Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О ПРАВОСЛАВНОМ ПОСЛУШАНИИ

«Незнание Божественных законов - ве­ликое пре­да­тельство своего спасения» (Отечник).

 

В наше время, общаясь с людьми веру­ющими, по­се­ща­­ю­щими храм, можно часто услышать слово «послу­ша­ние». Кто как это понятие толкует.

Как же учит Право­с­ла­в­ная Церковь о послушании? Послушание - это ис­пол­не­ние заповедей.

Мне приходилось ста­­лкиваться с тем, что лю­ди выполняли не совсем понятные бла­гос­ловения свя­ще­нника - по послушанию. Тогда спрашивал их: «А если священник бла­гословит прыгнуть с 9-го этажа, прыгнете?» -«Прыгнем!»- отве­ча­ют. Несомненно такой поступок будет ра­сценен, как нарушение за­по­веди - самоу­бий­ство, и отдает человека во власть сатаны.

Святые отцы согласно утверждают, что пре­жде чем от­дать себя кому-нибудь в пос­лушание, то нужно несколько лет испы­ты­вать этого священнослужителя, узнать его ду­­хо­вные достоинства, иначе можно себе сильно повредить, так что человек погибнет для вечности. А святитель Игнатий Брянча­ни­нов писал, что наступают времена, когда то, что помогало в духовной жизни в древ­ности, никак не мо­жет быть применено к сов­ременным верующим.

Подвиг послушания совершался раньше в монастыре, при опытном старце. В наше же время ос­кудело старчество, хотя, по вы­ражению блаженной Сепфоры: «старцы-то есть, но они не показываются». Потому что современные христиане мало слушаются со­ве­тов духовно опытных людей, часто прояв­ляя своеволие. Также появилось нема­ло пре­­­ставителей духовного сословия, претен­дую­щих называться старцами, но которые тако­выми не являются.

Так старец - это зна­ток глу­бин духовной жи­з­ни, победивший страс­ти и обязательно стяжавший сми­рение. Где на виду сейчас такие? В наше время, время пос­лед­них хри­стиан, спа­са­емся исключительно те­р­пением скорбей и болезней, об этом говорили ду­хов­­ные писа­тели 19-20 в.в.: свя­­­титель Иг­натий Бря­нча­нинов, игумен Никон Воробь­ев. Вре­мя под­ви­­гов прошло. Состоянию пре­лести в той или иной мере подвержен каж­дый хри­с­ти­анин.

О том, что в послушании, как и в любом духовном де­ла­нии возможны ошибки, гово­рят еще древние св. отцы: «От истинного послушания рождается и истинное сми­ре­ние: истинное смирение осеняется милостью Божией. От не­правильного и человекоу­год­ливого послушания рож­да­е­тся ложное сми­рение, отчуждающее человека от даров Бо­жиих, соделывающее его сосудом сатаны» (Отечник).

Откуда появляется такое стремление у сов­ременных хри­стиан отдать свою волю идолу, абсолютному авто­ри­те­ту, чтобы са­мим уже не думать и не прилагать духовно-нравственных усилий? Этим мы обязаны про­никновению к нам западного понимания мистической духовной жизни. В таком по­нимании каждый священик - «мини-папа», объе­к­тивированный образ Бога. «Это про­ис­­­текает из стре­м­ле­ния человеческого соз­на­ния к упрощению религиозных представ­лений, ибо для него гораздо легче заместить лик незримого и непостижимого Бога лич­но­стью Его земного, зримого наместника» (Сравн. Богословие). «Возможность та­кого замещения избавляет человека от тяжкого бре­мени сво­боды». «Именно это бегство от необходимости пос­то­я­нно совершать свой духовный выбор и страшиться отве­т­ствен­ности за него» породило явление папизма в Пра­во­славии. Кумир или идол - священник избавляет от не­о­б­ходимости «самим позна­вать волю Божию и мучительной неуверен­ности в том, что все это сделано правиль­но». (Сравн. богословие).

Это для западных христиан «истина свя­зана с вла­с­тью». Это у них потребность в не­коем «объективном авто­ри­тете для опреде­ления истины, призванным служить пси­хо­логическим гарантом индивидуального об­ладания ис­ти­­ной». (Христос Яннарас).

Желание быть уверенным в своем спа­се­нии, боязнь от­ветственности за свой вы­бор, уводят христиан от пра­во­славного ве­ро­уче­ния. Как же учит Православная Це­р­ковь об этом? Она «отрицает всякий, воз­веден­ный в ранг за­кона авторитет и всякое непо­гре­ши­мое властное начало в Церкви» (Хрис­тос Яннарас, «Вера Церкви»).

«Истина веры не может быть отож­дес­т­в­лена с «не­по­г­ре­шимыми» институтами и стру­ктурами власти, не поте­ряв при этом са­мой своей сущности» (там же).

«Истина Православной Церкви в том, что­бы «потерять» вся­кую самоуверенность и са­модовольство» (там же).

Православной аскетике свойственно не­до­верие своим до­брым мыслям и чувствам. Православный христианин все­гда должен быть внимателен и осторожен, зная что в лю­­­бой момент может быть подвергнут ис­ку­шению от ди­а­вола и согрешить. Уве­ре­н­ность в спасении христианин по­лучает то­лько после смерти и суда Божия.

Так как же отличить ересь от Право­сла­вия? «Именно не­соответствие опыту и вере кафолической Церкви и есть критерий отли­че­ния ереси от Православия» (там же). Не по престолу мы судим о Православии, а по Пра­вославию о престоле. Церковь не есть иера­рхия только. В первую оче­редь Церковь - собрание людей вокруг таинства При­ча­щения Тела и Крови Господних: «Церковь есть соб­ра­ние вокруг Евхаристической тра­пезы» (Христос Янна­рас). Ка­ждый правиль­но верующий христианин есть не часть Це­­р­кви, а Сама Церковь, такой же носитель и хранитель Ис­тины. И на каждом лежит от­ветственность за Церковь, а не только на свя­­­щеннослужителях.

Проповедуемое ныне и особенное то, что преподается христианину в виде благос­ло­ве­­ния, обязательно в настоящее время нужно сравнивать с ве­ро­учением Православной Цер­кви, что об этом говорится в Евангелии сог­ласно толкованию святых отцов.

Иерей Борис Прокофьев.

О ПРАВОСЛАВНОМ ПОСЛУШАНИИ

«Незнание Божественных законов - ве­ликое пре­да­тельство своего спасения» (Отечник).

 

В наше время, общаясь с людьми веру­ющими, по­се­ща­­ю­щими храм, можно часто услышать слово «послу­ша­ние». Кто как это понятие толкует.

Как же учит Право­с­ла­в­ная Церковь о послушании? Послушание - это ис­пол­не­ние заповедей.

Мне приходилось ста­­лкиваться с тем, что лю­ди выполняли не совсем понятные бла­гос­ловения свя­ще­нника - по послушанию. Тогда спрашивал их: «А если священник бла­гословит прыгнуть с 9-го этажа, прыгнете?» -«Прыгнем!»- отве­ча­ют. Несомненно такой поступок будет ра­сценен, как нарушение за­по­веди - самоу­бий­ство, и отдает человека во власть сатаны.

Святые отцы согласно утверждают, что пре­жде чем от­дать себя кому-нибудь в пос­лушание, то нужно несколько лет испы­ты­вать этого священнослужителя, узнать его ду­­хо­вные достоинства, иначе можно себе сильно повредить, так что человек погибнет для вечности. А святитель Игнатий Брянча­ни­нов писал, что наступают времена, когда то, что помогало в духовной жизни в древ­ности, никак не мо­жет быть применено к сов­ременным верующим.

Подвиг послушания совершался раньше в монастыре, при опытном старце. В наше же время ос­кудело старчество, хотя, по вы­ражению блаженной Сепфоры: «старцы-то есть, но они не показываются». Потому что современные христиане мало слушаются со­ве­тов духовно опытных людей, часто прояв­ляя своеволие. Также появилось нема­ло пре­­­ставителей духовного сословия, претен­дую­щих называться старцами, но которые тако­выми не являются.

Так старец - это зна­ток глу­бин духовной жи­з­ни, победивший страс­ти и обязательно стяжавший сми­рение. Где на виду сейчас такие? В наше время, время пос­лед­них хри­стиан, спа­са­емся исключительно те­р­пением скорбей и болезней, об этом говорили ду­хов­­ные писа­тели 19-20 в.в.: свя­­­титель Иг­натий Бря­нча­нинов, игумен Никон Воробь­ев. Вре­мя под­ви­­гов прошло. Состоянию пре­лести в той или иной мере подвержен каж­дый хри­с­ти­анин.

О том, что в послушании, как и в любом духовном де­ла­нии возможны ошибки, гово­рят еще древние св. отцы: «От истинного послушания рождается и истинное сми­ре­ние: истинное смирение осеняется милостью Божией. От не­правильного и человекоу­год­ливого послушания рож­да­е­тся ложное сми­рение, отчуждающее человека от даров Бо­жиих, соделывающее его сосудом сатаны» (Отечник).

Откуда появляется такое стремление у сов­ременных хри­стиан отдать свою волю идолу, абсолютному авто­ри­те­ту, чтобы са­мим уже не думать и не прилагать духовно-нравственных усилий? Этим мы обязаны про­никновению к нам западного понимания мистической духовной жизни. В таком по­нимании каждый священик - «мини-папа», объе­к­тивированный образ Бога. «Это про­ис­­­текает из стре­м­ле­ния человеческого соз­на­ния к упрощению религиозных представ­лений, ибо для него гораздо легче заместить лик незримого и непостижимого Бога лич­но­стью Его земного, зримого наместника» (Сравн. Богословие). «Возможность та­кого замещения избавляет человека от тяжкого бре­мени сво­боды». «Именно это бегство от необходимости пос­то­я­нно совершать свой духовный выбор и страшиться отве­т­ствен­ности за него» породило явление папизма в Пра­во­славии. Кумир или идол - священник избавляет от не­о­б­ходимости «самим позна­вать волю Божию и мучительной неуверен­ности в том, что все это сделано правиль­но». (Сравн. богословие).

Это для западных христиан «истина свя­зана с вла­с­тью». Это у них потребность в не­коем «объективном авто­ри­тете для опреде­ления истины, призванным служить пси­хо­логическим гарантом индивидуального об­ладания ис­ти­­ной». (Христос Яннарас).

Желание быть уверенным в своем спа­се­нии, боязнь от­ветственности за свой вы­бор, уводят христиан от пра­во­славного ве­ро­уче­ния. Как же учит Православная Це­р­ковь об этом? Она «отрицает всякий, воз­веден­ный в ранг за­кона авторитет и всякое непо­гре­ши­мое властное начало в Церкви» (Хрис­тос Яннарас, «Вера Церкви»).

«Истина веры не может быть отож­дес­т­в­лена с «не­по­г­ре­шимыми» институтами и стру­ктурами власти, не поте­ряв при этом са­мой своей сущности» (там же).

«Истина Православной Церкви в том, что­бы «потерять» вся­кую самоуверенность и са­модовольство» (там же).

Православной аскетике свойственно не­до­верие своим до­брым мыслям и чувствам. Православный христианин все­гда должен быть внимателен и осторожен, зная что в лю­­­бой момент может быть подвергнут ис­ку­шению от ди­а­вола и согрешить. Уве­ре­н­ность в спасении христианин по­лучает то­лько после смерти и суда Божия.

Так как же отличить ересь от Право­сла­вия? «Именно не­соответствие опыту и вере кафолической Церкви и есть критерий отли­че­ния ереси от Православия» (там же). Не по престолу мы судим о Православии, а по Пра­вославию о престоле. Церковь не есть иера­рхия только. В первую оче­редь Церковь - собрание людей вокруг таинства При­ча­щения Тела и Крови Господних: «Церковь есть соб­ра­ние вокруг Евхаристической тра­пезы» (Христос Янна­рас). Ка­ждый правиль­но верующий христианин есть не часть Це­­р­кви, а Сама Церковь, такой же носитель и хранитель Ис­тины. И на каждом лежит от­ветственность за Церковь, а не только на свя­­­щеннослужителях.

Проповедуемое ныне и особенное то, что преподается христианину в виде благос­ло­ве­­ния, обязательно в настоящее время нужно сравнивать с ве­ро­учением Православной Цер­кви, что об этом говорится в Евангелии сог­ласно толкованию святых отцов.

Иерей Борис Прокофьев.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События