Эвангелос Сотиропулос, политолог, независимый обозреватель
Падение Константинополя, Царицы городов
The Fall of Constantinople, Queen of Cities
29 мая 2020 г.
Сегодня (29 мая) Православная Церковь вспоминает о падении Константинополя, Царицы городов, в 1453 году. Названный в честь святого Константина Великого, Константинополь был столицей Византийской империи (330-1453). Хотя огромная власть Византии охватывала 11 веков, ее историю часто скрывают.
В своей книге 2006 года «Выход из Византии: как потерянная империя сформировала мир» Колин Уэллс[1] описывает это так:
«Преемница Греции и Рима, эта великолепная империя соединяла древние и современные миры на протяжении более тысячи лет. Без Византии никогда не выжили бы работы Гомера и Геродота, Платона и Аристотеля, Софокла и Эсхила. Однако очень немногие из нас имеют представление о том огромном долге, который мы ей обязаны».
Константинополь был не только культурным, экономическим и политическим ядром Евразии, но и центром христианства. Например, здесь проводились три из семи Вселенских Соборов: второй в 381 году, пятый в 553 году и шестой в 680 году.
Кроме того, император Константин председательствовал на Первом Вселенском Соборе, а также прекратил формальное преследование христиан с помощью Миланского эдикта 313 года.
(В ознаменование своего 1700-летнего юбилея Вселенский Патриархат - центр всемирного православия, в котором по сей день находится Константинопольская кафедра) организовал международный семинар для обсуждения свободы вероисповедания. Его Святейшество Варфоломей, архиепископ Константинопольский-Нового Рима и Вселенский Патриарх открыл конференцию проницательным и проницательным основным докладом.)
На протяжении всей своей истории Византийскую столицу стремились завоевать: персы и аварцы в 626 году; арабы в седьмом и восьмом веках; и русские (которые еще не обратились в православие) в 860 году. Однако каждый раз Константинополь удерживался в руках христиан.
После первого освобождения города от его врагов гимн Пресвятой Богородице был написан в качестве благодарения за Ее покровительства в обеспечении безопасности Константинополя. Во время Великого поста православные христиане воспевают эмоционально волнующую и глубоко любимую молитву (Ти Ипермахо, по-гречески):
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписует Ти Твой Град Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто неневестная.
Что же произошло в 1453 году, что позволило Мехмету II по фамилии Завоеватель захватить Царьград? В своем «Прологе Охрида» Николай Велимирович, сербский святой 20-го века, говорит, что «из-за грехов людей Бог допустил горькое бедствие, постигшее столицу христианства». Некоторые говорят, что одним из таких грехов был Флорентийский собор (1437-38гг.) неудачная попытка примирить западное христианство с Православием.
2 апреля 1453 года Мехмет и его люди достигли городских стен; хотя существуют различные оценки сил, компромиссная цифра состоит в том, что число защитников составляло 10 000, а сила атаки составляла 250 000 человек.
Несмотря на различные наступательные стратегии, греки защищали Константинополь в течение семи долгих недель. Устойчивость и боевая изобретательность греков расстроили султана, но в итоге этого оказалось недостаточно.
Вскоре после рассвета 29 мая 1453 года был взят великолепный город Константинополь.
«В течение трех дней и ночей, - так описывает Великий Синаксарий Православной Церкви, - султан позволил своим людям грабить город… Имущество невероятной ценности, произведения искусства, драгоценные рукописи, святые иконы и церковные сокровища были уничтожены».
Оказавшись у власти, Мехмет не был слишком недобрым для христиан. В «Великой плененной церкви» так сэр Стивен Рансиман, выдающийся британский историк и филоеллин, описывает новое положение Церкви, Мехмет как «султан был достаточно мудр, чтобы видеть, что благосостояние греков добавит благосостояния его империи».
После того, как монаха Геннадия (Схолария)[2] утвердили в качестве Патриарха (он вместе с великим дукой Лукасом Нотарасом возглавлял антиунионистскую партию в Церкви), сам Мехмет присутствовал на церемонии патриаршей интронизации. Рансиман описывает, как «султан вручил [Геннадиосу] знаки отличия его служения (инсигнии), мантию, пастырский посох и нагрудного креста». Мозаика, изображающая этот обмен, висит сегодня у входа в Патриархию.
Мехмет, как известно, заявил: «Будь Патриархом, удачи, и будь уверен в нашей дружбе, сохраняя все привилегии, которыми Патриархи пользовались до тебя». Эта декларация подчеркивает важность и необходимость религиозной свободы, в том числе для нынешнего Вселенского Патриарха в его способности осуществлять свою церковное управление без вмешательства.
В то время как падение Константинополя ознаменовало конец Византийской империи, Вселенский Патриархат выстоял; и в то время как Падение открыло время мученичества и гонений за Православие, Единая, Святая, Кафолическая и Апостольская Церковь по-прежнему остается маяком Истины.
©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.
https://pemptousia.com/2020/05/the-fall-of-constantinople-queen-of-cities-2/