Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Об участии верующих в Таинстве Божественного Причащения

архимандрит Илия Мастроянопулос

π. Ηλίας Μαστρογιαννόπουλος, Περὶ συμμετοχῆς τῶν πιστῶν εἰς τὴν Θ. Κοινωνίαν

 

 

 

За последнее десятилетие мы не раз замечали, что во время святых праздников Пасхи и РождестваХристова перед Святой Чашей толпится множество верующих. Они буквально расталкивают друг друга, чтобы получить Божественное Причастие, несмотря на то, что даже не следили за службой, а некоторые, возможно, не подготовились к Причастию должным образом. И ещё один огорчительный факт: большинство из пришедших в храм в эти великие праздники не причащаются в остальное время года: или по неведению, или по причине различных предрассудков.

 

Чтобы прекратить это безчинство во время богослужений, Священный Синод Элладской Церкви посчитал целесообразным обратить наше внимание, а через нас передать и другим клирикам и верующим нашей священной митрополии следующее: каждый православный христианин непременно должен осознавать, что Сын Божий пришел на землю не только для того, чтобы дать нам Свое высочайшее учение, но и для того, чтобы принести в жертву Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь. И эта жертва Сына Божия должна пребывать во веки, чтобы верующие в Него приобщались сего самого Тела Его и сей самой Его Крови. Таинство Святого Причащения увенчавает собой Его божественное учение и являетсяосновополагающим Таинством Церкви Христовой.

По этому вопросу величайшей важности мы имеем свидетельство святых апостолов и евангелистов Христовых. Как первые три евангелиста (Матфей, глава 26; Марк, глава 14; Лука, глава 22), так и апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (глава 11) подробно описывают установление и совершение этого величайшего Таинства во время Тайной вечери.

Евангельские тексты доносят до нас слова Господа, которые совершенно ясны, и Его заповедь, звучащую повелительно и категорично. Ученики должны совершать Таинство Евхаристии или преломление хлеба,повторяя слова Христовы: «Приимите, ядите…» в память о Его спасительной жертве, и причащаться Его пречистых Тела и Крови. Эта заповедь Спасителя не означает, что Евхаристия имеет аллегорический или образный характер, как утверждают некоторые еретики. Евхаристия является священнодействием, таинством преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (τό ἱερὸν μυστήριον τῆς μεταβολῆς καί μετουσιώσεως τοῦ ἄρτου καὶ τοῦ οἴνου σὲ Σῶμα καὶ Αἷμα Χριστοῦ), что происходит, согласно Святым Отцам, истинно и существенно (ἀληθῶς καὶ οὐσιωδῶς). И при этом не образно, а действительно присутствует Христос, «приносяй и приносимый» — приносящий Себя в жертву и принимающий её.

К этому Божественному Таинству нас постепенно готовит Сам Господь, ещё задолго до того, как в Сионской горнице в тот самый вечер совершилась первая Евхаристия. Он образно предживописует Святое Причастие в Своих притчах о брачном пире и о винограднике, а особенно — во время проповеди, произнесенной Им на следующий день после величайшего чуда умножения хлебов, когда Он дословно говорит следующее: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин. 6, 51). Эту последнюю мысль Господь повторяет в тот день трижды!

Эту совершенно ясную заповедь о Евхаристии и традицию её совершения, которую Господь доверил Своим ученикам, древняя Церковь верно сохранила и передала последующим поколениям без малейших изменений. В послеапостольский период преемники святых апостолов делают особый акцент как на этом учении, так и на богослужебной практике древней Церкви. В трудах св. Игнатия Антиохийского, в книге «Дидахе» (или «Учение апостолов») и в работах мученика Иустина подчеркивается, что Тело и Кровь Христовы, которых мы причащаемся, есть «пища и питие» наши, и поэтому мы непременно должны причащаться, ибо Святые Тайны соединяют нас с Богочеловеком Христом и даруют нам жизнь вечную. О необходимости Божественного Причащения повторяют и другие святые, жившие век спустя: св. Климент Александрийский и св. Киприан Карфагенский.

Но намного больше внимания уделяют этому вопросу три великих святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, которые приводят множество примеров, указывающих на важность и на крайнюю для нас необходимость участвовать в уникальном таинстве Божественного «приобщения». То же самое повторяют святые Кирилл Иерусалимский и Максим Исповедник, а также святой Симеон Новый Богослов, описывавший это святое таинство такими словами, которые никого не оставят равнодушным. Вслед за ними два великих корифея византийского богословия, св. Григорий Палама и св. Николай Кавасила, отмечают, что Таинство Божественного Причащения является истинной пищей и питием, посредством которых мы соединяемся со Христом и становимся сотелесниками Христовыми (γινόμενοι σύσσωμοι Αὐτοῦ).

Эту великую истину вновь открывают во время турецкого владычества два богопросвещенных святых мужа: митрополит Коринфский Макарий (Нотара) и Никодим Святогорец, и излагают её в написанном ими труде под названием «Книга душеполезнейшая о непрестанном Причастии Святых Христовых Таин» (1783), где приводится множество свидетельств святых отцов на эту тему. Вселенский Патриархат в период правления Патриарха Григория V, национального героя греческого народа и священномученика, в 1819 году подтвердил правильность такого подхода и подчеркнул, что «благочестивые должны при каждом священном тайнодействии приступать [ко Святой Чаше] и причащаться…».

Этой же линии следовали и византийские богословы, авторы священных гимнов, которые воспевали участие верных в причащении, воистину являющемся божественным.

Наконец, заслуживает особого внимания то, что священные каноны Церкви подчеркивают великую цель Литургии, которая воистину является общением верных с Богом, и необходимость их соучастия в Таинстве Божественного Причащения, частота которого должна соответствовать их ревности о Господе и духовному горению. В частности, «Правила святых апостолов», выражающие богослужебные обычаи первых христиан, которые были одобрены Пято-Шестым Вселенским собором, призывают всех верующих к частому Божественному Причащению.

Самое важное из них, посвященное этой теме, 9-е Апостольское правило, дает строгое предписание:«Всех верных, входящих в церковь, и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного».

В одном духе с ним составлено и 2-е правило Поместного Антиохийского собора (IV в.), которое гласит: «Все, входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное...».

Таким образом, каноническое предание и сознание Церкви в один голос призывают и побуждаютверующих к частому принятию Святых Христовых Таин. Литургические возгласы и песнопения «Вкусите и видите, яко благ Господь», «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите» имеют непреходящее значение и каноническую ценность, и точно так же обращены к евхаристическому собранию верующих, как и прежде.

Следовательно, основываясь на заповеди Господа и на всем опыте нашей Святой Церкви, мы считаемсвоим долгом подчеркнуть всю важность и первостепенное значение этого священного Таинства, посредством которого верующие стремятся объединиться со Христом, чтобы жить жизнью Христовой и быть причастниками истинной и вечной жизни, о чем говорил Сам Спаситель, Господь и Бог наш Иисус Христос.

По вышеуказанным причинам Божественная Евхаристия считается и воистину является источником и центром духовной жизни во Христе, когда все верные члены Церкви составляют единое Тело Христово в «общении Святого Духа» (2 Кор. 13, 13).

Участие верующих в Таинстве Евхаристии и приобщение Честных Даров дает возможность тем, кто участвует с осознанием этого Таинства как величайшего дара Божия, наследовать избавление от грехов и обрести спасение. Восприять победу жизни над смертью, пережить Воскресение на своем опыте иощутить предвкушение блаженства, ожидающего нас в вечной жизни, в Царствии Небесном.

Вот почему Церковь непрестанно предлагала и предлагает верующим вплоть до сегодняшнего дня Божественную Евхаристию, Таинство таинств, призывая их «и в час сей стати пред славою Святаго Жертвенника» Божия.

Но для того, чтобы мы, верующие, неосужденно участвовали в этом величайшем таинстве Церкви, мы должны подготовиться к нему должным образом. Исследование своей совести и твердое решение исправиться, молитва и исповедь, примирение с ближними, помощь нуждающимся — вот те средства, которые помогут нам в этом. Особое же внимание следует уделить тому, чтобы во время Божественной литургии в храме не было никакого беспорядка и чтобы никто не приступал к Чаше со спешкой, без благоговения, с раздражением и стремлением пройти первым. Все это омрачает таинственное общение души с Богом, которое совершается в этот священный момент.

Братья и сестры!

Если мы привыкли причащаться Честных Даров только по случаю великих праздников Пасхи и Рождества Христова или некоторых других, лишь несколько раз в году, это значит, что наша христианская жизнь имеет неправильное устроение. И мы очень много теряем.

Результатом этой привычки является обычное для наших дней и очень прискорбное явление, когда служащий иерей выходит из алтаря и провозглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», но к Святой Чаше не подходит ни один человек.

Для нашей Церкви это не что иное, как пренебрежение к Святым Тайнам и духовное безчинство, когда при совершении Таинства Божественной Евхаристии ни один из верующих в храме не принимает Святое Причастие.

Божественная Литургия совершается для того, чтобы мы причащались! Об этом говорит православное вероучение и богослужебная практика, и такая традиция существовала с первых лет христианства на протяжении множества веков, чтобы и мы сегодня благоговейно хранили и придерживались её.

Архимандрит Илия (Мастроянопулос)

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2020/02/blog-post_31.html?m=1

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.



Подписка на новости

Последние обновления

События