Протопресвитер Василиос Каллиакманис
Святой Никодим Святогорец против отлучения от церкви
В период Турецкого владычества институт Церкви характеризовался суровостью и строгостью. Обладая функцией вождя нации, Церковь являлась единственным рычагом управления в рядах порабощенного народа, способным сохранить социальную связь между христианами. Таким образом, стремясь претворить в жизнь решения церковных судов, институт церкви налагает в качестве епитимии отлучение от Церкви. Это наказание, представляющее собой либо угрозу, либо некую процессуальную, репрессивную или превентивную меру, встречается в синодальных актах, документах патриархии и сигилиях.
В сущности, отлучение от Церкви из церковной епитимии становится административной мерой для достижения социального порядка. Несмотря на его частое применение в темные века Турецкого владычества, оно не было до конца принято сознанием всей Церкви, в результате чего окончательно сошло на нет. Кроме того, оно не вошло в своды церковных законов, эксомологитарии, эвхологии и литургические книги Церкви.
Святой Никодим Святогорец был противником отлучения от Церкви как епитимии, считая его антикаконическим. В частности, он выделял три вида отлучения: 1) святое, 2) каноническое, и 3) “выходящее за рамки канонов-правил”. Кроме того, он разделял отлучение своего времени и того, что применялось в более ранние эпохи. Он считал, что, если ранее отлучение сводилось к запрещению участвовать в Церковных таинствах, то сейчас оно, фактически, является великой анафемой.
В частности, обращаясь к своему двоюродному брату Иерофею, епископу Еврипскому, он рекомендовал ему не прибегать к проклятиям и избегать отлучений, так как это – признак варварства и невежества, запрещаемый святыми канонами. Святой Никодим считал, что задача архиерея – молиться и благословлять свою паству, равно как и ее врагов (согласно евангельскому слову), но не проклинать ее.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
http://www.pemptousia.ru/2015/07/святой-никодим-святогорец-против-отл/