Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Молодёжь и интернет: роль Церкви и церковного прихода

 Преподаватель богословия Афанасиос Колиофутис

facebook-addict1

Одной из причин, по которым данная проблема попадает в компетенцию современных пастырей, является тот факт, что продолжительное и неизбирательное использование интернета существенно влияет на человеческое общение, ведь безличное общение с компьютером заметно ухудшает взаимодействие различных социальных институтов, призванных к сосуществованию и сотрудничеству.

Межличностные отношения и общение начинают ослабевать [1]. Даже члены одной семьи предпочитают проводить свободное время раздельно, тяготея к индивидуальной деятельности. Так был сформирован термин bedroom culture, который подразумевает закрытую деятельность подростков в их комнатах. Так мы теряем личностный контакт с другими людьми. Это может привести к тому, что в будущем мы можем перестать их понимать, так как постепенно потеряем опыт языка тела и выражений человеческого лица.

Человеческие сообщества становятся менее прочными, и вместе с этим развивается социальная изоляция. Согласно недавним исследованиям, наиболее стеснительные, одинокие и наименее харизматичные представители современного общества, которые вместе с тем являются неотъемлемой частью общества и подтверждают его многосторонность, имеют тенденцию к упразднению межличностных контактов, довольствуясь лишь социальными сетями. Асоциализация этих людей, которые вместе с остальными членами общества являют собой образ Божий и обогащают общество своими индивидуальными особенностями, становится ударом по свободе человеческой личности и ставит под сомнение современную демократию относительно присутствия новых технологий в жизни человека [2].

Интернет-зависимость молодежи не только отрывает ее от традиционных общественных институтов, таких как семья, но и от социальной жизни прихода, являющегося ячейкой церковной жизни. А если общинная жизнь членов тела Церкви являет собой суть подлинной христианской жизни, предполагающей общение между верующими, то зависимость подростков от интернета становится силой, разрушающей это нерушимое общение, развитие которого имеет своей целью Церковь.

Общественный дух церковного прихода не может быть заменен никаким видом интернет-сообществ, так как прежде всего он имеет под собой евхаристическую основу – причастие верующих тела и крови Христа, которое нерушимыми и нерасторжимыми узами связывает верующих в единое тело. Чаша жизни является началом и одновременно концом общинной жизни Церкви. Без нее эта жизнь упраздняется и теряет свое значение.

В рамках духовной и общинной жизни каждый верующий входит в церковь как личность, где он встречает и других личностей, прежде всего – самого живого Христа. Человек не скрывает ни одну из черт своей личности, которые делают его уникальной и неповторимой индивидуальностью. Он применяет свои таланты – дары божественной благодати, и в то же время откладывает свои слабости и страсти, чтобы излечить их в духовной церковной жизни.

«Каждый из нас призван возложить на святой престол свой дар. Один красиво поет, другой обладает даром молитвы, третий – человеколюбия. Если человек хранит свой талант для себя, он заблуждается. Наш талант создан не для нас, а для окружающих нас людей. Бог видит, применяем ли мы свои таланты в Церкви и на благо Церкви, и тем самым делает нас участниками общей церковной жизни» [3].

В рамках церковного прихода верующие призваны пережить в Духе Святом таинство Церкви. Они встают на путь преодоления своей независимости и переживания бескорыстной любви по примеру Спасителя Христа. Они стремятся к общению друг с другом, взаимной поддержке, гармоничному сотрудничеству, которые являются живыми доказательствами существования общинного духа, который охватывает верующих и направляет их по пути духовного совершенствования. Отсюда следует, что интернет-зависимость молодежи, тормозящая, прекращающая и заменяющая верующим встречу с Христом и другими членами церковного тела, становится важной проблемой, требующей пастырского подхода и лечения.

Примечания:

1. Φραγκουλίδου Φ., Έφηβοι και Διαδίκτυο: Μελέτη των Επιδράσεων του Διαδικτύου στους Έφηβους Χρήστες. С 28.

2. Согласно недавним исследованиям, проведенным британскими учеными, опубликованными на сайте BBC, интернет меняет жизнь человека таким образом, что человеческие сообщества постепенно становятся менее прочными. См.: http://www.nooz.gr/tech/pos-to-diadiktuo-allazei-ti-zoi-mas.

3. Выдержки из приветственной речи блаженнейшего архиепископа Афинского и всей Греции, состоявшейся на выступлении в синодальном дворце по случаю пятилетней годовщины со дня его избрания на архиепископскую кафедру: http://www.amen.gr/article12361.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События