Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Забытая святыня Санкт-Петербурга

  • Фонтанное Подворье Свято-Троицкой-Сергиевой лавры

(набережная реки Фонтанки 44)

/images/st/1761/img_1761_52b7851ea9981c1f65ee65b774cb13d5.jpg

Появление Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Санкт-Петербурге относится к первой половине 18 столетия. Еще в 1714 году Троицкое подворье было построено для Московских митрополитов на Васильевском острове. Позднее оно перешло во владение Псковских епископов. Появление же старинного Троицкого Фонтанного подворья относится к 30-м годам 18 столетия. Оно было построено указом императрицы Анны Иоанновны в 1734 году для ее духовника, наместника Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры архимандрита Варлаама (Высоцкого). Владения , или вернее земли Троицкого Фонтанного подворья простирались на значительную часть земель столицы за р. Фонтанкой. Позднее они сократились до Троицкой улицы, которая сейчас носит имя композитора Рубинштейна. Сами здания комплекса Подворья постепенно реконструировались. И свой окончательный вид они приобрели при свт. Филарете, митрополите Московском. Здание имело обширные митрополичьи покои, колокольню, храм прп. Сергия и храм святой Троицы. А на Троицкой улице стояли гостиничные доходные дома Подворья, которые в прекрасном виде сохранились и до наших дней. Свт. Филарет постоянно наблюдал за ходом сооружения столичной резиденции, здесь он часто останавливался. Даже здесь в столичном подворье свт. Филарет умудрялся при обилии наносимых ему визитов, сохранять свой привычный строгий монашеский аскетический уклад жизни: он постоянно присутствовал на всех службах Подворья, сам лично читал на утрени шестопсалмие. Именно здесь появились и его знаменитые строки стихотворной отповеди А. С. Пушкину: "Не случайно, не напрасно, жизнь от Бога мне дана". Свт. Филарет в стенах Подворья продолжал и свои научно-богословские труды.

Здания митрополичьих покоев были перестроены в русском стиле по проекту архитектора А. М. Горностаева. В 1855-57 гг. Талантливый зодчий в последствии проектирует ныне известный памятник русской архитектура кафедральный Успенский собор в Хельсинки.

Позднее подворье было еще раз расширено и приняло окончательный свой и торжественный вид в 1870г. После архитектурных подновлений выполненных по проекту архитектора Садовникова С. В.

Подворье посещали лица императорского дома, великий князь Сергей Александрович и прпмч. великая княгиня Елизавета Феодоровна, которые жили в соседнем особняке (дворец Белосельских-Белозерских). Сюда приезжал всероссийский старец-утешитель прп. Варнава Гефсиманский. К его мудрым духовным советом прибегал св. мч. Император Николай Александрович, К. П. Победоносцев, К. И. Саблер и многие другие лица высшего и среднего сословия столицы.


 


 

Здесь в качестве эконома нес свое послушание последний наместник Троицкой Лавры прпмч. Кронид (Любимов). А последним настоятелем Фонтанного подворья был новомученик прп. архимандрит Сергий (Шеин, соратник свт. Тихона, патриарха Всероссийского и свмч. Вениамина, митрополита Петроградского. Подворье посещал и К. П. Победоносцев и многие другие видные деятели императорской России. Внеше Подворье выглядело как небольшой островок Московской Руси. Петербуржцы часто посещали часовню с чтимой Иверской иконой Богоматери, которая располагалась рядом с колокольней на первом этаже митрополичьих покоев.Среди святынь Подворья была и ростовая икона прп. Сергия с частицей мощей угодника божия, которая была отделена от святых мощей прп. Сергия по благословению свт. Филарета на просьбу наместника Лавры прп. Антония (Медведева). Эта икона постоянно выносилась в дни празднования прп. Сергия богомольцам. Из переписки свт. Филарета с прп. Антонием мы узнаем, что въездные ворота во двор Подворья украшались иконой прп. Сергия с неугасимой лампадой.


 

В конце 19 столетия свт. Иннокентий, митрополит Московский, пристраивает к храму святой Троицы небольшой придел в честь свт. Иннокентия Иркутского, в котором совершалась Божественная литургия на английском и алеутском языках. В покоях этого подворья в свое время состоялось епископское наречение архимандрита Иннокентия (Вениаминова) во епископа Камчатского и Алеутского.

Это подворье стало местом проживания и свт. Тихона, патриарха Всероссийского во время его пастырского визита в Петроград в 1918 году.

В воспоминаниях об этой посещении Петрограда мы читаем: "В многострадальной жизни Святейшего пребывание его в Петрограде, быть может, было самым радостным событием. Поездка эта состоялась в конце мая 1918 года. В Москву от Петроградской епархии за ним приехал настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский, который принял впоследствии мученическую кончину. Навстречу Патриарху, на границу епархии, выехал викарный епископ Лужский Артемий, а на вокзале его ожидало многочисленное духовенство во главе с митрополитом Вениамином, также потом отдавшим жизнь свою во славу Церкви Христовой. От вокзала до Александро-Невской Лавры были выстроены крестные ходы от приходов. С шести часов утра начал собираться народ и к прибытию поезда переполнил всю площадь и прилегающие улицы. Звон многочисленных колоколов церквей Петрограда возвещал моменты переезда границ губерний, приближение к городу и выход Патриарха из вокзала. Нельзя описать волнение толпы, когда показался экипаж, в котором был Патриарх вместе с митрополитом Вениамином. Люди бросались к экипажу, плакали, становились на колени. Святейший, благословляя всех, стоял в коляске до самой Лавры. Здесь его ожидали три епископа, около двухсот священников и более шестидесяти диаконов в облачениях. После молебна в переполненном соборе Патриарх Тихон обратился с речью о стоянии за веру до смерти.

       Дни пребывания его в Петрограде были днями всеобщего ликования, даже на улицах чувствовалось необычайное оживление. Самыми торжественными моментами были его службы в соборах — Исаакиевском, Казанском и в лаврском. На праздник Вознесения в Казанском соборе после литургии был совершен крестный ход. Вся Казанская площадь, Невский проспект и Екатерининский канал представляли собой море голов, среди которого терялась тонкая золотая лента духовенства. В этот день были именины отца Философа Орнатского, и Патриарх прямо из собора пошел к нему. Толпа не расходилась до четырех часов, и Святейший много раз выходил в сопровождении именинника на балкон, чтобы благословить всех. На последней торжественной службе в Лавре был хиротонисан во епископа Охтемского единоверческий архимандрит Симон, принявший через некоторое время мученическую смерть.

/images/st/1761/img_1761_3d009c98ddba1614969d872d39d1b02d.jpg

 

 

 

       Обращаясь к петроградской пастве, Патриарх сказал: «Главное — это возрождение души нашей, об этом надо заботиться прежде всего. Как Иов многострадальный потерял все, что имел, был терзаем, страдал, мучился, но не потерял веры в Бога, и вера эта спасла его и возвратила ему все потерянное и утраченное, так и нам Господь попустил переносить великие страдания, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только крепка вера православная, только бы ее не утратил русский народ.

«Не будем оплакивать падение внешней твердыни, ибо все это поправимо. Будем заботиться, чтобы нам развить твердыню духа Христова, чтобы каждый из нас являл собою крепость духовную. Тогда, при этой крепости духовной, разовьется и мощь физическая..."

"

В храме прп. Сергия Подворья хранился и список с т.н. "надгробной" иконы прп. Сергия Радонежского, написанной на гробовых досках от раки прп. Сергия. Несомненно то, что для столицы это подворье было духовным центром, который любили и котором дорожили жители Петербурга.

И сегодня, когда мы празднуем 700-летие со дня рождения прп. Сергия, встает вопрос: возобновится ли в этих исторических стенах столицы церковная молитва? Будут ли восстановлены поруганные в советское время  алтари его храмов и будет ли на них совершаться Бескровная Жертва?


 

современный вид здания Фонтанного Подворья

Но пока что мы с печалью и грустью смотрим на грандиозное задние Подворья, которое лишено его исторического предназначения. Мы верим, что и с трудом ютящиеся фонды ЦГУБ будут перенесены из Троицкого храма подворья и храма прп. Сергия в другие здания Петербурга.

 

В.Г. архитектор



Подписка на новости

Последние обновления

События