Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архіеп. Сергій Спасскій († 1904 г.) 
Слово на праздникъ Знаменія Богоматери
 [1].

 

 

Яко призрѣ на смиреніе рабы своея, се бо отнынѣ ублажатъ мя вси роди (Лук. 1, 48).

 

Znamenie ikona Novgorod.jpg

Пресвятая Дѣва Марія, всѣми добродѣтелями преукрашенная, особенно за смиреніе свое содѣлалась Матерію Господа нашего Іисуса Христа, Который во дни земной жизни своей Самъ послушливъ былъ до смерти крестной. Свое глубокое смиреніе Матерь Господа сохранила и послѣ прославленія и вознесенія Сына своего на небо при всѣхъ проявленіяхъ въ Ней Самой благодати Божіей. Удаленіе Преблагословеняыя Дѣвы Маріи отъ славы человѣческой было причиною и того, что святые апостолы и евангелисты въ писаніяхъ своихъ не много повѣствуютъ о дѣяніяхъ земной жизни Ея. Но, по успеніи Богоматери или по исполненномъ чудесъ преселеніи Ея отъ земли на небо къ Сыну своему, слава Ея тѣмъ разительнѣе стала открываться въ обществѣ вѣрующихъ, чѣмъ глубже было смиреніе Ея при жизни. Благоговѣніе къ Пресвятой Дѣвѣ, отъ апостоловъ и первыхъ христіанъ переданное родамъ грядущимъ, постоянно возгрѣваемо было явными знаменіями, силами и чудесами Ея. Святыя изображенія Божіей Матери, заимствованныя отъ различныхъ состояній Ея жизни, стали повсюду распространяться между христіанами первыхъ вѣковъ и содѣлались источниками благодатной силы Божіей, обильно изливаемой на притекающихъ съ вѣрою къ Пресвятой Богоматери.

Къ числу древнихъ изображеній Божіей Матери принадлежитъ и икона Знаменія Ея. Всеблагому Господу угодно было прославить сію святую икону въ различныхъ странахъ нашего отечества многими знаменіями и чудесами, изъ коихъ одно древнѣйшее и разительнѣйшее содѣлалось началомъ настоящаго праздника.

Въ 1170 году по Р. X. великій князъ Суздальскій Андрей Георгіевичъ, составивъ неправедно союзъ со многими русскими князьями противъ Новгорода, послалъ сына своего Мстислава съ многочисленными соединенными войсками для покоренія сего города. Отвсюду стѣсненные осадою, жители Новгорода скоро увидѣли, что одинъ только Богъ можетъ избавить ихъ отъ угрожающихъ имъ бѣдствій. День и ночь отверстые храмы Божіи наполняются рыданіями и моленіями о небесной помощи. Третію уже ночь добродѣтельный архіепископъ Новгорода Іоаннъ стоитъ предъ иконою Всемилостиваго Спаса на молитвѣ объ избавленіи отъ обышедшихъ золъ. Наконецъ молитва его принята Богомъ. Архипастырь слышитъ голосъ, повелѣвающій ему изнести изъ церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улицѣ, икону Богородицы и поставить ее на стѣнѣ града. Обрадованный святитель посылаетъ избранныхъ лицъ изъ своего клира, дабы они принесли икону Богоматери въ соборную церковь. Но, при всѣхъ усиліяхъ ихъ поднять икону Владычицы, она остается неподвижною. Узнавъ о семъ архіепископъ самъ идетъ въ указанную ему церковь и падаетъ въ слезахъ предъ иконою Богоматери. Во время молебнаго пѣнія, когда возглашена была пѣснь: Предстательство христіанъ непостыдное, внезапно святая икона Владычицы подвигалась сама собою. Предстоящій народъ въ ужасѣ взываетъ: Господи помилуй. Архипастырь пріемлетъ святую икону на свои руки и износитъ ее на стѣну града. Между тѣмъ нападяющіе враги дѣлаютъ въ сіе время страшный приступъ къ городу. Одна изъ пущенныхъ ими стрѣлъ ударила въ святую икону и ликъ Богоматери обратился къ городу. Слезы потекли изъ очей Пречистыя на фелонь святителя. Вдругъ тма покрываетъ враговъ; ужасъ объемлетъ сердца ихъ; они въ смятеніи начинаютъ поражать другъ друга, осажденные устремляются на нихъ и довершаютъ пораженіе. Въ воспоминаяіе сего событія и возглашается нынѣ пѣснь Богородицѣ: Яко необоримую стѣну и источникъ чудесъ стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивныхъ ополченія низлагаемъ, Тѣмъ же молимъ Тя: миръ граду твоему даруй и душамъ нашимъ велію милость.

Странное зрѣлище представляетъ эта борьба сыновъ одной и той же церкви и одной земли русской. На той и другой сторонѣ противостоятъ другъ другу два святые и великіе мужа: на одной архіепископъ Іоаннъ, а на другой великій князь Андрей Боголюбскій. Обѣ стороны требуютъ испытанія и испытываются бѣдствіями. Впрочемъ Новгородъ, пощаженный въ сіе время отъ страшнаго опустошенія, долженъ былъ смириться предъ своими братьями. Вскорѣ въ предѣлахъ его открылся великій голодъ, который заставилъ Новгородцевъ обратиться къ великому князю Андрею Боголюбскому съ мирными предложеніями. Такъ чадолюбивый Отецъ небесный, наказуя милуетъ и примиряетъ враждующихъ братій одной великой семьи! Таково начало праздника Знаменія Пресвятыя Богородицы, которое явлено Ею въ Новгородѣ.

Силы и чудеса отъ иконы Знаменія Божіей Матери явлены не въ одномъ только Новгородѣ, но въ послѣдствіи и въ другихъ странахъ обширнаго отечества нашего, особенно же въ областяхъ Курской и Тобольской. Великія благодѣянія отъ нея явлены и въ первопрестольномъ градѣ Москвѣ. Древній родъ бояръ Романовыхъ, по древнему достохвальному обычаю избирать покровителемъ дома кого либо изъ святыхъ Божіихъ, содѣлываетъ икону Знаменія Богоматери родовымъ своимъ моленіемъ. И что же? Матерь Божія послѣ тяжкихъ испытаній, ниспосланныхъ Промысломъ землѣ русской, возвративъ въ руки россіянъ (22 октября 1612 года) Китай-городъ въ Москвѣ, бывшій въ рукахъ польскихъ, чрезъ мѣсяцъ и пять дней — въ самый праздникъ иконы Знаменія Ея, передаетъ ополченію русскому и священный Кремль, въ которомъ находился въ плѣну съ матерію своею юный Михаилъ Ѳеодоровичъ, возводитъ сего именитаго юношу на престолъ Россіи и подъ скиптромъ преемниковъ его далеко распространяетъ предѣлы нашего отечества и возвеличиваетъ царство россійское. Поистинѣ Она есть Царствія нерушимая стѣна и честный вѣнецъ царей благочестивыхъ (акаѳистъ).

Что можетъ быть сильнѣе ходатайства Матери Господа? Простиралъ древле къ небу Моисей руки свои на горѣ во время брани и молитвою его дарована побѣда Израилю на Амалика. А нынѣ не на землѣ, но на небѣ, и не рабъ Божій, но Сама Пресвятая Матерь Гоепода простираетъ пречистыя руцѣ свои за прибѣгающихъ подъ кровъ Ея.

Христіане! Сіи пречистыя руцѣ Богоматери простерты за каждаго, притекающаго къ Ней съ вѣрою. Что можетъ быть утѣшительнѣе и поучительнѣе сего видѣнія? За кого не умолятъ сіи пречистыя длани, подъятыя къ Сыну Ея? Какіе бы грѣхи не тяготили души наши, какія бы бѣдствія не окружали насъ, — отъ всякаго зла сильно избавить насъ ходатайство небесной Заступницы. Но да не осудятъ насъ сіи пречистыя руцѣ, и нынѣ простираемыя Ею за насъ! Честнѣйшая Херувимъ и славнѣйшая Серафимъ ходатайствуетъ за насъ недостойныхъ и на свѣтозарномъ небѣ! Какъ же намъ грѣшнымъ не молиться за себя на сей темной землѣ?

Пресвятая Богородице! Спаси насъ! Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
[1] Произнесено въ Московcкомъ Знаменскомъ монастырѣ, что на старомъ Государевѣ дворѣ, 1863 года 27 ноября. 
 

Источникъ: Слова Доктора богословія Архимандрита Сергія. — М.: Типографія А. Гатцука, 1882. — С. 12-16.



Подписка на новости

Последние обновления

События