Прп. Феодор Студит: Без православной веры доброделание бесполезно
Άγιος Θεόδωρος Στουδίτης: Χωρὶς ὀρθόδοξη πίστη, ἡ ὀρθοπραξία εἶναι ἀνώφελη
Из книги профессора Фессалоникского университета Василиоса Цинку «Екклесиологические положения в учениии святого Феодора Студита, авторитет и первенство»
Ἀπὸ τὸ βιβλίο "Ἐκκλησιολογικὲς θέσεις τοῦ Ἁγίου Θεοδώρου τοῦ Στουδίτου, αὐθεντία καὶ πρωτεῖο" τοῦ Βασιλείου Τσίγκου, καθηγητή τῆς Θεολογικῆς ΑΠΘ
Преподобный отец Феодор Студит отстаивает воззрение на нерасторжимую связь между верой и делами. В одном из своих первых писем он ставит такой вопрос: «Как и кто и каким образом может кто-то оставаться православным человеком, если он не совершает правильные дела (когда он совершает странные дела), когда апостол Иаков, соответственно, говорит что вера свидетельствуется делами, и как это возможно чтобы те, которые ошибаются в одном, могли бы верно совершать другое? »
Ὁ связь православия и доброделания (праводелание - ὁρθοπραξίας ) должна быть неразрывной. Это основное богословское положение рассматривается прп. Феодором в качестве саморазумеющаяся истина, но она восходит к одному из основополагающих условий для принятия христианства или же отказа от него, так что он задает вопрос монаху Василию о том отвергает ли он то, что христианство состоит из двух частей –веры и дел, и что отсутствие одного делает другое бесполезным. «Снова ваша честь пренебрегает тем, что, как я говорю, христианство состоит из двух (вещей) – веры и дела, если же одно отсутствует, то разве возможно существование другого?»
Православие необходимо для того, чтобы всякий был всецело православным. Конечно, без доброделания никто не является православным, пусть даже и несовершенным. Но и без….православной веры доброделание является бесполезным. В своем апологетическом письме к патриарху Никифору, прп. Феодор связывает православие со священными канонами, которые устанавливают границы правильного делания, доброделания в Церкви. Как он подчеркивает, что не является совершенным православным, но половинчатым тот, кто считает, что он обладает правой верой, но не сообразуется с божественными канонами, «не является вовсе совершенным православным, но половинчатым, который не следует божественным канонам». В творениях прп. Феодора Студита очень часто вера связывается с применением канонов, а искажение веры с жизнью в безразличии к церковным канонам и установлениям. Поэтому священный отец призывает своих собеседников шествовать к свету истины и со всей твердостью держаться догматов и канонов.
Отцы Церкви вели непрекращающуюся битву даже до крови за то, чтобы с поразительной ясностью и точностью установить безопасные границы между истиной и ложью, православием и ересью, сетом и тьмою, жизнью в Церкви, которая подобна раю, и жизнью вне Церкви. Там, где есть правая вера и соответствующая жизнь, то вследствие этого мы можем говорить о делании «правомерном и законном». Точно так же, совершается путь в пределах церковных установлений и канонов, то именно там существует православие и доброделание, правое дело. В церковном опыте, который переживают, христиане «содержат» веру, но которая доказывается со всей живостью и энергичностью делами любви. Слова апостола Павла «вера действуемая любовью» означают, что слово о вере относится к «догмату о праводелании(ὁρθοπραξίας )», любовь относится к «созерцанию доброделания (εὐπραξίας)».
В творениях прп. Феодора Студита имеются многочисленные обращения с увещаниями к его ученикам и его собеседникам о необходимости хранения православия и правого делания. Он увещает своих братьев держаться «православной веры» и правильно мыслить «о непорочной вере». Необходимо быть здравыми и совершенными, храня «неуклонно веру и здравую жизнь», так чтобы жить «право исправляя и слово и жизнь». Сам он выражает пожелание чтобы ему следовать его брату Иосифу как «православному и право живущему», и могущему сообразовывать слова с жизнью. Игумену Ефросину он советует питаться с невестами Христовыми от чистого хлеба православия и пить сладкое вино добродетели. Монаху Макарию он пишет, чтобы он молился, дабы «хранить невредимым слово православия и жизнь не противопоставлять слову».
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.