Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Образование и воспитание

26 октября, воскресенье. Память VII Вселенского собора

 

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(продолжение)

 

Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?

Ф. М. Достоевский.

 

Опасность потерять наших детей

Известный русский философ Бердяев в одном из своих комментариев на «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского писал: «Атеистическая революция неизбежно совершает отцеубийство, она отрицает отечество, порывает связь сына с отцом». Семья, наверно для человека является также чем-то священным. Для христианина семья – это малая церковь, отражение в маленькой ячейке, состоящей из трех и более людей принципов христианской любви и самопожертвования. Эти принципы свято хранились в России, в основном в среде простого народа, который на уровне природном ощущал глубокую внутреннюю связь межу родителями и детьми. Дети воспитывались на евангельских принципах послушания родительской воле, благоговейного отношения к родителям и старшим. И это потому, что в христианстве воля родителя воспринималась как святыня, как проявление и воли Божией. Атеизм, активно насаждавшийся в России сломал священные семейные узы. Наше время является, как это не странно, продолжением и развитием тех «гуманистических идей» разложения семьи, которые начались вскоре после 1917г.

Основная особенность воспитания наших детей сегодня часто заключается в том, чтобы потакать их пожеланиям. Но это приводит к тому, что дети вырастают безграничными эгоистами и хамами. Кроме своего я, своей личной выгоды они ничего не способны видеть и слышать. Этому развитию больного самолюбия и эгоцентризма активно помогают компьютерные игры. Они же, как мы уже ранее говорили, убивают у ребенка интеллект, снижают память, разрушают иммунную систему, развивают в ребенке властное и самодостаточное существо не способное жить в реальном мире.

Но в наших школах существует еще одна серьезная опасность для детей – активное введение уроков по «сексуальному просвещению». Еще в древние времена хорошо знали о том, что половое растление является лучшим способом вырождения нации и уничтожения народов. То же самое сегодня происходит и в наших школах, когда под предлогом «надо знать и испробовать все», несозревший ребенок вводится в ту область человеческой жизни, которая всегда именовалась «интимной». Т.е. личные отношения между полами исторически были сакральной сферой, на публичную демонстрацию которой никогда не посягали. Рассекречивание тайны, прилюдное муссирование анатомических и физиологических подробностей совсем не так безобидно, как это усиленно доказывают теоретики «сексуального просвещения» последователи «валеологии». Введение же в школах уроков «полового воспитания», которые удается вкрапливать в «уроки здоровья» приводят к тому, что дети в подавляющем числе теряют благоговение, страх, стыд, уважение к взрослым и родителям, становятся дерзкими и неуправляемыми. Вульгаризм и цинизм – такими словами называлось поведение людей выходившее за рамки общественной этики. При современном подходе к проблеме полов эта этика исчезла. Но с ней, как констатируют многочисленные факты, исчезает тот поведенческий ориентир, который определяет человека как не животное, а как разумное существо. «Стыдливость, - как замечают современные известные психологи И. Медведева и Т. Шишова, - это здоровая охранительная реакция психики. И, наоборот, отсутствие стыда свидетельствует об очень серьезных психических нарушениях». («Безобразия в образовании)

Но нет ничего невозможного для русского человека; появляются различные настоящие методики физического и психического оздоровления детей. Одна из них была разработана доктором мед.наук В. Ф. Базаровым и активно применяется во многих школах республики Коми. Несомненно, необходимы уроки и духовного просвещения, чтобы с детства ребенок знал, что он не кусок ходячего мяса, а разумное существо, что смысл жизни ни в том, чтобы «поесть и поспать», а быть созидателем и строителем своей души по вечным и нетленным ценностям Евангелия. Безусловно, этой цели служат и уроки «православной культуры».

Об этом говорил еще и Ф. М. Достоевский. В своём известном «Дневнике писателя» пишет: «...если с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм (а это касается и школы, как места общественного воспитания), высокомерие и равнодушное отрицание; если слово «Отечество» произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывавшие их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях «общечеловеческих»; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читатели «Богородицу», - то скажите, что можно требовать от этих детей?» «Совесть без Бога, - писал он же, - есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». И об этом ужасе, как известном законе бытия души, выведенным Достоевским, важно помнить. Ведь в совести без Бога известный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников и преступил ту невидимую черту, став убийцей.

 

Феномен

современного религиозного безразличия и пошлости

 

Данный раздел мы хотели бы начать со слов Ф. М. Достоевского, которые он записал в своих подготовительных заметках к своему известному роману «Идиот»: «Многие думают, что достаточно веровать в мораль Христову, чтобы быть христианином. Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно в то, что что Слово плоть бысть. Вера эта не одно умственное признание превосходства Его учения, а непосредственное влечение. надо именно верить, что это окончательный идеал человека, все воплощенное Слово, Бог воплотившийся. Потому что при этой только вере мы достигаем обожания, того восторга, который наиболее приковывает нас к Нему непосредственно, и имеет силу не совратить человека в сторону».

Сам Ф. М. Достоевский писал об этой опытной и безусловной вере в истинность личности Христа как Богочеловека, пройдя, как известно тернистый путь тяжелой ссылки. И то, о чем в данном случае говорит известный наш «русский пророк» - это не философствование о каком-то «боге», а глубинный опыт переживания личного и живого Бога в себе, своей жизни. А такая вера дается многими жизненными испытаниями. И христианская вера – это не сухой морализм, а живое общение с живым Богом.

Великий Инквизитор Ф.М. Достоевского подметил у человека наличие одной важной особености, которая в качестве духовного инстинкта заложена в любом человеке – поиск «перед кем поклониться». О человеческое общество, как несовершенное и в нравственном плане изъеденное многочисленными пороками и страстишками проявляет это поклонение в изобретении всемозможных форм и методов «поклонения перед кем-то». В этом кроется одна из наиважненйших причин появления в человечестве многочисленных богов и идолов для поклонения. Эти виды и формы поклонения часто приводили к взаимной ненависти и розни, пролитию крови. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» объяснял причину этой человеконенавистнической розни в существенном отвержении людьми Христа. «Отвергнув Христа, - говорит он, - кончат тем, что зальют мир кровью». Но чтобы познать истину, отвергнуть ложь, для этого человеку требуется обладать необычайной сердечной чуткостью и сердечной чистотой, искренним стремлением к вечной правде. Часто эта правда является человеку сама, внезапно, как тонкое дуновение ветерка, просвещающая человеческий ум и сердце, открывающая подлинные черты и признаки лжи и правды. Тогда человек понимает, что при наличии многочисленный религиозных систем, только одна действительно соединяет с Богом, извечной правдой и источником истины, всякой жизни. И как справедливыми оказываются слова царя Соломона, в которых вещает сама Божественная истина: «Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличает безумных. В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенной греху. Ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды». (Прем. 1, 3-5)

Вся история Православной Церкви представляет собой если не сплошную цепь, то по крайней мере, почти непрерывную борьбу с неправыми мнениями, искажавшими Истину. Потеря ее ощущалась как потеря жизни во временной и вечной перспективе, как потеря смысла жизни. В этом одна из главных причин борьбы за догмат. Это борьба не за философскую формулу, а за богооткровенную истину. И за нее страдали даже до крови. Ради нее собирались целые Вселенские соборы.

Соборное решение вероучительных вопросов – это правило и норма жизни в «Духе истины». Ибо непостижимая Истина является не одному человеку, а только собору, ищущему Истину и вопрошающему о ней Самого Творца. Таких соборов в жизни Церкви было семь. Последний, утвердивший догмат о почитании священных изображений – икон, состоялся в Никее в 787г.

Сегодня многие из нас этого не знают, этим не интересуются и легко поддаются «басням о поклонении православных идолам». Причиной такой легкой усвояемости и доверия лживым домыслам разного рода проповедникам – религиозная индифферентность и пошлость.

«И не трудно убедиться, - как говорит И. Ильин, - что пошлый уклад души ведет не к религиозности, а к суеверию, к магии, психозу страха, попыткам связать богов договорным соглашением или задарить их дарами и застраховаться от их силы и вражды».

Эта же пошлость порождает в человеке легкомысленное отношение и к своей жизни, которая расценивается не как дар Божий, а как время для различного рода увеселений и развлечений. Пошлость становится предметом обожания и поклонения. Общества, где религиозная пошлость находит себе оправдание и приобретает доминирующее положение русский поэт Аполлон Григорьев описал так:

Где обманчивым и близким

Чувством мерить все дано,

Где зовут свято низким,

Где высокое -смешно.

В таком обществе, замечает И. Ильин, «все измеряется ценой денег: и любовь (проституция), и покаяние (индульгенция), и правосознание (наемные софисты, адвокаты и политики), и искусство (рынок эстрады и выставок), и свободное слово (продажная пресса). Здесь все решается мнением толпы, одобрением улицы: предрассудком, поговоркой, модой, массовым психозом, рекламой, пропагандой, фельетоном, карикатурой, большинством голосов». Такая жизнь, говорит он далее, «Взятая не из главного, вводит светскую суету и мещанскую пошлость – узкие воззрения, мелкие масштабы, ничтожные побуждения, море лжи и фальши, привычное лицемерие, продажность и разврат». И привычка так жить и мыслить сопровождается у человека не просто религиозной индифферентностью и нечувствием к святыне. Она становиться не предметом благоговейного почитания, а средством приобретения личной выгоды.

 

В свою очередь такое болезнненое состояние души часто подталкивает человека к религиозному синкретизму. Не чувствуя Истины и не познав ее на опыте, человек совершенно бездумно и безосновательно внедряясь своим рацио в сферу религиозную начинает диктовать свои идеи и взгляды. Одной из главных таких идей является пропаганда религиозного синкретизма, нивелирование Истины до своих неправильных понятий, и утверждение идеи равнозначности всех религиозных систем. Об ошибочности этой идеи, ее неоправданности – наша следующая беседа.

(Продолжение следует)


 

БЕСЕДА В МАШИНЕ

со студентами о насущном

Сам я человек светский, но воцерковленный. Как то по особому промыслу Божию мне часто приходится оказывать юридическую помощь храмам и монастырям. Дело в том, что я сам по долгу своей службы являюсь практикующим юристом-адвокатом. Помогаю я всегда безвозмездно, поскольку в моей душе с детства родителями заложена какая-то потребность всем помогать. Да и потом сам апостол Павел, которого я очень люблю за его необыкновенную верность Богу, научает всех нас христиан «служить каждому тем даром, который имеем». И за эти таланты и способности, даже казалось бы чисто профессиональные, мы как христиане не должны требовать обязательной платы. В противном случае все наши добрые дела теряют смысл христианской добродетели, через которые мы приобретаем Божественную благодать, или, как иначе говорит Господь в одной из Своих притч: «приобретаем друзей богатством неправедным». С горечью приходиться замечать, как в последние годы дух расчёта, выгоды, разъедает наше и общество и даже православный народ. И безусловно, в общем потоке «грязной и мутной воды» сребролюбия и наживы очень трудно уберечь себя от греха сребролюбия.

Мне хотелось бы рассказать о той беседе, которая произошла недавно у меня в машине. Я вовсе не гнушаюсь того, чтобы от чистого сердца кого-то подвести на машине. Однажды, когда я возвращался домой после службы, в моей машине оказались трое студентов Свято-Тихоновского Православного Богословского Университета. Мы с ними по дороге затронули разные темы. Но одна из них стала своего рода «камнем преткновения». Я уже не помню как и из-за чего, но мы коснулись проблемы ИНН и глобализации. Что меня удивило, что студенты сразу же стали буквально нападать, махать руками, чуть ли не крича, что все это сектанство. На самом деле я не ожидал такой бурной и с оскалом реакции, поскольку считал, что в Свято-Тихоновском Университете, который славиться своей учёностью, студентам прививается очень необходимое для пастыря Церкви чувство внимательного, взвешенного отношения к любой серьёзной проблеме. По крайней мере в любом вопросе требуется и духовная чуткость, и стремление глубоко вникнуть к проблему. Однако оказалось, что чувства, эмоции. Которые, как я понял уже прежде были навязаны скорее всего преподавателями, которые сами весьма поверхностно и легкомысленно смотрят на эту проблему. Достаточно зайти на форум о. Андрея Кураева, чтобы понять, что кроме издёвок и высмеиваний, мы не найдём ни какого даже стремления понять проблему ИНН. А в принципе таким образом формируется принципиально неверное сознание у верующего христианина. От взвешенного анализа, знакомства с проблемой, его заставляют съехать на низкопробное шутовство. А это в данном случае уже приводит в какой-то неизбежной личной катастрофе и катастрофе в размерах всего общества. Очень и очень жаль, что о. Андрей, видимо где-то в чем-то до конца не разобрался и пошёл по совершенно неверному и нецерковному пути.

Тогда я попросил Бога меня как-то вразумить, чтобы студентов настроить на несколько серьёзный лад и попытаться подвести их сознание к тому, что вопрос об ИНН это вопрос требующий самого внимательного отношения, что за ним вскрывается целый пласт ещё более серьёзных проблем.

«Давайте ребята постараемся сейчас уйти от всяких эмоциональных всплесков, ярлыков и обзывательств, а попробуем разобраться в этой проблеме, как того требует и всякая иная проблема и вопрос».

Я задал ребятам вопрос: «Ну вы верите, что перед пришествием Христа, должно произойти пришествие антихриста?»

«Ну да, конечно. Об этом же написано в Апокалипсисе», - ответили они.

«Хорошо, -продолжал я.- Но для того, чтобы пришёл в мир антихрист, а это не произодет просто так, сразу, нужна же ведь какая-то подготовка. Должна быть создана почва, фундамент».

«Безусловно, мы с этим и не спорим», - отвечали студенты.

«Но вы себе представьте сами. Сейчас на земле живет несколько миллиардов человек. Антихрист должен будет всеми ими как-то управлять, чтобы осуществлять свою власть над всей землёй. Для того чтобы это осуществить необходима некая универсальная система учёта всех людей. Учитывать по имени и фамилии, которые могут и повторяться, и которые достаточно громоздкий для обработки невозможно. Цифровой уникальный код является самым удобным средством учёта всех людей. Даже при наличии нескольких миллиардов людей на Земле цифровая идентификация является весьма удобным, скажем универсальным средством».

«Ну и что, что в этом страшного и гибельного для нас?», - спросили ребята, которые уже давно свыклись с введённой системой цифровой идентификации и кодирования, активно использующие компьютерную технику и иные достижения ИТ.

«Так вот в этой системе универсальной идентификации, которая кстати уже применяется в США, Швеции, ИНН является базовым номером. Как точно такими же номерами входящими в единую систему учёта и контроля являются и социальный номер и номер медицинского страхования, и пенсионный номер».1

«Нам об этом никогда ещё не говорили»,- удивлённо и даже в тоне некоего возмущения отвечали студенты Тихоновского Университета.

«Более того, - продолжал я -, смысл вводимой системы цифрового учёта двойной: присвоить номер вместо имени, чем несомненно оскорбляется достоинство человека как живой и свободной личности, а второе – со временем применять эту систему для психического воздействия на человека и управления его сознанием».

Подчеркну, что вопрос о наличии числа 666 в единой системе мировой идентификации, о чем неоднократно говорила братская Элладская Церковь, которая в отличие от нашей Русской Церкви подошла к этой проблеме с большим вниманием и обстоятельностью. Не стал я ребятам объяснять мистическое значение этого числа и штрих-кода EAN-13 UPC-1, который с 2006 года стал мировым стандартом. Чтобы все эти понять и осознать их глубокую взаимосвязь, требуется духовное чутье, которое полагаю порождается элементарным страхом Божиим. А именно его-то лишены оказывается очень многие люди. За последние годы произошло какое-то невиданное омертвение души в людях. Как правило это происходит по причине пренебрежения заповедями Божиими. 2 марта за Божественной литургией читалось Евангельское зачало о Страшном Суде: «...ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».2 В нем Господь указывает на некоторые основные заповеди, исполнение которых в нашей жизни приобщает нас ко Христу, делает нас сынами Божиими. Какие же это? Я их все же напомню: Мне важно было, чтобы студенты, которые все же воспитаны в нашем обществе потребления и крайнего морального падения, поняли хотя бы то, что для их личной свободы, индивидуальности существует реальная угроза ее порабощения. И слава Богу, ребята это поняли.

«Представьте себе, что вы решили вечер провести с другом или с любимым вам человеком в кафе, поговорить о серьёзных вопросах, немного отдохнуть, но о том что вы там и с этим человеком, что вы говорите, обсуждаете, покупаете поступает информация через ваш личный код в паспорте с микрочипом, через банковскую карту. Вы как на ладони, и ничего скрыть не можете. Более того, со временем, а современные технологии развиваются настолько быстро и интенсивно, что говорить о каком-то далёком будущем и не приходится, вашим поведением и желаниями будут управлять через электромагнитные импульсы. Это уже осуществляется в современных клиниках США, где активно внедряются микрочипы под названием "цифровой ангел" и др. Основу их опять составляет персональный личный код».

Ребята были ошелемлены сказанным мной. И не удивительно, поскольку та почва, которая официально создана в современной церковной среде, она уводит человека от реально существующей проблемы. Большинство считает это за какую-то сказку. А в действительности все обстоит совершенно иначе. И дай Бог нашим ребятам осознать всю степень опасности событий, происходящих сегодня, а многим православным не осознающих опасности принятия ИНН, личных кодов, социальных и банковских карт, очнуться от околдованной спячки.

В.С. Православный юрист-адвокат

 

 

1В России все эти номера вносятся в ведомственные системы учёта граждан, которые сообщаются с Единым Государственным Регистром Населения (ЕГРН). Это ЕГРН уже обеспечивает человека ЛИКом (личный индивидуальный код). Этот Лик является главным составляющим в микрочипах, как помещаемых в личные паспорта, так и в имплантируемых под кожу в т. н. Медицинских целях.

2Мф. 25, 35 - 36

 



Подписка на новости

Последние обновления

События