таинства, о которых говорит свмч. Дионисий Ареопагит это «таинства воссияния-озарения», таинства, которые совершает Божественная благодать и совершает очищение, просвещение и обожение. Это и есть иерархический чин-порядок в Церкви.

Так, эти «таинства воссияния» в Церкви совершаются не только иерархическим порядком, а и наукой. Когда св. Дионисий ведет речь о «науке», то он подразумевает под ней знание, но не рассудочное знание, а знание духовное, но также одновременно под ним подразумевает и аскезу. Когда мы говорим о науке – это и знание и аскеза, в данном случае для того, чтобы иметь успех в науке.

Следовательно, это и есть иерархия. Бог есть «богоприличная лепота», красота, нетварное солнце, которое посылает свои лучи, и мы просвещаемся и приемлем эту благодать и просвещение.

 

3.Ἱεραρχία καί ἐνανθρώπηση

Иерархия и вочеловечение

Эта иерархия связана с вочеловечением Бога Слова. У нас есть солнце, которое освящает планеты, аналогичным образом сообразно со способностями, которыми обладает каждый из нас, у нас есть нетварное солнце, Сын Божий и Бог Слово, Которое стало человеком.

Постарайтесь каким то образом представить чувственное солнце, которое освещает всю нашу планетарную систему, и что оно переходит и является на земле, чтобы прийти к нам в дом. Страшно! Однако же несозданное Солнце, то есть Солнце Правды, Сын Божий и Слово воспринял человеческое естество и стал человеком. Это вочеловечение св. Дионисий Ареопагит называет «боготворением» (θεοπλαστία), то есть «боготворением» является вочеловечение Бога Слова, которым Бог совершил обожение человеческого естества и подает также и человеку возможность обожиться о освятиться. Через вочеловечение Свое Сын Божий и Бог Слово является не только человеком, но превыше людей и сообразно людям, поскольку имеет человеческое естество, а посему Он прежде всего человеколюбец, то есть не просто человек, а человеколюбец.

И Христос, говорит свмч. Дионисий Ареопагит, Своим вочеловечением создает в иерархии новое действование. До вочеловечения Бог просветил весь мир, но теперь через вочеловечение Он совершает новое действие и это действие он именует «богомужным действием» (θεανδρική ἐνέργεια), но не в том смысле, что лицо Христа имеет одно действие, в то время как Он имеет две природы.

Если кто прочтет контекст, то увидет, что «богомужное действие» это новое средство действования самого богоначалия. То есть, теперь богоначалие находится не вне мира, но входит внутрь мира благодаря вочеловечению Сына Божия и Бога Слова и приносит это действие и просвещение всему миру, в особенности человеку.

Итак, это и есть иерархия согласно свмч. Дионисию Ареопагиту.

4. Τί κάνει ἡ ἱεραρχία μέ τά «μυστήρια τῆς ἐλλάμψεως»

Что совершает и делает иерархия через «таинства воссияния»

Свмч. Дионисий Ареопагит говорит, что иерархия «утверждает поклонников божественных статуй». Когда мы говорим о статуях, то мы понимаем под этим нечто такое, что вызывает радость, взыграние, на них мы взираем и радуемся, восхищаемся. Отсюда то, что вызывает в нас радость называется изваянием, статуей. Итак, святой говорит: «Утверждает поклонников божественных изваяний-статуй», то есть их просвещает, и они становятся предметом радости, из них делают «сверкающие  чистыми и незапятнанными зеркалами-отображениями», то есть люди становятся сверкающими и незапятнанными зеркалами, так что когда они просвещаются, то становтся сияющими. Таким образом, делая их почитателями и приверженцами сияющих отображений-зеркал «способными для принятия богоначальных и светоначальных лучей, которые сами наполнены священным сиянием, который им подается и его в изобилии отражают последующим за ним согласно священным установлениям».

В Церкви существует порядок (τάξη), в соответствии с которой один приемлет лучи богоначалия, божественные лучи. Он является светящимся отражением-зеркалом, божественным изваянием. А поскольку он является священнейшим отражением, то в дальнейшем он передает это сияние и красоту последующему чину. Так, божественный свет обоживает тех, которые передают его находящимся в состоянии просвещения, а те, которые в состоянии просвещения передают эту благодать, энергию и сияние тем, которые очищаются и находятся в чине очищающихся.

Итак, обратите внимание, каковы в Церкви таинства. В действительности они таковы, что они порождаются Богоначалием. То есть Сам Бог, Который является началом обожения, Он ниспосылает эти лучи и в соответствии с состоянием, в котором находится человек озаряется, просвещается и излучает это озарение на других людей.

  1. Ποιός εἶναι ὁ σκοπός τῆς ἱεραρχίας

В чем состоит цель иерархии

В этом пункте мне бы хотелось связать иерархию с аскезой. В чем состоит цель иерархии? Почему существует эта иерархия?

Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Цель нашей иерархии состоит в том…» В чем же? «В том, чтобы нашему Богу, по возможности, усваивать и соединять с Ним». Цель нашей иерархии заключается в том, чтобы по возможности, насколько есть сил, усваивать людей Богу и соединять их с Богом. В этом цель иерархии.

Но каким образом иерархия может достичь в этом успеха и осуществлять эту цель? «Сему как божественные Слова научаю», которым является Священное Писание, Ветхий и Новый Заветы, «да возлюбиши досточтимые заповеди и ими единственными усердно занимаясь».

Необходимо сделать небольшой анализ небольшого изумительного отрывка из текста.

Кто читает творения свт. Григория Паламы и что конечно же опровергает Варлаама, то увидит, что святитель много раз использует этот отрывок из текста свмч. Дионисия Ареопагита, потому что тем самым он хотел сказать, Варлааму, что философия  не является тем, что освещает человека. Варлаам утверждал, что философия обладает знанием о Боге, которое достигается посредством философии. Свт. Григорий Палама говорит, что не философы достигают знания Боге, а те, которые являются причастными божественным энергиям, те, которые соблюдают заповеди Божии.

Конечно, св. Дионисий, когда ссылается на этот отрывок, он делает ссылку на слово Христа, Который говорит, что кто возлюбит слово Мое, «и Отец возлюбит того, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). Тот, кто любит Мое слово и хранит Мои заповеди, тот будет возлюблен Отцом Моим, и Мы придем вместе со Отцом Моим и Святым Духом и пребудем в нем.

Итак, в данном случае вполне очевидным является то, в чем состоит цель иерархии в Церкви, которую Церковь живет и переживает как Божественное таинство иерархично и богоначально. Итак, в чем же цель иерархии? Повторяю: «Ему (соединению с Богом) научают божественные Слова, да возлюбиши достопочтенные заповеди и только ими занимайся усердно».

В данном месте речь ведется о том, как происходит освящение (как человек становиться святым). И «прежде всего» говориться о «только», что является единственным и уникальным образом, исключительнейшим, исключительным и единственным. Но каков этот образ? Соблюдение достопочтеннейших заповедей Христа.

 В данном месте он говорит о «достопочтеннейших заповедях», то есть это означает, что они необходимо иметь абсолютное уважение в заповедям Христа.

Но как нам следует соблюдать заповеди Христа? Он говорит «да возлюбиши и занимайся (священнодействуй)». То есть нам необходимо полюбить заповеди Христовы, а не совершать их вяли с отягощением, но чтобы мы возлюбили заповеди Христовы и чтобы мы их священнодействовали. В том единственном смысле нам следует следовать заповедям Христа, чтобы их священнодействовать внутри себя. Потому что заповеди Христа обладают энергией, а когда кто-то соблюдает заповеди Христа, тогда он приемлет энергию-действие Христа, а действие Христа является действием Троичного Бога. А действие Бога входит в нас и нас освящает, когда мы совершаем послушание божественной воле и говорим: «Хочет ли Бог, чтобы я это сделал?», «Я сделаю так, как говорит Бог»

Когда мы это делаем, то мы не просто что-то внешне исполняем, но внутрь нашего существа входит действие-энергия Бога Слова.

И это аскетика, подвиг. Это христианская наука, согласно свмч. Дионисию Ареопагиту.

Когда мы говорим о заповедях Божиих, то что мы под ними подразумеваем? Нам Христос говорит, что нам следует делать каждый день, что нам необходимо вести борьбу, подвиг. Мы читаем Его заповеди, и Он нам говорит: «не делай ничего такого, или делай другое». «Возлюби Господа Бога твоего всею душою, всею мыслию твоею и равная ей - возлюби ближнего твоего как самого себя». На этих двух заповедях стоят все заповеди, любви к Богу и любви к брату, совершение таинства. Имеются и другие заповеди Христа. Это совершение таинства Крещения. Это заповедь Христа, и когда кто-либо крестится, то он совершает послушание Христу. Сам Христос сказал своим Ученикам: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и святого Духа, уча их соблюдать все чему я научил вас» (Мф. 28, 19-20). Обратите ваше внимание на то, что Он использует два слова: «Крестя и научая». Это учение о Крещении. Итак, когда родители несут своего ребенка в церковь, чтобы его крестить, тогда они проявляют послушание заповеди Христа.

Заповедью Христа является и совершение Божественной Евхаристии. Это не просто нравственные заповеди Христа, приказы, но совершение Божественной Евхаристии является заповедью Христа. Когда Христос совершал Тайную Вечерю со Своими Учениками, Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание. Когда же будете вкушать хлеб сей и пить чашу сию, то Мою смерть возвещаете и Мое воскресение исповедуете». Итак, Он сказал своим Ученикам, чтобы они постоянно совершали таинство Божественной Евхаристии.

Таким образом, совершение Божественной Евхаристии является заповедь. Христа. Нет иной другой заповеди, и другого Таинства. И всякий раз, когда мы совершаем таинство Божественной Евхаристии, мы духовенство совершаем послушание заповеди Христа. И каждый раз, когда вы идете на Божественную Евхаристию, то вы совершаете послушание заповеди Христа. И когда мы причащаемся Тела и Крови Христа, после соответственного приготовления, то мы совершаем послушание заповеди Христа, и в нас входит действие-энергия Христа.

Что все это означает? Это означает, что в Церкви есть великое таинство, что Церковь служит как иерархия и приемлет Богоначалие, энергию-действие Бога и Христа, Который стал человеком. Это великое таинство. Великим таинство является и то, что очищается человек, просвещается и обоживается человек. Это «таинства воссияния». А это происходит при послушании заповедям Христа в нашей повседневной жизни и при совершении молитвы. Потому что Христос нам сказал, чтобы мы молились, но и чтобы мы причащались Божественной Евхаристии.

Следовательно, мои возлюбленные братия, чтобы мне завершить эту краткую проповедь, мне хочется сказать, что аскеза, подвиг является ни чем иным как соблюдением заповедей Христа. А этот подвиг аскезы живым образом совершается в Церкви иерархично, просвещая нас божественной энергией и при нашем собственном соучастии, но и богоначально. А основа состоит в том, что когда кто-либо соблюдает с любовью – «возлюбиши и священнодействуй» - достопочтенные заповеди Христа, тогда таковой освящается, становится причастником Богу и спасается в Церкви.

Блажен этот умилительный период Великого Поста, поскольку Бог дает нам возможность понять, что есть свет, который имеет Церковь, понять все эти великие «таинства воссияния», чтобы нам стать причастниками и участниками нашего спасения, чтобы нам обрести его «возлюбив и священнодействуя достопочтенные заповеди». Это связь аскетического подвига и иерархии. Молитвенно вам желаю благословенной Четыредесятницы Поста.

©перевод выполнен инетренет-содружеством «Православный Апологет»2019



Подписка на новости

Последние обновления

События