Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

http://epomeni-tois-agiois-patrasi.blogspot.gr/2016/03/23-03-2016_28.html

 

Понедельник, 28 марта 2016 года

Выступление Митрополита Кифирского Серафима на конференции по поводу Великого Собора (23.03.2016)

 

Митрополит Кифирский Серафим

 

Тема: «Эклессиологические и пастырские проблемы, возникающие из-за неучастия всех православных епископов в Святом и Великом Соборе»

 

«Ἐκκλησιολογικά καί ποιμαντικά προβλήματα ἀπό τήν μή συμμετοχή ὅλων τῶν Ὀρθοδόξων Ἐπισκόπων εἰς τήν Ἁγία καί Μεγάλη Σύνοδο»

 

Во-первых, я чувствую необходимость поблагодарить оргкомитет этой научно-богословской конференции за предоставленную мне возможность выступить с докладом, за внесение в повестку дня семинара ряда важных вопросов, касающихся эклессиологических и религиозных проблем, а также за прекрасную организацию семинара.

 

Прежде, чем начать, с благословением Божиим, свое выступление на очень важную эклессиологическую тему: «Эклессиологические и пастырские проблемы, возникающие из-за неучастия всех православных епископов в Святом и Великом Соборе», я намерен объяснить причину своего присутствия здесь и разъяснить свою позицию на этой конференции. Как епископ Элладской Церкви я принадлежу, естественно, к иерархии Церкви Греции, я имею непосредственное отношение к ней, от неё (Церкви) завишу, и именно во благо Церкви я хочу сегодня сделать свой доклад, освещающий некоторые богословские, эклессиологические и пастырские вопросы. Во время очередного заседания Священного Синода нашей Церкви в октябре прошлого года, а также на срочном заседании, созванном за 15 дней до его начала, я в устной форме изложил свою позицию, внес ряд предложений и высказал обеспокоенность по поводу проблем, касающихся созыва Святого и Великого Собора, о которых я буду говорить в дальнейшем.

Я считаю, что в данный момент я нахожусь среди живого Тела Церковного – моих собратьев архиереев, священников, монахов, монахинь и благочестивых православных христиан. Четыре священные митрополии: Пирейская, Глифадская, Гортинская и Кифирская организовали это великое собрание духовенства и мирян со всей Греции. Движущей силой этой богословской конференции является организация «Собрание православных клириков и монахов», функционирующая под руководством уважаемых священнослужителей-преподавателей университетов и не только. Речь идет не о какой-то сектантской организации, не имеющей отношения к Церкви, коей многие её считают и описывают подобным образом, а об объединении сознательных и активных членов Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которые имеют специальное (соответствующее) образование и которые компетентны в вопросах Православной Веры и исповедания, православного наследия и традиций. 

Было бы желательно, чтобы подобная конференция была организована по инициативе Священного Синода, для своевременного и достаточного информирования духовенства и христианского народа о предложениях и дискуссиях, касающихся важных вопросов «Святого и Великого Собора». Поскольку не было организовано такого собрания для четкого и исчерпывающего информирования православного церковного руководства, как это произошло в Церкви Кипра, кроме внеочередного созыва нашей почтенной иерархии в первой декаде марта, мы все принимаем участие в данной конференции с большим вниманием и интересом, с полным трезвением, осознанно и объективно, без страха и бесстрастно, почитая Господа со всей нашей искренностью и с неоспоримым чувством долга.

И сейчас, после того, как я ясно и четко изложил свою позицию, хочу продолжить свой доклад по выбранной мною теме.

Как можно охарактеризовать созываемый Собор? Будет ли он Вселенским или Православным? Какой Собор характеризуется каноническим правом и священными канонами Церкви как Великий и Святой? Если он не будет Вселенским или Православным, в чем тогда значимость и авторитет Святого и Великого Собора?

Правильный ответ на вышеуказанные актуальные эклессиологические вопросы обозначит и предопределит результат, то есть возникнут ли эклессиологические и пастырские проблемы из-за того, что не все Православные епископы примут участие в Святом и Великом Соборе.  

Всем известно, что Всеправославные предсоборные совещания, Специальные межправославные комиссии и экуменическое движение в целом характеризуют предстоящий в июне Собор не как Вселенский, а как «Святой и Великий». Согласно высказыванию представителя Церкви Греции Митрополита Мессинского Хризостома, во время богословского диалога с представителями [так называемой] «Римо-Католической Церкви»: «уже сама тематика и цель созыва Святого и Великого Собора определяет характер данного Собора не как Вселенского, а как Святого и Великого Собора Православной Кафолической Церкви» [1].

Какой, однако, Собор характеризуется каноническим правом и священными канонами Церкви как «Великий и Святой»?

Проведенное исследование священных канонов семи Святых Вселенских Соборов доказывает, что Святой Вселенский Собор иногда называется «Святой и Великий Собор», иногда «Великий Собор», иногда «Святой и Вселенский Собор», а иногда «Святой Собор» и предоставляет следующую информацию: пять (5) священных канонов I Вселенского Собора и один (1) IV-го Вселенского Собора (5-й, 14-й, 15-й, 17-й и 18-й каноны I Вселенского Собора и 3-й канон IV) используют название Святой и Великий Собор. Три (3) священных канона (2-й, 3-й и 6-й) I Вселенского Собора используют название Великий Собор. Три (3) канона III Вселенского Собора (1-й, 3-й и 8-й), один Четвертого (10-й) и два (2) Пято-Шестого (3-й и 51-й) предписывают название Святой и Вселенский Собор. И один (1) канон I Вселенского Собора (20-й), один (1) II (6-й), семь (7) III Собора (1-й, 2-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й), девять (9) Четвертого Собора (3-й, 6-й, 10-й, 12-й, 14-й, 19-й, 23-й, 25-й и 27-й), два (2) Пято-Шестого (2-й и 55-й) и один (1) VII-го Вселенского Собора (19-й) используют термин Святой Собор.

Чередование названия Собора соответственное вышесказанному не означает, что речь идет о разных Соборах (напр. поместных и епархиальных). Говорится о святых Вселенских Соборах нашей Церкви и только, в соответствии с их интерпретацией в священных канонах Никодимом Святогорцем, что зафиксировано в божественных и священных канонах нашей Церкви [2].

И здесь возникает вопрос: почему божественные и священные каноны Святой Православной Церкви, используя термин «Святой и Великий Собор», четко и ясно имеют ввиду Вселенский Собор, а созываемый «Святой и Великий Собор» с самого начала отказываются характеризовать как «Вселенский», в то время как он справедливо достоин считаться равноценным и эквивалентным Святым Вселенским Соборам? Конечно, высказывается утверждение, что он не будет созываться как Вселенский, т. к. в нем не примут участие западные христиане. Однако деяния и Предание нашей Святой Церкви свидетельствуют о том, что, начиная с первого века нашей эры и до наших дней, существовали и существуют еретики и раскольники (например, несториане, монофизиты, николаиты, ариане и т. д.), однако это никогда не мешало Святой Церкви Христовой созывать Вселенские Соборы.

Вероятно, созываемый «Святой и Великий Собор» не называется Всеправославным Собором потому, что участие в нем недоступно для всех православных епископов. Однако в данный момент самой важной, безусловно, является эклессиологическая проблема будущего Святого и Великого Собора, а также следующий вопрос:

  1. Можно ли провести Святой и Великий Собор без присутствия и участия в нем всех православных епископов?

Осмелюсь предположить, что по всем традиционным критериям ответ будет отрицательным, т. к., как было выяснено по всем священным канонам, Святой и Великий Собор может быть только Вселенским. А Вселенский Собор, согласно Святому Никодиму Святогорцу [3], должен иметь четыре следующие характеристики:

1) Собор должен быть созван согласно указам Императоров или Царей (это имело силу, когда существовала единая Византийская Империя, руководству которой подчинялись все епархии Православных Патриархатов, архиепископы и епископы, в то время как сегодня это невозможно осуществить, поскольку мировая власть находится в руках не одного всемирного правителя, а многих, и инициатива созыва Вселенского Собора должна исходить от Вселенского Патриарха, первого [по чести] среди всей иерархии Православной Церкви;

2) все решения должны приниматься в глубокой вере и уважении ко всем принятым ранее на предыдущих Соборах решениям [4];

3) всегда должно соблюдаться правило, чтобы предложенные учения и православные каноны были благочестивы и соответствовали Священному Писанию и предыдущим Вселенским Соборам (в подтверждение он цитирует легендарную аксиому святого Максима Исповедника: «правильность и благочестивость принятых на будущем Соборе решений должна и будет определяться учениями, принятыми на предыдущих соборах» и

4) все учения (предложения), принятые на Вселенских Соборах, должны быть согласованы и одобрены православными патриархами и архиереями Вселенской Церкви либо путем их физического присутствия, либо через викариев и при наличии соответствующих подписей. И он подчеркивает далее, что «это соглашение между патриархами и архиереями является отличительной чертой Вселенских Соборов».

Что касается второй характеристики, то выдвигается возражение по поводу того, что среди тем, обсуждаемых на Святом и Великом Соборе, не будут обсуждаться вопросы веры, и даже не будет принято какое-то решение или определение, поэтому этот Собор не может характеризоваться как Вселенский. И хотя проекты документов Святого и Великого Собора Православной Церкви были одобрены на Пятом Предсоборном Всеправославном совещании, и Собор принимает и исповедует веру во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь (пункт 1), но, кроме того, он заявляет о том, что «Православная Церковь признает историческое существование других христианских церквей и исповеданий, существующих в нашем обществе» (пункт 6). Здесь возникает большой эклессиологический и вероучительный вопрос, т. к. таким образом нарушается эклессиологическое вероучение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Вот почему созыв Святого и Великого Собора с такими функциями и спецификой, которые позволят считать его новым Вселенским Собором, становится срочным и необходимым. Хочу здесь обозначить, что это очень важный вопрос веры, поскольку этот пункт ставит под сомнение учение Символа Веры о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Дополнение к 6-му пункту, о котором идет речь, которое гласит, что: «Православная Церковь верит, что её связи с другими христианскими церквями и исповеданиями должны укрепляться для скорейшего объективного прояснения и разрешения всех эклессиологических проблем, в частности общего учения о таинствах, священной благодати, апостольской преемственности», нисколько не решает, а только запутывает эту важную эклессиологическую проблему. Не имеют никакой ценности и важности пояснения «других христианских церквей и исповеданий» относительно эклессиологии и учения о таинствах, священной благодати, апостольской преемственности, если перед этим [ими] не будут приняты православная эклессиология Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и святая вера, и предание Православной Церкви, которая берет свои истоки из Библии и Священного Писания, божественного учения Господа нашего Иисуса Христа, святых апостолов и святых отцов наших. Ибо, если они остаются в ереси и в зловерии, то, следовательно, они не имеют общения в вере и любви с Единой Святой Церковью Иисуса Христа, [не имея] ни таинств, ни священства, ни апостольской преемственности. Все это оскверняется и разрушается, когда происходит загрязнение и духовная болезнь ереси и раскола, зловерия и прелести. По богословским критериям не существует и не может существовать никаких других христианских церквей, кроме Единой и Единственной Святейшей Церкви. Совершенно бессмысленно и кощунственно считать ереси чем-то вроде «филиалов» Единой и Единственной Церкви Христовой.

И третья характеристика (3), которую предлагает Никодим Святогорец, является тоже очень важной. Все предложенные для обсуждения на Вселенском Соборе учения и каноны являются православными и благочестивыми, и они соответствуют Священному Писанию и предыдущим Соборам. Это значит, что поскольку созываемому Святому и Великому Собору подобает называться Вселенским Собором, он призван ориентироваться на догматическую и каноническую традицию Православной Церкви, а также на божественные предписания Библии и священных канонов предыдущих Вселенских Соборов.

2. Поскольку, согласно Пидалиону [Кормчей, Книги Правил] нашей Церкви, термин «Святой и Великий Собор» отождествляется с термином «Вселенский Собор», это влечет за собой и выполнение им соответствующих функций для того, чтобы этот Собор имел необходимую значительность и важность и был признан Вселенским Собором. Мы не должны, услышав название «Святой и Великий Собор», считать его просто созывом расширенного собрания глав Православной Церкви и не более.

В первую очередь, важно признать Вселенскими два (2) Собора, принятые и признанные бодрствующим догматическим сознанием полноты Православной Церкви: Собор свт. Фотия Великого (879-880 гг.) и свт. Григория Паламы 1351 г. Следовательно, мы должны учитывать традиции предыдущих 7-ми Вселенских Соборов, и следовать следующим предписаниям:

а) Святое Евангелие должно занимать центральное место на Святом и Великом Соборе, как это происходило на предыдущих Вселенских Соборах, чтобы таким образом почтить предстоятелей Церквей и других священнослужителей, присутствующих на заседании.

б) Участие в Соборе всех православных епископов, за исключением тех, кто по причине своего возраста и состояния здоровья попросят сделать для них исключение. В противном случае, все действующие православные епископы Поместных Церквей лишаются канонического права (кроме ограниченного количества 24 представителей епископата от каждой Поместной Церкви) принимать участие в голосовании на Святом и Великом Соборе, как это происходило на предыдущих Вселенских Соборах, которые имели название Святых и Великих Соборов. Ни один епископ, окормляющий православную паству, не был лишен участия в Святом Вселенском Соборе иначе, чем по причинам, прописанным в статье 755/351/16-2-2016 почтенного Регламента Собора, в которой говорится о созыве Святого и Великого Собора. Традиция ясна, Святой Никодим Святогорец очень категоричен в Святом Пидалионе, а приснопамятный профессор канонического права Амилкас Аливизатос заметил, что: «В Восточной Церкви, несмотря на то, что главный административный орган является органом, состоящим из священников и епископов, это не исключает участия в управлении и клириков, которые могут быть избраны при помощи выборов, посредством их необходимого сотрудничества в составе «сознания Церкви», наивысшей церковной власти. На основании этого принципа высший административный орган Церковной Иерархии и управления это Вселенский Собор, который является собранием всех действующих епископов и результаты которого принимаются «сознанием Церкви» и имеют наивысший авторитет для всей Православной Церкви. [5]

в) Обсуждение и совместное изучение всех вопросов и проблем Святого и Великого Собора. Чтобы почтенные участники Собора высказывались свободно и без лишней спешки, а также выносили на голосование обсуждаемые темы и вопросы, нужно, чтобы был применен канонический принцип «уважай голос каждого». Действующий принцип, согласно которому каждая Поместная Церковь будет иметь по одному голосу и будет обеспечено единогласие всех её членов по всем вопросам, не основан на божественных и священных канонах. Все обсуждаемые на Соборе темы и вопросы должны быть предварительно рассмотрены и обсуждены в предсоборными комиссиями, без предоставления особых полномочий представителям каждой Поместной Церкви (речь идет о нашей Элладской Церкви) со стороны главного органа управления ─ Священного Синода. Должны предварительно рассматриваться следующие вопросы: что будет выдвинуто в качестве положений и решений для обсуждения на Соборе, с чем следует согласиться, а что следует отвергнуть. Когда же честные иерархи и каждый епископ не знают мнение другой стороны (altera pars) и когда они не имеют информации о процессе работы Предсоборных конференций, это очень далеко отстоит от православного предания и напоминает монархический и олигархический строй западного религиозного мира, западные традиции, а не соборный строй Православного Востока. Святая Православная Церковь не приемлет [ныне] и никогда не примет монархию или олигархию [в Церкви], и, тем более, не примет папу Римского на Востоке. В нашем Православном Предании вопросы для обсуждения и повестка дня определяются заранее, однако эти вопросы заранее не решаются. Решения принимаются в Духе («извóлися бо святóму Дýху и нáмъ» [6], было сказано на соборе св. апостолов в Иерусалиме) во время церковных собраний. Свободно, без давления и угроз, святые участники Собора высказывают свою точку зрения, просвещаемые Духом Святым, ведут дискуссии или выражают свое несогласие, движимые просвещающей благодатью Утешителя, и принимают решение в Духе Святом. «Где Дух Господень, там свобода» [7], и

г) Основанное на святоотеческом предании и священных канонах отношение Святого и Великого Собора к тем, кто по причине своих убеждений и ревностного отношения к догматическим терминам и священным канонам Православной Церкви не будет выполнять необдуманные решения, несовместимые с православным преданием и противоречащим ему (в догматическом и каноническом плане). Полнота принятия решений Святого и Великого Собора будет зависеть от проявленного им уважения, к нашей святой и пренепорочной вере, к православному учению и традиции, без каких-либо новшеств и изменений, в полном согласии с принципом «Не разрушай вековые пределы, положенные Отцами нашими».

Безудержное движение экуменизма и стремительный натиск глобализации и единой религии не должно ни в коем случае влиять на решения Святого и Великого Собора. Нужно уделить особое внимание словам, и опасениям, высказанным в 60 гг. 20-го века архимандритом Епифанием Феодоропулу: «Десятки тысяч раз было бы предпочтительнее, Ваше Святейшество, вырвать с корнями исторический престол Константинополя и перенести его на необитаемый остров в Эгейском море, а еще лучше утопить в глубинах Босфора, чем допустить хотя бы малейшее отклонение от Царского пути Отцов Церкви, единогласно взывающих: «Непростительно снисхождение в вопросах веры»… Не желайте создавать внутри Церкви расколы и разделения. Попытка объединить все без разбора и исправить что-то одно, приведет к разрыву объединенного и создаст трещины в здании [Веры], которое раньше было устойчивым и монолитным... Одумайтесь и опомнитесь!».

Божественные и священные каноны Святых Вселенских и (признанных) Поместных Соборов «мстят», как обычно говорил о. Епифаний, когда их попирают и нарушают. Для лиц, проявивших неуважение Канонам, назначается епитимия (извержение из сана, отлучение от Церкви, недопущение ко св. Причастию, запрет и т. д.). Нарушители священных канонов осуждаются и подвергаются критике. Поместная Церковь, к которой относится нарушитель конкретных священных канонов, несет ответственность за это и Ее долг (после соответствующего обсуждения) ─ подобрать подходящее наказание для нарушителя.

Печально и волнительно то, что иногда наблюдаются нарушения священных канонов Святых и Великих и других Соборов, и, тем более, по таким серьезным вопросам, как совместные молитвы с иноверцами, еретиками, сектантами и даже с язычниками, когда к этому безразличны соответствующие церковные руководители. В данном случае, существуют серьезные предпосылки и имеется необходимость наложит серьезнейший запрет на созываемый Святой и Великий Собор с целью предотвращения расколов и разделений в Церкви. Эти проблемы невозможно решить «кнутом», но только при помощи спасительной Божьей Истины. В противном случае, хотя Собор и не хочет, чтобы ему был присвоен статус «вселенского», и не имеет соответствующей важности и авторитета, он, конечно, не сможет выполнять свои обязанности должным образом и соблюдать принцип соборности и свободы во Христе; достоуважаемые участники заседания будут лишены свободы высказывания, что напоминает неприятные эпохи насилия и принуждения.

Завершая эту тему и подводя итог, хочу вернуться к основному вопросу моего сегодняшнего доклада, а именно к вопросу неучастия всех Православных епископов в Святом и Великом Соборе, который состоится в июне этого года на Крите, и сослаться на выводы и наблюдения, сделанные двумя университетскими преподавателями, почетным профессором, г-ном Христосом Яннарасом, и г-ном Христомуросом Стамулисом, преподавателем факультета богословия Фессалоникийского университета. 

Я не буду зачитывать тезисы уважаемых мною профессоров, прот. Феодора Зисиса, прот. Георгия Металиноса и г-на Димитриоса Целегидиса, т. к. мы будем иметь возможность послушать их доклады. Г-н Яннарас пишет касательно нашей темы: «Собор, о заседании которого в июне 2016 на Крите провозгласили по всему миру Православные христианские Церкви характеризуется как «Великий». [Однако его нельзя назвать таковым] по количеству участников, поскольку в нем не будут участвовать (что является само собой разумеющимся для всех Вселенских Соборов) все епископы-предстоятели всех Поместных Церквей. В первый раз церковный Собор будет основываться на рациональном (результативном) принципе «представительства» – будет состоять из «представителей» национальных церковных администраций, а не из всех действующих епископов.

В Церкви немыслима система «представительства» (как в древнегреческих полисах была немыслима «представительская демократия»). По той простой причине, что на Соборах любого вида не «представляются» мнения, взгляды, идеи, предложения. Подаются только эмпирические данные, и истинность изложенного определяется тем, насколько эти данные подтверждаются опытом всех присутствующих. «В истории Соборов были случаи, когда при вынесении решений на Соборе принимались во внимание речи и заявления епископов без званий и чинов и игнорировались высказывания авторитетных патриархов и архиепископов». [8]

А профессор Стамулис замечает следующее: «…Я глубоко убежден, что большая и благословенная возможность может быть реализована только на основании всего состава церковного. Когда основной состав [Церкви] лишен информации и участия во всем, что его непосредственно касается, то такая тактика является неприемлемым инструментом управления, находящимся только в руках вышестоящих... Речь идет об отсутствии надлежащего информирования основного состава Церкви, то есть мирян, а также священнослужителей первых двух степеней и епископов Поместных Церквей. Забывают и недооценивают, что «Собор не созывается «сам для себя», а для всего народа Божьего, для всего мира, «ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело»[1]

«Поэтому, ─ продолжает профессор, ─ заявления и возражения, с которыми выступили здесь представители Церкви, имеют под собой основания. Действительно, процесс подготовки к нынешнему Собору является беспрецедентным в истории Церкви. Как мы видим, действительно, игнорируется историческое право голоса для каждого епископа. Как мы видим, епископ заменяется Предстоятелем и происходит отказ от значимости каждой личности якобы во благо каждой Поместной Церкви… Без сомнения, ко всем выше перечисленным проблемам можно добавить еще много моментов. Можем сказать, например, что принятие системы консенсуса и единого голоса от каждой Поместной Церкви это поражение для эклессиологии соборности; нарушается традиция Церкви и маргинализируется сама жизнь…» [9]

Дорогие мои братья!

Я полагаю, что своим сегодняшним выступлением я смог раскрыть важнейший вопрос: участие всех православных епископов в грядущем Великом и Святом Соборе, а также попытался описать подробно возможные проблемы, которые могут в связи с этим возникнуть. Также можно прогнозировать появление пастырских проблем. Нужно лишь акцентировать внимание на следующем: существует опасение, что если Православные верующие увидят и поймут, что в некоторых конкретных и актуальных вопросах ущемляется и ограничивается Православное Предание, а также нарушаются канонические устои и догматическое учение Церкви, то могут возникнуть недовольства и возмущения, что повлечет за собой нарушение дисциплины среди пастырей и других служителей Церкви и приведет к волнениям и нарушению мира и порядка в церковном мире, что может иметь катастрофические последствия и совершенно не нужно [Церкви]. «Станем добре, станем со страхом. Вонмем!»

Хочу попросить прощения за превышение регламента и закончить свой доклад словами молитвы о преложении Святых Даров из Святых Диптихов, которую произносил во время каждой Божественной Литургии мой приснопамятный духовный наставник, старец Иерофей, достойнейший митрополит островов Гидры, Спецы и Эгины (эту молитву он перенял у блаженной памяти старца, архимандрита Гервасия Параскевопуло). Эта молитва звучит следующим образом: «Помяни, Господи, святую Твою соборную и апостольскую Церковь, юже от конец даже до конец вселенныя. Избави избранную Твою Невесту от всех ересей и расколов, и утверди Ю в Православии незапятнанном и непорочном!» Аминь.

 


[1] Хризостом Савватос, Митрополит Мессинский, Доклад на 7-м Священном Синоде на тему: «Информация о будущем Святом и Великом Соборе», с. 8, абзац 2

 

[2] Никодим Святогорец и иеромонах Агапит. Пидалион. Умное делание в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, 2-е издание, Афины 1841

 

[3] Никодим Святогорец и иеромонах Агапит. Пидалион. Умное делание в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, 2-е издание, Афины 1841, О I Святом и Великом Соборе, Предисловие с. 66

 

[4] См. сноска 1, с. 66, Досифей с. 633, Двенадцатитомник

 

[5] Амилка С. Аливизатос (†), Профессор канонического права Афинского университета, Священные Каноны, 3-е издание 1997 г., Апостольское служение, Афины, с. 20

 

[6] Деян. 15, 28.

 

[7] Кор. 3, 17.

 

[8] Христос Яннарас, Почетный профессор Афинского Университета им. Каподистрии, статья в «Кафимерини», 13-03-2016, под названием «Оценка несостоятельности Святого и Великого Собора»

 

[9] Хризостомос Стамулис, Профессор Фессалоникийского университета им. Аристотеля, «Функция консенсуса и поэтика объединения», доклад «О Святом и Великом Соборе» (3-5 декабря 2015 г.)

 

 

[1] 1 Кор. 12, 12.



Подписка на новости

Последние обновления

События