Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Человеческая личность: сотворение, призвание, падение (Часть 1)
Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)

«Ты сотворил нас для Себя, и сердца наши не знают покоя, пока не упокоятся в Тебе». Человек был сотворен, чтобы стать другом Божьим – таков первый и самый главный тезис христианского учения относительно человеческой личности. Однако люди, будучи сотворенными друзьями Бога, постоянно отвергают эту свою сущность. Это второй факт, принимаемый христианской антропологией. Человек был создан спутником Бога: в соответствии с языком церкви Бог сотворил Адама по своему образу и подобию, поместив человека в рай. Но человек не устает отрицать эту связь. Говоря языком церкви, человек пал, и его падение – первородный грех – отразилось на всем человечестве.

Создание человеческой личности

φαγιούμ-κορη

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Бог говорит во множественном числе: «сотворим человека». Сотворение человека, как постоянно подчеркивают отцы Церкви, было делом всех трех лиц святой Троицы, и следовательно, мы должны всегда понимать неким троичным путем это сотворение «по образу и подобию». Далее мы увидим, что этот аспект имеет огромное значение.

Образ и подобие

Согласно большинству греческих отцов, термины «образ» и «подобие» не обладают полностью тождественным значением. «Образ, – пишет святой Иоанн Дамаскин, – означает разум и свободную волю, в то время как подобие – это подражание добродетели». Таким образом, образ Бога – это свободная воля, логическое мышление, чувство моральной ответственности человека, иными словами, все то, что отличает нас от животных и делает из нас личности. Но тем не менее образ подразумевает и нечто большее. Он означает, что мы «род» Божий (Деян. 17:28), что мы родственны Ему, и между нами существует связь и сходство. Между творением и Творцом не существует непреодолимой пропасти, ведь будучи созданными по образу Бога, мы можем познать Его и общаться с Ним. И если мы верно используем нашу способность общаться с Богом, тогда мы становимся «как» боги, получая священное подобие. Согласно этим словам святого Иоанна Дамаскина, мы уподобляемся Богу посредством добродетели. Это уподобление сродни обожению, то есть мы становимся «вторыми богами», или «богами по благодати». «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81:6).

Термин «образ» подразумевает и силы, которыми Бог снабдил нас с самого первого дня нашего существования. «По подобию» – это не дар, которым мы изначально обладаем, но некая цель, которой мы должны достигнуть, нечто, что мы можем обрести лишь постепенно. Насколько бы грешными мы ни были, мы никогда не теряем своего «по образу». Однако «подобие» зависит от нашего нравственного выбора, от нашей добродетельности и разрушается грехом.

Следовательно, люди являются совершенными творениями скорее не в реальном, а в потенциальном смысле. С самого начала снабженные «образом», они призваны удостоиться «подобия», но посредством своих собственных стремлений и помощи божественной благодати. Адам начал свой путь с простоты и бесхитростности, «он был как ребенок, еще не обладающий совершенным сознанием», – пишет святой Ириней, – «ему было необходимо вырасти и достичь совершенства». Бог поставил Адама на правильный путь, но Адам пошел по сложному пути, чтобы в конце концов достигнуть цели.

В вопросе состояния Адама до грехопадения православная традиция отличается от мнения святого Августина, которое в свою очередь выражает позицию западной Церкви, определившуюся уже при его жизни. Согласно Августину, люди в раю с самого начала обладали мудростью и знанием. Их совершенство было не потенциально, а уже достигнуто.

Прогрессивная мысль святого Иринея соответствует современным теориям лучше, нежели статичные воззрения Августина. Однако оба рассуждают как богословы, а не как ученые, так что их мысли никогда не подкрепляются и не опровергаются какими-либо научными гипотезами.

Западная Церковь часто связывает образ Бога с человеческой душой и разумом. Несмотря на то что многие православные мыслители утверждают то же самое, православное богословие учит, что человек составляет объединенное целое, и образ Божий пронизывает все его существо, то есть и тело, и душу. «Я бы сказал, – основываясь на сказанном в Писании о человеческом естестве, писал Михаил Хониат (умер в 1222 году), – что не душу и тело в отдельности следует называть человеком, но и то и другое вместе, созданное Богом по Его образу» (из текста Прозопопей, часто атрибутируемого Григорию Паламе).

Тот факт, что человек обладает телом, пишет Григорий Палама, не унижает его, но ставит его выше ангелов. Известно, что ангелы – это абсолютные духи, в то время как человек имеет «смешанную» природу – материальную и духовную. Однако это означает, что человеческая природа является более совершенной по сравнению с ангельской и обладает большими возможностями. Человеческая личность – это микрокосм, мост, место встречи целостного Божьего творения.

Православная богословская мысль настойчиво говорит о наличии образа Божьего в человеческой личности. Каждый из нас представляет собой «живое богословие», и так как мы являемся образом Божьим, мы сможем найти Бога, заглянув в свое собственное сердце, «обратившись к самому себе»: «Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17:21). «Познайте себя, – учит святой Антоний, – тот, кто знает самого себя, знает и Бога». «Если ты чист, – пишет святой Исаак Сирин (конец VII в.), – небеса находятся внутри тебя. В себе ты увидишь ангелов и Господина ангелов». О святом Пахомии говорили: «В своем чистом сердце он, как в зеркале, видел Бога».

Поскольку и мужчина, и женщина являются образами Бога, всякий член человеческого рода, насколько бы грешен он ни был, представляет в глазах Бога огромную ценность. «Смотря на брата или сестру свою, – говорит нам Климент Александрийский (умер в 215 году), – ты видишь Бога». Святой Еваргий учит: «После Бога мы должны ко всем своим ближним относиться как к Богу». Это уважение к человеческой личности очевидно прослеживается и в православном богослужении, где иерей кадит не только перед иконами, но и перед прихожанами, приветствуя таким образом образ Божий в каждом человеке. «Самое лучшее отображение Бога – это человеческая личность».

 



Подписка на новости

Последние обновления

События