Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА КИФИРСКОГО СЕРАФИМА ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА «ΑΓΙΟΡΕΙΤΙΚΟ ΒΗΜΑ»

Поднимаются вопросы о дозволенности действий Вселенского патриарха в контактах с римо-католиками и папой, экуменическом движении и богословском диалоге, о предстоящем Всеправославном соборе

ΣΥΝΕΝΤΕΥΞΙΣ ΤΟΥ ΣΕΒΑΣΜΙΩΤΑΤΟΥ 
ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΟΥ ΚΥΘΗΡΩΝ ΣΕΡΑΦΕΙΜ
ΕΙΣ ΤΟ «ΑΓΙΟΡΕΙΤΙΚΟ ΒΗΜΑ»

Передо мной , господин Мано Хаджиянни, лежат 11 ваших вопросов, посему я дам, ради экономии времени, краткие ответы. И посему я Вас прежде всего  благодарю за то, что вы впервые проявили инициативу для установления общения между нами.

Печатается в сокращении и только ответов на наиболее важные проблемы церковной жизни

Вопрос 1:  Ваше Преосвященство, 27 июня исполнилось 10 лет после вашего избрание на архиерейскую кафедру, а 30 июля после вашей интронизации в митрополита Кифирского и Антикифирского. Были ли тяжелыми эти годы? Что наиболее важным было для вас?

Ответ: Я прославляю нашего Всесвятого Господа, потому что с Богом завершилось первое десятилетие после моего избрания, рукоположения и интронизации на Священную и Богоспасаемую Митрополию Кифирскоу и Антикифирскую. Уже прошло первое благословенное десятилетие нашего пастырского смиренного служения и вклада в церковную жизнь. Эти годы не были трудными вовсе, но преисполненными благословения и благодати Божией, но конечно же не без попускаемых иногда трудностей, сложностей, ущемлений, главным образом экономического характера, поскольку наша Священная Митрополия является самой маленькой и самой бедной в Греции.

При существующих трудностях, но и при соучастии и помощи монастыря нашей Богородицы Метриодитиссы и находящимся в Афинах Учреждения Трифилия Кифирского, а также и добрыми спонсорами мы покрываем  нужды в работе Офисов нашей Митрополии, транспортные расходы и основные виды деятельности Священной Митрополии…

 

Вопрос 4: Каково ваше мнение относительно межхристианских диалогов и частых контактов Вселенского патриарха с Римским папой?

Ответ:  Следует признать, что как межхристианский диалог с римо-католиками, которые упорствуют в сохранении  Униатства и упорствуют с своих еретических отклонениях от православных догматов и православной экклесиологии, так и с англиканами из-за рукоположения у них в «священники» и «епископы» женщин и различных ереси их, входят в стадию глубокого кризиса и тупика, поскольку, что вполне очевидно, они не ведутся в страхе Божием и пред Господом Вседержителем. Поэтому то они не двигаются вперед, они не целесообразны. Вероятно, в них отсутствует ненасытимая жажда поиска спасительной истины и святого рвения соединения по Богу с Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью Православных. Они не стремятся  расстаться со своими еретическими взглядами и учениями и облобызать с любовью православные догматы и общее неискаженное православное предание первых 9 веков христианства.

Контакты Вселенского Патриарха с Римским папой не предосудительны в том случае, если они проходят на уровне богословских собеседований или переговоров, а также при решении вопросов о сотрудничестве, в вопросах, которые касаются мирного сосуществования и установления добрых и ровных отношений между народами. Однако, когда они переходят в совместные молитвы, и не просто в каком то доме, что и это запрещено и осуждается 10 правилом святых Апостолов, делающего следующее определение, что «аще кто с отлученным от церковного общения помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен», но они совершаются либо во время престольного праздника Константинопольской Патриархии в день Апостола Андрея  или во время богослужебных процессий римо-католиков в Риме, возглавляемые Римским папой, то существует серьезная каноническая проблема, поскольку эти процессии являются чем-то большим нежели совместные молитвы, и конечно же, несколько уступает полному сослужению, которое предполагает причащение из общей чаши.

Однако же, во время совершения боослужебных совместных молитв невероятно приближаются к самому краю сослужения, поскольку патриарх преподает благословение римо-католическому диакону для чтения святого Евангелия, а Римский папа православному диакону. Глава римо-католиков входит в священный алтарь через царские врата. Они оба преподают мир чужой пастве, обмениваются литургическими лобзаниями и совершающие совместные молитвы читают в чужой христианской пастве Символ веры и молитву Господню. И все это, не взирая на существующую между нами пропасть в догматах веры и экклезиологические различия, совершается для преодоления разрыва и установления связей с помощью «агапологии-слов о любви», а не основании истинного апостольского и святоотеческого богословия и подлинной экклесиологии, а также на основах Православного Предания.

Вопрос 5: Что вы скажете в отношении подготавливаемого Всеправославного Собора, который запланировано провести в следующем году? Как вы оцениваете  то, что произошло в Шамбези?

Ответ: Подготовка Святого и Великого Собора, который будет проводится в следующем году (который созывается именно так, а не как Вселенский) имела две стадии: I и II Предсоборные Всеправославные Совещания (1976 и 1986 гг. в Шамбези в Женеве). На первой стадии была единогласно и окончательно сформулирована тематика повестки дня проводимого Святого и Великого Собора, которая выделила 10 вопросов, при невозможности что-то добавить или убавить, или изменить какой –то вопрос, а в качестве критерия их избрания было то, что они «непосредственно интересуют Церковь». На втором Совещании единогласно была одобрена «Каноничность, законность работы Всеправосавных Совещаний».

Во время прошлогоднего Собрания Предстоятелей Православных Церквей Патриарх Московский  отметил, что некоторые из этих вопросов нуждаются в сообразовании со временем и новом изложении. Это предложение было принято Собранием Предстоятелей единогласно и было принято решение создать Специальную Межправославную Комиссию, которые в течение этого 2015 года пересмотрит и проведет литературную корректуру других документов.

Два документа из подлежащих пересмотру: «Православная Церковь и Экуменическое движение» и «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру», а литературной редакции подлежит документ «Адаптация к современным условиям церковных постановлений о посте». Они являются, кроме всего прочего, весьма ощутимыми вопросами на догматическо-экллесиологическом и каноническом уровнях.  И подход к этим проблемам требует прекрасного знания догматического учения и канонического права Святой нашей Православной Церкви. «Станем, добре, станем со страхом. Вонмем».

Тем не менее, согласно словам представителя Элладской Церкви по Богословскому диалогу с римо-католиками Преосв. Митрополита Мессинийского г-на Хризостома «перечень вопросов тот же, как он был ранее определен и единогласно принят на Всеправославном уровне, а цель созыва Святого и Великого Собора определяет и его характер. Этот Собор не является Вселенским, но Святым и Великим Собором Православной Кафолической Церкви».[1], Православная Христоименитая полнота естественно надлежащим образом проявляет абсолютное уважение как богословско-экклесиологическим определениям, так и к догматическому учению Святых Вселенских Соборов и Поместных также, «дабы они воспринимались как авторитетные», точно также это относится к божественным постановлениям и священным их правилам.

Вопросы, касающиеся запрета на церковное общение (проведения совместных молитв и совместных служений) с теми, с кем Церковь не имеет общения и с еретиками, ели они будут канонически «отвергнуты, или отклонены через решения предложенных вопросов Собором и будет  вменяться вину тем, кто справедливо протестует, тогда вместо разрешения и решения некоторых вопросов, они вызовут большие и неразрешенные с точки зрения вопросы. Мы также опасаемся, что нечто тоже самое произойдет и с вопросами относящимися к пересмотру церковных постановлений о постах. Я смиренно полагаю, что божественные и священные каноны нашей Святой Церкви обладают силой, разъяснены и понимаются православно, и они способны дать ответы и на вновь появляющиеся вопросы каноники, и если не по букве, то по их духу точно.  По своей сути некий Собор никогда не воспринимался и не осознавался как имеющий право на изменение или на искажение какого-то канонического вопроса ставя себя выше священных канонов, кроме тех случаев, когда священные каноны имели лишь временный характер или периодическое применение.

Так что и предстоящий святой и Великий Собор будет Всеправославным, тем самым показывая, что на нем примут участие все православные епископы, несмотря на ограниченное число делегатов от каждой Православной (Поместной) Церкви, которые назначены. Хотелось бы напомнить о каноническом принципе «голос большинства восторжествовал»(как это происходило на святых Вселенских Соборах), а не так, что каждая Церковь должна иметь один голос и он обязательно должен являться следствием согласия корпуса ее представителей.

Что же касается второй части вашего вопроса: «как Вы оцениваете то, что произошло в Шамбези», то я не могу дать ответа, поскольку в церковных интернет-порталах была дана и ложная информация по вопросам, которые не подлежали обсуждению (как, например вопрос о гомосексуализме), и в отношении обсуждаемых вопросов я не видел вполне ясных заявлений. Поэтому ответственность за информированность Постоянного Священного Синода  и Архиерейского Собора по тому, что было принято или не принято в Шамбези лежит на Преосвященных представителях нашей Элладской Церкви.

Вопрос 6: Мы наблюдаем за тем, что в иных конфессиях происходят странные вещи, противные вере. Священники гомосексуалисты у протестантов, женщины-священники и епископы у Англикан и многое иное. Как все эти якобы прогрессивные явления терпит наша Православная Церковь?

Ответ: Эти явления удручающи и по сути своей являются следствием неверия. В любом случае, но в особенности в отношении священства не может быть ни в каких случаях и никогда простительно существование или деятельность духовенства гомосексуалистов. Это воспрещается Священным Писанием и священными канонами (священный Пидалион) нашей Церкви. Однакр в ереси и в заблуждении не существует таких запрещений. Так глее не присутствует Бог и святой Дух Божий, то там все дозволяется. То же самое можно сказать и в отношении хиротонии женщин в «священники» и «епископы», что происходит у англикан. И что может быть еще хуже…

Когда некоторые люди отделяются и отрываются от Единой, святой и Кафолической и Апостольской Церкви, то у них нет священства и апостольского преемства, у них не действительны таинства, они неправославно интерпретируют Священное Писание, они не имеют Православного Апостольского и святоотеческого Предания,а следовательно они не принадлежат к нашей Святой Церкви, которая является святым телом с главою Христом, тогда они лишаются присутствия  и действия благодати Святого Духа. И, следовательно, хотя они называются христианами, но они не имеют Христа «живущего и пребывающего» с ними.

Наше Православие защищается и ограждается Божественной благодатью, спасительной истиной, Христом, Всесвятым Духом, которым и совершаются все Таинства, твердым сохранением Божественных догматов, священных канонов,  преданностью учению Священного Писания, Божественному Закону и истинному Богопоклонению. Одним словом: тогда имеется единство в непорочной и богопреданной нашей Вере и общение во Святом Духе, когда неповрежденным сохраняется бесценное сокровище Православного Предания. Когда в нашем Православии всегда и повсюду есть Христос.

Этим положением мы и завершим наше интервью, господин Мано Хаджиянни, дабы не занимать время, дабы чрезмерно не утомлять наших читателей, поскольку достаточно много и о многом говорили в нашей беседе. Горячо благодарю вас за гостеприимство.

http://aktines.blogspot.ru/2015/06/blog-post_519.html

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2015год.



[1] ] Χρυσοστόμου Σαββάτου, Μητροπολίτου Μεσσηνίας, Εἰσήγησις ἐνώπιον τῆς Ι.Σ.Ι. μέ θέμα : «Ἐνημέρωσις περί τῆς μελλούσης Ἁγίας καί Μεγάλης Συνόδου», σελ. 8, §2.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События