Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Преосвященнейший Митрополит Касторийский Серафим

Του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Καστορίας κ.κ. Σεραφείμ

Радуйся о родительнице радости пренебесныя

Χαιροις ω χαράς της επουραωίου γεννήτρια

"Χαίροις ω χαράς της επουρανίου γεννήτρια"

 

 

 И вновь богоносный святитель Иерусалимский Софроний[1] нас таинственно вводит в этот радостный день Благовещения Пресвятой Богородицы. С помощью своего поэтического таланта, а преимущественно благодаря своим богодухновенным устам он нам преподносит благодарственную весть и радостные сообщения.

«Тогда, (то есть с Благовещения Пресвятой Богоматери)- говорит святой отец, - соединились те, которые не соединялись… оказались связанными те, которые не связывались…, с того времени божественное стало человеческим, предстояло человеческому стать во многом божественным…, с того времени Вышний возвещается как смиренный и невидимый становится видимым, и Тот, который является неприступным, соизволил, чтобы к Нему прикасались... и Он, который имеет бессмертное естество, является в смертной плоти, дабы сметное и наполненное страстями человечество смогло бы взойти к светлому бессмертию и бесстрастию».1

Благовещение! «Спасения нашего главизна и от века таинства явление».2 Начало и глава всех Господских праздников, «первых из всех праздников и начало всех благ».3

Благовещение! Праздник радости и духовного радования. Поэтому то  «от радости начинает Ангел радости свое радостное приветствие…Поскольку он знал…что его весть была для всех людей.. Он просвещал бы мир через богопознание..Дабы разрушилась сила тления.. Дабы был спасен человек, который его утратил по причине греха. Поэтому то в качестве введения своего благовещения деве он поставляет радость, а вся взаимная беседа является как бы всемирной радости».4

Позвольте же мне, сегодня, в этот день радости, преподнести вам в качестве любви к вам два радостных приветствия свт. Софрония в честь «блаженной девы и Матери Бога», которая принесла эту радость.

Первое. «Радуйся о родительнице пренебесныя радости» - «Радуйся Ты, которая родила пренебесную радость».5

С того времени, как Она услышала архангельское приветствие началось откровение «таинства от века и всех родов сокровеннаго». Оно является планом Божественной любви для искупления человеческого рода. Это вочеловечение Сына и Слова Божия в пречистой утробе Пресвятой Богоматери. Через Нее совершается исправление Адама и исправляется трагедия праматери Евы.  Ее природа трагическим образом пала,  лишаясь своего богообразия, теперь же она украшается, обретая «древнее благородство и  чистоту и красоту до падения».7

И эта радость, которую принесла Богоматерь миру, принадлежит в первую очередь и преимущественно Той, которая родила эту радость и источник радости. Прп. Никодим Святогорец,  говоря о Пресвятой Богородице, пишет: «Ты единственная, кто был предопределен от века (от создания этого мира), более того даже и прежде веков, дабы стать Матерью Сына Божия, то есть бессеменно зачать во чреве своем и родить всему миру,…эту саму радость и источник и причину всякой радости, то есть Самого Господа нашего Иисуса Христа. Итак, поскольку только ты зачала и родила  саму радость и источник радости, то только о Тебе следует радоваться превыше всего, и Ангелов и человеков».8 Поэтому  и «всякая песнь, приносится имени твоему…,это необходимость быть приготовленным и наученным Радостным приветствием- Радуйся».9

«Радуйся обрадованная». «Потому что твоим служением делу спасения… Ты становишься и являешься сосудом, в которой было принят Тот, кто является принесенным радованием… тобой разделятся радость во всей твари и человеческий род вновь приемлет древнее достоинство (то есть честь, которой он обладал до падения Первозданных людей)».10

«Радуйся орудие радости», - дополняет свт. Андрей Епископ Критский,- с помощью которого разрушено проклятие осуждения…и человеку даровано право на радость».11

Поэтому и тот, кто восхваляет Богоматерь, преисполняется радости. Тишина ее личности умиротворяет души христиан, раздает благодать своего Сына и премирную радость, которая является даром Святого Духа. А для каждого человека:

Это «радость скорбящих и защита обесчещенных».

Это утешение  в скорбях и несчастьях в нынешней жизни.

Это, даже, и гарантия  того, что будут побеждены и преодолены трудности, и будет нами снова обретен смысл нашей жизни, а , следовательно, мы достигнем тишины и радости.

Потому то Ее именуют «Одигитрией», поскольку Она каждому ищущему в этой жизни указывает на путь, который ведет к единственной радости, о которой Сын Божий говорит: «и вашу радость никто у вас не отнимет».12

Второе. «Радуйся, о дивнейшее зрелище .из всех чудес», то есть «Радуйся Ты, Которая из всех чудесных и дивных самое чудное зрелище».13

Чудесен образ Ее зачатия и ее рождения, поскольку посредством благодати Божией совершается, разрешается бесплодие Анны.

Чудесны прообразы Марии Девы, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете, и которые убеждают и доказывают высоту ее миссии для человеческого рода. Неопалимая купина 14, которую узрел на горе Синае боговидец Моисей, это прообраз Приснодевы Марии. Скиния Свидетельства 15 предъизображает одушевленный кивот, который стал жилищем Божества. Всезлатая стамна 16, которое вмещает в себя манну, также предъизображает Приснодеву Марию, которая принесла Хлеб Жизни. Жезл Ааронов, который пророс, трапеза для хлебов предложения, светильник для Скинии Свидетельства, Святая Святых 17, а также и дно Чермного моря и лествица Иакова также являются прообразами таинства Богоматери.

Чудесны Ея жизнь и множество Ее добродетелей. Все ее душевно-телесное существо жило и дышало для Бога. Она подготовила Саму себя как многоценный и позлащенный сосуд для служения Всевышнему. Богоносный святой Иоанн Дамаскин пишет: «Она жила жизнью превышающей естество… всегда возводя свои очи ко Господу…уши же свои к слушанию божественного слова и радуясь кифаре Духа Святого…уста Ее прославляют Господа…чистое и незапятнанное сердце зрит и устремляется к невидимому Богу…,стопы Ее водимы светильником закона Божия…, она (Дева) всецело является градом Божиим».18

Чудесно ее служение превышающему всякое слово воплощению Второго Лица Святой Троицы. «Поскольку Мария, хотя она доставила плоть, достигла нетленного жительства, и поскольку она жила во всякого рода добродетели, то она жила намного выше людей. Поэтому то Отец Бога Слова Ее удостоил того, чтобы от Нее воплотилось Слово и чтобы Оно стало совершенным человеком».19

Так что ее завершающим величием и высочайшей славой является «плод ее чрева», то есть воплощение от Нее Сына и Слова Божия. «Так что же может быть более и величественнее для Нее, - говорит о Пресвятой Деве святой Андрей, епископ Критский, - из того, чтобы называться и быть матерью Бога?»20 «Она есть и именуется Богоматерью….. таинство Богоматери является превышающем всякое человеческое разумение и язык. Богородицей называется рождающая воплощенного Бога. Следовательно, разве существует что-то выше этого?».21

Поэтому  Церковь и чтит и ублажает Ее как «присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего», как «пренебесную радость рождшую и поразительнейшее зрелище из всех чудес».

Сегодня мы празднуем  Благовещение пресвятой Богородицы и воспоминаем спасение всего человеческого рода. Мы празднуем и торжественно справляем одновременно и наш национальный праздник. Мы вспоминаем те пути, которые прошла наша нация, чтобы достичь своего пути к свободе. Наш ум наполняется воспоминаниями о тайных школах, которые оскорбляются в наше время вместе с именами инициаторов восстановления нашей свободы, а также и борцы за нее из среды духовенства и мирян, которые обладали глубокой верой в Бога, любовью к нашему Отечеству и стремлением к обретению ее независимости.

Так воскресла Греция. Так следует идти и нам сегодня, богатым и бедным, возлагая наши надежды не на сильных мира сего, не на наших соседей, которые не желали целостности нашего Отечества, но только на Господа Сил и Взбранную Воеводу нашей нации, Пресвятую Деву, под защитой Которой находилась наш скорбный Эллинизм-Ромейство и тогда и сегодня.

Многая лета, свободных, мирных и преисполненных радости при благословении и предстательстве Пресвятой Богородицы.

http://imkastorias.gr/index.php/o-mitropolitis/2013-09-10-09-20-52/egkyklioi-eorties/item/2506-xairois-o-xaras-tis-epouraniou-gennitria

©перевод выполнен интернет-содружеством Православный Апологет 2017г.

СНОСКИ


1 Αγίου Σωφρονίου Πατριάρχου Ιεροσολύμων, Λόγος εις τον Ευαγγελισμόν της υπεραγίας Θεοτόκου, κεφ. ΙΕ , PG 87C,3233.

2 Απολυτίκιον εορτής.

3 Αγίου Νικοδήμου του Αγιορείτου, εορτοδρόμιον, τομ. Α’, σελ. 379. Όρα και Αγίου Γρηγορίου Επισκόπου Νεοκαισαρείας, Εγκώμιον εις τον Ευαγγελισμόν

της Παναγίας Θεοτόκου και αεί παρθένου της Μαρίας, λόγος β , PG 10,1155Β.

4 Αγίου Σωφρονίου, ο.π. κεφ. ΙΖ , 3236-3237.

5 ο.π. κεφ. ΙΗ , 3237.

6 СМ. Кол. 1,26.

7 Ανδρέα Θεοδώρου, Χαίρε Νύμφη, Ανύμφευτε, εκδ. Αποστολική Διακονία, Αθήνα 1993, σελ. 13.

8 Αγίου Νικοδήμου, ο.π. σελ. 430.

9 Αυτόθι.

10 Αγίου Γρηγορίου Επισκόπου Νεοκαισαρείας, Εγκώμιον εις τον Ευαγγελισμόν της παναγίας Θεοτόκου και αεί παρθένου Μαρίας, λόγος β , PG 10,1157Α.

11 Αγίου Ανδρέου Επισκόπου Κρήτης, Λόγος Ε , Εις τον ευαγγελισμόν της υπεραγίας Δεσποίνης ημών Θεοτόκου, PG 97,893D και 896Β.

12 Иоанн. 16,22.

13 Αγίου Σωφρονίου, ο.π.

14 Исход. 3,2-4.

15 Исход  26,1-37.

16 Исход 16,33.

17. Евр. 9, 1-6

18 Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού, Λόγος ΣΤ , Εις το γενέσιον της υπεραγίας Δεσποίνης ημών Θεοτόκου και αειπαρθένου Μαρίας, ΕΠΕ 9,201-203.

19 Αγίου Γρηγορίου, ο.π. 1156D.

20 Αγίου Ανδρέου Επισκόπου Κρήτης, Λόγος ΙΒ , Εις την κοίμησιν της υπεραγίας Δεσποίνης ημών Θεοτόκου, PG 97,1056D.

21 Βασιλείου Επισκόπου Σελευκείας, Λόγος ΛΘ , Εις τον Ευαγγελισμόν της παναγίας Θεοτόκου, κεφ. 2, PG85,429Β.

 

 

 

 

 

 


[1] Свт. Софроний, патриарх Иерусалмский (560-638). В молодости был учителем словесности (софист). Монашество принял в лавре прп. Феодосия Великого. Долгое время жил в Александри при свт. Иоанна Милостивом. Патриархе Александрийском. В разгар монофелитских споров, стал активным защитником учения о двух волях во Христе, он выступил против монофелита Александрийского патриарха Кира. В 534г. Был избран на Иерусалимскую кафедру. Огромное догматическое значение имеет его патриаршее послание по вступлении на Иерусалимскую кафедру. Оно вошло в деяния  VI Вселенского собора. Большое значение для раскрытия православной веры, ее учения о Втором Лице святой Троице и о личности Богоматери имеет его гомилия на Благовещение.



Подписка на новости

Последние обновления

События