Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


 

БОГОСЛОВИЕ И ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ1

Преосвященный Иерофей,

митрополит Навпактский и св. Власия

Η ΘΕΟΛΟΓΙΑ ΤΗΣ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΚΗΣ ΑΝΑΓΕΝΝΗΣΕΩΣ

Σεβ. Μητρ. Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου κ. Ἱερόθεος

 

 

На протяжении некоторого времени в нашей церковной среде ведутся разговоры о так называемом литургическом возрождении, которое воспринимается как некое движение возвращения к древнему уставу богослужения и древней литургической традиции.

Несмотря на многочисленные попытки, которые были сделаны в недавнем прошлом движением литургического возрождения, оно, тем не менее, еще не получило окончательного распространения, и это объясняется тем, что им была предпринята попытка лишь изменить внешнюю сторону устава-типикона вне всякой зависимости от богословия Церкви. Однако, если кто-либо не ощущает и не видит экклезиологии богослужения, богословия, которое наполняет религиозную жизнь, если он не видит в каждом таком изменении искажения аскетического и исихастского содержания, тогда всякое литургическое возрождение не будет иметь смысла.

Например, говорят о восстановлении древнецерковного порядка частого причащения. Однако, если мы не исследуем причины, которые привели христиан к редкому причащению, или если нам не обратить внимания на аскетическое измерение данной темы, тогда если будет распространяться это так называемое литургическое возрождение, то оно будет рассматриваться как механическое служение и механическое возрождение, потому что причащение Святых Тайн не происходит без определенных условий, подготовки.

В Папской «Церкви» благодаря II Ватиканскому собору была предпринята попытка совершить некое литургическое возрождение, то есть упростить литургическую жизнь, но Папская «Церковь» также сохраняет свои уклонения от догмата, и все эти литургические изменения не приносят народу абсолютно ничего.

Несмотря на доброе стремление борющихся за литургическое возрождение, как термин, так и само движение у меня вызывают лишь внутренний дискомфорт, когда оно, конечно же, оказывается связанным с некоторыми внешними и уставными изменениями. Поэтому имеется необходимость в том, чтобы нам взглянуть хотя бы немного на богословие так называемого литургического возрождения.

В дальнейшем я рассмотрю этот вопрос с помощью богословия Церкви и изложу несколько взглядов, которые в действительности указывают на то, чем на самом деле является литургическое возрождение. Потому что литургическое возрождение плохое по качеству может не только может получит распространение, но оно и нанесет некий духовный вред.

 

  1. Этому, так называемому литургическому возрождению, должны были предшествовать напряженные и согласованные подготовительные действия по возрождению христианства, когда изменение внешних указаний устава-типикона должно быть вызывано в следствии некой нужды христиан, а не явиться своего рода навязыванием сверху и как некое хорошее фольклорное выступление. В сущности в Православной Церкви не столько говорится о литургическом возрождении, сколько о возрождении человека, которое связывается с покаянием, изменением ума и общением с Богом. То есть , существует необходимость в том, чтобы показать чем является Церковь, каковы в действительности ее члены и как, благодаря благодатной силе, члены Церкви становятся ее деятельными членами. На Святой Горе Афон, в которой монахи ведут духовную брань, каждый своим образом, в соответствии со своей мерой, с помощью всей исихастской традиции, не существует необходимости в больших литургических изменениях. И там совершают частичные и незначительные богослужебные изменения благодаря созданию новых последований, тропарей, но не совершаются изменения в образе и степени, которых добиваться некоторые местные церкви. Поэтому там, на Святой Горе, отдают предпочтение внутреннему обновлению, ибо именно тогда возрождаемый человек и обновляемый христианин «обнародует» свои богослужебные последования, то есть, не требуется изменения богослужебных последований, дабы избежать привычки и пресыщения, но важно научиться их переживать с помощью собственного личностного изменения. Ибо тогда человеку всякий раз открывается нечто новое.

  2. Необходимо самым серьзным образом исследовать почему некоторые литургические указания уставов-типиков с течением времени потеряли силу, и поэтому Церковь с помощью пастырей пересмотрела некоторые указания и ввела другие. Например то, что Церковь ввела святую лжицу для принятия святого Причащения, существовала серьезная причина, которую по крайней мере необходимо рассмотреть. Нет необходимости возвращаться к древним обычаям без параллельного исследования причин из-за которых Святые Отцы их пересмотрели. И это исследование не является делом исключительно ученых, но главным образом богословия при святоотеческом понимании терминологии.

  3. В наших стремлениях произвести литургическое обновление нам необходимо быть объективными и увидеть весь дух упрощения, который господствует в Божественной литургии. Это говорится исходя из того мнения, что мы обычно видим литургические изменения только в тех требованиях, которые не касаются наших личных проблем. То есть, в конечном итоге, происходит литургическое изменение. Некоторые люди заинтересованы в том, чтобы мы возвратились вновь к простоте древнего богослужения, пересматривая богатство позднейшего богослужения, поскольку оно было создано самой Церковью через Святых Отцов и оно было ограничено во внешних формах. Например, можно сказать, что не так то просто кому-либо изменить литургический образец, который создала сама Церковь. Точно также не может кто-либо сократить и сделать более удобным богослужение и оставить многие другие элементы, которые были введены в церковное богослужение ранее, как, например, облачения священнослужителей, их должности и подвиг, который совершается для духовного укрепления каждого человека. В тоже время не может кто-либо также отвергнуть образец церковного права только потому, что он не является апостольским, но заимствованным из других традиций. Как - то давно хотели сделать более низкими иконостасы в святых храмах и даже хотели ввести громкое чтение тайных молив, однако без всякого исследования причин по которым в Церкви было установлено таинственное чтение молитв и не придавая значения другим чужеродным наслоениям в богослужении.

  4. Часто литургическое возрождение ограничивается образом и манерой понимания говоримого и совершаемого. Не пересматривая и этот подход, все же необходимо заметить, что проблема находится во внешнем логическом понимании богослужения. Но необходимо вникнуть в суть самой проблемы. Кроме того, человек состоит не только из логики, и логика не является центром его существования. Существуют и иные силы, благодаря которым человек опознается как человек, а в итоге становится личностью. Такими являются ум, свобода, любовь и т.д. Таким образом, недостаточно логического понимания богослужения, но необходимо нам пприйти к участию в духе Божественной литургии. Известно, что дух Божественной литургии – это жертва, приношение, добровольное уничижение-кеносис. Совершая Божественную литургию, мы можем проникнуть в кеносис Христа, который снизошел до жертвы, Креста и ада. Таким образом эта любовь Христова самопожертвования становится образцом для всякой любви, которая по своей природе является кеносисом, крестом, жертвой, приношением. В центральной части Божественной литургии произносятся слова Христа: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...» Научение служащего человека приносить свои тело и кровь дабы жили другие по образу Христа, состоит в переживании Божественной Евхаристии и причастии духу евхаристического приношения. Также в середине Божественной литургии слышится фраза: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся». Это возношение-анафора является причащением духу Божественной литургии. Если случиться так, что будут введены некоторые литургические изменения, и если мы не научимся преобажаться и меняться под действием духа Божественной литургии, который есть жертва и приношение, тогда нам ничто уже не принесет пользы.

  5. Надеюсь, что те, которые ведут разговоры о литургическом возрождении, под ним понимают попытку повсюду ввести причащение верных христиан во время совершаемых церковных последований, благодаря причастности духу богослужения, через живое восприятие символов и образов. Однако это не имеет отношения к некоему внешнему вмешательству в богослужение, не является некой единственной дорогой. Параллельно необходимо предпринимать усилия, направленные на терапию сил и энергий души. Потому что препятствием для причащения не является не только типикон, не и язык, символ и т.д, но страсти, противоприродные действия души. Следовательно, некое стремление вновь вернуться к древнему типикону необходимо по крайней мере увязывать со стремлением оживить способ нашего участия в таинствах. Поэтому, как мы узнаем из святоотеческих текстов, христиане разным образом участвуют в таинствах, соответственно степени покаяния. Например свт. Василий Великий в своих правилах, деяния которого мы встречается во всей церковной практической жизни, различает пять ступеней кающихся: плачущие, слушающие, припадающие, стоящие и причащающиеся Святых Тайн. Поэтому формирование типикона и возвращение к древней литургической практике без восстановления пастырства, а также исключение древней святоотеческой деятельной жизни, не является литургическим возрождением, но обмирщением, поскольку данное движение испытывает влияние рационализма духа Просвещения.


свт. Григорий Палама, фреска монастырь Ватопед

 

  1. Итак, становится очевидным и понятным то, что необходимым условием причастности богослужению является аскетическая жизнь. И когда мы говорим о подвижнической жизни, мы мыслим старания человека, направленные на исполнение заповедей Божиих и приобретение церковного сознания, изменение корыстной любви в безкорыстную, чтобы вместо самолюбия достичь боголюбия и человеколюбия. Религиозная жизнь вне подвижнической жизни является всего-лишь некой религиозной деятельностью, которая не преображает человека. Именно по этой причине и литургическое возрождение мы не можем рассматривать вне подвижничества, трезвения и исихазма. Характерно то, что свт. Василий Великий, который вел образ жизни монаха и написал аскетические-подвижнические законоположения и очертил образ монашеского жития, сделал и литургические изменения, которых он проводит через все богословие, которое он переживал в себе. Если кто-либо прочтет молитвы, которые составил свт. Василий Великий для Божественной литургии его имени, то он убедиться, что они написаны Святым Отцом боговидцем. Также и свт. Григорий Палама, который раскрыл все исихастское богословие, составил и литургические молитвы, создал богословие богослужения и таинств, самым тесным образом соединил таинства Церкви с умной молитвой, то есть то, с чем мы можем встретиться во всей церковной традиции. То же мы увидим и у прп. Никодима Святогорца. Он вел беседы о частом причащении, но параллельно он жил в своей жизни всей этой традицией филокалии и был ее представителем. Мы можем упомянуть и случай со святителем Николаем Кавасилой, который дал детальное описание таинства Божественной Евхаристии, но это Таинство он связывал с жизнью во Христе. Поэтому он говорит о необходимости подвижнической жизни для преображения ума через молитву, упорядочивание помыслов и преображение воли через исполнение заповедей Христа.

  2. Богослужение, а главным образом его средоточие и центр, которым является Божественная литургия не связываются с настоящим, и не просто стремится подать некую настоящую жизнь, но она вдохновляется будущим веком. Богослужение тесным образом связано с переживанием и ожиданием конечной-эсхатологической жизни, которая является внешним образом, но всегда ожидаема и желанна. То есть Божественная литургия не стремится к тому, чтобы мы жили только жизнью будущего из-за настоящего, и чтобы довольствовались нашими чувственными переживаниями или исполняли их все, но чтобы мы чаяли этого будущего и тосковали по нему с великой жаждой. Преосвященный Митрополит Пергамский кир Иоанн особенно указывал на ее реальность, что нам не следует придавать истории эсхатологичность. Движение, которое мы наблюдаем в религиозной жизни является не просто движением сверху вниз, но с низу вверх. То есть в Божественной литургии раскрывается стремительное желание к наслаждению наисовершенной жизнью во Христе в будущем веке. Характерным является слова молитвы свт. Василия Великого после Божественной Причащения: «Исполнися и совершися елико по нашей силе, Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство: имеем бо смерти Твоея память, видехом воскресения Твоего образ, наполнихомся неистощаемыя Твоея пищи, еяже и в будущем веце всем нам сподобитися благоволи...».

  3. Становится очевидным то, что литургические изменения не являются результатами некоторых решений Синода, ни переработкой и выводами семинаров, но творениями Святых. Церковь, кроме всего прочего, действует через своих Святых. Вы утверждаете, что Церковь пишет Священное Писание и Церковь его истолковывает. И это, безусловно, совершается через Святых, которые являются живыми членами Церкви. Все великие изменения в Церкви и в ее истории свершались преображенными людьми, которыми являются Святые Отцы. Они учредили некий новый образец, который получил распространение в их пастве и в дальнейшем по причине выдающегося характера и излучаемой светоносности конкретных святых, он распространился и на всю Церковь. Тоже мы наблюдаем в случае влияния монашеского типикона на приходской устав. Подлинный дух Православного Предания, который сохранился в Священных Обителях, оказал спасительное и возрождающее влияние на светский типикон, когда христиане обмирщились. Церковь является Телом Христовым. И как это случается с телом человека, в котором преобладает то, что необходимо и оно отвергает то, что приносит вред, тоже происходит и в Церкви. Она является тем, где многолетний процесс судопроизводства отвергает нечто, что привносится не преображенными благодатью людьми, и она удерживает то здравое, что исходит от святых людей. Так, всякое литургическое новшество приобретает распространение или же отвергается в соответствии с тем духовным состоянием человека, которое им привносится.

  4. Литургическое возрождение должно иметь связь с возрождением общества, то есть оно должно сопровождать человека и в семейной и общественной жизни. Если некое возрождение имеет связь с улучшением ощущений в храме, и не оно не затрагивает в действительности самого человека, его чувст вне храма, то это исходит не от Святого Духа. Так, вместо того, чтобы нам говорить о литургическом возрождении, мы предпочитаем говорить о евхаристическом этосе, который затрагивает человека на всех этапах его жизни. Когда этос и дух Божественной литургии не оказывает влияния и не касается управления Церкви и наших межличностных отношений, но внутри храма господствуют мирские понятия об авторитете и предпочтениях, тогда такое возрождение находится в рамках нашей жизни, плоскости, и не приводит к желаемой глубине. В таком случае, не только не обретает искомого покоя неспокойный дух человека , но он даже во многом разочаровывается.

Все, что нами было представлено, имело своей целью подчеркнуть, что литургическое возрождение очень важно и необходимо, но когда оно движется в духе православного богословия и вдохновляется евангельской и исихастской традицией Церкви , и когда оно исходит от возрожденных людей, или ставит своей целью возрождение людей. Однако важно напомнить об отличительном характере ватиканских литургических возрождений или протестантских изменений и отрицания, благодаря упрощению. И преступлением является привнесение ватиканского и протестантского христианства в нашу богатую традицию Православной Церкви.

 

1 газета Ὀρθόδοξος Τύπος, τ. 1644, 26/5/2006, σ. 3. Впервые была напечатана этой же газетой 29 июня 2001г.



Подписка на новости

Последние обновления

События