Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

http://aktines.blogspot.com/2017/10/blog-post_656.html

18 октября 2017 г.

Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос): Недавние выборы митрополитов

 

Недавние выборы митрополитов

Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)

Οἱ πρόσφατες ἐκλογές Μητροπολιτῶν

Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου

 

Необходимо осознать, что Православная Церковь является очень ранимым Организмом, это Тело Господа, именно поэтому здесь не применимы такие экклесиологические нарушения и действия, несовместимые с православной экклесиологией. Православная Церковь – это именно то место, где нам открывается Господь, это место для молитвы, а не для проявления многообразных интриг, конкуренции, мирского мышления и преследования собственных целей....

000204 

От редакции ПА: Публикуя статью Его Высокопреосвященства Митрополита Навпактского Иерофея, мы не сочли нужным вводить наших читателей в те проблемы внутренней жизни Элладской Православной Церкви, которые касаются непосредственно только самой поместной церкви. Мы приняли решение опубликовать статью с той целью, чтобы показать насколько жизнь Церкви хрупка и насколько избрание епископа является не просто светской процедурой, а оно требует именно духовного подхода со стороны епископата. Позиция Митрополита Иерофея это важное напоминание всем нам с какой ответственностью нужно относится к избранию епископа и согласовывать жизнь Церкви не со своими личными мнениями и амбициями, а со святой  волей Божией. А для этого от каждого епископа требует глубочайшее смиренномудрие, погружение в молитвенный подвиг и бдительность.  

Избрание епископа, возглавляющего Священную Митрополию, − это серьезное и ответственное решение Архиерейского собора, поскольку епископ не только является преемником Апостольского престола, но он должен быть преемником святых апостолов и по своему образу жизни, как мы поем в праздничном тропаре, посвященном священномученикам[1].

 

Именно по этой причине священные каноны отводят особое значение тому, каким образом избираются епископы. Характерным является Десятое Правило Сардикийского Собора, где, среди прочего, говорится следующее: «Подобает со всякою точностью и тщанием наблюдати… дабы [клирик], проходя чрез каждую степень, аще достойным признан будет, мог взыти на высоту епископства». Иными словами, имеется в виду, что при избрании архиерея следует принимать во внимание, обладает ли кандидат правой верой, ведет ли он добрый образ жизни, отличается ли постоянством и кротостью, чтобы он мог занять епископский трон, т.е. «взыти на высоту епископства успешно, преуспевая в добродетели и продвигаясь от нижних к вышним».

Также отметим, что Иоанн Зонара при толковании 1-го Правила св. Апостолов, которое рекомендует, чтобы «рукоположение епископа совершалось двумя или тремя епископами», пишет, что сейчас хиротония характеризуется как совершение молитв и призывание Святого Духа с целью посвятить некое лицо в священный сан: «Ныне хиротониею называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку». «А в древности и самое избрание называлось хиротониею. Ибо, когда городскому народу дозволялось избирать архиереев, народ сходился, и одни желали одного, другие другого. Итак, дабы голос большего числа получил перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и по ним считали избирающих каждаго». Т.е. в старые времена хиротонией называлась сама процедура избрания кандидата. Сам Зонара, толкователь Правил святых апостолов Православной Церкви, при объяснении отрывка из 5-го правила Лаодикийского Собора «избрание в церковныя степени не должно быть в присутствии слушающих» объясняет, что «хиротониями собор назвал избрания».

Это означает, что избрание, голосование за кандидатуру епископа представляет собой процедуру наречения во епископа, после чего следует таинство его хиротонии. Полагаю, что наиболее ответственным шагом является именно процедура избрания епископа, когда за него отдают голоса, поскольку именно в тот момент оцениваются основные критерии его соответствия высокому священному сану. Иными словами, в Церкви все является таинством, даже внутренняя сердечная молитва.

Принимая во внимание вышесказанное, позвольте мне изложить некоторые свои мысли по поводу недавних выборов митрополитов Архиерейским собором.

Период, предшествующий созыву Архиерейского собора с целью избрания митрополита на вдовствующую кафедру, всегда имеет очень большое значение. Это период подготовки к назначению епископа, который, вероятнее всего, будет служить и управлять своей паствой в течение длительного времени, и его личность будет определяющей для всей епархии, т.к. он будет учить христиан, рукополагать диаконов и пресвитеров и рассказывать о своем опыте в соборных органах, в особенности на ответственных Архиерейских соборах.

Поскольку все происходящее в Церкви основывается на синергии, т.к. Господь действует, а человек содействует, то абсолютно естественно, что до созыва Архиерейского собора среди архиереев, избирающих нового епископа, проходят совещания по поводу выборов и по поводу того, кто из пресвитеров может быть подходящей кандидатурой для избрания на конкретную вдовствующую кафедру. Ожидание, что в день и час избрания сойдет Святой Дух и откроет подходящего пресвитера для рукоположения во епископа – это менталитет, характерный для экклесиологии монофизитов. Обсуждения по поводу соответствия кандидата священному сану епископа носят положительный характер. Главное, чтобы группами иерархов не выдвигались кандидаты, которые преследуют определенные цели (я не имею в виду материальные) и чтобы не были задействованы многообразные связи.

Таким образом, предвыборный период очень важен; при этом, все действия должны обязательно осуществляться с молитвой, рассуждением, благоразумием, во страхе Божием. Конечно, никто не может исключить ситуацию, когда избиратели отдают предпочтение кандидатам в соответствии со своими собственными взглядами и убеждениями.

Поэтому является обязательным условием, чтобы избирающие архиереи готовились к процедуре голосования в духе молитвы и голосовали, в высшей степени следуя своей архиерейской совести, поскольку они должны сознавать, что совершают священнодействие, некое действие литургического характера. Возможно, это покажется не имеющим оснований, утопическим и, вероятно, проникнутым излишней ревностью о благочестии, но именно это является настоящей экклесиологией, неискаженной и чистой. Именно этому меня учил мой духовный наставник, митрополит Эдесский Каллиник, который всегда готовился к процедуре избрания нового епископа в молитве и со страхом Божиим.

Однако, на недавних выборах митрополитов произошло много случаев нарушения экклесиологических канонов и уставов − факт, который лично меня очень озадачил. Так, архиепископ по известным только ему одному причинам вышел за пределы своих полномочий и публично указал кандидатов, соответствующих его личным предпочтениям. Далее произошли два события, которые в буквальном смысле травмировали нашу архиерейскую совесть.

Первое − это то, что в адрес избирающих архиереев, и не знаю, в какие еще органы, было направлено анонимное письмо угрожающего характера по отношению к конкретным архиереям, которые выступили за других кандидатов и поддержали иной выбор.

Это вопиющий и неприемлемый факт, с какой стороны бы мы ни посмотрели. Во-первых, автор данного письма предпочел скрыть себя, отправив его анонимно. К сожалению, анонимные послания имели место и на предыдущих выборах и повлияли на их результаты. Вероятно, именно это и побудило нового составителя подобного письма прибегнуть к такому же методу и выразить свои взгляды анонимно. Автор текста мог бы изложить свои мысли прямо и открыто, если считал это необходимым, и мужественно заявить о своем несогласии. Однако, им был избран низкий, аморальный способ общения с избирающими архиереями, под прикрытием анонимности. Это совершенно неприемлемый метод, противоречащий православной экклесиологии.

Наиболее впечатляющим во всей этой истории является то, что в этом анонимном тексте было много намеков, и, главное, все содержание этого письма касалось «следующего раза», т.е. подготовки к выборам архиепископа, хотя место архиепископа на тот момент не было пустым. Речь идет о вопиющей нечестности и непорядочности, несовместимой с экклесиологией Православной Церкви.

Второй факт, который имел место на недавних выборах епископов, − это четко спланированное продвижение одного кандидата, с использованием информации, которая была известна заранее. При этом, я не уверен, насколько правдива была данная информация. Факты вновь вышли на поверхность, «подогрели» предвыборную обстановку, и вовсю пускались в ход, чтобы оказать влияние на архиереев, принимавших решение по выбору кандидатов, что в итоге и привело к выбору «нужной» кандидатуры.

В данном случае возникает следующий вопрос: «Если существуют некоторые препятствия к рукоположению клирика во пресвитера, то почему информация о них используется против него только тогда, когда он становится претендентом на сан митрополита, а не раньше?». То есть, клирик достаточно хорош, чтобы быть рукоположенным во пресвитера, но его кандидатура не подходит, когда речь идет о епископской кафедре? По моему мнению, действия такого рода противоречат любви к Церкви и являются проявлением исключительного несоблюдения церковной субординации.

Оба эти факта: как анонимное послание, так и заявления по поводу выборов, являются примером проявления мирского мышления (я пытаюсь выразить свои мысли, насколько это возможно, по-мирски). Это именно те приемы, которые в большей или меньшей степени наблюдаются во время выборов в различных общественных и профсоюзных организациях, но ни в коем случае не должны быть присущи выборам епископов, происходящим на Архиерейском соборе.

После завершения недавних выборов митрополитов у меня было такое впечатление, что все покидали Архиерейский собор с чувством глубокого психологического и духовного расстройства. Уверен, что никто не мог чувствовать в тот момент удовлетворенность от тех неподобающих действий, которые имели место на выборах.

Я изложил свои мысли с целью осудить подобные нецелесообразные действия, чтобы максимально избегать их повторения в будущем, особенно когда речь идет о созыве Архиерейского собора для решения ответственных и порой судьбоносных вопросов.

Необходимо осознать, что Православная Церковь является очень ранимым Организмом, это Тело Господа, именно поэтому здесь не применимы такие экклесиологические нарушения и действия, несовместимые с православной экклесиологией. Православная Церковь – это именно то место, где нам открывается Господь, это место для молитвы, а не для проявления многообразных интриг, конкуренции, мирского мышления и преследования собственных целей. Именно поэтому те, кто прибегает к таким неприемлемым и антицерковным действиям, рано или поздно будут осуждены и наказаны Христом, Главой нашей Церкви. Духовные законы никто не отменял!

 

Октябрь 2017 г.

Священная Митрополия Навпакта и Святого Власия

 

 

[1] И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, - прим. пер.



Подписка на новости

Последние обновления

События