Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Памяти Святых Отцов VII Вселенского Собора (787г.)

Иерея (754)-Никея (787)- Константинополь (2016)

Ιέρεια (754) - Νίκαια (787) - Κωνσταντινούπολη (2016)

О. Анастасиос К. Нкоцопуло

Настоятель храма свт. Николая в Патрах

π. Αναστάσιος Κ. Γκοτσόπουλος

Εφημέριος Ι. Ν. Αγ. Νικολάου Πατρών

Сегодня наша Церковь празднует память VII Вселенского Собора. Каждый праздник Вселенского Собора является поводом для более глубокого постижения вопросов веры, поскольку Соборы созывались главным образом и прежде всего для  решения вопросов, которые касались нашей православной веры.
 И по причине совершаемого ныне праздника VII Вселенского собора давайте постараемся  понять, что такое Собор и, конечно же, Вселенский? Каково место его в нашей Церкви? Все ли соборы являются непогрешимыми. Или же они могут ошибаться в вопросах веры? Конечно, эти вопросы являются особенно важными и деликатными, хотя, на самом деле, если подходить к ним в связи с развитием событий в церковной жизни  нашего времени на всеправославном уровне, то они не могут быть  полностью разрешены в ограниченных рамках какой-то заметки. Но давайте попробуем по молитвам Святых Отцов хотя бы кратко коснуться   этой темы, поскольку VII Вселенский собор нам дает для этого много поводов и ответов.

 "Именем Церкви является собор" -, замечает в своих творениях свт. Иоанн Златоуст. Согласно такому определению, понятие Собор не ограничивается органом управления Церкви, но каким-то более глубоким образом распространяется на всю Церковь, это образ существования Церкви. По этой то причине. Даже в первой Церкви, несмотря на личное присутствие уникальной авторитетности Апостолов, Церковь созвала Апостольский собор для того, чтобы ответить на важнейшие проблемы, появившиеся в Церкви. И этот первый Собор  со своей известной формулировкой: «изволися Святому Духу и нам», совершил учреждение института соборности в жизни Церкви.

Соборы подразделяются на поместные и Вселенские. Поместные соборы  это такие соборы, которые являются выразителями голоса одной поместной Церкви (например Патриархии или автокефальной Церкви),  и нескольких поместных Церквей, а решения их применимы были только в пределах тех Церквей, которые принимали участие в Соборе. В то время как Вселенские соборы являются такими соборами, на которых принимает участие вся Церковь Христова и они выражают голос всей Церкви.
Вселенский Собор является,  прежде всего, непогрешимым выразителем голоса Церкви. По этой причине его решения, догматические и канонические, то есть по вопросам веры и церковной дисциплины,  являются обязательными для всей Церкви, для всех верующих. Всякий человек, независимо от его иерархического положения в Церкви, искажающий и не признающий решение Вселенского Собора не может быть членом Православной Церкви и  находится под каноническими и духовными  наказаниями, которые определили Святые Отцы.

 В истории нашей Православной Церкви, признаны Семь Вселенских Соборов, хотя и другие два собора, которые были созваны в Константинополе, при свт. Фотие Великом (879-880) и при свт. Григорие Паламе (1351г.) церковным сознанием признаются за  VIII и IX  Вселенские соборы , но это еще не получило своего окончательного и официального признания.


Никея – 787 год по Р. Х.


Сегодня мы празднуем память Седьмого Вселенского собора, который был созван императором Константином VI и его матерью Ириной Афинской в ​​787 в Никее, в Вифинии (на противоположной от Константинополя стороне  пролива, несколько южнее Халкидона). На Соборе  присутствовали представители всех Поместных Церквей, представляющих всю Церковь Христову. Количество Отцов Собора было 350, из которых были 130 архимандриты, игумены и монахи, которые активно участвовали в Соборе. Центральную роль в Соборе играл ее председатель свт. Тарасий, патриарх Константинопольский.
Собор в своем догматическом вероопределении, в Оросе, определил, что христиане служат, воздают служебное поклонение (λατρεύουμε) исключительно и только Троичному Богу, в то время как воздают соответствующее почтительное поклонение Святым «как Его истинным слугам и друзьям (ὡς αὐτοῦ γνησίους θεράποντας καί φίλους)».  Соответствующее почтительное поклонение Святым воздается через создание им храмов, богослужебных последований и песнопений и  повествовательных изображений-икон. Собор вынес догматическое решение, что воздаваемое почтение к иконам «восходит к первообразу и поклоняясь иконам поклоняется самой изображаемой личности (ἐπί τό πρωτότυπον διαβαίνει καί προσκυνῶν τήν εἰκόνα προσκυνεῖ ἐν αὐτῇ τοῦ ἐγγραφομένου τήν ὑπόστασιν)». Особым образом Собор изображения, как исторического повествования о личности Господа Иисуса Христа, догматически вынося определение, что, поскольку Господь восприял плоть, становясь действительным человеком, то не только возможно, но и  Его изображать на иконах, с помощью которых Церковь исповедует и проповедует вочеловечение Бога Слова.

Параллельно с вынесением определения о вере этот Собор, как и всякий Собор, вынес осуждение ересям и поименно анафематствовал выразителей ересей. Между ними оказались Патриархи Константинопольские: Анастасий, Константин и Никита «как новый Арий, Несторий и Диоскор (ὡς νέῳ Ἀρείῳ, Νεστορίῳ καί Διοσκόρῳ)».


ИЕРИЯ – 754 год по Р. Х.


Седьмой Вселенский собор  был созван  как ответ Истины Христовой иному Собору, который был созван 33 ранее во дворце Иерии, области на азиатском берегу пролива Босфор. Этот Собор был созван императором иконоборцем Константином V, и на нем приняло участие около 350 епископов. Решениями этого Собора было осуждено идолопоклонство, или же поклонение иконам и были преданы анафеме защитники иконопочитания: Патриарх Константинопольский  свт. Герман и великий богослов икон прп. Иоанн Дамаскин! Давайте обратим наше внимание на следующий факт: Собор в Иерии был созван как Вселенский, однако же в церковном сознании он записан как лжесобор «лжесобрание (ψευδοσύλλογος)», разбойничий, то есть собор разбойников! Седьмой Вселенский его характеризует как «синедрион Каиафы (Καϊαφαϊκόν συνέδριον)» и его анафематствует с весьма характерной фразой «собору фыркающему против честных икон, анафема!(τῷ φρυαξαμένῳ συνεδρίῳ κατά τῶν σεπτῶν εἰκόνωνἀνάθεμα)».
Подобные случаи созыва лжесоборов –разбойничьих соборов, которые созывались как вселенские и которые удовлетворяли внешним традиционным признакам вселенскости были следующие соборы: собор в Ефесе (449 года) проходивший в т представителей всех поместных Церквей под председательством Патриарха Александрийского Диоскора, а также Ферраро-Флорентийский собор (1438 - 1439гг.), который был созван и также удовлетворял внешним условиям для того, чтобы называться Вселенским собором, однако же он был назван лжесобором.
Таким образом, возникает вопрос: что является особым фактором, который дает право расценивать некий собор в качестве Вселенского и что его отличает от лжесобора? На этот вопрос дал ответ VIIВселенский собор устами Иоанна, дьякона храма Святой Софии, в его речи в отношении  удаления термина разбойничий , который приписывался собору в Иерии. Эта речь сохранилась в деяниях  VII Вселенского собора:
В отношении неложной Вселенскости VII Вселенского собора имеется два критерия, и они не ограничиваются законным только созывом (кто созывает, сколько человек и кто участвуют на нем):
1. Принятие решений Собора церковным сознанием Тела Христова, то есть всей Церковью.  Если же решения некоего Собора не приняла полнота всей Церкви, то этот Собор не может быть признан Вселенским, и
2. Полное согласие решений Собора с прежними святоотеческими определениями, соборной и церковной традицией. Святой Максим Исповедник совершенно и абсолютно ясно говорит? «благочестивый канон Церкви те Соборы признает святыми и принятыми, которые одобрила правота догматов»[1]. Некий Собор, который тогда не следовал церковной традиции как и тому, что изложили Святые Отцы и Соборы, но ее исказили и стараются ее изменить, являются лжесоборами, независимо от  того участвует ли на Соборе много епископов, которые представляют все патриархии и поместные церкви!

Напротив, Собор, который созывается как поместный, одной и только поместной Церковью, при малом количестве епископов. Если его решения следуют церковной традиции и излагают веру Церкви, удовлетворяются условия вселенскости и такой собор признается Вселенским (см. IIВселенский собор 381г. по Р. Х.)

 
Константинополь – 2016г по Р. Х.


Но обратимся в нашим дням. Как известно, в день Пятидесятницы 2016 года запланировано собрать «Святой и Великий Собор» в Константинополе.

Во-первых, как православные христиане, мы можем только радоваться и славить Бога, когда Его благодать позволяет  происходить таким важным событиям в жизни нашей Церкви. В то же время, как члены Тела Христова, на нас лежит и обязанность, и ответственность, на каждом из нас соответственно нашему положению и силам, которые у нас есть, проявлять интерес и не быть безразличными к таким важным и серьезным вопросам. На самом деле в эти дни, когда проходят заседания в Женеве  V Предсоборной Всеправославной Комиссии (ее работа завершилась 11 октября 2015 года. Комментарии на ход работы Предсоборной Комиссии даны в статьях сайта apologet.spb.ru), последние и самый решающие до Собора, мы все должны молиться Богу о том, дабы Он просветил членов Комиссии, с тем, чтобы его решения действительно были приняты в Духе Святом.
Тем не менее, в соответствии с тем, что мы говорили выше, мы не можем говорить о грядущем Соборе в положительном смысле, то есть если соборное сознание его примет действительно как Священный Собор – да убережет Господь  - даже и лжесобор.  Конечно, мы надеемся и молимся чтобы решения Всепрапвославного Совещания, который должны начинаться словами «изволися Святому Духу и нам», в действительности были просвещены Богом.

 Конечно, порой делались оговорки и многочисленные как академическими богословами, так и лицами, которых церковное сознание признает за богоносных мужей и благодатных, относительно целесообразности этого Собора, его уместности и способа принятия главным образом его решений. Несомненно, он не является в данном случае неким аналитическим отчетом по данным вопросам. Однако мы хотим отметить, со страхом Божиим, что нами с надлежащей осторожностью высказываются опасения только по трем вопросам:

1. Существенным недостатком, смею сказать, является  отсутствие серьезной экклесиологической подготовки в процессе  самой подготовки Собора, а, следовательно, и самого Всепрвославного Собора - исключение народа Божия от участия во всех подготовительных  процессах и очень поверхностное, если даже не полное отсутствие, информирование народа. Православные Патриархи своим соборным и всеправославным определением 1848 года  преподали урок православной экклесиологии и приняли решение: «у нас ни Патриархи, ни Соборы ничего не могут ввести нового, поскольку хранителем веры является само тело Церкви, то есть сам народ, который желает, чтобы вера эта навека была бы неизменной и не отличалась от веры Отцов его»!
Однако, вопреки православной экклесиологии, Всеправославный Собор, к сожалению, который подготавливается уже на протяжении девяноста лет, начиная с 1920 года, беспокоит народ. А когда мы говорим "народ Божий", то мы подразумеваем  все тело Церкви, мирян, монастырские братства Святой Горы Афон, духовенство (от дьяконов и до епископов), богословов, Богословские факультеты и школы и все духовные силы нашей Церкви.  Следовало бы призвать к духовному трезвению, бодрствованию, действиям (богословским собеседованиям, духовной бдительности и главным образом к молитве) всю Церковь в теле Церкви ради такого масштаба церковного события! К сожалению, ничего подобного не произошло!  Компетентные и авторитетные лица возжелали, в чем во многом преуспели, обрести полную власть над верующим народом и отдалить его совершенно от проблемы Собора, дабы он не имел даже малейшей причастности к Собору, посему и не давать ему и малейшей информации о процессе подготовки. И, к сожалению, не только миряне, но если мы хотим быть честными, даже большинство епископов и соборы поместных церквей  пребывают в полной изоляции от подготовки столь важного события. За осуществление этого уникального процесса взялась малая группа лиц, которые, конечно же, обладали соборной законной властью, которую получили за деньги, однако же, по сути, они оказались оторванными от остальной церковной полноты. Только иногда они сообщают  о принятых ими решениях и о произошедших фактах. Необходимо подчеркнуть факт жалобы конкретного епископа нашей Церкви на то, что документы, принятые Предсоборными Совещаниями «не известны большинству епископата и мне, и они остаются лежать в некоторых Комиссиях и канцеляриях, и нам не известно их содержание»[1]! Это вполне очевидно важное сообщение, которое явно указывает  на весьма серьезную недостаточность в экклесиологическом смысле данного процесса подготовки Собора и следовательно и самого Собора....

2. Кроме того, большие сомнения были высказаны многими лицами в отношении тематического каталога вопросов Собора. На таких великих Соборах предпочтение в каталоге вопросов отдается вопросам веры, а затем уже следуют вопросы церковной дисциплины. Весьма характерны слова свт. Афанасия Великого «Прежде всего, необходимо пресечь разногласие в вере, а тогда уже совершать исследования по разным предметам». Однако же, к сожалению, вплоть до чего времени подготовка Собора полностью опускает вопросы, относящиеся к Православной вере и ее уточнения по отношению к многочисленным еретикам и ложным воззрениям и деяниям: В отношении новых папских догматов о папском примате и непогрешимости папы, принятых на  I Ватиканском соборе (1870), новой экклесиологии II Ватиканского собора(1965), о заблуждениях протестантов, материализме, атеизме, теософии. Ими очевидно, Собор заниматься не будет, словно они не оказывают никакого влияния на жизнь нашей Церкви и на ее членов. Напротив,  во время подготовки Собора излишне  умножаются вопросы, относящиеся к церковной дисциплине и жизни, некоторые из которых являются незначительными или же получивших решение в нашей традиции, по которым,  однако же, как не имеющим нужды в пересмотре, ведутся многочасовые обсуждения и межправославные совещания. Как это ни печально, однако для подготавливаемого на протяжении 90 лет Всеправославного Собора как ни к стати подходит древнее высказывание «порождаемое определение и порожденный вопрос», поскольку тогда эта «боль» может развиться в позор для нашей Православной Церкви. Да не будет сего…

Этот серьезный пробел в списке вопросов Всеправославного Собора может быть раскрыть единодушное соборное предложение Сербской Патриархии, которая требует внести в список вопросов Собора официальное признание VIII и IX Вселенских соборов, поскольку эти Соборы приняли крайне важные богословские и догматические решения. Любой категорический и непосредственный отказ от этой просьбы или даже косвенный отказ от нее «соборно»на неопределенный срок в будущем (на более отдаленный срок или скорее всего на неопределенное будущее) подорвет богословское достоинство и Православие Всеправославного Собора! Если же подтвердятся эти опасения, и если теперь же не будет обсуждаться этот вопрос, то это будет делаться не с иной целью, как не рассердить Ватикан (!)Над Всеправославным Собором нависла явная опасность стать слугой Ватикана! Это будет ужасное преступление зафиксированное в документах Всеправославного Собора, дабы было об этом сделано сообщение в ВСЦ - по сути утверждая на законном уровне –да не будет никакого признания  VIII и  IX Вселенских Соборов… Да не позволит Бог сему совершиться!
3. Имеется предложение Вселенского Патриархата, дабы на Всеправославном Соборе присутствовали бы в качестве «наблюдателей» паписты, антихалкидонцы-монофизиты, то есть осужденные церковным сознанием еретики, а также осужденные Отцами и Вселенскими Соборами! Никогда за всю двухтысячелетнюю историю Церкви ни на поместных, нина Вселенских соборах не было «наблюдателей». Только на двух папских соборах в Ватикане появилось такое установление как «наблюдатели»! Однако Всеправославные Соборы не могут в качестве образца использовать практику проведения соборов папистами, их методы и подходы.  Кроме того, Всеправославный Собор является, и должен являться, наивысочайшим проявлением и выражением самой Церкви, Тела Христова, и он не может ниспадать до собрания где происходит обмен мнениями, не превращаться в некую простую праздничную церемонию-встречу на основании формальных критериев и рассуждений «согласно миру сему»…
В истории Церкви еретики всегда призывались к участию на Соборах и присутствию на них не в качестве «наблюдателей», но для того, чтобы дать ответ или принести свое покаяние, но если же они упорствовали в заблуждении и в ереси, то они отлучались от Церкви, анафематствовались и немедленно изгонялись из Собора, и в дальнейшем не принимали участия в его работе. Присутствие же на Всеправославном Соборе в качестве «наблюдателей» представителей и делегатов еретическим Сообществ и исповеданий, которые святоотеческим сознанием и Вселенскими соборами преданы осуждению является узакониванием заблуждения и ереси, а, следовательно, лишением авторитета и законности самого Собора: Собор, который не различает «между мерзким и святым» (Орос VII Вселенского собора), Православия от ереси, истины Христовой от демонического заблуждения, на церковном уровне узаконивая ересь, не может в действительности быть Православным, но несет в себе опасность стать лжесобором и разбойничьим. Кроме того, присутствие «наблюдателей» - представителей ересей будет иметь серьезные, разрушительные последствия для пастырского служения: 1. Вызовет смущение и путаницу среди наших верующих, поскольку это вызовет в их сознании теософский подход к вере «все вместе и разное» (т.е. не имеет значения содержание веры) и 2. Вместо чтобы способствовать единству нашей Церкви, такой Собор лишь его подорвет, подавая серьезные аргументы для создания и укрепления расколов!
Будем надеяться, и молиться, чтобы не нам не прийти к такому весьма плачевному исходу и чтобы подтвердились еще более худшие опасения.
Я хотел бы завершить эти краткие мои мысли, выражающие нашу боль и борьбу соответственно словами Митрополита Навпактского Иерофея, в которых  звучит беспокойство о результатах Всеправославного Собора. Его Высокопреосвященство пишет: «Вопрос стоит не в том что должен быть просто созван Святой и Великий Собор Православной Церкви [я бы добавил: для удовлетворения мелким претензиям чьих-то лиц дабы о них сохранилась память, что в дни их жизни был созван такой Собор, либо для достижения этнофилетических устремлений каких-то других лиц], но в том, чтобы он оставался в истории по сути Святой и Великий и чтобы он стал преемником VII Вселенского Собора, Собора 879-80 (VIII Вселенского Собора, который признал Седьмой Вселенский Собор), Собора 1351 (IX Вселенского собора) и Всеправославного Собора 1848 года, о которых необходимо упомянуть как о  великих Соборах, которые не были оторваны от предыдущих Соборов, но были их продолжением. Если же не говорить о предшествовавших Вселенских Соборах и Великих Соборах. Или же говориться только о семи Вселенских Соборах и при этом опускаются из вида последующие Соборы, тогда будет иметь место серьезная богословская и экклесиологическая проблема. Это реальный вызов и провокация не только истории, но реальной церковной священной истории, которая предопределена и прендачертана некой богословской, экклесиологической и канонической перспективой»[2].
 


                      Патры, 11 октября, 2015 года
Праздник Отцов Седьмого Вселенского Собора


                      Πάτρα,  11  Οκτωβρίου  2015

Εορτή των Πατέρων της  Ζ΄ Οικουμενικής Συνόδου

© перевод выполнен интернет содружеством «Православный Апологет» 2015 год.

 

 

 

 

 


[1] См. Житие прп. Максима Исповедника

 



Подписка на новости

Последние обновления

События