Геронда Георгий Капсанис, Проигумен Священной Обители прп. Григория,
Святая Гора Афон († 2014)
Γέροντας Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου († 2014)
Христос и проблема общества
Ο Χριστός και το κοινωνικό πρόβλημα
Насколько человек очищается от страстей, настолько он приобретает истинное общение с Богом и с другими людьми.
Те, которые смотрят на человека романтически и чисто внешне исправляют зло людей в обществе, таковые утверждают, что изменение общества изменит и людей. Но православные, не отрицая важности социального влияния на личность, отдают предпочтение преображению человека через покаяние и божественную благодать.
Желание изменить общество без нашего подвига, без нашего изменения является величайшей ошибкой. По крайней мере, наивно полагать, что изменение некоторых социальных институтов приведет к смене людей без покаяния.
Больной человек создает больные общества, а больные общества еще в большей мере заражают людей и делают их еще хуже. Для того, чтобы нам исцелить болезни общества, нам необходимо вылечить личную болезнь, которая состоит в уходе от проблемы, отказе от приятия нашей личной ответственности, уклонении от покаяния, в нашей эгоистичности, нежелании видеть самих себя в подлинном свете. Характерно, что Господь личное покаяние поставил в качестве условия для участия в Его Царствии.
Не следует также игнорировать работу дьявола в развязности людей и обществ и доминировании зла. Гуманистическое упрощение социальных проблем отрицает существование дьявола. Евангелие же и христианский опыт, напротив, показали степень распространения демонических воздействий на личности и на ситуации в обществе и на необходимость в борьбе с дьяволом, apotagis и изгнания злых духов. Дело одаренных благодатью священно-монахов и людей состоит в различении духов для того, чтобы не впадал христианин в сети дьявола, которые расставляет лукавый, когда он является под личиной добра.
Мы подчеркиваем и указываем на силу отрицательных антихристианских и антисоциальних сил вовсе не для того, чтобы указать на невозможность их преодолеть, но для того, чтобы ведущий борьбу и подвиг христианин осознавал необходимость иметь в виду их существование. Христос победил эти силы, и христианин может с помощью силы Христа и при содействии божественной благодати участвовать в этой победе Христа.
* * *
В этом пункте христианская социальная борьба коренным образом отличается от всякой другой борьбы. Общество, в котором стремятся создать гуманистические системы (идеалистические и материалистические) является антропоцентрическим. Общество христиан сосредоточено на Боге, оно является Богоантропоцентрическим. Но средства гуманистов являются человеческими. А христиан – Богочеловеческими. То есть в основе христианского общества лежит смирение. В то время как в основе гуманистического общества лежит гордость, самодостаточность, закрытостью для Бога. Это повторение греха самого Адама: стремление к обожению без Бога.
Вполне возможно, что не случайно эти две гуманистические системы с их апробацией в сфере экономики (капитализм, коммунизм) родились на еретическом Западе, ибо там им предшествовал религиозный антропоцентризм в «непогрешимости» Папы и Filioque. Нам православным следуем задуматься, ибо прежде бывшие православными, которые в замешательстве отрицают нашу православную традицию, обычно по причине невежества, придерживаются западных систем.
Человек по причине только своего характера в нехристианском обществе, лишен возможности дарить мир душе человека, потому что он лишен любви к Отцу небесному, и именно поэтому он неподвижен. Вспомним слово святого Августина, в котором выражается антропологический опыт: «Ты Господи создал нас для Себя, и сердце мое беспокоится, когда оно не имеет покоя подле Тебя».
Атеистические социально-общественные системы помогают решать некоторые социальные и экономические проблемы, но не для того, чтобы действительно и в сущности встречаться с Богом и с человеком. Они не отвечают удовлетворительно на наши экзистенциальные вопросы и, особенно на центральную проблему – проблему смерти. Мир прекрасно устроен, чтобы умереть. Хотя эти системы, особенно марксизм, характеризуются интенсивным мирским мессианством, они фактически не «умирают от смерти к жизни», а посему они создают людей с трагедиями, не имеющих надежды. Интенсивная даже гуманитарная или деловая активность в некоторой степени являются следствием стремлений и попыток забыть об основной проблеме, проблеме смерти, и о необходимости избавиться от ужаса, пустоты и скуки, которые ведут к отделению от источника жизни, Троичного Бога.
Вот почему эти системы, несмотря на добрые и чистые намерения многих благородных людей, которые борются и жертвуют собой ради своих идеалов, по своей глубокой сути противны человеку. Во имя некоего лучшего и справедливого общества они препятствуют человеку создавать совершенное богочеловеческое общество, которое только и реализует и совершенствует его природу, они загоняют человека в некий безликий метериалистистический механистический мир, лишают человека возможности обратится к Небу. Какой в действительности может иметь смысл наша жизнь, если мы являемся подконтрольными животными, а не образом Божиим? Если мы обречены на будущую смерть, не имея возможности стать участниками в вечной Божественной жизни?
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год.
http://www.pemptousia.gr/2017/10/o-christos-ke-to-kinoniko-provlima/