Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

В Воскресенье 15 июля Вселенская Православная Церковь совершает память IV Вселенского собора

IV Вселенский собор (451 год)[1]

Η Δ΄ Οικουμενική Σύνοδος (451 μ. Χ.)

Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос)

III Вселенский собор столкнулся с ересью патриарха Константинопольского Нестория, ее осудил и вынес определение о вере в Богочеловека Христа О Пресвятой Богородице. Что конечно же произошло после согласия, к которому пришли благодаря так называемым «Примирениям» от 433г. Между свт. Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским.

Однако же, вскоре после кончины этих обоих Патриархов (Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского) их фанатичные ученики подняли эти вопросы заново, считая, что оба они отступили от тех позиций и взглядов, которые они отстаивали прежде, что в действительности и создало для Церкви проблему.

Речь идет о Евтихии, Диоскоре и других антиохийских богословах. Евтихий учил, что Господь наш Иисус Христос имел две природы до соединения, но он также исповедал веру в одну природу после соединения природ. То есть он говорил о том, что после соединения двух природ была сброшена человеческая природа с божественной природы. Эта проблема имела свое продолжение, поскольку была создана путаница между терминами, понятиями - природа и лицо, поскольку тогда считали, что лицо связано с природой.

Тогда, по решению императора Маркиана и императрицы Пульхерии, был созван в 451г. IV Вселенский собор в Халкидоне. Он проходил под председательством Константинопольского Патриарха Анатолия и представителях от Римского папы Льва. Этот Собор принял решения III Вселенского собора и следовал предшествующим Отцам, то есть «мы следуем святым Отцам», как пишется в его определении. Этот Собор решил, что мы исповедуем что есть одно лицо и одна ипостась Бога Слова, «в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемое», и что различие между природами по причине их соединения никогда не уничтожается. Но при этом сохраняются свойства каждой природы при соединении их в одном лице-ипостаси Бога Слова.

Все что относится к данному вопросу может казаться, что имеет отношение к философии, и не имеющим отношение к богословию Церкви. Но это не так по следующим причинам.

Отцы Церкви при изучении Священного Писания, Нового и Ветхого Заветов, в особенности откровения Божия Апостолам, знали, что Христос — это истинный Бог, Который вочеловечился для того, чтобы одержать победу над смертью, грехом и дьяволом. В реке Иордан была явлена Святая Троицы. На горе Фавор воссияло лицо Христа как солнце, а Его одежды стали белыми как свет. Кроме того, светящееся облако сокрыло учеников, и они услышали голос Отца. Этот Свет не был тварным. Но божественным, нетварным, несозданным, это был свет Божества. Во Христе была человеческая природа (душа и тело), но и из него исходило и свечение Божества. Этот Свет был не какой-то иной природы, а божественная природа, которая была соединена с человеческой природой во Христе. Таким образом было явлено божество Христа ьез всякого упразднения человеческого естества. Это и заставило Святых Отцов говорить о том, что две природы – божественная и человеческая – действуют в ипостаси-лице Бога Слова «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно».

Этим опытным знанием обладали все Отцы Церкви, как мы это видим с полной ясностью у свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова и у последующих Отцов, таких как прп. Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама и другие. И все эти Отцы имели тождественный опыт и веру с Пророками и Апостолами.

Следовательно, это изложение учения о Христе не проводилось на основе философской логики, поскольку это таинство не может быть постигнуто логикой. Это также не делалось ради раскрытия и развития философии, но делалось это ради того, чтобы дать ответ еретикам того времени, которые философствовали. Таким образом, еретические богословы стремятся постичь это таинство с помощью философских терминов, в то время как Отцы используют некоторые термины, такие как сущность, природа, лицо, ипостась для того, чтобы дать ответ еретическим богословам и отвергнуть философский способ их мышления.

Это значит, что догмат, как говорит свт. Григорий Палама, это явление-откровение Бога Слова в Пророках в Ветхом Завете как невоплощенного, а Апостолам в Новом Завете во плоти. Определения же, термины, напротив, они являются словами, глаголами, которые использовали отцы для того, чтобы сохранить догмат, откровение Сына Божия и Бога Слова. Поэтому определения фиксируют границы между истиной и заблуждением.

Для IV Вселенского собора, как и для других Вселенских соборов, Церковь составила богослужебные тропари, которые поются в Церкви и совершается молитва. Отсюда следует, что определения-оросы Вселенских соборов самым тесным образом с богослужением Церкви Христовой. Это, в свою очередь указывает на большую ценность и достоинство богослужения, во время которого мы исповедуем Богочеловека Христа и Его переживаем.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2018год

 

[1] Ἡ «Ἁγία καί Μεγάλη Σύνοδος» στήν Κρήτη. Θεολογικές καί ἐκκλησιολογικές θέσεις, σσ. 32-34

 



Подписка на новости

Последние обновления

События