Архимандрит Аристарх Грекос
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЧЕЛОВЕК
ΤΕΧΝΗΤΗ ΝΟΗΜΟΣΥΝΗ ΚΑΙ ΑΝΘΡΩΠΟΣ[1]

Быстрое развитие современной техники привело человека к одностороннему развитию интеллектуального и к преувеличению умственных способностей, к созданию разумных существ, которым не нужно человеческое тело для производства этого разума.[2]
Это связано с последствиями тенденций направленный на автономию интеллекта от тела, чем упраздняется единая психосоматическая сущность человека и изменяются его отношения с окружающим миром, так что умственная способность становится главным и исключительным элементом новой идентичности человека.[3]
Целостный идентитарный подход к человеку не ограничивается односторонним развитием психики или интеллекта или абсолютизированным пониманием его духовной и биологической и физической составляющих.
А одностороннее развитие понимания человеческой природы, отмена телесности разве не противоречит истине «что есть человек»? Человек развивает интеллектуальные способности как разумное животное или как мыслящее или созерцающее-разумное существо, которое только производит разум, но рискует изолировать и принизить свое тело даже как инструмент разума и знания.[4]
Ο Μακαριώτατος ΑΡΧΙΕΠΙΣΚΟΠΟΣ Αλβανίας Ανατάσιος, αναφερόμενος στην ΤΝ, επισημαίνει – Πολλές ελπίδες διακινούνται για τα επιτέυγματα τους για παράδειγμα, τη τεχνητή νοημοσύνη πολλαπλασιάζει τις δυνατότητες της νόησης , αλλά ο άνθρωπος δεν είναι μόνο νόηση. Η τεχνήτη νοημοσύνη ποτέ δεν θα κατορθώσει να αντικαταταστήσει την αγάπη. Αυτή πάντα θα τροφοδοτείται απο την πίστη, την κοινωνία με τον Θεό της αγάπης.
Блаженнейший АРХИЕПИСКОП Албанский Анатасий, говоря об ИИ, указывает – Много надежд возлагают на их достижения, например, искусственный интеллект умножает возможности разума, но человек – это не только разум. Искусственный интеллект никогда не сможет заменить любовь. Это всегда будет подпитываться верой, общением с Богом любви.
Двухтысячелетняя традиция Православной Церкви определяет, что человек — это не просто автономная логическая единица, относящаяся к другим по жизненной необходимости, но разумное и свободнолюбящее сердце, которое через общение с другими остается свободным. Эта свобода мысли, чувства и действия человека как образа Божия не может быть уловлена алгоритмическими схемами, так как ее источником является свободный творческое пожелание ее Творца-Бога.[5]
Также тайна свободы человека подтверждается его онтологической связью с его Богом-Творцом и другими. Предпосылкой человеческого счастья является любовь в свободе, прежде всего, всем сердцем и разумением к нашему Богу-Творцу и к ближнему человеку как к самому себе.[6]
В Послании Святого и Великого Собора Православной Церкви[7] подчеркивается, что Православная Церковь избегает опеки над научными исследованиями. Современное развитие технологий вносит существенные изменения в жизнь людей и приносит пользу, облегчая условия повседневной жизни, лечения больных, облегчения общения людей и дальнейших научных исследований. В Послании Собора обозначены возможные негативные последствия, такие как постепенная утрата традиций, раскрепощение свободы, разрушение природной среды, сомнение и угроза этическим ценностям. Научное знание, несмотря на свою быструю эволюцию, не отвечает на экзистенциальные и нравственные проблемы человека и не дает полных ответов на поиски смысла жизни, так как требуется духовный подход. Православная Церковь, основываясь на христианской этике и патристической традиции, уважает свободу научных исследований, признает их положительный вклад в человека, но также признает опасности, скрытые в определенных научных достижениях, и подчеркивает достоинство и божественное предназначение человека.[8]
Продолжение следует…
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023г.
[1] Перевод выполнен по изданию книги Αρχιμανδρίτης Αριστάρχος Γκρέκας. Τεχνήτη Νοημοσύνη και ¨ανθρωπος. Ορθόδοξη θεολογική προς΄΄εγγιση. Αποστολική Διακονία της Εκκλησίας της ΅λλάδος. ¨εκδ. Α΄Αθήνα 2022, σελίδες 143-146
[2] Иоанн Зизула, Митрополит Пергамский «Человек и окружающая среда: Православный богословский взгляд». Ο άνθρωπος καί το περιβάλλον. Ορθόδοξη θεολογική προοπτική. Επιστήμες, τεχνολογίες αιχμής και Ορθοδοξία, εκδ. Ιεράς Συνόδου της Εκκλησίας της Ελλάδος, Αθήνα 2002, 275-287..
[3] Хризостомос Савату., Митрополит Миссинейский. Человек и сорвменные технологии. Вызов православному богословию. Χρυσοστόμου Σαββάτου, Μητροπολίτου Μεσσηνίας, «Ο άνθρωπος και ανάπτυξη της σύγχρονης τεχνολογίας. Μία πρόκληση για την Ορθόδοξη Θεολογία», Το φαινόμενο της τεχνολογίας, I . περ. Θεολογία, 90, 3 (2019), σελ.34, 35
[4] Анастасий Яннопуло, Архиепископ Тиранский, Диррахийский и всей Албании. «Православные взляды на развитие положительных наук и технологий». «Ορθόδοξες απόψεις σχετικά μέ τήν ανάπτυξη τών θετικών καί της τεχνολογίας», Εὐχαριστήριος χαιρετισμός, 15 Νοεμβρίου, 2020, [http//orthodoxalbania.org/2020/el/2010/11/15
[5] Gergios Lekkas, Archpriest, Counsellor at the Representation Office of the Church of Greece to the E.U. «Artificial Intelligence and an Applied Ethics. But what kind of Ethics?»,Brussels, 21/1/2019,
[6] G. Lekkas. Ibidium.
[7] Хотя православной полнотой этот Православный Собор был отвергнут, преимущественно за признание экуменической еретической экклесиологии о существовании вне Православной Церкви еще каких-то церквей , а не ересей и расколов. Тем не менее некоторые его документы важны и имеют определенную ценность. (Примеч. Правосл. Апологета)
[8] Официальные тексты-документы Святого и Великого Собора Православной Церкви. Ἐγκύκλιος V II. Ἡ Ἐκκλησία ἐνώπιον τῆς παγκοσμιοποιήσεως, ὰκραίων φαινομένων βίας καί τῆς μεταναστεύσεως парю 16, Κρήτη, Ἰούνιος 2016 [https/www. holycouncil.org/-/encyclical-holy-council (19-11-2020]…Ἰοάννου Καρμίρη, Ὀρθόδοξος Ἐκκλησιολογία, Δογματικῆ΄ς τμῆμα Ε’, Αθῆνα 1973, σ. 11