Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Протопресвитер Георгий Металлинос: «Диалог с инославными возможен только на миссионерских, апостольских началах»

 

https://stbasil.center/2018/05/25/protopresbyter-georgios-metallinos/

Представляем вниманию читателей интервью, которое известный греческий богослов протопресвитер Георгий Металлинос дал Аналитическому центру святителя Василия Великого.

— Ваше Высокопреподобие, отец Георгий, здравствуйте! Для нас в России очень важно слышать голоса наших братьев и сестёр из других Поместных Церквей. Как сегодня живёт Элладская Церковь? Какие вопросы наиболее волнуют верующих в Вашей стране?

— Я не могу охарактеризовать ситуацию как благоприятную. Существует очень много проблем.

Хотя с другой стороны, проблемы в мире были всегда, и Церковь как живой организм, как Тело Христово призвана их преодолеть.

Я хочу подчеркнуть, что по-прежнему повсеместно распространено следующее заблуждение – под Церковью мы подразумеваем только священноначалие, епископат. Это влияние папизма, получившее распространение в православном мире несколько веков назад.

Церковь – это весь клир и народ.

Протопресвитер Георгий Металлинос

В первую очередь греческое общество столкнулось с тяжёлым экономическим кризисом. И Церковь призвана всеми своими силами и возможностями помочь греческому народу. И она оказалась на высоте своего призвания. Все, даже враги и противники Церкви, признают и высоко оценивают служение Элладской Церкви.

Повсеместно распространено следующее заблуждение – под Церковью мы подразумеваем только священноначалие, епископат. Это влияние папизма. Церковь – это весь клир и народ.

Но за этими внешними (видимыми вооруженным глазом) трудностями нельзя забывать о более существенных проблемах – духовных.

Общество в целом находится в состоянии духовного беспорядка. Но вера [в греческом народе] не иссякла. Живы и монастыри – эти духовные центры, которые во все исторические периоды поддерживали в народе веру.

Мы видим, как многие молодые люди становятся иноками как на Святой Горе Афон, так и в монастырях на всей территории Греции.

Еще один фактор сдерживающий зло – наши святые. В нашем отечестве множество святынь. На мой родине (острове Керкира (Корфу)) – нетленные мощи святителя Спиридона, на острове Кефалонья – святого Герасима, Закинфе – святого Дионисия, на многих островах чудотворные иконы Богородицы и т.д.

Еще одна проблемная точка – отношения Элладской Церкви с Вселенским (Константинопольским) патриархатом, которые находятся в неустойчивом состоянии. Есть разногласия, которые обе стороны считают принципиальными и которые вносят дисгармонию в наши отношения.

Также существует проблема, связанная с состоянием греческого духовного образования. Наши богословские школы имеют тенденцию переориентации на экуменические ценности. Богословие превращается в религиоведение.

Единственный правильный путь – обращаться с молитвой (в том числе молитвой Иисусовой) ко Христу.

— Как Вы лично переживаете эти проблемы? Что вас беспокоит?

— Господь удостоил меня с юных лет жить среди людей, сохранивших верность святоотеческому Преданию. Настоящим подвижником, достигшим состояния святости был и мой первый духовник.

Они научили меня, что единственный правильный путь – обращаться с молитвой (в том числе молитвой Иисусовой) ко Христу. В этом выход из положения.

— Многие православные христиане, в том числе в России, весьма обеспокоены проблемой экуменизма. Участие Поместных Православных Церквей в экуменическом движении, совместные мероприятия с еретиками (включая молитвы) вызывают большой соблазн и даже порождают раскольнические настроения. Каково Ваше отношение к этой проблеме? Правильно ли, на Ваш взгляд, поступают нынешние «непоминающие», которые под видом борьбы с ересью отказались молитвенно поминать священноначалие?

— Действительно, экуменизм принёс православному миру большие неприятности.

Не стоит забывать что экуменическое движение (ökumenische Bewegung) первоначально зародилось как попытка воссоединения разорванного на куски протестантского мира. Впоследствии оно распространилось и на православный Восток.

Время показало, что экуменическое движение имеет ясную и конкретную цель: консолидацию мира под прикрытием «христианства» и создание единой паствы с единым пастырем. Но возникает вопрос: кто такой этот пастырь? Разве это Иисус Христос и Его паства – Православная Церковь?

Мы имеем место с недоразумением. Многие (в том числе и представители священноначалия, богословы, профессора) говорят о Православии и подразумевают под ним нашу собственную трактовку Православия.

Один из пунктов раздачи пищи неимущим в Афинах, организованный Греческой Церковью.

Но этот подход неправильный. Православие – это Православие наших святых. Я вырос на острове Керкира (Корфу) – острове святителя Спиридона Тримифунтского. Глядя на его нетленное тело, я осознал что такое обожение.

Поэтому говоря о Православии, я подразумеваю Православие наших святых. Именно этому Православию мы должны быть верны, на его основе объединяться. А те, кто отпал от него и создал собственную версию христианства (папизм, протестантские деноминации) не имеют с святоотеческим христианством ничего общего (кроме, разве что, схожего названия).

Диалог с инославными возможен только на миссионерских, апостольских началах. Целью должна быть помощь оторвавшимся от истины западным братьям вновь обрести Церковь, которую они оставили.

Сегодня мы наблюдаем совершенно иную форму диалога с инославными. Сколько высокопоставленных папистов вернулось в Церковь, сколько возвратилось видных протестантов?

Диалог с инославными возможен только на миссионерских, апостольских началах. Целью должна быть помощь оторвавшимся от истины западным братьям вновь обрести Церковь, которую они оставили. Экуменизм нас разочаровал.

Если мы хотим проводить правильный диалог – братский, миссионерский, жертвенный, то должны своей целью ставить попытку помочь этим людям найти путь, с которого они уклонились. Соединить их не с нами лично, а с Церковью наших Святых, с Телом Христовым.

Сейчас происходит прямо противоположное. Это хорошо видно из языка экуменических документов. Под Церковью Христовой подразумевается в том числе и так называемая “Католическая церковь”, которая по сути своей не является церковью, поэтому для её определения я использую термин папизм (ведь господство папы, его примат и монархия лежат в самой её основе).

Западные христиане по сути оставлены нами на произвол судьбы, более того мы сами формируем у них обманчивое впечатление, что они тоже являются христианами и между нами нет серьёзной разницы и противоречий.

Ещё раз, я говорю не о себе лично, и не о нашем священноначалии,  я подразумеваю наших святых – именно они продолжают и сохраняют Православие и свидетельствуют о нём миру.

Западные христиане по сути оставлены нами на произвол судьбы, более того мы сами формируем у них обманчивое впечатление, что они тоже являются христианами и между нами нет серьёзной разницы и противоречий.  

Экуменизм нас разочаровал. Процитирую почившего Архиепископа Американского Иакова: «экуменизм связан с мечтой об общей мировой религии». А что такое единая мировая религия? Ни что иное как производное современного политического течения new age и нового мирового порядка. Его конечная цель – консолидировать мир под единым пастырем, и этот пастырь отнюдь не Господь наш Иисус Христос.

Теперь к вопросу о непоминающих. То, что в Церкви происходит разделение, – настоящая трагедия.

Непоминание – протест, который некоторые рассматривают как единственно возможный выход. Я не осуждаю никого. Я молюсь об отделившихся братиях. Нас объединяет общая вера. С экуменистами у нас нет общей веры: одно дело вера святых отцов и совсем другое вера экуменистов (по крайней мере, большинства из них).

Те, кто отделился от Церкви, ссылаясь на 15 правило Двукратного (перво-второго) собора, взяли на себя ответственность за этот шаг.

Архимандрит Епифаний (Феодоропулос), автор книги «Две крайности: экуменизм и зилотство».

Итак, я никого не осуждаю. Они сделали свой выбор.

Я выбрал другой путь. И этот путь также допустим, согласно Двукратному собору.

Приснопамятный архимандрит Епифаний (Феодоропулос), один из мудрейших современных духовников, написал специальное исследование, в котором доказал, что прекращение поминания не обязательный шаг.

Каждый находится в своём укреплении, а вместе мы противостоим общему врагу. И этот общий враг не личности (патриархи, епископы и т. д.), а дух экуменизма, который отравляет Православие и уничтожает наше единство. С любовью, смирением, пониманием мы никогда не прекратим критиковать экуменический путь.

С другой стороны, с непоминающими (естественно я говорю о Греции, ситуацию в которой я знаю) нас объединяет общая вера.

Мне вспомнилось высказывание одного из греческих национальных героев – Колокотрониса. Во времена антитурецкого восстания было много независимых друг от друга укреплений (окопов). Одни были мощнее, другие совсем слабыми. Колокторонис говорил, что помогут не укрепления сами по себе, нам даст силу Бог.

Итак, сегодня у нас два окопа: непоминающие и мы (те, кто избрал другой путь).

Мы поступили иначе, потому что так нам подсказала совесть, а также по тактическим соображениям. Мы выбрали иную тактику, которую благословляют наши духовники (в частности мой духовный отец – игумен одного из афонских монастырей).

Итак, каждый находится в своём укреплении, а вместе мы противостоим общему врагу. И этот общий враг не личности (патриархи, епископы и т. д.), а дух экуменизма, который отравляет Православие и уничтожает наше единство.

Вселенский Патриарх Варфоломей (справа) и папа римский Франциск.

С любовью, смирением, пониманием мы никогда не прекратим критиковать экуменический путь, который является постоянным удалением от Православия и отождествлением с силами, которые управляют этим миром.

— В Русской Православной Церкви после коммунистической эпохи постепенно возрождается миссионерская деятельность. Многие миссионеры едут в отдалённые части России или за рубеж для проповеди Евангелия. Но всё же складывается впечатление, что сегодня поставленная Господом задача просвещения всех народов не является значимым приоритетом для Поместных Церквей. Верно ли это впечатление? Что нужно сделать для развития православной миссии, в том числе в части её межправославной координации?

— Святитель Григорий Палама с турками еврейского происхождения вёл диалог (см. диспут с хионами). Он и другие отцы Церкви беседовали с иноверными, стремясь обратить их ко Христу.

На первый план они ставили веру как образ жизни, способ существования. Ведь Православие это не слова, не теоретические построения, не измышления человеческого рассудка.

Они демонстрировали веру, которая может спасти. Что значит спасти? Соединить со Христом, а через Христа со всей Святой Троицей. Обожить человека.

Мы призываем весь мир встать на путь веры. Естественно, при этом руководствуемся примером апостолов.

Всем нашим существом, нашим словом, нашими делами, нашим смирением, нашей любовью свидетельствуем о Христе, Которому принадлежим и Который Нетварной благодатью живёт в нашем сердце.

Вот что такое миссия, миссионерство.

Мы призываем весь мир встать на путь веры. Естественно, при этом руководствуемся примером апостолов. Всем нашим существом, нашим словом, нашими делами, нашим смирением, нашей любовью свидетельствуем о Христе, Вот что такое миссия, миссионерство.

Миссия – это не разговоры о взаимной любви экуменического типа. Сегодня эта «агапология»[1] победила. Но о какой любви они все говорят? Христос говорит «и грѣ́шницы лю́бящыя и́хъ лю́бятъ». И грабители, гангстеры испытывают друг к другу подобие любви. Но любовь это не «ты мне, я тебе». Любовь это – отдать всё и не ждать взамен ничего.

Знаете, в чём наша проблема? К какому Христу мы призываем, к какой вере зовём. Мы ведём людей к Православию святых отцов? Или думаем, что миссионерство это погоня за числами – крестить как можно больше людей и включить их в какие-то юрисдикции, чтобы увеличить нашу мирскую силу?

В этом большая проблема современного миссионерства. Куда мы зовём людей: в Церковь (духовную врачебницу Христа) или в наши земные институты?

Проповедь святого равноапостольного Космы Этолийского.

Мы должны с готовностью помогать тем епископам, которые осуществляют миссионерское служение на правильных началах. Должны оказывать им поддержку.

Потому что индивидуализация миссионерства – это страшная беда. Нельзя осуществлять миссию силами маленьких внецерковных групп и обществ. Мы должны действовать как Церковь.

Будем же помогать всякому священнику, который настроен на проведение правильного миссионерского служения.

Миссия обязательно должна носить церковный характер.

— Благодарим Вас, отец Георгий!

Интервью подготовлено и взято научным руководителем Аналитического центра свт. Василия Великого Евгением Ивановым и доцентом кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Афанасием Зоитакисом. Перевод Афанасия Зоитакиса.

Протопресвитер Георгий Металлинос (1940 г. р.) – греческий священник и богослов, доктор богословия. Почётный профессор Афинского университета. Автор множества книг и статей по богословию, патристике, истории Церкви и др.

[1] Т. е. «учение о любви» (от греч. «агапэ» – любовь), «диалог любви», о котором постоянно говорится в экуменической среде (примечание редакции).

 



Подписка на новости

Последние обновления

События