Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Преподаватель Фессалоникийской Духовной Академии Димитриос Папазис

Святые Нифон (учитель) и Максим Грек (ученик) – выразители идей вселенскости Церкви

 

Связь и отношения греческой и русской православных ментальностей давно пробудили исследовательский интерес как специалистов в области церковной истории, так и православных верующих. Было отмечено особенное движение и взаимное влияние этих двух полюсов Православия – греческого и русского – на протяжении османского господства на Балканском полуострове. В этих церковно-политических условиях появились личности огромной духовной величины, оказавшие положительное влияние и ставшие катализаторами церковной жизни и православной веры своего времени. Два примера таких личностей – святогорцы Нифон, Патриарх Константинопольский, и Максим Грек, просветитель Руси. Этих святых связывали отношения учителя и ученика.

ag_-maximos-vatopaidinos-graikos-01

Святой Максим Грек

Во время нашей подготовки к представлению в научном журнале «Григорий Палама» [1], издаваемом в  митрополии Салоник, в номере «Святой Нифон, Патриарх Константинопольский (1508 – 2008)» – номере, посвященном пятисотлетней годовщине со дня его успения, издательства Святая Гора 2008, 494 с., наш интерес привлекло входящее в номер исследование высокопреосвященнейшего митрополита Севастии Димитрия (Комматаса) под названием «Святой Нифон как выразитель идей вселенскости Великой Христовой Церкви» (стр. 198 – 207).

Мы направили наши поиски в иностранные энциклопедии, чтобы найти какую-нибудь статью о святом Нифоне. Наши исследования дали результат, когда в многотомной русскоязычной энциклопедии Globar,  изданной в Санкт-Петербурге в 1897 году, была обнаружена краткая статья о почитаемом в лике святых Константинопольском Патриархе Нифоне. Статья выглядит так: «Нифон. Патриарх Константинопольский 1488 – 1490, 1499 – 1500[2]. После своего второго избрания на патриаршую кафедру Нифон был приглашен правителем Молдовлахии Раду IV для руководства митрополией Молдовлахии. Он оказывал правителю помощь в организации церковных и общественных дел, стараясь повысить духовный уровень правителей и народа. В 1504 году Нифон отправился на Святую Гору, где и скончался. Церковь Молдовлахии почитает его как святого, празднуя его память 11 августа» [3].

niphon

Святой Нифон, Патриарх Константинопольский

Кроме того, из выпуска, посвященного 500-летию со дня смерти святого  Нифона, и из труда «Эпиграммы святому Нифону» (стр. 346-359), написанного  митрополитом Австрии, экзархом Венгрии и Центральной Европы Михаилом, нам стал известен факт составления святым Максимом Греком[4] в годы его пребывания в монастыре Ватопед (1505-1516) трех эпиграмм. Все они высокого литературного качества. Одна из эпиграмм – надгробная, две другие посвящены гробнице святого Нифона. Этот факт подтверждает тесную духовную связь этих святых ученых мужей, около трех лет проживавших в Ватопеде. «В монастыре жил и ученый, бывший Вселенский Патриарх Нифон II (1486 – 1489, 1497 – 1498). Он был родом из Пелопонесса и сохранял тесные связи с византийскими учеными, жившими на Западе. Монах Максим, конечно, не отвергал опыт, приобретенный на Западе, но не мог перейти к объективным воззрениям гуманистов. Беседы с бывшим Вселенским Патриархом Нифоном помогли монаху Максиму привести в порядок эти знания и глубже понять острую антилатинскую направленность православного монашества» [5].

Уже с 1897 года патриарх Нифон II был известен в России. Такой вывод мы делаем на основе вышеупомянутой статьи из русской энциклопедии, которая подтверждает, что святой занимался восстановлением связей в единоверных молдовлахийских землях. Кроме того, имя святого связывается и с появлением духовных ученых, одним из которых был Максим Грек, после татаро-монгольского ига известный как просветитель и реформатор русской Церкви. Он, вне всякого сомнения, оказал большое духовное влияние, в особенности, на понимание вселенского характера Православия во время своего трехлетнего пребывания в Ватопедском монастыре. Кроме того, это подтверждает и его составление вышеупомянутых эпиграмм.

Все это послужило причиной того, что выпуск, посвященный святому Патриарху Константинопольскому Нифону II, был замечен русским академическим сообществом и читательской аудиторией. С этой целью на русский было переведено исследование под названием «Святой Нифон как выразитель идеалов соборности Великой Христовой Церкви» (стр. 198 – 207) высокопреосвященнейшего митрополита Севастии Димитрия (Комматаса). Митрополит всесторонне анализирует пример святого Нифона как вселенского просветителя и учителя и Максима Грека, и монастыря Ватопед в целом.

После краткого обзора условий, сложившихся в Православии, которое в первые годы после падения Константинополя было сосредоточено на Балканском полуострове, становится очевидным, что святой Нифон на протяжении своей жизни, если смотреть на нее с географической точки зрения (Пелопонесс, Эпидавр, Круя в Албании, Охрид, Афон, Салоники, Константинополь, Созопол, Влахия, Битола, районы, которые на данный момент входят в состав Греции, Албании, Болгарии, Румынии и Турции) «по-настоящему поддерживал и нес на своих сильных плечах вселенную» (стр. 198). Иными словами, его деяния имели вселенские масштабы. Высокопреосвященнейший митропрополит справедливо замечает, что «содержание понятия “Вселенский Патриарх” имеет, прежде всего, духовный характер». Это подтверждает и исследование этого термина великим греческим клириком и просветителем Евгениосом Вульгарисом, который в 1753 году стал директором образованной Ватопедским монастырем Афонской Академии и в 1776 был избран архиепископом Славянским и Херсонским. Эту трактовку подтверждает митрополит Севастии, говоря о том, что она полностью соответствует личности святого Нифона, который был «Вселенским Патриархом для богатых и бедных, единоверных и иноверных, для греков, албанцев, влахов и османов». Это доказывает вселенскость Христианства, древнегреческой и византийской культур, а также Великой Христовой Церкви и «непокорность души Вселенского Патриарха как символа единения народа». Кроме того, митрополит доходчиво разъясняет, что предпосылки для формирования вселенского сознания святого Нифона были образованы под воздействием двух факторов. Первый – это семья святого. Его отец, советник Дука (Герцога), был родом из Далматии. Мать, дочь местного правителя, была гречанкой из Пелопонесса. Вторым фактором явилось греческое образование в сочетании с разносторонним воспитанием и владением разными языками. Однако все это не привело к созданию в нем сухого гуманистического сознания, что является очень характерным для ученых того времени. Напротив, он направил их на сосредоточение в духе исихазма, что в результате выявило в нем глубокое знание мирской мудрости и одновременно ее превосхождение с помощью истинного Божественного знания. Это было впоследствии унаследовано и его учеником Максимом Греком. Удивительно точно митрополит Севастии отмечает в своем исследовании определяющий смысл этих двух факторов, которые в сочетании с историческими условиями времени подготовили в Нифоне Вселенского Патриарха, вселенского  учителя и вселенского святого, защитника патриаршества и вселенной.

[1] См. Δημήτριος Αγγ. Παπάζης, Ο Άγιος Νηφων Μητροπολήτης Θεσσαλονίκης και Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως  (Димитриос Папазис, “Святой Нифон, Митрополит Фессалонийский и Патриарх Константинупольский (1508 – 2008)”. Книжная презентация номера, посвященного 500-летию со дня успения святого Нифона // Γρηγόριος Παλαμας, 1993. N 834. С. 365 – 397.

[2] Точные даты патриаршества святого Нифона: 1486 – 1488, 1497 – 1498. В 1502 году он вновь был избран на патриаршею кафедру, но отказался от принятия сана.

[3] Энциклопедия Globar, 1897. Т. 21. С. 204.

[4] О Максиме Греке см. в хронологической последовательности: Γρηγόριος Παπαμιχαήλ, Η προσωπικότης Μαξίμου Γραικού. Αθήναι, 1948. (Григориос Папамихаил, “Личность Максима Грека”, Афины, 1948 г.)

Μάξιμος Γραικός, ο πρώτος φωτιστής των Ρώσων, Αθήναι, 1951. Κωνσταντίνος Γ. Μπόνης (литературная критика): Γρηγόριος Παπαμιχαήλ Μάξιμος Γραικός, ο πρώτος φωτιστής των Ρώσων // Θεολογία. 1950. Ν 21.  С. 682 – 698.

Κώστας Σαρδελής Μάξιμος Γραικός (1470 – 1556) και Αθανάσιος ο Πατελλάρος (1597 – 1654). Δυο Έλληνες εκπαιδευθέντες εν Ιταλία και τιμώμενοι ως Άγιοι στη Ρωσία, La Chiesa Greca in Italia dal’ VIII al XVI secolo, Atti del convegno storico interecclesiale. Bari. 1973. N. 3. C. 883 – 844. ( // Θεολογία. 1970. Ν. 41. С. 638 – 644.

Nina V. Siniccima Maksim Greek Rossi, Москва, 1977.

Μ. Αλεξανδρόπουλος Σκηνές από το βίο του Μαξίμου του Γραικού. Μυθιστόρημα. Αθήνα, 1982.

Παναγιώτης Κ. Χρήστου Μάξιμος ο Γραικός ο φωτιστής των Ρώσων // Ηπειρωτικό Ημερολόγιο. 1986. Ν. 8. С. 25 – 29.

Γεώργιος Χ. Χρυσοστόμου Η αναγνώριση του Μαξίμου Γραικού ως αγίου και ο καθορισμός κοινής εκκλησιαστικής πράξης αναγώρισης Αγίων απο την Ορξόδοξη Εκκλησία // Σκουφάς. 1987. Ν. 8. С. 222 – 233.

Βλάσιος Φειδάς, Μάξιμος ο Γραικός φωτιστής των Ρώσων // Εκκλησία. 1988. Ν. 65. С. 274 – 277, 314 -317, 351 – 353, 387 – 390.

 Πρακτικά Διεθνούς Επιστημκνικού Συμποσίου Μάξιμος Γραικός // Άρτα. Οκτ. 1988. С. 28- 30.

Κωνσταντίνος Α. Τσιλιγιάννης Ο Άγιος Μάξιμος ο Γραικός και το ράσο του Μομηνικανού μοναχού. Θεσσαλονίκη, 1990. Άγιος Μάξιμος ο Γραικός ο φωτιστής των Ρώσων. Η προσωπικότης του, η προσφορά του, απάνθισμα των λόγων του. Ιερά Μονή Οσίου Γριγορίου Αγίου Όρους. Αρμός, Αθήνα, 1991.

Χρήστος Π. Λασκαρίδης Μάξιμος ο Γραικός και εκκλησιαστικές επιδιώξεις της Μόσχας (докторская диссертация кафедры пастырского и социального богословия богословского факультета Аристотилеевского университета Салоник). Θεσσαλονίκη, 1991. Его же: Βυζαντινή παράδοση και τάσεις της μοσχκβίτικης Εκκλησίας τα χρόνια του Μαξίμου του Γραικού // Βυζαντινά. 1994. Ν. 17. С. 233 – 273.

В последние годы Максимом Греком серьезно занимался Константинос Цилияннис, что видно по его работам, включенным в его исследование Ιστορία του μοναστηρίου της Κάτω Παναγίας Άρτας, Άρτα, 2007.

Αντώνιος-Αιμίλιος Ν. Ταχιάος Ο Αθωνίτης μοναχός Μάξιμος ο Γραικός. Ο τελευταίος των Βυζαντινών στη Ρωσία // Μακεδονική Λαική Βιβλιοθήκη Δημοσιεύματα ΕΜΣ. Θεσσαλονίκη, 2008. Ν. 41. С. 8-9 (библиография).

[5] Βλάσιος Ιωάνν. Φειδάς Εκκλησιαστική Ιστορία της Ρωσσίας (988 – 1988). Αθήναι, 1997.

Его же Μάξιμος ο Γραικός // Σκουφάς. 1980. Ν. 6.  С. 306 – 311. Автор пишет: «Его (Максима Грека) вступление в 1506 году в монашескую жизнь, продолжение исследований и обучения в богатой библиотеке Ватопедского монастыря в десятилетие с 1506 по 1516 год, его становление посредством исихастской духовности святогорского монашества, осознание вселенского характера православной веры и его духовный опыт и зрелость в целом сформировали в нем удивительную личность, жаждущую духовной деятельности и церковной борьбы».

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События