Подлинный смысл прогресса и модернизации в обществе
Церковь и политика
из статьи Георгия Мантзаридиса, почетного профессора Фессалоникского университета
"Церковь и политика" (Εκκλησία και Πολιτική (Γεώργιος Μαντζαρίδης, Ομότιμος Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Α.Π.Θ.))
Быть хорошим христианином не обязательно означает успех в осуществлении политической власти. Этот успех не предполагает христианской веры. Как замечает святой Николай Кавасила, человеческая жизнь протекает на двух уровнях: уровне мирском, светском и уровне вечности. Цель политической власти — упорядочивать мирскую жизнь, а не будущую. Как капитаны кораблей заботятся о путниках только во время плавания, не считая своим долгом заботиться об их благополучии после высадки, так и те, кто регулирует гражданскую жизнь людей, не считают своим долгом интересоваться их вечной участью. Поэтому, добавляет он, люди, которые успешно реагировали на политические вопросы, только покидают этот мир, наполненный множеством зол, и хотя здесь их почитают за их политические способности, там их причисляют к худшим и осуждают.(1)
На этот уровень переходит и светское, секулярное государство. Его цель не в том, чтобы придать смысл человеческой жизни. Это происходит в Церкви. Цель государства состоит в том, чтобы обеспечить безопасность и благополучие своим гражданам. И эта цель преследуется политическими действиями и договоренностями, которые носят конвенциональный характер и естественно поддаются корректировке в постоянно меняющемся мире.
Носители государственной власти должны уважать вневременное, диахроническое коллективное сознание общества, которым они управляют, и не действовать независимо или тем более против него. Наоборот, они должны вдохновляться ею и ценить ее динамику, потому что только так они служат и продвигают ее. Уважение к институтам, традициям и вневременному сознанию общества — это уважение к самому обществу. С другой стороны, их размывание и изменение произволом и политическими методами есть размывание и изменение самого общества. Прогресс — это не разрушение или презрение к прошлому, а созидание и динамическое расширение в будущее.
Модернизация социальных институтов с нуля не может быть прогрессивной. Прогресс предполагает «дорогу», которая уже пройдена. И любой «прогресс», игнорирующий или презирающий пройденный обществом путь, может быть интересен и даже привлекателен, но не прогрессивен в подлинном смысле этого слова. Конечно, прогресс должен идти рука об руку с устранением произвола и несправедливости прошлого. Однако модернизация на пустом месте оказывается близорукой и химеричной, поскольку не может быть усвоена и органически освоена живым обществом. Его наиболее естественным следствием является создание или поддержание социальных искажений и разделений, которые препятствуют творческому прогрессу. Наоборот, когда модернизация использует имеющуюся положительную динамику народного сознания, она оказывается созидательной и объединяющей. Об этом свидетельствуют и усилия современных политических деятелей, которым удалось помочь или даже буквально закрепить свое место, исходя из конституции и традиций своего общества.
Церковь навечно связана с традицией общества своей паствы. Таким образом, она имеет и политическое измерение, которое становится еще более важным и актуальным в процессе современной глобализации. В конце концов, даже самое продолжительное правительство или политическая фракция в любом регионе мира имеет гораздо более короткое прошлое, чем история Церкви. Конечно, проблема здесь в отношениях, которые создаются с политикой. И подход Церкви к этой проблеме может быть не политическим, а богословским, точнее пастырским.
Христианство не презирает политику, но и не может с ней связываться. Ее позиция по отношению к политике также определяется пространством, которое он в ней признает: «кесаря, кесаря и Бога Богу»[4]. Этот принцип имеет принципиальное значение не только для религиозной, но и для политической жизни. Присутствие Церкви имеет большое значение для политической жизни, поскольку не дает государству нарушить принцип своей секуляризации и стать тоталитарным. Конечно, это также требует от Церкви не нарушать собственного принципа и стать политической властью.
СНОСКИ
- ΚΑΒΑΣΙΛΑ ΝΙΚΟΛΑΟΥ, Κατά Τοκιζόντων, PG 150, 745Αβ.