Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Подлинный смысл прогресса и модернизации в обществе

Церковь и политика

из статьи Георгия Мантзаридиса, почетного профессора Фессалоникского университета

"Церковь и политика" (Εκκλησία και Πολιτική (Γεώργιος Μαντζαρίδης, Ομότιμος Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Α.Π.Θ.))

 

 

Быть хорошим христианином не обязательно означает успех в осуществлении политической власти. Этот успех не предполагает христианской веры. Как замечает святой Николай Кавасила, человеческая жизнь протекает на двух уровнях: уровне мирском, светском и уровне вечности. Цель политической власти — упорядочивать мирскую жизнь, а не будущую. Как капитаны кораблей заботятся о путниках только во время плавания, не считая своим долгом заботиться об их благополучии после высадки, так и те, кто регулирует гражданскую жизнь людей, не считают своим долгом интересоваться их вечной участью. Поэтому, добавляет он, люди, которые успешно реагировали на политические вопросы, только покидают этот мир, наполненный множеством зол, и хотя здесь их почитают за их политические способности, там их причисляют к худшим и осуждают.(1) 

На этот уровень переходит и светское, секулярное государство. Его цель не в том, чтобы придать смысл человеческой жизни. Это происходит в Церкви. Цель государства состоит в том, чтобы обеспечить безопасность и благополучие своим гражданам. И эта цель преследуется политическими действиями и договоренностями, которые носят конвенциональный характер и естественно поддаются корректировке в постоянно меняющемся мире.

Носители государственной власти должны уважать вневременное, диахроническое коллективное сознание общества, которым они управляют, и не действовать независимо или тем более против него. Наоборот, они должны вдохновляться ею и ценить ее динамику, потому что только так они служат и продвигают ее. Уважение к институтам, традициям и вневременному сознанию общества — это уважение к самому обществу. С другой стороны, их размывание и изменение произволом и политическими методами есть размывание и изменение самого общества. Прогресс — это не разрушение или презрение к прошлому, а созидание и динамическое расширение в будущее.

Модернизация социальных институтов с нуля не может быть прогрессивной. Прогресс предполагает «дорогу», которая уже пройдена. И любой «прогресс», игнорирующий или презирающий пройденный обществом путь, может быть интересен и даже привлекателен, но не прогрессивен в подлинном смысле этого слова. Конечно, прогресс должен идти рука об руку с устранением произвола и несправедливости прошлого. Однако модернизация на пустом месте оказывается близорукой и химеричной, поскольку не может быть усвоена и органически освоена живым обществом. Его наиболее естественным следствием является создание или поддержание социальных искажений и разделений, которые препятствуют творческому прогрессу. Наоборот, когда модернизация использует имеющуюся положительную динамику народного сознания, она оказывается созидательной и объединяющей. Об этом свидетельствуют и усилия современных политических деятелей, которым удалось помочь или даже буквально закрепить свое место, исходя из конституции и традиций своего общества.

Церковь навечно связана с традицией общества своей паствы. Таким образом, она имеет и политическое измерение, которое становится еще более важным и актуальным в процессе современной глобализации. В конце концов, даже самое продолжительное правительство или политическая фракция в любом регионе мира имеет гораздо более короткое прошлое, чем история Церкви. Конечно, проблема здесь в отношениях, которые создаются с политикой. И подход Церкви к этой проблеме может быть не политическим, а богословским, точнее пастырским.

Христианство не презирает политику, но и не может с ней связываться. Ее позиция по отношению к политике также определяется пространством, которое он в ней признает: «кесаря, кесаря ​​и Бога Богу»[4]. Этот принцип имеет принципиальное значение не только для религиозной, но и для политической жизни. Присутствие Церкви имеет большое значение для политической жизни, поскольку не дает государству нарушить принцип своей секуляризации и стать тоталитарным. Конечно, это также требует от Церкви не нарушать собственного принципа и стать политической властью.

СНОСКИ

 

  1. ΚΑΒΑΣΙΛΑ ΝΙΚΟΛΑΟΥ, Κατά Τοκιζόντων, PG 150, 745Αβ.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События